рабочая программа кружковой работы для детей 6-7 лет
рабочая программа

КВИЛЛИНГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvilling_programma_1.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2» г.п. Нарткала

                                                                                                                   

         

         

                                                             

                                                                                 

                                                                                           

                                                                                             

Рабочая программа дополнительного образования

для детей 6-7 лет «Квиллинг».

                                                                                             

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД

                                                                         Подготовила воспитатель:

                                                                                  Хамгокова Лусена Магомедовна

г.п.Нарткала

2023-20234г.

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                      
  1. 1.Актуальность программы
  1. Содержание программы
  1. Цель и задачи
  2. Особенности возрастной группы детей
  3. Содержание деятельности
  4. Условия реализации программы
  5. Ожидаемые результаты
  1. Рабочая программа                                                              

             3.1. Учебный план

             3.2. Учебно - тематический план

             3.3. Календарно – тематический график

  1. Оценочный материал
  2. Методический материал

            5.1. Содержание программы

            5.2. Методическое обеспечение программы

  1. Список литературы

                                                           

  1. Пояснительная записка

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС  следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО  (Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296).

            Одной из целей ФГОС, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

          В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает программа «Квиллинг – волшебный завиток».

   1.1.  Актуальность программы определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей на программы общекультурной направленности.  Квиллинг сейчас довольно популярен, но на уроках технологии ему не уделяется должного внимания. Данная программа актуальна ещё и тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, а также помогает развить мелкую моторику руки, глазомер, усидчивость, аккуратность, внимание.

Отличительными особенностями программы являются:

•        оригинальные авторские идеи по снижению себестоимости готовых поделок,

•        оригинальные идеи по использованию природных и бросовых материалов в оформлении работ, выполненных в техниках бумагокручения,

•        новаторские приемы создания композиций группой воспитанников,

•         изучение истории происхождения и развития  искусства квиллинга, вещей и инструментов, изучение  правил защиты авторских прав на оригинальные идеи и поделки.

        Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

“Квиллинг – волшебный завиток” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: - конструкторское мышление,

             - художественно-эстетический вкус,

             - образное и пространственное мышление.

Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

II. Содержание программы

2.1. Цель и задачи

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Ознакомление детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.                          
  • Обучение учащихся различным приемам работы с бумагой.
  • Формирование умения следовать устным инструкциям.
  • Ознакомление  детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащение словарного запаса ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивать: 

  • внимание, память, логическое и пространственное воображение.  
  • художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, формировать коммуникативные способности детей.
  • Воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям школьников);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).;

         Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6.  Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки, творческие проекты.

2.2. Особенности возрастной группы детей

Программа “Квиллинг”  разработана с учётом особенностей психофизического развития воспитанников,   а также их возрастных особенностей.

Программа рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Группа формируется из детей в возрасте от 6 лет.

        Годовой курс программы рассчитан на 30 часов (1час в неделю).

Тематическое планирование  содержания программы по темам и объему.

1 год обучения

Тема

Всего часов

1

Вводная беседа  

1

2

Материалы и инструменты

2

3

Художественное моделирование и конструирование

18

4

Изготовление цветов и игрушек в разной технике квиллинга

4

5

Изготовление объёмных композиций

4

6

Выставка работ

1

 

Итого:

30

2.3. Содержание деятельности

  1. Вводное занятие.

Теория. Игра с элементами тренинга по сплочению детского коллектива «Как правильно дружить», «Откроем сердце друг другу», «Полслова», «Групповая картина».

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

    Соблюдение правил по технике безопасности. Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Компьютерная презентация «Правила пользования ножницами, карандашом и линейкой». Планы на новый учебный год.

  1. Материалы и инструменты

Теория.  Рассказ «Квиллинг – искусство бумагокручения». История квиллинга. Компьютерная презентация «Красивый квиллинг». Повторение элементов. Беседа. «Из истории происхождения  ножниц, бумаги».

