Хлеб - всему голова!
материал

Тончинская Татьяна Васильевна

Духовно-нравственное воспитание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb_-_vsemu_golova.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

                 

                                            Классный час « ЗНАЙ ЦЕНУ ХЛЕБУ».

Цель: Закреплять знания о хлебе как одном из величайших богатств  на земле, познакомить с «дорогой» хлеба от борозды до хлебного изделия.

 Интеграция образовательных областей:

Социализация: Формировать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение общаться и взаимодействовать с взрослыми людьми.

Коммуникация: Обогащать словарь названиями хлебобулочных изделий, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Расширять и активизировать словарный запас.

 Чтение художественной литературы: Упражнять в выразительном чтении      стихотворений.

 Познание: Рассказать, как на столах появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем мы его съедаем. Закреплять знания о разнообразии хлебобулочных изделий, уточнять их названия.

Методы и приемы:

словесный – рассказ, чтение стихов, пословиц.

наглядный – рассматривание картин.

СЕГОДНЯ МЫ С ВАМИ ПОГОВОРИМ О САМОМ ПРОСТОМ И ОБЫДЕННОМ И ОДНОВРЕМЕННО  О САМОМ ЦЕННОМ В НАШЕЙ ЖИЗНИ - О ХЛЕБЕ.

ТЕМА НАШЕГО КЛАССНОГО ЧАСА « ЗНАЙ ЦЕНУ ХЛЕБУ».

                                                                             ЭПИГРАФ.

                                           

                                                   Думаю, что хоть однажды

                                                   все должны мы испытать

                                                   чувство голода и жажды,

                                                   чтобы черствыми не стать.

                                                              Станислав Дорохов.

                                                                                                                               

ВСТУПЛЕНИЕ.

Учитель:

  Через собственную взволнованную память приходит каждый из нас к пониманию непреходящей ценности простого куска хлеба. И дорог он не только как продукт питания. Он дорог как символ человеческой доброты, искренности, любви, дружбы и верности, человеческого благородства.

Когда есть хлеб, мы его не замечаем, недооцениваем.  Так же мы дышим нужнейшим нам воздухом, почти не замечая его. Но попробуйте воздух у нас отобрать – тогда поневоле моментально заметим.        

        Так что  же такое хлеб? Какова его цена? Именно об этом мы будем говорить сегодня ( СЛАЙД)- и не сразу стали ….

Ученик 1.

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова! Ученые утверждают, что хлебу не менее 15 тысяч лет! Уже в каменном веке первобытные племена стали селиться неподалеку от полей диких  злаков. Чтобы земля давала хороший урожай,  ее надо было вспахать. С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу. Накормить зернышко может мать – сыра земля. В ней находятся все питательные элементы для роста зерновых. Жатва – пора ответственная. Надо было точно определить время, когда ее начинать. Колосья срезали и вязали в снопы, которые сушили перед молотьбой. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру. Чтобы получить муку зерно нужно измельчить – перемолоть. Это был тяжелый труд, ситуация изменилась когда была сконструирована первая мельница.  В давние времена хлеб пекли ежедневно. Рецепты были разные, но основными компонентами теста всегда оставались мука и вода. Готовое тесто отправляли в печь. Хлеб был кормильцем русского народа.

2. Что же мы знаем о хлебе? (викторина)

  1. Какой хлеб считают русским,  национальным? (черный – ржаной)
  2. Каким хлебом на Руси весну встречали? (пряники, жаворонки)
  3. Как называют хлеб, которым угощают гостей? (пирог)
  4. Какой хлебный злак убирали с полей раньше других? (рожь, затем  ячмень, пшеницу, горох, овес.)
  5. Какой хлеб пекут на Пасху?

   3. Традиции и  обряды.      Учитель:

                            Хлеб в России пекли с куполами

                      Чтоб хватило, как неба, на всех

                      За широкими в доме столами

                      Крошку бросить считали за грех!

( слайд- блокадный хлеб)

4. Ученик 2.  Хлеб не только продукт питания, он участвует в различных народных обрядах. Купец Садко проплывая по Волге приносил ей хлебную жертву: «Отрезал хлеба, сильно посолил, его в Волгу опустил. А тебе спасибо, матушка Волга – река».

 А в каких обрядах хлеб принимает участие и как он называется?

 - хлеба свадебные (каравай)

 - великопостные   (кресты)

 - весенние (жаворонки, колобки)

 - пасхальные (куличи, просфоры)

 -  масляничные (блины)

-   ПРАЗДНИЧНЫЕ (ПИРОГ, КАРАВАЙ) –

 КАРАВАЙ, ОБЫЧНО, ВРУЧАЛИ ГОСТЯМ.  ВРУЧЕНИЕ ХЛЕБА ГОСТЯМ (СЛОВА ГОСТЯМ ) -  Ученик 3. КАЗАНЦЕВА –СЛОВА.

                 

  1. Учитель:  Народная мудрость о хлебе многогранна. Очень много пословиц  и поговорок создано о нем.

 Пословицы и поговорки о хлебе: ( ЧИТАТЬ ПО ОЧЕРЕДИ)

- хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

- хлебушко – калачу дедушка.

- худ обед, коли хлеба - нет.

- без соли - невкусно, а без хлеба – несытно.

- пока есть хлеб, да вода – не беда.

- не трудиться – хлеба не добиться.

- черная гора, а всем мила.

- без печки – холодно, без хлеба – голодно.

- не уродится рожь – по миру пойдешь.

- калач приестся, а хлеб – никогда.

- посеешь в погоду – больше приплоду.

- не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.

- ждут летней порою, а жуют холодной зимою.

- хлеб – батюшка, водица – матушка.

- хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска – и престол доска.

- хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

- 100 раз поклониться надо земле, чтоб хлеб ежедневно был на столе

  1. Учитель:  Какова цена хлеба сейчас? Задумываемся ли мы об этом?

Я от вас хочу лишь одного,

Чтобы к хлебу относились вы с любовью.

Ведь люди, чтоб имели вы его,

За хлеб платили собственною кровью.

Красноречиво об этом пишет Н. Суворов в своем стихотворении « Хлеб».

(ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ)

Ученик 4.

Воспоминанья о былом

Мы ворошим теперь все реже

И за обеденным столом

Не делим хлеб, а просто режем.

Притом, забыв про нож неострый,

Ворчим, что хлеб немного черствый,

А сами, может, в этот час

Черствей его во много раз.

Он предо мною на корню

Стоит пока что невысоко.

Да будет дождичек ко дню,

Да будет солнышко ко сроку.

Да будем мы всегда в ответе

В своем труде за нивы эти,

За хлеб, за вкус его и цвет

В круговороте наших лет.

Обращаясь к стихотворению Н.Суворова, вспоминаем строки другого известного поэта еще древности Омара Хайяма.

( слайд). КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СМЫСЛ ЧЕТВЕРОСТИШЬЯ?

На заводе пекарь хлеб спечет с любовью. Скажет он ребятам: «Ешьте на здоровье!». Давайте поделим этот белый душистый хлеб всем поровну, по кусочку. Вкушая его, представьте, сколько труда вложено в эти 100 граммов хлеба, какой путь суждено проделать многим труженикам, чтобы сегодня мы ели его вдоволь. И помните об этом всегда. ( ЗВУЧИТ МУЗЫКА)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"

Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе   ориентирована  на учащихся 5-7 классов.  Основные цели  мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...

Хлеб всему голова!

Классный час о хлебе....

"Хлеб - всему голова" Сценарий

Сценарий, посвященный Дню агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Праздник проходил в седьском Доме культуры....

Ил куәте- икмәктә.Хлеб- всему голова.

«Хлеб — это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить... Он годится для любого времени су­ток, для людей любого возраста и любого темперамента. Он нас­только приспособлен д...

Хлеб - всему голова

Концерт для тружеников села...

Конспект интегрированного занятия "Хлеб-всему голова" в подготовительной группе

В занятии пройден путь"Хлеба"( от подготовки поля, посева, сбора урожая, измельчения зерна до изготовления хлебобулочных изделий). Занятие развивает лексику, грамматику,зрительное и слуховое внимание,...

"Хлеб всему голова"- классный час, посвящённый Дню Победы.

100 граммов чёрного хлеба... Использованы воспоминания детей-войны о хлебе, который был разделён на маленькие кусочки в детском саду....