Технологическая карта урока ФК
план-конспект урока (5 класс)

Сарочка Анжелика Станиславовна

Технологическая карта урока физической культуры ориентирована на формирование элементов функциональной грамотности.

Программный раздел: Гимнастика   Тема: Техника кувырка вперёд    Класс:5

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_funktsionalnoy_gramotnosti.docx258.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физической культуры,

ориентированного на формирование функциональной грамотности

 для  5  класса

в разделе «Гимнастика»

по теме: «Обучение технике кувырка вперед»

Сарочка А.С.  - учитель физической культуры

Учебный предмет

Физическая  культура

Класс

5 кл

Тема урока

Техника выполнения  кувырка вперед. Упражнения на развитие координации. Корригирующая гимнастика.

Задачи  урока

Образовательные: совершенствование   техники выполнения кувырка вперед, отработка понятий  «координация», «группировка», « перекат», “присед”, “упор в положении присев”

Развивающие: развитие координационных двигательных навыков, гибкости и подвижности, формирование элементов функциональной грамотности

Оздоровительные: формирование осанки и обеспечение условий для оздоровительного влияния упражнений на организм ребенка,  развитие  у детей  пластичности  движений

Воспитательные.: повышение интереса к занятиям гимнастикой , воспитание коммуникативных навыков сотрудничества, формирование  красоты движения, преодоление страха и неуверенности при выполнении упражнения; воспитание ценностных ориентаций на укрепление здоровья

Тип урока

Образовательно – обучающий   ( комплексный)

Методы

Словесный –Объяснение , рассказ, команда ,анализ.

 Наглядный – показ, рисунок, схема

Практический- метод строго регламентированного упражнения

Форма работы

Фронтальная, поточная, индивидуальная, круговая тренировка

Основные термины, понятия

Группировка, координация, перекат, кувырок вперед

Планируемые результаты  урока

Предметные:

научатся:  правильно выполнять подводящие упражнения –группировку и перекаты, объяснять технику выполнения кувырков, анализировать и находить ошибки в технике выполнения упражнения; использовать упражнения на осанку при самостоятелных занятиях оздоровительной деятельностью.

Метапредметные:

 познавательные формирование представления о технике выполнения кувырка вперед,  овладеют способностью оценивать свои результаты, указывать на свои ошибки и ошибки одноклассников,.

коммуникативные –  умение задавать вопросы  по технике  выполнения  упражнения  и  принимать участие в их обсуждении , выражают готовность слушать собеседника и вести диалог, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, учебное сотрудничество.

регулятивные  умение технически правильно выполнять двигательные действия (кувырок вперед), внесение необходимых дополнений и корректив в совершенствование техники выполнения кувырка вперед; осознание учащимися уровня и качества усвоения упражнения; самоконтроль; рефлексивная оценка

Личностные:

формирование мотивированного отношения к выполнению упражнений, осознанного восприятия окружающей действительности, формирование внутренней мотивации на улучшение результата; соблюдение правил ТБ  и предупреждения травматизма во время выполнения упражнений

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные
учебные действия

I. Подготовительная часть

Организационный момент

Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку.

Создать дружелюбную атмосферу  и мотивированное осознание готовности осуществления спортивно-оздоровительной деятельности.

Повторение правил ТБ при занятиях гимнастикой.

Выполнение строевых команд и упражнений.

Построение в шеренгу по росту. Приветствие. Выполнение строевых команд и упражнений. Проверка само и взаимоготовности к уроку.

Личностные: формирование потребности в занятиях гимнастикой, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные: самоорганизация

 Актуализация знаний

Разминка (выполнение общеразвивающих упражнений)

Какой программный раздел проходим?

Какие акробатические элементы изучили?

Какое упражнение предстоит скоро сдавать?

Кто полностью уверен в полной готовности к сдаче техники выполнения кувырка вперёд?

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня?

Какую цель поставим перед собой? (совершенствовать технику выполнения кувырка вперёд)

Перестроение под счёт (на раз, два, три)

Какие группы мышц задействованы при кувырке?

Что необходимо хорошенько размять?

Комплекс ОРУ с корригирующей направленностью

Игра - разминка “Сигнал”

Ученики свободно передвигаются по залу. По сигналу им необходимо принять определённое положение или выполнить действие.

- упор присев       - прыжки в седе

- перекат              - группировка

- полушпагат        - стойка на лопатках

Слушают наводящие вопросы учителя, участвуют в предлагаемом диалоге, анализируют готовность к выполнению упражнения, планируют целевую установку

 

Перестраиваются под счёт

Отвечают на поставленные вопросы учителя

 

Выполняют упражнения, следят за правильностью и акцентированием на формирование осанки

По сигналу внимательно выполняют определённое задание, контролируют правильность выполнения, исправляют ошибки

Познавательные:

общеучебные – извлекают необходимую информацию из диалога, из собственного опыта; 

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: постановка и осознание целевой установки

Коммуникативные: умение выстроить речевую фразу при ведении диалога

Личностные: воспитание дисциплинированности, мотивированного отношения к выполняемым упражнениям

Познавательные: извлечение необходимой информации, умение сопоставлять понятия

Регулятивные: внимательность, скорость реакции, самоорганизация

II. Основная часть

Повторение техники выполнения кувырка вперёд

Даётся команда сесть в круг доверия

Показ демонстрационного фильма по технике выполнения кувырка вперёд.

Объяснение учителем техники правильного выполнения упражнения, выделение основных составных частей по карточке. Показ более подготовленным учеником кувырка вперед.

Образно воспринимают двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники выполнения упражнения.

Познавательные:

общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; 

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Совершенствование техники выполнения кувырка вперёд

Работа в группах

Корригирующая гимнастика

Анализ работы в группах

Распределение на группы для работы на станциях.

Инструктаж по ТБ. Определение ответственных в группах. Акцентирует внимание на учебное сотрудничество, соблюдение правил само и взаимостраховки.

Работа на станциях

1. Подводящие упражнения

 -упор присев-перекат-упор присев

-группировка из положения упор присев

-перекат в группировке с опорой рук

-группировка в положении сидя, лёжа

Упражнения на карточках в виде инсерта.

2. Анализ кувырка вперёд

Выполнение кувырка вперёд и самоанализ выполнения по этапам:

упор присев

перекат

группировка

В форме выставляется оценка по каждому этапу и затем подсчитывается средний балл.

3. Корригирующая гимнастика

Выполнение упражнений по карточке картинке индивидуально. Обмен карточками.

-лодочка                    -планка

-парус                       - мост

-колечко                   -стойка на лопатках

Учитель следит за выполнением  элементов со страховкой. Объясняет технику выполнения. Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением, помогает, осуществляет организацию учебного сотрудничества.

Осуществляет анализ работы, выясняет, что

получилось, какие вопросы возникали в ходе выполнения. Комментирует свои наблюдения.

Распределяются на группы, определяют ответственных. Воспринимают информацию

Выбирают  эффективный способы выполнения упражнений, осуществляют взаимоконтроль

Анализируют технику выполнения основных элементов упражнения

Осуществляют самооценку

Образно воспринимают двигательное действие. Соотносят выполнение упражнения с образцом. Осуществляют самооценку выполнения упражнения

Ответственные в группе анализируют работу

Выстраивают учебное сотрудничество, высказывают мнение.

 

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на образец подводящих упражнений и технику кувырка вперед. Прогнозируют  свою деятельность. Умение оценивать свои возможности. Самоорганизация. Самоконтроль

Коммуникативные: учебное сотрудничество, умение работать в команде, проявлять навыки взаимопомощи

Личностные: настрой на получение лучшего результата; осознанное выполнение упражнений; организация самостраховки и взаимостраховки. Самостоятельность. Ответственность. Культура и красота движения. Дисциплинированность

Познавательные: умение соотносить понятия и действия с предлагаемым образцом; выбор эффетивного способа выполнения упражнения

Регулятивные: умение делать выводы на основе анализа.


III. Заключительная часть

Беседа о координации

Игровые упражнения на координацию

Дыхательные упражнения

Подведение итогов урока

Рефлексия

Домашнее задание

Построение в круг доверия

Беседа по теме: «Что такое координация». Объясняет, что такое координация  и какое значение она имеет для физической подготовки человека.     Предлагает творчески подходить к выполнению акробатических упражнений.

- Как вы думаете, влияет ли кувырок на координацию?

Давайте проверим

Выполнение кувырка вперёд каждым учеником и прохождение по прямой линии.

- Какие выводы можно сделать?

- Как в жизни кувырок может помочь?

- В каких ситуациях может пригодиться?

Проводит дыхательные упражнения  на восстановление дыхания

Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока.

Обобщить полученные на уроке сведения.

-  Достигнута ли цель урока?

- Поднимите руку, кто готов к сдаче кувырка вперёд

- Поднимите руку те, кому надо ещё потренироваться

Рефлексия

Отличное настроение, бодрый настрой 3 шага

Настроение хорошее, немного устал 2 шага

Устал, плохое самочувствие 1 шаг

Ничего не понял - на месте

Похвалить всех детей, выделить особо отличившихся. Дать домашнее задание – отработать технику выполнения кувырка вперёд

Выслушивают учителя, участвуют в учебном диалоге

Предлагают варианты использования акробатических упражнений

Оценивают процесс и функциональное состояние

Делают выводы

 Выполняют дыхательные упражнения

Участвуют в учебном диалоге, осуществляют самоконтроль достигнутого результата

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Осуществлять контроль и самоконтроль, ставят оценку.

