РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, в том числе, нуждающихся в особой поддержке
статья

ВОПИЛОВА СВЕТЛАНА ГЕННАДЬЕВНА

В школе и, соответственно, в детском классном коллективе формируются социальные отношения между детьми, организуется познавательная и воспитывающая деятельность. И за каждым классом в школе закреплен наставник – классный руководитель, который прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса и выступает и как организатор воспитательной деятельности. Классный руководитель осуществляет заботу о социальном благополучии учащихся, участвует в организации досуга детей, работает над сплочением классного коллектива, создает условия для формирования особой эмоциональной атмосферы класса.

Главная миссия классного руководителя в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это социализация ребёнка с ОВЗ, вовлечение его в полноценную школьную жизнь с учётом его возможностей для того, чтобы показать его нужность и значимость в обществе, что он такой же, как все. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, в том числе, нуждающихся в особой поддержке (с ФКР)

(выступление в ИРО Кировской области)

                                                           

Вопилова Светлана Геннадьевна, учитель,

                                                            классный руководитель КОГОБУ ШИОВЗ пгт Кумены

Кировская область

Класс   в школе является одним из структурных элементов. В школе и, соответственно, в детском классном коллективе формируются социальные отношения между детьми, организуется познавательная и воспитывающая деятельность. И за каждым классом в школе закреплен наставник – классный руководитель, который прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность обучающихся своего класса и выступает и как организатор воспитательной деятельности. Классный руководитель осуществляет заботу о социальном благополучии учащихся, участвует в организации досуга детей, работает над сплочением классного коллектива, создает условия для формирования особой эмоциональной атмосферы класса.

Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Среди моих учеников есть дети-инвалиды, есть и состоящие на учетах (отклонения в поведении).

Главная миссия классного руководителя в моей школе – это социализация ребёнка с ОВЗ, вовлечение его в полноценную школьную жизнь с учётом его возможностей для того, чтобы показать его нужность и значимость в обществе, что он такой же, как все.  Классный руководитель формирует такой микроклимат в классе, который бы способствовал тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно.

Количество детей с ОВЗ, в том числе и детей – инвалидов растет. Классный руководитель организует работу с детьми с особыми образовательными потребностями через индивидуальный подход с учетом состояния здоровья и специфики психики ребенка. В условиях школы-интерната он играет большую роль в формировании личности ребенка, раскрытии его способностей, самобытности, потенциальных возможностей, а также в защите прав и отстаивании интересов ребенка.

Итак, процесс воспитания и обучения строится с опорой на индивидуальные особенности ребенка, учитывается темп его работы, способности. Обычный ребенок (с интеллектуальной нормой) сам справляется с восприятием и осмыслением учебного материала, получаемой информации, окружающей действительности. А ребенок с ОВЗ требует от педагога повышенного внимания, ведь ему нужна особая подача, организация этой подачи учебного и воспитательного задания. Именно поэтому в процессе обучения и воспитания ребенка с ОВЗ роль учителя и классного руководителя чрезвычайно высока, важна и значима.

В своей работе как классный руководитель стараюсь организовать работу с детьми так, чтоб они принимали участие в мероприятиях разнообразной направленности, чтоб могли раскрывать свои таланты, способности (или по крайней мере приняли участие в предлагаемых мероприятиях!), чтоб показать ребенку его значимость и нужность в обществе (что он не хуже других справляется с заданиями).

Обязательно вовлечение в кружковую, досуговую деятельность.

Важная составляющая работы классного руководителя с ребенком с ОВЗ – мероприятия, направленные на коррекцию поведения, воспитание учебной, поведенческой дисциплины, формирование гуманного, толерантного отношения к окружающим. Такая работа направлена на социализацию детей с особыми образовательными потребностями, включает профилактические мероприятия, предупреждающие совершение детьми негативных, в том числе противоправных действий. Обязательно принимается во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфика семейных обстоятельств.

Успешная работа классного руководителя кроме непосредственного наблюдения, общения, работы с самим ребенком сочетает в себе взаимодействие с родителями – индивидуальные консультации, беседы, совместное решение различных ситуаций, совместный поиск этих решений и, возможно, оказание помощи в воспитании детей.  Здесь особая роль классного руководителя состоит в том, чтобы, повышая педагогическую культуру родителей учащихся, добиваться единства в воспитательной деятельности школы и семьи.

Классный руководитель координирует работу и со специалистами сопровождения, с педагогами, работающими с классом, то есть является связующим звеном между ребенком и специалистами, родителями. 

В инклюзивном образовании ребенка с ОВЗ главное для классного руководителя – ОБЕСПЕЧЕНИЕ получения особым ребенком социального и образовательного опыта наряду со своими сверстниками.

