Мастер-класс "Игровые технологии на уроках истории"
план-конспект

Мастер класс "Игровые технологии на уроках истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Игровые технологии на уроках истории»

Здравствуйте!

В наш быстро меняющийся век, живущий в невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования. Перед школой вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы взялся.

И одним из важных направлений решения этой проблемы является разработка и внедрение таких методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают качество знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через игровые технологии обучения.

Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека.

Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного участия обучаемых в самом процессе обучения. Игра приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и совместных решений, развивает воображение и интуицию

Известный французский ученый Луи де Броль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и в другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

 При помощи игровых технологий на уроках истории решаются следующие задачи:

1. образовательные: способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала, расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников;

2. развивающие: развивать у учащихся творческое мышление; способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке;

3. воспитательные: воспитывать нравственные взгляды и убеждения; вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям; способствовать воспитанию саморазвивающейся личности.

На уроках истории целесообразно применять сюжетные, предметные, ролевые, деловые, имитационные игры.

Сегодня я бы хотела остановиться именно на ролевой игре.

Все мы знаем, что историю делают люди и от многих наших решений зависит будущее, а от решений государственных деятелей зависит судьба всего государства!

Сегодня я Вам предлагаю примерить на себя роль людей, от которых зависело дальнейшее развитие страны! Давайте с вами поиграем в игру «Премьер-министр»

На своих уроках я ее использую довольно часто, т.к. она помогает находить аргументы «за» и «против», формировать свою точку зрения, примерить на себя другую, незнакомую роль и понять, как от принятых, порой необдуманных решений может изменится жизнь не только конкретного человека, но и всего государства!

Эту игру я использую на уроках истории, обществознания и на классных часах.

Правила игры.

Вы делитесь на 2 группы. Каждая группа распределяет роли

Правительство (выступает «за» принятие закона, приводит аргументы)

Оппозиция (выступает «против» принятия закона, приводит аргументы)

Для проведения игры я взяла 1990-е годы, т.к. вы застали этот период и хорошо представляете, что происходило в то время! Но я вас попрошу представить, что вы не знаете, чем закончится принятие этих реформ!

12 июня 1991 года Борис Николаевич Ельцин был избран президентом РФ. Он набирает команду, которая начинает разрабатывать экономические реформы, т.к. после распада СССР страна находилась в чудовищном положении, начался продовольственный кризис. Разработчиками экономических реформ 1990х годов считаются Егор Тимурович Гайдар и Анатолий Борисович Чубайс.

На моих уроках часто присутствуют исторические личности и сегодня не исключение!

Входят исторические личности (Гайдар Егор Тимурович и Чубайс Анатолий Борисович), рассказывают о сложившейся ситуации в стране и предлагают на рассмотрение реформы.

Ситуация в России перед проведением экономических реформ 1990 годов характеризовалась как тяжёлая.

После распада СССР экономика России находится в упадке. В стране продовольственный кризис, золотовалютные резервы таят, а «в наследство» от СССР нам достался внешний долг в 70 млрд долларов.

Наблюдается снижение национального дохода, промышленного производства, сельскохозяйственного, производства пищевой продукции.

Практически все виды товаров перешли в разряд дефицитных, дефицит государственного бюджета превысил запланированный в 6 раз. Нам грозит голод! Необходимо принимать меры! Нужно осуществлять переход к рыночной экономике!

Какие меры примем?

Е.Т. Гайдар: «Предлагаю отпустить цены и отказаться от их государственного регулирования!»

А.Б. Чубайс: «Согласен! Предлагаю избавится от «лишней» собственности и передать ее в частные руки, принять закон о «приватизации»

Е.Т. Гайдар: «Вносим эти вопросы на рассмотрение!

1 группа «Либерализация цен» (Е.Т. Гайдар)

2 группа «Приватизация» (А.Б. Чубайс)

У вас на столах есть памятки, в них описаны эти реформы, что хотели от них получить и какой результат получили! При составлении аргументов, вы можете пользоваться ими. Вам нужно составить по 1 аргументу «за» и «против», время на подготовку (3 минуты)

Либерализация цен

В начале 1992 года в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа. В среднем по России за 1992 год розничные цены увеличились в 26,1 раза, а денежные доходы населения — только в 11,4 раза.

Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, в законодательстве впервые была отражена политика защиты прав и свобод человека (которая на деле фактически отсутствовала). Но в 1991—1996 годах ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень жизни большинства населения резко снизился, инвестиции за 1991—1998 годы упали на 70 %.

В условиях практически полной монополизации производства либерализация цен фактически привела к смене органов, которые их устанавливают: вместо государственного комитета этим стали заниматься сами монопольные структуры, следствием чего являлось резкое повышение цен и одновременное снижение объёмов производства. Таким образом проявился типично монопольный эффект. В результате государственная система ценообразования была фактически заменена не рыночной, а монопольной, свойством которой является повышенный уровень рентабельности при низком объёме выпуска продукции, что, в свою очередь, приводит к ускорению инфляции и к сокращению производства.

Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, росту неплатежей, обесценению заработной платы, обесценению доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к значительному усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков.

Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств.

Либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие. В результате «реальная» денежная масса сократилась в 8 с лишним раз.

Наполнение рынка товарами

Товарный дефицит после либерализации цен в январе 1992 года частично сохранялся еще какое-то время. Так, в 1992 году по предварительной записи продавались мебель, телевизоры и другие подобные товары. В августе 1992 года в свободной продаже часто не было также утюгов, стиральных машин, электрических чайников, пылесосов, холодильников, школьных тетрадей, лезвий для бритья, чайной посуды. При этом широкое распространение уличной торговли и торговли на рынках сопровождалось деградацией магазинов. Активизации товарных потоков и наполнению рынка товарами способствовала деятельность так называемых «челноков», ввозивших импортные товары. Привезенные ими товары продавались, в основном, с рук, в палатках и на рынках. В целом происходило наращивание импорта продовольствия и промышленных потребительских товаров. При этом насыщение рынка за счет наращивания импорта, а не собственного производства, порождало новые проблемы — трудности предприятий со сбытом своей продукции.

Приватизация

Приватизация – процесс перехода государственной собственности в частные руки.

Цель приватизации:

  1. Освобождение государства от функций, представлявшихся излишними, от лишней собственности;
  2.  Содействие появлению класса собственников, который мог бы стать опорой реформ и мотором экономического развития России

Приватизация проводилась поспешно. Важнейшие предприятия РФ отдавали в частные руки по минимальным ценам. Иногда использовалась процедура закрытых залоговых аукционов, в результате предприятия переходили под контроль «нужных» людей из чиновничества, а иногда и криминалитета. В результате бюджет России получил от приватизации лишь незначительную сумму. Часто приватизация сопровождалась увольнением рабочих и закрытием предприятий, что обостряло социальную напряженность. Чтобы подчеркнуть «справедливость» приватизации, каждый должен был получит свою долю госимущества, для этого была организована ваучерная приватизация. Ваучер можно было вложить в инвестиционный фонд, обменять на акции или просто продать. Реформаторы надеялись, что выдача приватизационных чеков заставит большинство людей мыслить по-новому, более ответственно, сделает людей хоть в какой-то мере предпринимателями. Ценность ваучера была значительно низкой и все время снижалась. Инвестиционные фонды, в которые люди вкладывали ваучеры, не были нацелены на получение прибыли обычными вкладчиками, специально банкротились.

Плюсы и минусы экономических реформ 1990 х годов

«+»

  1. Переход к рыночной экономике
  2. Ликвидация товарного дефицита
  3. Повышение деловой активности населения

«-»

  1. Падение уровня жизни большинства населения
  2. Бедственное положение многих отраслей хозяйства (с/х, легкая промышленность), разорение и ликвидация предприятий
  3. Рост социальной напряженности
  4. Увеличение зависимости от экспорта и международных финансово-кредитных организаций, угрожающее потерей суверенитета

Рефлексия

Сегодня вы примерили на себя разные роли. Какие сложности вы испытали?

Что вы узнали нового?

У вас на столах лежат смайлики, оцените свою работу, поднимите их.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

Игровые технологии на уроках истории."Страна древних пирамид" обобщающий урок-игра.

Урок проводится  в форме телеигры "Своя игра" после изучения темы "Древний Египет" в 5 классе.  Можно провести на обобщающем уроке или во внеклассной работе....

обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

Использование современных педагогических технологий на уроках истории и истории и культуры Санкт-Петербурга

Приоритетным направлением исторического, культурного и краеведческого образования   считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов ...