Мастер-класс
материал
Предварительный просмотр:
МКОУ Новобирюсинская СОШ
Мастер-класс
«Проектная деятельность как среда
формирования функциональной грамотности школьников»
Подготовил: учитель русского языка и литературы Васильева С.Н.
Новобирюсинский
2024г.
Цель: познакомить с опытом работы по развитию функциональной грамотности младших школьников.
Задачи:
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий.
- показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе с текстом
Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение (работа в парах), метод рефлексии.
Оборудование: компьютер, проектор, листы заданиями для работы.
-Рада приветствовать вас на моем мастер-классе. Выберите карточку понравившегося цвета. Психологи доказывают, что красный цвет означает оптимизм, хорошее настроение; желтый – познание истины; зелёный - душевный подъем. Я надеюсь, что именно с таким настроением вы сегодня пришли к нам в гости.
Мотивация к мастер-классу.
Приём «Верите ли вы …»
- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
- Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?
- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
Как и любой урок, начнём с актуализации знаний.
- Когда впервые появился термин «функциональная грамотность?» был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО (в 1957 году)
- Верно ли что «функциональная грамотность» - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (Да)
- Назовите компоненты функциональной грамотности
Составляющие функциональной грамотности:
Читательская грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Критическое мышление
Глобальные компетенции
- Выполняя предложенные мной несложные задания, мы определим компоненты функциональной грамотности. То есть, получим продукт нашей совместной деятельности.
У классика есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!». Мы можем перефразировать, что для ребёнка игра - это ЖИЗНЬ.
Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, стоит только сказать «А сейчас поиграем».
Сегодня я вам тоже предлагаю поиграть.
У нас необычная научная лаборатория под названием «Функциональная грамотность». Представьте себя научными сотрудниками этой лаборатории. Сегодня мы будем использовать полученные знания, умения и навыки. Я ваш научный руководитель нашего проекта.
- Задание «Магазин «Скрепка»
Тема урока: Единицы времени.
Умения читательской грамотности
- Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
- Определять место, где содержится искомая информация.
- Понимать фактологическую информацию.
- Оценивать достоверность информации.
- Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.
Умения математической грамотности:
- Применять знания о единицах времени при решении практической задачи.
- Заполнять таблицу.
- Интерпретировать данные, приведенные в тексте.
Дима увлекается рисованием. Он хочет нарисовать картину, чтобы украсить свою комнату. Ему нужно сходить в магазин «Скрепка» и купить всё необходимое. На двери магазина Дима увидел вывеску:
Магазин «Скрепка» Часы работы: Понедельник - Пятница 9.00 - 18.00 Перерыв на обед: 12.00 - 13.00 Суббота: 9.00 - 14.00 Без перерыва на обед Воскресенье: выходной |
Ответь на вопросы. Обведи букву выбранного ответа.
Вопрос 1: В какой день недели магазин работает без перерыва на обед?
А. Суббота Б. Воскресенье В. Пятница
Вопрос 2: В какой день недели Дима НЕ сможет посетить магазин?
А. Суббота Б. Вторник В. Воскресенье
Вопрос 3: В каком ещё магазине можно купить всё, чтобы нарисовать картину?
А. «Картинные рамы» Б. «Пятерочка» В. «Художник»
Вопрос 4: Запиши в таблицу подходящую букву ответа.
1 | 2 | 3 |
Начало работы | Перерыв на обед | Конец работы |
А) 12.00-13.00 Б) 18.00 В) 9.00
Вопрос 5: Прочти утверждения в таблице. Правдивы ли они?
Отметь крестиком «Да» или «Нет» по образцу.
А – «Да» | Б – «Нет» | |
Образец | Х | |
Магазин начинает работу в 9 часов утра. | ||
Обеденный перерыв длится 2 часа. |
Заканчивая мастер-класс, оцените его значимость для себя:
Зелёной карточкой вы показываете, что готовы перестраиваться, работать по-новому
Жёлтым покажите, что вы готовы работать по-новому, но вам нужна дополнительная подготовка.
Ну и красным вы покажете, что будете работать, как и работали раньше.
Результаты меня радуют, теперь я вижу, что вы готовы работать по-новому.
Чему мы должны учить своих детей. Добывать, применять, оценивать
- Задание «Черничный торт»
Умения читательской грамотности
- Оценивать полноту информации.
- Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
- Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.
Мама решила испечь черничный пирог. Но все картинки, вырезанные из кулинарного журнала, перепутаны! Помоги маме восстановить порядок приготовления пирога.
А) Б) В)
Г) Д)
Задание 1. Расставь картинки в нужной последовательности. Для этого
заполни вторую строку таблицы подходящими буквами.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание 2. Достаточно ли сведений в рецепте для того, чтобы приготовить черничный пирог?
Обведи букву верного ответа.
А. Да Б. Нет
Объясни, почему ты так считаешь _______________________________________
_____________________________________________________________________
- Задание «Полив комнатных растений»
Тема урока: Комнатные растения.
Умения читательской грамотности
- Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
- Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний.
- Определять место, где содержится искомая информация.
- Понимать фактологическую информацию.
Марина получила в подарок от родственников много комнатных растений. Но она совсем не знает, как за ними ухаживать. Старшая сестра решила помочь Марине и рассказала, как часто нужно поливать растения:
Частота полива: азалия – раз в 4 дня; роза – каждый день; фиалки – раз в 2 дня.
Сегодня понедельник, и все цветы уже политы.
Задание 1. Помоги Марине разобраться, в какой день недели нужно будет полить растения в следующий раз.
1) Азалия А) Среда
2) Роза Б) Пятница
3) Фиалка В) Вторник
Заполни вторую строку таблицы нужными буквами.
1 | 2 | 3 |
Заключение
Притча «Крылья» Шалва Амонашвили. Как научить детей летать
Сидел старик у обочины и смотрел на дорогу. Увидел идущего человека, за которым еле поспевал маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
- Что ты тут делаешь, старик? - спросил прохожий.
- Жду тебя! - ответил старик. - Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?
- Верно! - удивился прохожий.
- Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.
- Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? - удивился человек.
- Тогда не бери мальчика на воспитание! - сказал старик и направил взор к небу.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Увидел летящего мальчика, а за ним - его учителя. Они опустились перед стариком и поклонились ему.
- Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашёл способ… Видишь, какие крылья у него выросли! - гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
- А меня больше радуют твои пёрышки…
Мы надеемся, что наш тренинг поможет вам расправить ваши крылья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...

мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...




