Мероприятие профориентационной направленности
план-конспект занятия (7 класс)

Сырова Наталия Андреевна

Мероприятие для проведения в 6-8 классах, поможет учащимся в определении профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_proforientatsii.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по профориентационной направленности на тему:

«Старт в профессию»

Цель урока: расширить знания в области профориентационной деятельности посредством содействия профильному и профессиональному самоопределению обучающихся 

Задачи:

1. Расширить знания учащихся о многообразии профессий.

2. Познакомить обучающихся с престижными, редкими и новыми профессиями, охарактеризовать предмет труда каждой профессии.

3. Развивать коммуникативные способностей учащихся и умение работать в группе.

4. Побуждать учащихся к осознанному профессиональному выбору.

Ход урока

Слайд 1. Здравствуйте, ребята. Наше сегодняшнее занятие посвящено очень интересной теме, связанной с выбором профессий. Тема «Старт в профессию».

Выбор профессии всегда является одним из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Слайд 2. Определение понятия «профессия». Количество профессий в наши дни огромное количество и их число постоянно растет.

Давайте вспомним некоторые из них. Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я сейчас буду зачитывать.

  1. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
  2. Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)
  3. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)
  4. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)
  5. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
  6. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)
  7. Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, пневматический кран, вагоны, ответственность. (Машинист локомотива)
  8. Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счет. (Контролер банка)
  9. Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)
  10. Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, кельма (лопаточка с изящно изогнутой ручкой), стена, кладка. (Строитель)
  11. Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент. (Слесарь-сантехник)

Как не потеряться в этом огромном мире, как найти свою нишу, где будет хорошо и тебе и обществу? Важность выбора профессии стоит в том, как выбрать правильную профессию так, чтобы в ней реализовались способности и возможности человека, а также получить удовлетворения от своего труда.

У вас на столах шаблоны, сейчас вам нужно заполнить первую колонку, где укажите профессию, которая наиболее вам близка. Для того, чтобы было проще выбрать, давайте рассмотрим существующие типы профессий.

  • «Человек - человек»:

Сюда входят самые гуманные профессии, основанные на общении и взаимопонимании. Например, учитель, врач, юрист, нотариус, адвокат, менеджер, администратор, диспетчер, продавец, официант, парикмахер, проводник, повар, стюардесса, экскурсовод и другие.

Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к окружающим - качества, которые должны присутствовать у этих специалистов. К тому же они должны обладать повышенным самоконтролем, устойчивостью к стрессам.

Все многообразие профессий типа «человек-человек» можно разделить на несколько направлений:

  • воспитание и обучение;
  • здравоохранение;
  • организация и управление;
  • правовая защита;
  • торгово-сервисное обслуживание;
  • культурно-просветительская работа.
  • «Человек-техника»

Это профессии, которые ориентированы на создание, использование и обслуживание различных технических устройств. Техника – это все разнообразие машин и механизмов, которые применяет человек для облегчения и ускорения своей деятельности. Выбирая техническую специальность, необходимо помнить о предполагаемых особенностях характера человека, работающего с техникой, таких как развитое пространственное и конкретное мышление, точность и аккуратность, хорошее зрение. К этому типу относятся профессии: водитель, машинист экскаватора, слесарь, монтажник, техник, инженер-конструктор и многие рабочие специальности.

  • «Человек - знаковая система»

Для производства любого продукта необходимы три компонента: вещество, энергия и информация. Знаки являются средством информации, которой обмениваются люди в процессе жизнедеятельности. Условно тип профессий «человек - знаковая система» можно разделить на следующие направления.

  • Работа со словами, текстами, книгами, связанная с языком (корректор, лингвист). Эта работа требует усидчивости, умения чётко выражать свои мысли.
  • Работа с цифрами, формулами, знаками (физик, бухгалтер, фармацевт). Для них необходимы такие качества, как терпение, аккуратность, организованность, склонность к выполнению рутинных операций и в то же время умение принимать нестандартные решения.
  • Работа с изображениями, схемами, картами (диспетчер). Эта профессия связана с составлением или использованием географических карт, графиков, чертежей. Здесь требуется умение перевести условные знаки в образы реальных предметов и наоборот. Для таких работников необходимы наблюдательность, внимание к самым незначительным изменениям. Если вам нравятся такие предметы, как география, черчение, то эта работа для вас.
  • Работа с компьютером, информационными системами, в сети Интернет (оператор ПК, программист). Круг профессий, для которых необходимо знание компьютера, постоянно расширяется. Если вам интересно на уроках математики и информатики и вы знаете, что компьютер – это не только устройство для игр, а ещё у вас есть опыт работы в Интернете, то эти профессии могут вас заинтересовать.
  • «Человек – природа»

Выбирая профессию, связанную с преобразованием, природы, её использованием, человек берёт на себя ответственность за будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и последующих поколений. В подобных профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условия. К этой категории относятся профессии: физиолог, микробиолог, садовник, цветовод, декоратор, ветеринарный врач, геолог, эколог, технолог пищевой промышленности, фермер, зоолог, метеоролог.

  • «Человек – художественный образ»

Данная группа включает в себя профессии, связанные с искусством, творчеством, вдохновением. Предметом труда для людей этих профессий является художественный образ, целью – достижение эстетики в окружающем мире.

Среди этой группы можно выделить следующие направления:

  • Организаторские (режиссер, балетмейстер);
  • Собственно творческие, созидательные (писатель, живописец, актер, композитор);
  • Исполнительские (кондитер, портной);
  • Исследовательские (искусствовед, театровед, реставратор).

Итак, сделайте свой выбор. Если тяжело выбрать конкретную профессию, можно выбрать хотя бы тип профессии.

При выборе профессии необходимо учитывать физические способности. По данным социологов буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают ошибку.

Выбирая профессию также необходимо учитывать и психологические особенности личности, к которым относят темперамент и характер.

Существует 4 вида темперамента:

Меланхолик. Слабый тип, характеризуется слабостью процессов торможения и возбуждения (аналитик, художник, поэт, музыкант, скульптор).

Холерик. Сильный, неуравновешенный тип. У него сильный процесс возбуждения и относительно слабое торможение (водитель, летчик, социолог, репортер).

Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный тип (подходит любой вид трудовой деятельности +руководитель).

Флегматик. Сильный, уравновешенный, но с инертными процессами (спокойная работа: цифры, офис, документы, техника).

Ребята, а знаете ли вы свой вид темперамента?

Учитель предлагает учащимся тест с выбором 1 ответа (распечатывает, читает устно или выводит на экран).

Тест «Какой у тебя темперамент?»

1. Какой у вас характер?

А) спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, миролюбивый.

Б) Робкий, застенчивый, обидчивый, впечатлительный, нерешительный.

В) Энергичный, неугомонный, шаловливый, горячий, задиристый.

Г) Жизнелюбивый, оптимистичный, компромиссный, общительный, склонный к риску.

2. Какие эмоции вы наиболее часто испытываете?

А) спокойствие, бурных реакций нет.

Б) Страх

В) Гнев, бурные эмоции

Г) Положительные эмоции, много смеюсь.

3. Какие игры вам нравятся?

А) уединенные, тихие, спокойные.

Б) уединенные, тихие; подвижные и шумные – только с близкими.

В) азартные, шумные, подвижные, даже агрессивные.

Г) всякие, но чтобы было весело.

4. Как реагируете на наказание?

А) практически без эмоций

Б) негативно, с обидой

В) на словесные – спокойно, на другие – с бурным протестом.

Г) спокойно.

5. Как ведете себя в неожиданных ситуациях?

А) малоэмоционально

Б) пытаюсь избежать этой ситуации (инстинкт самосохранения)

В) пытаюсь сопротивляться (потребность борьбы)

Г) проявляю любопытство (выраженное позитивное отношение)

6. Насколько вы общительны?

А) предпочитаю уединение

Б) предпочитаю  уединение, общителен только с близкими.

В) нуждаюсь в зрителях и сподвижниках

Г) люблю общество и взрослых, и детей, знакомлюсь быстро.

7. Особенности памяти

А) Запоминаю медленно, но запоминаю и почти не забываю целое (хорошая долговременная память)

Б) запоминаю по-разному, больше вникаю в мелочи (неуверенность в себе мешает долговременной памяти, а то, что много отвлекаюсь, - кратковременной)

В) быстро запоминаю детали, но быстро забываю (кратковременная память хорошо развита, долговременная – в зачаточном состоянии)

Г) быстро и легко схватываю целое и долго помню (хорошая долговременная и кратковременная память)

8. Как усваивается новое?

А) медленно, зато обстоятельно

Б) зависит от обстоятельств

В) схватываю на лету, но быстро забываю

Г) быстро и легко

9. Утомляемость:

А) очень низкая, почти не устаю

Б) высокая, любая деятельность вызывает упадок сил

В) иногда средняя, а иногда высокая, зависит от моих эмоций

Г) средняя, устаю соразмерно деятельности

10. Особенности речи:

А) медленная, без жестов, невыразительная

Б) тихая, но выразительная

В) речь эмоциональная, отрывистая, быстрая;

Г) с жестами и мимикой, выразительная, живая

11. Движения:

А) солидные, неторопливые, нерасторопные

Б) суетливые, неточные, неуверенные

В) резкие, порывистые

Г) ритмичные, точные, уверенные

12. Привыкание к школе:

А) боязнь нового, нежелание перемен, долгая адаптация

Б) долгое привыкание, трудная адаптация

В) легкое привыкание к новой обстановке,

Г) адаптация легкая и быстрая

13. Особенности сна:

А) засыпаю быстро, сплю спокойно.

Б) укладываюсь спать долго, но засыпаю быстро.

В) засыпаю долго и трудно.

Г) засыпаю быстро, сон крепкий.

Результаты: Подсчитайте количество ответов А, Б, В и Г.

Большинство ответов А  - ФЛЕГМАТИК

Большинство ответов Б – МЕЛАНХОЛИК

Большинство ответов В- ХОЛЕРИК

Большинство ответов Г – САНГВИНИК

Ребята самостоятельно по результатам определяют тип своего темперамента.

Запишите в шаблон во вторую колонку свой тип темперамента.

Холерический темперамент и профессия

1. Деловые качества

Работники-холерики наименее подвержены стрессам, энергичные. Даже если у них на работе сложилась напряжённая обстановка, они очень быстро восстанавливают силы и вновь рвутся в бой. Чаще всего холерики являются прекрасными лидерами, поэтому они могут легко и эффективно руководить любыми процессами – из них получаются самые хорошие, хоть и строгие, начальники. Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где требуется повышенная концентрация, внимание и энергичность. Этот тип темперамента выделяется большой устойчивостью к стрессам. Но жестоко заставлять холерика выполнять монотонную и однообразную работу. Хроническая усталость наступит не из-за объема работ, а из-за постоянной необходимости сдерживать свою кипучую энергию

2. Рекомендуемые профессии

Им подойдут те профессии, которые требуют кипучей энергии и повышенной концентрации внимания: телерепортёр, артист, товаровед, дипломат, снабженец, журналист, предприниматель, лётчик, хирург, диспетчер, тренер, водитель, менеджер, режиссёр, строитель, повар, геолог, следователь, электрик.

3. Противопоказанные профессии

Холерический темперамент и профессия, которая требует однообразной и монотонной работы, несовместимы: от неё энергичные и стремительные холерики просто зачахнут: библиотекарь, бухгалтер, флорист.

Флегматический темперамент и выбор профессии

1. Деловые качества

Главная черта флегматиков, которая делает их наиболее сильными, – это медлительность. В возникших на работе стрессовых ситуациях только флегматики способны совершенно спокойно проанализировать сложившееся положение и принять самое верное решение. Они долго «раскачиваются», но порученное задание будет выполнено идеально. Однако больше или лучше того, что от них требуют, они делать не будут.

Флегматик способен решать задачи в сфере организации и управления, но с большей склонностью к стратегической деятельности. Для флегматика противопоказаны как долгие колебания, так и поспешность в ответственный момент. Обстоятельность тяжелого на подъем флегматика сослужит службу в деле, где нужны педантичность, умение углубиться, сосредоточиться. Предпочитает профессии, где «не горел бы на посту», а работал спокойно, без рывков. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость, необходимые профессиональные качества ученого, исследователя. У флегматиков,  на первый взгляд,  отрицательная черта – медлительность – делает их очень сильными. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение незаменима в стрессовых ситуациях.

Флегматик

  • неторопливый и скрупулезный;
  • всегда достигает результата за счет железного упорства;
  • не терпит спешки;
  • безынициативный;
  • не любит суету и перемены мест;
  • обращает внимание на каждую мелочь;
  • доводит любое дело до совершенства, если ему позволит время.

С первого взгляда кажется, что медлительный человек – это не плюс для будущей профессии. Тем не менее, отсутствие спешки для флегматика – это его сильная сторона. Анализировать ситуацию, не паникуя, находя решения в сложных вопросах, способен только флегматик. В связи с такими особенностями характера флегматик без лишней суеты может стать прекрасным врачом-терапевтом, главным бухгалтером, научным сотрудником или экономистом. Также ему легко добиться карьеры профессора физики или математики, но абсолютно претит быть ведущим шоу, дирижером или коммерсантом. Профессии, требующие эмоциональных перегрузок, физической активности, скорости принятия решений, флегматика будут тяготить.

2. Рекомендуемые профессии

Флегматики наиболее продуктивны в монотонной и однообразной работе, точных науках: механик, работник сельского хозяйства, электрик, инженер, врач-терапевт, агроном, водитель, экономист, ботаник, физик, астроном, математик.

3. Противопоказанные профессии

Флегматический темперамент и выбор профессии, которая потребует яркой, публичной жизни, – ошибочная комбинация, которая измучает в конце концов размеренного и тихого флегматика. Ему категорически противопоказаны следующие профессии: хирург, менеджер, артист, телерепортёр, дирижёр, бизнесмен.

Профессия по темпераменту для сангвиников

1. Деловые качества

Сангвиник рождён для того, чтобы занимать должности руководителя. Именно из них получаются самые приятные и душевные начальники. Это всегда очень расчётливый человек, который умеет уговорить и расположить к себе. Единственное, что может вызвать у них ступор – это некоторые технические моменты, в которых они совсем не сильны.

Однако такие профессии, как делопроизводитель, бухгалтер, радиомонтажник, архивист, реставратор ему совсем не подходят. Для сангвиников можно рекомендовать яркие, живые профессии, которые требуют общения с другими людьми, открытие новых горизонтов и проявления креативности

2. Рекомендуемые профессии – это работа психолога, директора предприятия, менеджера среднего или высшего звена, учителя, организатора мероприятий, официант, врач, психолог, воспитатель, продавец, инженер-технолог.

3. Противопоказанные профессии

Монотонная и конвейерная работа, которая будет требовать постоянного внимания, явно не для сангвиников. Так что некоторые профессии можно сразу исключить: ткач, делопроизводитель, бухгалтер, мастер-часовщик, радиомонтажник, библиограф, архивист, реставратор.

Меланхолический темперамент и профессия

1. Деловые качества

Меланхолики любят работать в одиночестве. Эти люди очень эмоциональны и чувствительны, а потому легко улавливают тонкости в поведении окружающих людей. Они прекрасно способны чувствовать искусство, музыку, литературу. Они наблюдательны. Меланхолики впадают в депрессию от малейшей неудачи, они очень тревожны и часто беспричинно печальны и грустны. Ему больше подходит работа точная, в сочетании с дипломатичностью в отношениях с людьми. Чуткий, боящийся «открыть свое лицо» меланхолик, больше чем кто-либо, может быть ответственен за исполнение задания, предполагающего высокую работоспособность и спокойную обстановку.

Меланхолику нельзя работать с людьми. Он не выносит постоянного общения. Ему приятнее проводить время с такими молчаливыми предметами, как компьютер. Меланхолику опасно для жизни (своей и окружающих) быть водителем автобуса или подъемного крана. Меланхолик в любой момент может задуматься, потерять концентрацию внимания, что повлечет за собой страшные аварии. Хирург, спасатель, летчик, диспетчер – это тоже смело можно исключать, потому что нервные и физические перегрузки могут серьезно пошатнуть здоровье меланхолика. Наиболее рекомендуется ему работать педагогом, деятелем искусств, художником, композитором, писателем, ветеринаром, агрономом.

2. Рекомендуемые профессии

Меланхоликам нужно выбирать профессии, которые обеспечат им спокойную и безопасную обстановку, не требующей от них частой перемены деятельности или быстрой реакции, Меланхоликам не следует выбирать напряженную работу, с повышенной концентрацией внимания:

педагог, художник, модельер, дизайнер, композитор, писатель, геолог, ветеринар, агроном, зоотехник, бухгалтер, токарь, слесарь, радиомеханик.

А теперь запишите в шаблон в третью колонку ту профессию, которая вам наиболее близка по типу темперамента. Совпали у вас профессии, которые вы выбрали в начале и в конце урока? Если да, то это очень хорошо, если нет, не расстраивайтесь! Выбор профессии не всегда бывает быстрым. Важно этот выбор сделать правильным для себя, чтобы потом не разочароваться.

И в итоге, наверное, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак? И ответы на эти два вопроса каждый из вас должен найти сам.

Хочется, чтобы вы помнили: «Мир профессий многообразен!». Иногда может помочь совет взрослых. Но бывает и так, что вы сами лучше понимаете себя, свои подлинные интересы, чем даже самые знающие, опытные и любящие вас люди. Самостоятельность как раз и проявляется в том, чтобы знать, когда последовать совету старших, а когда во что бы, то ни стало настоять на своём. Ведь это вам работать, вам жить в том профессиональном мире, который вас ждет в ближайшем будущем.

Шаблон

Профессия/тип профессии на выбор

Тип темперамента

Профессия в соответствии с типом темперамента


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проведению мероприятий профориентационной направленности

Презентация содержит материал профориентационной направленности. Слайдовое оформление можно использовать для проведения классных часов и внеклассных мероприятий для старшеклассников....

Внеклассное мероприятие профориентационной направленности"Моя будущая профессия".

Данное мероприятие способствует развитию познавательного интереса воспитанников к выбору профессии....

Внеклассное мероприятие профориентационной направленности "Моя будущая профессия". (9-й класс) (диспут с игровыми элементами)

Мероприятие для обучающихся выпускных классов коррекционной школы-интерната по профориентации....

Внеклассное мероприятие профориентационной направленности "Моя будущая профессия". (9-й класс) (диспут с игровыми элементами)

Материал по профориентации поможет будущим выпускникам коррекционной школы выбрать правильное направление в овладении той или иной профессией....

Технологическая карта внеклассного мероприятия профориентационной направленности по разделу «Литосфера»

Цель внеклассного мероприятияПознакомить учащихся с редкими профессиями по географии в разделе «Литосфера»Задачи внеклассного мероприятия: – обучающие 1 - дать представление уча...

Разработка воспитательного мероприятия профориентационной направленности "Наша дорога в завтра"

сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности; формирование положительного отношения к осознанному, профессиональн...