          Инструменты для квиллинга, способы их применения.

          Бумага для квиллинга.

Практика.  Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи руководителя.

         Изготовление бумажных полосок.  Гофрирование бумажных полосок. Изготовление     инструмента для квиллинга.

  1. Знакомство с техникой квиллинга

            Теория.  Методическая разработка по технике квиллинг:

         закрытые формы: «Глаз», «Ромб», «Треугольник», «Капля», «Стрела»;

         открытые формы: «Спиралька», «Сердечко», «Рожки», «Веточка».

Практика. Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

         Практические приемы изготовления закрытых форм

         Практические приемы изготовления открытых форм

         Изготовление простого цветка   с листиками на стебле

         Изготовление махрового цветка с сердцевиной и без сердцевины, на конусе

  1. Художественное моделирование и конструирование

          Теория. Изучение способов конструирования модели из заготовок. Техники выполнения элементов (методическая подборка)

Практика. Руководителю  необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

          Изготовление двойного цветка. Изготовление снежинки.

          Декорирование шкатулок  бумажными лентами, бисером, природным и

          бросовым   материалом. Изготовление открыток к праздникам.

  1. Изготовление цветов и игрушек в разных техниках квиллинга. Изготовление объёмных композиций.

Теория.  Знакомство с профессией дизайнера. Беседа, показ образцов, иллюстраций.

Подготовка к работе, полезные советы.

Работа со схемами (изучение знаков, условных обозначений).

Рассказ о флористике. Природа  в работах  художников, мастеров декоративно

прикладного искусства.

Компьютерные  презентации.

Практика. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  • эскиз
  • воплощение в материале
  • выявление формы с помощью декоративных фактур.

Изготовление композиции «Цветы в корзинке»

Изготовление композиции «Зоопарк»

Изготовление композиции «Пасхальный подарок»

Панно "Зимняя сказка"

  1. Оформление работ

Теория. Беседа “Родословная стеклянной бусинки”. Применение бисера, меха, ткани, пряжи, бросового и природного материала в  оформлении работ;

Знакомство с профессиями швеи, портнихи, мастера декоративно-прикладного творчества. Компьютерная презентация «Изготовление коробочки и фоторамки».

Правила оформления паспарту. Защита авторских прав.

Практика. Изготовление рамки для выполненной работы.

Изготовление фоторамки с использованием национальных узоров.

  1. Творческий проект

Теория. Этапы проекта. Требования к мультимедийному проекту. Папка-копилка «Проектная деятельность»

Практика. Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ на базе школы. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д. Также программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства.

Проект «Подарок ветерану». Защита проекта.

Выставка. Презентация «Квиллинг нашими руками»

2.4. Условия реализации программы

 Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные формы занятий:

- традиционные,

- комбинированные и практические занятия;

- лекции, игры, праздники,

- конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

•        словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

•        наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ -выполнение педагогом (мастер-класс), работа по образцу и др.);

•        практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам, рисункам, фото и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

•        объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

•        репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

•        частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

•        эвристический – проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы её решения;

•        исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

•        фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

•        индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

•        групповой – организация работы в группах;

•        индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Дидактический материал:

журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из бумажных лент и техник работы с другими материалами. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий

2.5. Ожидаемые  результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе

Тема

1. Инструменты и материалы. Игры с элементами тренинга по сплочению детского коллектива. Планы на новый учебный год. Правила техники безопасности. Компьютерная презентация: "Правила пользования ножницами, карандашом, линейкой".

2. Рассказ "Квиллинг - искусство бумагокручения"

(об истории квиллинга) Презентация "Красивый квиллинг"  Повторение элементов.

Беседа: "Из истории происхождения ножниц, бумаги"

Изготовление инструментов, бумажных полос для квиллинга, гофрирование полос.

3. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

4. Приемы  изготовления закрытых форм: "глаз", "ромб", "треугольник", "капля","стрела". Конструирование из закрытых  форм  квиллинга. Открытка ко Дню Учителя.