Доступными и корректными средствами классный руководитель согласовывает учебно-воспитательную работу учителей, преподающих в классе; формирует коллектив обучающихся и направляет его работу; координирует совместную деятельность учителей и коллектива учащихся; собственными силами, привлекая всех учителей и специалистов со стороны, проводит внеклассную воспитательную работу; организует и регулирует многосторонние связи класса с внешним миром.

В условиях инклюзивного образования одной из ключевых задач классного руководителя является выстраивание такого воспитательного пространства, чтобы ребенок с особыми образовательными потребностями не стал изгоем в классном коллективе, смог благодаря выстроенной траектории индивидуальной образовательной программы удовлетворить свои потребности в воспитании, обучении и развитии.

Конечно же важно формировать в классном коллективе такой микроклимат, чтоб все дети, а особенно дети с ОВЗ, чувствовали себя комфортно.

Организация воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ должна быть направлена на социализацию, развитие и совершенствование положительных качеств личности. Классный руководитель организует или создает такие педагогические ситуации, в которых ребенок с особыми образовательными потребностями получает возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности, полезности. Через опору на различные виды деятельности классный руководитель ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей – Отечество, Семья, Человек, Мир, Труд, Здоровье, Знания.

И в заключении: Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, где координатором выступает классный руководитель – это педагог, наставник, который организует жизнь вверенного ему класса,  подбирая определенные методы и средства, насыщая ее ценностями для достижения главной цели – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе, воспитание Человека и Гражданина. 

На Всероссийском Форуме Классных Руководителей, на который мне посчастливилось попасть, рассматривались различные вопросы, качающиеся работы классного руководителя: проводились круглые столы, дискуссии, на которых были затронуты темы инклюзии, взаимодействия классного руководителя и специалистов сопровождения, взаимодействия с родителями.

О роли классного руководителя в процессе формирования личности ребенка  (с ОВЗ), о помощи семьям таких детей, о службе примирения, о роли других служб в профилактике девиантного поведения детей - круглый стол «Роль классного руководителя и специалистов сопровождения детей, нуждающихся в особой поддержке»       ФКР 2022г, 23октября

https://vk.com/video-204936543_456245871?list=267a89148be9efe52b

О включении ребенка с ОВЗ в учебный процесс обычной школы (инклюзия) – главная цель – дать образование, чтобы мог включиться в дальнейшую жизнь. Изучать особые образовательные потребности. При необходимости, при выявлении возможность обратиться к директору, к специалистам для работы с таким ребенком. Оказание поддержки семье такого ребенка, рекомендации. О толерантном отношении к таким детям (родители часто не имеют возможность возить своего ребенка далеко в специализированную школу):  1) изменить свое отношение к ребенку;  2) организация совместной деятельности; 3) есть методические рекомендации, разработки мероприятий совместно с родителями, сайт Института коррекционной педагогики;  4) индивидуальный подход, индивидуальное включение ученика в учебно-воспитательный процесс. Выстраивание индивидуальной судьбы в группе других, очень разных детей– в руках классного руководителя!         5) как классному руководителю учесть индивидуальные особенности особого ученика – ответы в видео с ФКР  Круглый стол «Классный коллектив: искусство инклюзии»  https://vk.com/wall-204936543_170521

Классный руководитель оказывает поддержку ребенку в преодолении трудностей, находит в ребенке те ресурсы, которые помогут ребенку комфортно адаптироваться  Помогает ребенку и его родителям выстраивать индивидуальную траекторию развития.

Круглый стол «Разговоры о важном».
https://vk.com/wall-204936543_170382

Спектакль-дискуссия «Один» Елизаветы Кочетковой – о проблеме буллинга в учебных заведениях.
https://vk.com/wall-204936543_169856

Круглый стол «Профориентация»
https://vk.com/wall-204936543_169287

Мастер-класс «Организация воспитательного события в школе»
https://vk.com/wall-204936543_169574

Коллеги! Предлагаю завершить наш разговор о важной роли классного руководителя в жизни детей добрыми пожеланиями!

 Для создания творческой атмосферы, позитивного настроя, пожелания добра предлагаю каждому из вас сделать «Самолётик пожеланий». Когда будут сложены самолетики, необходимо на их крыльях записать свои пожелания коллегам. Затем отправьте в полет, поднимите находящийся рядом самолетик и зачитайте написанное на его крыльях пожелание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Роль классного руководителя в организации эстетического просвещения детей и родителей

Описание опыта работы с учащимися детской музыкальной школы и их родителями...

Роль классного руководителя в организации педагогической поддержки учащихся в профессиональном выборе

 В связи с развитием новых технологий, ростом благосостояния людей и потребностей общества возникают новые виды деятельности человека, изменяются старые, получая другие названия. У учащихс...

Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся.

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся....

Роль классного руководителя в воспитании детей Из опыта Чжань Т.А.

Обмен опытом классного руководителя. Любой классный руководитель должен стремиться изучить и понять каждого ребенка, его проблемы и особенности развития......