Роль классного руководителя и специалистов сопровождения детей, нуждающихся в особой поддержке
материал

Газдиева Наталья Михайловна

Связь поколений X, Y, Z.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя и специалистов сопровождения детей, нуждающихся в особой поддержке

Учитель: Газдиева Н.М.

Классный руководитель как координатор взаимодействия со всеми участниками воспитательного процесса. Два года я являлась классным руководителем в классе коррекционно-компенсирующего обучения, в котором обучались «трудные» дети. Интуиция и дети подсказали мне попробовать игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях. Через игру ребенок познает окружающий мир как в тематическом отношении, так и в социальном. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Для получения значительного результата воспитания необходима продуманная и заранее спрогнозированная работа, в которой каждое действие планируется и анализируется, а алгоритм возможного результата делается разветвленным. Возможность именно такой работы дает воспитательная программа класса. Применяя ее, мы используем инновационный ресурс в воспитании.

Программа – это содержание деятельности по достижению цели. Каждая воспитательная программа создается с учетом индивидуальных особенностей детей, класса в целом. Но главная ее ценность заключается в том, что она позволяет сделать главным средством «воспитания» – разумно организованное общество, содружество детей и взрослых, связанных едиными целями и задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Классный руководитель является координатором работы всех участников воспитательного процесса, слаженная работа которых дает положительную динамику в развитии подростков.

Педагог-психолог помогает мне корректировать не только поведение детей, но и взаимоотношения в их семьях. Медработник может не только вовремя обратить внимание на проблемы со здоровьем ребенка, но и помочь вскрыть проблемы детско-родительских отношений. Большую помощь в работе с классом мне оказывала инспектор ПДН Клепикова Н.С., встречавшаяся с детьми практически каждые две недели. Часто осознание того, что информация идет от представителя правоохранительных органов, действует эффективнее любых слов. Программа также позволяет систематизировать работу по достижению основных воспитательных целей, поставленных классным руководителем. Как уже было сказано, основной упор в воспитательных мероприятиях делался на игровые технологии, которые смогли оживить даже самые серьезные темы. Игра – это своеобразный «доктор», который лечит апатию и низкую мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность.

 Игра позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения «дремлют»: воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в воспитании. В программе делался акцент на развитие навыков практической деятельности, так как она в большей степени для моих детей способствовала созданию ситуации успеха. Очень важно в работе классного руководителя подключать кадровые ресурсы школы. Большую помощь в моей работе оказывает социальный педагог Блинникова З.В. Совместно с ней мы проводим разнообразную работу с «трудными» детьми и их родителями. Также в нашей школе существует интересная, на мой взгляд, практика объединения нескольких классных руководителей при условии работы их в данных классах как учителей – предметников для совместных выходов в особо проблемные семьи. Умелое взаимодействие классного руководителя с педагогами дополнительного образования - один из ключевых аспектов в воспитании. Все дети моего класса получают дополнительное образование как в школе, так и за ее пределами. Мальчики с удовольствием посещали занятия русской лаптой и футболом, проводимые педагогом нашей школы Л. Р. Тюриковой, которая занимается не только вопросами физического развития детей, но и воспитания в целом и оказывает содействие в решении вопросов занятости «трудных» подростков.

Не менее эффективно привлечение педагогов дополнительного образования. Девочки начали посещать спортивные секции вне школы. Перед ними открылись новые возможности и перспективы, а общение с новыми людьми способствовало развитию коммуникативных навыков. Работа с родителями – еще одно направление, структурировать которое помогает воспитательная программа. Правильная организация работы с родителями – залог успеха работы классного руководителя. Каждый родитель должен осознать, что он главный воспитатель своего ребенка, соратник и помощник классного руководителя. Только четко видя задачи и позицию классного руководителя, родители вспомнят о своих детях и начнут оказывать реальную помощь. Спланированные и продуманные совместные действия многих людей, направленные на воспитание класса, дали результаты. Дети начали участвовать в жизни школы. Программа позволяет диагностировать и дает четкую оценку достижений воспитанников. По большинству показателей наблюдается рост, отдельные показатели воспитанности остаются на прежнем уровне.

 Мониторинг уровня воспитанности показывает, что максимальный результат – средний уровень воспитанности. Это определяет дальнейшую перспективу работы с детьми. Самыми сложными вопросами остаются социальная активность, автономность, отношение к искусству и потребность в нем. Воспитание – сложный многогранный процесс, осуществляемый многими людьми одновременно, результат которого отсрочен во времени, а классный руководитель является координатором воспитательной деятельности и его роль важна. На мой взгляд, ни один воспитательный ресурс по отдельности не может дать четкий устойчивый результат.

Хочется надеяться, что слаженная совместная деятельность позволит детям моего класса по окончании школы не просто стать частью современного общества, но и занять в нем достойное место, на то, что, став взрослыми и создав свои семьи, они смогут избежать ошибок родителей, а их дети уже не попадут в категорию «трудных». Это и будет лучшим показателем работы классного руководителя, сумевшего объединить вокруг себя единой воспитательной целью множество неравнодушных к детям людей. Работа с обучающимися «группы риска»

 1. Систематический контроль за посещаемостью уроков и учреждений дополнительного образования - ежедневно.

 2. Своевременное информирование родителей об успеваемости и пропусках уроков - регулярно.

3. Связь с учителями-предметниками по поводу успеваемости, дисциплины на уроках, опозданий - регулярно.

 4. Профилактические беседы с учащимися и их родителями - постоянно.

 5. Привлечение учащихся к участию в классных и общественных делах - согласно плана классного руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Роль классного руководителя в организации эстетического просвещения детей и родителей

Описание опыта работы с учащимися детской музыкальной школы и их родителями...

Роль классного руководителя в организации педагогической поддержки учащихся в профессиональном выборе

 В связи с развитием новых технологий, ростом благосостояния людей и потребностей общества возникают новые виды деятельности человека, изменяются старые, получая другие названия. У учащихс...

Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся.

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся....

Роль классного руководителя в воспитании детей Из опыта Чжань Т.А.

Обмен опытом классного руководителя. Любой классный руководитель должен стремиться изучить и понять каждого ребенка, его проблемы и особенности развития......