Учебные задания по формированию УУД
рабочие листы

Сарочка Анжелика Станиславовна

Материал содержит учебные задания для формирования УУД на уроках физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uchebnyh_zadaniy.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных, личностных результатов по предмету                    “Физическая культура”

Предметные знания и умения

Виды УУД, выполняемых при выполнении заданий

Задание 1

Команде выдаются перемешанные карточки их нужно соотнести. Название занятия и основное назначение занятия.

Умение указывать назначение доступных детям младшего школьного возраста форм занятий физической культурой и различать их между собой. Включать в режим дня занятия физические упражнения, указывать время их проведения.

Регулятивные

Коммуникативные

Логические

Задание 2

Распределить на команды по 10 игроков. Получить у капитана своей команды карточку с изображением  одного упражнения утренней гимнастики. (Капитана команды назначает учитель из числа учащихся, претендующий на повышенный уровень освоения предмета.) Комплект карточек, выдаваемых учащимся, перемешан. Рассмотрите карточки и составьте из них комплекс утренней зарядки.

Умение отбирать упражнения для утренней зарядки, включающие в работу разные мышечные группы и активизирующие деятельность систем дыхания и кровообращения; определять их дозировку и последовательность выполнения; организовывать место проведения утренней зарядки, правильно выполнять все упражнения.

Регулятивные:

  • Самооценка
  • самоорганизация

Коммуникативные:

Умение работать в команде, в коллективе, распределять обязанности

Логические:

Кодирование и перекодирование знаковой информации

Задание 3

 Распределитесь на четыре команды и выберите в каждой команде капитана. Рассмотрите рисунок, выберите четыре упражнения и составьте комплекс с физкультминуткой.

Умение выявить необходимость в выполнении физкультминутки; отбирать для нее упражнения, активно воздействующих на деятельность систем дыхания и кровообращения; организовывать место проведения физкультминуток; правильно выполнять все упражнения.

Регулятивные:

-самоорганизация

Коммуникативные:

Умение работать в коллективе, команде, распределять роли

Логические:

Кодирование и перекодирование информации

        Приведем пример вводно-подготовительной части урока, направленной на развитие регулятивных УУД. Накануне урока физической культуры в 4 классе 3 учащимся выдаются карточки с заданиями. Задание учащимся: «Прочитай, научись выполнять упражнения под счет и приготовься показать их перед своими одноклассниками».

Пример карточки.

1 упражнение.  Повороты головы.

Исходное положение – узкая стойка, ноги врозь, руки на поясе.

1-поворот вправо

 2-исходное положение

3-поворот влево

 4- исходное положение

6-8 раз.

2упражнение. Вращения.

Исходное положение – средняя стойка, руки к плечам.

1-4 вращения вперед в плечевом суставе

 5-8  тоже назад

6-8раз.

3упражнение. Отведение и приведение рук.

Исходное положение средняя стойка, руки перед грудью

1-2 – отведение, приведение согнутых рук

3-4 - отведение, приведение прямых рук, с поворотом вправо

5-6 -отведение, приведение согнутых рук

 7-8 - то же, влево

 6-8раз.

Проверка выполнения учащимися задания по карточке проводится на уроке. Во время проведения ОРУ на месте учитель вызывает ученика, который работал с карточкой, помогает ему выбрать место. Ученик показывает упражнение под счет, при необходимости учитель помогает ученику вести счет. Выполняя упражнения с 3 учащимися, класс выполняет полный комплекс упражнений. На этом этапе важно обратить внимание на правильность выполнения упражнений, похвалить учащихся за подготовку, предложить учащимся оценить свою работу. В ходе этой работы формируются регулятивные умения:

- выполнять действия по инструкции;

- действовать по плану;

- находить и исправлять ошибки;

- оценивать свою деятельность.

        Развитие регулятивных и коммуникативных умений можно продемонстрировать на примере фрагмента урока в 4 классе по разделу «Круговая тренировка».

Фрагмент урока в 4 классе

ЧУ

Частные задачи

Д

Содержание

Виды УУД

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

Ч.

У.

Круговая тренировка.

1ст.челночный бег

2ст. приседания

3ст.прыжки на скакалке

4ст.бросок по мишени

5ст. из исходного положения, лёжа на спине, подъём туловища, до 90`

6ст. вис на гимнастической стенке, поднимание согнутых ног до угла 90`

7ст.  прыжки на двух ногах

10

Дети выполняют задания по карточкам.

По свистку они переходят на следующую станцию.

Уметь организовывать коллективную совместную деятельность (К).

Уметь выполнять действия по инструкции (Р);

Класс делится на 7 групп по 3-4 человека, каждая группа выполняет задания на станциях. Задания предложены на карточках и расположены в разных частях спортивного зала. Задание учащимся: «Группа подходит к месту станции, читает задание, выполняет четко в соответствии с заданием. Переход на новую станцию происходит по команде учителя».

Пример карточки на станции «Челночный бег».

Задание:

1-распределите роли (кто будет выполнять бег - 2 человека, кто будет подавать  команду - 1 человек, кто определит  победителя - 1 человек)

2-выполните свои действия в соответствии с выбранной ролью

3-поменяйтесь ролями.

Необходимо, чтобы каждый ученик выполнил задание.

Работаем на скорость.

Пример карточки на станции «Полуприсед».

Задание:

1-распределите роли (кто приседает, кто ведет счет)

2-выполните свои действия в соответствии с выбранной ролью.

3-поменяйтесь ролями.

Упражнение:

1 – руки вперед полуприсяд

2 - исходное положение

3 – то же самое

4 – исходное положение

       затем меняемся.

Необходимо чтобы каждый ученик выполнил задание.

При выполнении этого задания спину держим прямо, пятки от пола не отрываем.

В заключительной части урока можно предложить игры, направленные на формирование УУД и разработанные нами для восстановления организма после физической нагрузки.

Игра: «Верно, неверно».

Задание. Я буду называть поступки, вам нужно их оценить. Как вы можете показать, что поступок хороший? Хлопать в ладоши, кивать головой  или показывать жестом? (Выбираем удобный вариант).  Если поступок плохой? Топать ногами, давать знак головой или показывать жестом?(Выбираем удобный вариант). Если ученик ошибается, делает шаг вперед и продолжает игру.

1.Нужно приходить на урок физической культуры в джинсах!

2.Необходимо ставить подножку своему товарищу!

3.Можно помочь товарищу удержать равновесие!

4.Надо смеяться над товарищем, который делает задание неправильно!

5.Надо пинать волейбольный мяч!

6.Необходимо выполнять кувырок на голом полу!

7.Не надо выполнять по утрам зарядку!.

При выполнении этого задания у учащихся формируется  умение оценивать поступки с позиции правил поведения, что является личностным универсальным учебным действием.

Игра: «Выбери цель».

Задание. Представь себе ситуацию. Ты весело катаешься зимой на коньках. За окном стоит мальчик с градусником подмышкой и завязанным горлом и с завистью смотрит на тебя. Какое решение ты бы принял на месте этого мальчика? Выбери среди предложенных ответов свой и, сделай 1 шаг, если ты выбрал первое решение, 2 шага, если твое решение второе, 3 шага, если третье решение и 4 шага, если твое решение четвертое.

1. Болеть почаще, чтобы не ходить на физкультуру.

2. Вылечиться и закаляться, чтобы не болеть часто.

3. Пожалеть ребят, которые в такой мороз катаются на коньках.

4. Посмеяться над ребятами, которые падают на льду.

Далее следует выяснить, какой ответ оказался самым популярным, спросить ребят, почему они выбрали такой ответ.  С помощью этого задания мы тренируем у детей личностные умения - самостоятельно формулировать цель деятельности, давать самооценку собственной деятельности.

Игра: «Море волнуется».

Задание: Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:

«Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Фигура на месте замри!»

В этот момент игроки должны изобразить задуманный ими вид спорта. Водящий поворачивается, обходит всех играющих, осматривает получившиеся фигуры, и отгадывает вид спорта. Автор наиболее удачной фигуры становится водящим. Можно использовать другой вариант игры, когда игроки задумывают самостоятельно себе фигуру из мира животных, либо профессию и др.   Ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.

С помощью этого задания мы тренируем у детей регулятивное умение - удерживать во внимании цель выполнения упражнения.

Игра: «Знакомство».

Задание: Дети становятся в круг, им выдается мяч. Первый ученик выполняет бросок другому и называет свое имя, тот ловит мяч, делает то же бросок следующему ученику и называет свое имя и так продолжаем пока себя не назовут все. Затем усложняем, мы должны будем бросить мяч тому, кому мы бросили его в первый раз и назвать его имя. Необходимо бросать мяч точно в руки. Для дальнейшего усложнения вводим в игру несколько мячей.

В этом задании мы формируем у детей коммуникативные умения: умение организовывать коллективную совместную деятельность.

Игра «Угадай действие».

Задание: Учитель предлагает одному ученику (или нескольким) загадать и изобразить какое-либо действие. Остальные ученики пытаются отгадать. Первый раз учитель может сам продемонстрировать действие, а ученики отгадают. Действия могут быть несложными, например, копать, бежать, плыть, танцевать. Игру повторить 2-3 раза.

С помощью этой игры мы формируем у детей предметное умение - распознавать и выполнять двигательное действие.

Игра: Встань «по пальцам»

Задание: Исходное положение: все стоят; педагог, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и, сосчитав вслух до трех, произносит: «Замри!» и поворачивается к ученикам. В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько было показано пальцев, остальные должны присесть. Условие для игроков – разговаривать нельзя.        С помощью этого задания мы формируем у детей регулятивное умение – работать в группе, умение распределять роли, умение договариваться.

Итак, мы подобрали задания, игры, целенаправленное включение которых в уроки физической культуры, поможет учителю формировать универсальные учебные действия у младших школьников.

Наш опыт показал, что наиболее удачно в уроки вписываются задания, направленные на формирование регулятивных учебных действий, так как именно на уроке физической культуры дети учатся осуществлять двигательное действие по команде, выполнять действия по образцу, осуществляя самоконтроль, подчиняться правилам игры. Мы понимаем, что формирование коммуникативных действий на уроке физической культуры ограничено и не стремимся уменьшить физическую нагрузку. Нам важно было найти способы организации урока физической культуры, способствующие общению учащихся в малой группе, создающие ситуацию выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебных заданий для формирования предметных результатов по английскому языку

Одно из основных условий повышения эффективности современного урока в соответствии с ФГОС это – активная учебная деятельность всех школьников с целью достижения  предметных и личностных рез...

Разработка учебных заданий для формирования метапредметных результатов по английскому языку

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) перед школой встает актуальный вопрос: самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, вкл...

Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка

Задание по чтению на основе сплошного текста для развития фунуциональной граммотности на уроках английского языка....

КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ для учащихся 5-7 классов

Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием “математической компетентности”.  Математическая компетентность определяется как “сочетание математических зн...

Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка.

Конструирование учебных заданийдля формирования функциональной грамотностина уроках иностранного языкана примере английского языка          Задание на основе сплошного текста(...