Предметные: освоение координационных понятий

Познавательные: умение воспринимать информацию, выделять главное, предлагать способы решения проблемы

Коммуникативные: умение выстраивать учебный диалог

Личностные: личная ответственность, осознанное выполнение упражнения

Предметные: освоение дыхательных упражнений

Личностные: роль и значение дыхательных упражнений

Регулятивные: умение осуществления самооценки и анализа деятельности на уроке

Коммуникативные: инициативное сотрудничество, эмоциональный настрой

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, умение рефлексии, прогнозирование результата уровня усвоения изучаемого материала.

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроке физической культуры

Этап урока

Элементы функциональной грамотности

Подготовительная часть

Актуализация знаний

Информационная грамотность: обучающиеся в ходе беседы учатся отбирать необходимую информацию из диалога и собственного опыта

Деятельностная грамотность: обучающиеся в ходе формирования регулятивных универсальных учебных действий, учатся ставить цель и планировать деятельность на основе самоанализа собственных имеющихся знаний и навыков в данной тематике.

Комплекс общеразвивающих упражнений

Естественно-научная грамотность: в ходе выполнения упражнений на коррекцию осанки, обучающиеся присваивают информацию в сфере сохранения здоровья, соотносят связь выполнения корригирующей гимнастики с формированием правильной осанки.

Игра “Сигнал”

Информационная грамотность: в ходе игры обучающиеся учатся формировать образное представление выполняемого упражнения, воспринимать и анализировать информацию, преобразовывать полученную информацию в практический результат.

Основная часть

Повторение техники выполнения кувырка

Информационная грамотность: в ходе повторения технических элементов по видео и представленной карточке-схеме обучающиеся учатся выделять и анализировать необходимую  информацию, структурировать элементы,  интерпретировать полученную информацию  для практического использования.

Работа на станциях

Коммуникативная грамотность: в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся учатся работать в команде, осуществлять командное взаимодействие, проявлять эмпатию, соотносить свои действия с определёнными социальными ролями, познают основы коммуникативной культуры общения, выстраивать инициативный диалог.

Подводящие упражнения

Читательская грамотность: задания на данной станции даны в виде инсерта (речевой фразы, состоящей из последовательности выполнения спортивных элементов), в ходе прочтения которой обучающиеся учатся понимать спортивные термины, осознавать техническую суть выполняемого упражнения и составлять собственные комбинации из изученных элементов для практического использования.

Самоанализ кувырка

Математическая грамотность: после самоанализа техники выполнения кувырка вперёд и  выставления оценок по заданным критериям, обучающиеся выводят общий средний балл по выполненному упражнению, тем самым применяя математические знания в нестандартной спортивной ситуации.

Деятельностная грамотность: в ходе самоанализа вырабатывается умение адекватно и правильно осуществлять самооценку по заданным параметрам, чётко понимать и оценивать правильность технического выполнения упражнения, соблюдать технику безопасности и при необходимости корректировать свои действия.

Корригирующая гимнастика

Читательская грамотность: при работе на данной станции обучающиеся закомятся по карточке с описанием выполнения определённого упражнения на осанку, в ходе чего они учатся пониматьсуть текста, размышлять и практически преобразовывать.

Анализ работы в группах

Деятельностная грамотность: в ходе обсуждения работы в группе, обучающиеся учатся нализировать как собственную работу. так и работу команды, ответственности, принятию коллективного решения, согласовывать и корректировать свои действия.

Заключительная часть

 

Беседа о координации

Естественно-научная грамотность: в ходе беседы о координациии оюучающиеся присваивают информацию о практическом использовании координационных навыков для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни

 

Игра “Координация”

Креативное мышление: в ходе практического эксперимента обучающиеся учатся креативно мыслить, решать проблемные вопросы, делать выводы в нестандартных ситуациях, вырабатывать и открывать различные способы использования физических упражнений в повседневной жизни.

Рефлексия

Деятельностная грамотность: обучающиеся учатся рефлексивной оценке собственной деятельности, принятию результата, коррекции и планированию.

Демонстрационный материал к уроку

Инсерт

Упор присев - группировка в седе - перекат на спине - стойка согнув ноги - стойка с прямыми ногами

Корригирующая  гимнастика

Упражнение “Лодочка”

Лягте на пол, на живот, вытяните руки над головой и разверните кисти ладонями вниз. Выпрямите ноги, вытяните колени и положите на пол тыльную сторону стоп. Одновременно оторвите грудь, плечи и ноги от пола и поднитиме их как можно выше.

Упражнение “Колечко”

Встаньбе на пол в упоре на колени, руки вдоль туловища. На вдохе сделайте мах руками назад и обопритесь руками о голеностоп. Прогните спину, запрокиньте голову назад. Держать до 10 счётов.

Упражнение “Пловец”

Ложитесь на живот. Поднимите противоположную руку и ногу максимально вверх, прижимая живот, грудь и таз к полу. Задержитесь в верхнем положении 10 счётов и поменяйте руки и ноги. Важно: шея не должна напрягатся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...