5. Приемы  изготовления открытых форм: " спиралька ", " сердечко ", "рожки", "веточка".  Конструирование из открытых  форм  квиллинга. . Открытка ко Дню Учителя.

6. Открытка ко Дню Учителя. Вырезание листьев, скручивание  побегов. Завершение формовки листьев. Изготовление основы для открытки. Сборка изделия.

7. Конструирование из открытых и закрытых форм квиллинга. Фоторамка ко Дню Матери.

 Скручивание  деталей для  изготовления корзинки  для цветов.  Изготовление корзинки для цветов.

Изготовление цветов  и игрушек в  разной  технике квиллинга.

8. Изготовление цветов   крокуса с листиками на стебле. Коллективная работа. Сборка композиции из получившихся цветов  "Цветы в корзинке".

9. Петельчатый квиллинг.  Игрушки  для  Ёлки.

10. Скручивание элементов для изготовление снежинок. «Морозное кружево». Изготовление снежинок.

11. Объёмный квиллинг . Коллективная работа. Панно"Зимняя сказка"

Изготовление объёмных композиций

11. Занимательные игрушки - магниты и брелоки.        Объёмные композиции

12. Коллективная работа. Композиция "Зоопарк ".

15. Организация выставок детских работ.

                                          IV. Оценочный материал

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,
– в школе.

• участие обучающихся в конкурсах поделок.

V. Методический материал    

       5.1.Содержание программы

Вводный блок

1. Инструменты и материалы.

Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.

Материал — бумага

2. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.

Конструирование

3. Вырезание полосок для квиллинга.

4. Основные правила работы. Разметка.

5. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.

6. Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Применение формы в композициях.

7. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Технология изготовления. Применение формы в композициях.

8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.

Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.

Изготовление цветов в технике квиллинга

9. Изготовление простых, несложных цветов.

Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.

10. Изготовление бахромчатых цветов.

Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками.

11. Коллективная работа. Композиция из цветов.

Педагог дает задание для коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”.

Изготовление объёмных композиций

12. Базовые формы.

Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.

13. Занимательные игрушки. Объёмные игрушки

Создание объёмных композиций и игрушек в технике «квиллинг».

14. Коллективная работа. Композиция.

Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных.

Праздники и подготовка к ним.

15. Изготовление сувениров к праздникам.

16.Посещение выставок прикладного творчества.

5.2. Методическое обеспечение программы

Для занятий в кружке необходимо иметь:

- цветную бумагу, наборы бумажных полос разного цвета и размера;

 - картон белый и цветной, гофрированная бумага;

- шаблон-линейка;

- формы для выдавливания;

- клей (наилучшим является клей ПВА).

Инструменты:  

- шило для квиллинга,

- ножницы,

- карандаши простые,

-  линейка,

- кисточки для клея, -

 - салфетки,

-  клеенка,

- пинцет;

- образцы работ, схемы, шаблоны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружковой работы по ПДД

Тематический план кружка по изучению ПДД...

Рабочая программа . Кружковая работа 1кл.

Живопись, аппликация,новогодние плакаты, бумажная пластика....

Рабочая программа кружковой работы "Памятники природы Адыгеи"

Рабочая программа кружковой работы "Памятники природы Адыгеи" 7-8 классов...

Рабочая программа кружковой работы по степ-аэробике "Здоровячок"

Рабочая программа кружковой работы по степ-аэробике "Здоровячок"...

Рабочая программа (кружковой работы) «ТРОПИНКА К ЗДОРОВЬЮ» (ЗОЖ) средний дошкольный возраст

Приобщение дошкольников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на в...

Рабочая программа кружковой работы по английскому языку "Good morning"!

рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе . Планирование составлено на основе: методических рекомендаций для учителей иностранного языка в младших классах по формированию межкул...

Рабочая программа кружковой работы по футболу

Рабочая программа кружковой работы по футболу...