Развитие навыков читательской грамотности
статья

Читаова Фатима Асхадовна

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gram.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков читательской грамотности

 

Как известно, читательская грамотность является базовым навыком функциональной                            (читательской) грамотности. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность — это не только умение бегло складывать знаки в слова и предложения, но и умение извлекать из текста смыслы, оценивать их и сопоставлять между собой, соотносить с собственным опытом и прочими знаниями. Еще С.Я. Маршак говорил: «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». Таким образом, уметь читать и читать грамотно – не одно и то же. Вопрос о грамотном чтении остаётся в центре внимания.

Интерес к чтению возникает, когда ребенок свободно владеет сознательным чтением. В целях развития навыков читательской грамотности на уроках можно использовать  разные прием работы с деформированным текстом

  • Вставь пропущенное слово;
  • Поменяй местами слова;
  • Выбери правильное слово;
  • Сколько предложений в тексте.

На этапе рефлексии хорошо работает прием "Синквейн. В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Синквейн дает возможность обобщить полученную информацию, выложить сложные идеи, чувства и замыслы в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание, так и для работы в парах или как коллективное творчество.

Для поддержания интереса к чтению, активизации мыслительной и познавательной деятельности на уроках развития речи необходимо создать условия для обучения школьников приёмам умственной деятельности, к которым относится работа с текстом.

Эту работу я провожу по следующим этапам:

1. Дети читают текст вслух, определяют тему, главную мысль текста.

2. Считают абзацы, определяют количество микротем.

3.  Составляют план по опорным словам.

4.  Передают содержание текста (полно или кратко) по плану.

5.  Делают вывод.

При такой систематической работе дети постепенно приучаются работать с текстом самостоятельно.

На всех этих этапах  предлагаю использовать следующие приёмы работы:

  1. Приём – «Чтение с остановками».

Этот приём хорошо работает на тексте. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

2. Приём «Задай вопрос другу»

Дети учатся задавать вопросы, на которые можно дать прямой ответ. Это позволяет проверить детей на знание текста, а та же развивает коммуникативные навыки, т.к. работа идет в группе или паре.

Важно чтобы дети правильно задавали вопросы и давали развернутый ответ.

3. Приём «Написание творческих работ»

 Хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения или самому написать сказку или стихотворение, нарисовать или раскрасить рисунок. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

4. Приём «Найди словечко (фразу)».

 После прочтения текста учащимся предлагается на скорость найти слово. Данный приём помогает развить у детей наблюдательность, внимание, беглость чтения, а также зрительную и слуховую память.

Все эти методы, направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его читательской грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование на уроках цифровых образовательных ресурсов с целью развития функциональной (читательской) грамотности у школьников

В современном мире, в XXI веке настало время высоких компьютерных технологий. Современный учащийся, ребёнок, живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре &mdash...

Цель урока: Формирование навыков чтения. Развитие функциональной читательской грамотности учащихся

Цель урока: Формирование навыков чтения. Развитие функциональной читательской грамотности учащихся...

Развитие навыков читательской грамотности

В данной разработке содержатся задания, способствующие развитию навыков читательской грамотности....

Развитие функциональной читательской грамотности при работе над текстом для 8-9 классов. Краеведческая деятельность

Используемый УМК: Spotlight. Английский язык. 8-9 класс: учебник для общеобразоват. организаций/О.В.Афанасьева, Д.Дули, И.В.Михеева, М: Express Publishing: Просвещение, 2014. Цель-развитие функци...

Методическая разработка урока русского языка с использованием заданий по развитию функциональной(читательской) грамотности 6 класс

Использование  заданий по развитию функциональной (читательской) грамотности на уроке русского языка в 6кл....

Статья на тему: «Формирование навыка читательской грамотности на уроках английского языка в основной школе»

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникат...