Рекомендации Правила общения с воспитанниками как фактор, обеспечивающий комфортную психологическую среду
консультация по психологии

Рекомендации для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей и младших воспитателей

«Правила общения с воспитанниками как фактор, обеспечивающий комфортную психологическую среду»

Как известно, взрослый выполняет в развитии личности ребёнка 2 основные функции: служит носителем ценностей, человеческого опыта и  образцом для подражания. Таким «образцом» являются в детском саду воспитатель и младший воспитатель, так как они непосредственно входят в круг общения детей. Создание комфортной психологической среды в первую очередь связано с качеством общения.

При  организации оптимального общения должны соблюдаться

принципы и правила педагогики:

  1. Принимайте ребёнка таким, какой он есть. Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка: его характера, привычек, темпа восприятия и деятельности.
  2. Уважайте личность ребёнка, его мнение. Признайте за ребёнком право на собственные желания, предпочтения, предоставляя право выбора игр, игрушек, видов деятельности, партнёров по игре и общению.
  3. Устанавливайте контакт с ребенком: обращайтесь к нему по имени, занимайте положение на уровне глаз ребенка, демонстрируйте свою доброжелательность, неподдельный интерес к личности ребенка.
  4. Следите за собственной речью (исключите гневные окрики, резкие интонации, слова-паразиты, не повторяйте речевые ошибки ребенка). Никогда нельзя употреблять в разговоре с воспитанником выражений, оскорбляющих его человеческое достоинство.
  5. Старайтесь создать условия для повышения самооценки ребенка: не заостряйте внимание на промахах и неудачах, акцентируйте внимание на успехах. 

Примеры фраз, которые не рекомендуется использовать в речи:

1. Фразы, в которых скрыты психологическая изоляция и отвержение ребенка.

Пример. «Отойдите от него все, пусть один сидит»; «Я смотреть на тебя даже не хочу». Подобные высказывания оказывают сильное воспитательное воздействие, но отрицательное. Когда ребёнок их слышит, чувствует себя отверженным, ненужным. Кроме того, такие фразы создают предпосылки для детской травли. Другим детям страшно оказаться на месте отвергаемого ребенка, но они видят его униженность и начинают чувствовать свое превосходство. Рекомендация. Задача взрослого – научить детей совместной деятельности. Поэтому педагогическое воздействие следует направлять на построение детского коллектива, а не изоляцию: «Давайте поможем Ане».

           2.Фразы, которые предполагают пространственное отчуждение/изгнание.

Пример. «Будешь баловаться, в другую группу отведу»; «Если не перестанешь, отправишься в кабинет заведующей». Такие фразы взрослые используют, когда грозятся наказать ребенка за плохое поведение, – обещают отвести в незнакомое ему помещение. При этом многие дети воспринимают это как угрозу, и подобные фразы могут привести к развитию страхов. Рекомендация. Ведущие в дошкольном возрасте базовые потребности – это потребности в безопасности и принятии. В детском саду они уже нарушены из-за разлуки с родителями. Чтобы не усугублять ситуацию, взрослым следует исключить фразы данной группы из общения с детьми.

3. Фразы, которые занижают самооценку и унижают личность ребенка.

Пример. «Посмотри, на кого ты похож…»; «С таким мальчиком никто не будет дружить». Оценочные фразы препятствуют развитию нормальной самооценки у детей. После этого воспитательные воздействия на ребенка, который согласился с тем, что он плохой, уже невозможны. Рекомендация. Чтобы сформировать у ребенка способность адекватно оценивать свои действия, нужно избегать негативных высказываний обобщенного и ультимативного характера. У дошкольников здоровая самооценка – завышенная. Взрослый должен разбирать вместе с ребенком его поведение в конкретной ситуации.

4. Фразы, которые формируют негативную модель будущего, негативный образ себя в будущем.

         Пример. «Если так будешь себя вести, непонятно, в кого ты превратишься!»; «Еще раз сделаешь так – тебя выгонят из садика». Такими фразами взрослый программирует ребенка на негативное будущее. Дети становятся пассивными, не видят положительных перспектив.  Рекомендация. Взрослый должен наполнять жизнь детей позитивом, укреплять их самооценку, помогать осознать маленькие достижения и компетентности: «Ты уже научился делать…»; «У тебя получается…».

            5.Фразы, которые содержат гендерные ограничения
или полоролевые нарушения.

Пример. «Ты ведешь себя, как мальчишка/девчонка», «Настоящие мальчики не плачут». Подобные фразы подрывают важный процесс, когда дети осваивают гендерные модели поведения, учатся осознавать себя как представителя определенного пола. Мальчики осознают себя мальчиками с позиции способности защищать других, отстаивать свои интересы, изменять мир. Девочкам важно подчеркивать позицию заботы, нежности, принятия других и умения договариваться. Рекомендация. Нужно создавать условия, в которых дети будут черпать модели позитивного полоролевого поведения. Особое значение имеют игровое взаимодействие детей со сверстниками и образцы поведения окружающих их взрослых.

6. Фразы, которые ставят под сомнение самовыражение и инициативность ребенка.

Пример. «Все делают нормально, ты один ничего не можешь»; «Из какого места у тебя руки растут?». Подобные фразы подавляют детскую инициативность. Дети становятся неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, отказываются от своих увлечений. Рекомендация. Важно не ограничивать активность детей, а предложить адекватные формы ее реализации. Например, организовать игру, где каждый сможет предложить свою идею. Задача взрослого поддерживать увлечения детей, сделать их возможными и результативными, поощрять самостоятельность: «Как интересно ты придумал!».

7. Фразы, которые пугают ребенка отвержением со стороны родителей.

Пример. «Мне маме рассказать, что произошло?»; «Будешь так себя вести, мама тебя домой не заберет!». Подобные пугают ребенка, разрушают его эмоциональные связи с родителями, формируют ощущение отверженности, а родителей выставляют в качестве угрозы и источника наказания. Такие высказывания представляют собой шантаж и предательство и отражают неготовность взрослого брать на себя ответственность за поведение ребенка и решать проблему здесь и сейчас. Рекомендация. Взрослый должен уметь решать любую ситуацию, которая возникла в группе, за счет собственного авторитета. При этом важно предоставлять детям обратную связь, обсуждать с ними проблему сразу, а не ждать, когда придет мама.

 8. Фразы, в которых используются пугающие персонажи.

Пример. «Не перестанешь кричать, вызову полицейского»; «Останешься ночевать в группе вместе со сторожем!»; «Дед Мороз все видит и таким плохим детям ничего не принесет». Подобные фразы формируют страхи, которые оказывают сильное негативное воздействие на психическое развитие ребенка. Рекомендация. Следует исключить фразы с пугающими персонажами и использовать альтернативные методы воздействия. Например, совместно разработать правила группы и напоминать о них, когда кто-то из детей не слушается.

          9. Фразы, которые ограничивают двигательную активность детей.

Пример. «Стой на месте»; «Перестань крутиться». Потребность в движении является базовой и важной для общего  развития дошкольников. Если взрослый постоянно одергивает ребенка, запрещает двигаться, это может сказаться на его психоэмоциональном состоянии. Нельзя заменить физическую активность замиранием, это приведет к еще большему взрыву. Рекомендация. Чтобы остановить или затормозить чрезмерную двигательную активность ребенка, взрослый должен направить ее на конструктивное движение: «Давайте все дружно отжиматься», или «Возьмемся за руки и будем водить хоровод с песнями».

Подготовил: педагог-психолог Никитина В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя по созданию условий безопасной и психологически комфортной образовательной среды.

Одной из актуальных практических задач современной школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технол...

Психологически комфортная образовательная среда школы

Психологически комфортная образовательная среда школы: предпосылки и барьеры....

"Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."

Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) БУЛЛИНГ...

Презентация "Создание психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."

Презентация "Создание психологически комфортной образовательной среды  для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Буллинг."...

"Неделя психологии- 2021" Результаты проведения методической недели по сохранению психологического здоровья и формированию комфортной образовательной среды «Солнце в ладошке и счастье в глазах»

Результаты проведения методической недели по сохранению психологического здоровья и формированию комфортной образовательной среды«Солнце в ладошке и счастье в глазах»Виноградова Т.П.,...