Мастер-класс "В царстве фразеологии"
материал

Халтурина Людмила Ивановна

Использование фразеологизмов в нашей речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ


ТЕМА МАСТЕР-КЛАССА «В ЦАРСТВЕ ФРАЗЕОЛОГИИ»


1. Организационный момент.


Добрый день,  уважаемые члены жюри, участники конкурса и коллеги! Меня зовут Людмила Ивановна .  Я предлагаю вам принять участие в моем мастер-классе.  Для положительного настроя на работу и установления доброжелательной атмосферы я предлагаю начать наше мероприятие вот с такого упражнения:

- поднимите, пожалуйста правую руку, откройтесь , покажите свою ладонь. Помашите мне. Сейчас я буду говорить фразы, и если вы согласны со мной, загните палец. Загибать начинаем с мизинца.

- Проверим как у нас с русским языком. Жи-Ши пиши с буквой и? ( мизинец загнули)

- Проверим как у нас с математикой. Дважды 2два? ( безымянный загнули)

-  Проверим как у нас с географией. Столица России -Москва?  (средний палец загнули)

- Проверим как у нас с литературным чтением. Сказку о рыбаке и рыбке написал А.С.Пушкин? (указательный палец загнули)

- Проверим, как у нас с физикой. Физика это наука о растениях? (нет)

-У всех так получилось? ( большой палец не загнули)

Уважаемые коллеги, я хочу чтобы у нас с вами сегодня настроение было вот только такое.


2. Создание проблемной ситуации

Я сейчaс очень переживaю, как бы не сесть в калошу перед вами. Хочется мастер-класс сделать и интересным и познавательным, чтобы занять призовое место. Но я зарубила себе на носу – ведь лучше синица в руках, чем журавль в небе. Я вижу, вы, как и я, встaли ни свет ни зaря,  примчались сюда сломя голову, будете слушaть меня, держать ушки на макушке. Предлaгаю вам засучить рукава и начать работу. Надеюсь, мы нaйдем с вaми общий язык и вaм не придется бить баклуши.

Мы порой не сообразим,

Отчего так говорим,

Почему в ситуациях разных

Произносим нелепые фразы.

Иностранцы их вряд ли поймут,

Коль дословно переведут.

Но мы этим серьезно займемся

И, конечно, во всем разберемся.

- В чём же нам сегодня предстоит разобраться?

-Верно, наш разговор пойдёт об устойчивых сочетаниях слов, которые лингвисты называют фразеологизмами, или идиомами.

Идиомы – это фразы,

Смысл которых между строк.

Вы поймёте это сразу,

Если варит котелок.

- Так что же такое «Фразеологизм»?

- Предвижу ваш вопрос: «Зачем нужны фразеологизмы? Есть ли необходимость в изучении фразеологизмов в настоящее время?» Давайте поразмышляем над этими вопросами. Проблема отсутствия знаний о фразеологизмах сейчас стоит особенно остро.

Долгое время изучению фразеологизмов не уделялось должного внимания, да и сейчас ещё нет разработанных принципов отбора фразеологического материала, выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения школьниками. Это привело к тому, что школьники не владеют фразеологическим материалом, не умеют употреблять его в устной и письменной речи. Но ведь в мaтериалах ЕГЭ и ОГЭ есть задания,

связанные с фразеологизмами! Окaзывается, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические oбoроты в тексте, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеoлогизмы в речи. Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, – должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.

В связи с этими фaктoрами задача возрождения живого русского языка, обогащение его фразеологизмами, повышение культуры общения становится важнейшей педагогической задачей.


Как вы думаете, какова цель мастер-класса? Проверьте себя. Цель нашего занятия прописана на слайде :

 учиться  употреблять фразеологические обороты  в зависимости от речевой ситуации, обогащать свой словарный запас.

И сегодня я предлагаю вам побывать в царстве фразеологии.
По мнению Николая Максимовича Шанского, фразеологический оборот – это воспроизводимая единица языка, целостная по своему значению и устойчивая в своем составе и структуре). 

Раздел "Фразеология" изучается в 6 классе, причем на изучение этого раздела программой отведено всего  2 часа. Как же помочь учащимся усвоить эту интересную, но трудную тему "Фразеология".
Я предлагаю вашему вниманию некоторые виды  работы по организации изучения и повторения темы “Фразеология” в 6-8-х классах.
Систему практических занятий можно проводить:
1) в начале урока в качестве разминки. Это займет всего 3-5 минут;
2) во внеурочной деятельности: на классных часах ("Праздник фразеологизмов"); 
во время проведения недели русского языка и литературы в школе.


3. Создание рабочих групп


Для участия в мастер-классе собрались люди, неравнодушные к родному языку.
Выберите понравившийся фразеологизм (выбирают). 
* Без задних ног;
* Ариаднина нить;
* Вправлять мозги;
* Прокрустово ложе;
* Держать хвост пистолетом;
* Краеугольный камень.

Озвучьте свой выбор. Спасибо большое!
Скажите, могут ли данные фразеологизмы употребляться в разговорно-бытовой речи, то есть в повседневном общении?  Почему?  (у них различная стилистическая окраска, следовательно – различная сочетаемость)
 (разделитесь, пожалуйста, на группы в зависимости от стилистической окраски фразеологизмов).

Действительно, с точки зрения стилистических свойств  все фразеологизмы делятся на три группы:  фразеологизмы разговорно-бытовой сферы, межстилевой и книжной. Так как межстилевые фразеологизмы  могут использоваться и в разговорной, и в книжной речи, то в рамках мастер-класса мы рассмотрим только оставшиеся две группы.


4. Работа в группах.  «Фразеологическое лото»


Чтобы употреблять фразеологизмы в речи, нужно знать их значение. Сейчас вам в течение 
2 минут необходимо будет заполнить  правые поля лото значениями фразеологизмов. 
Первая группа работает с разговорно-бытовыми, вторая – с книжными фразеологизмами.

1 группа

Дело в шляпе - Благоприятное разрешение какого-либо оборота; удачный исход дела; все в порядке
Ни в дудочку ни в сопёлочку - Ничего не умеет делать, ни на что не годен
Прописать ижицу
Проучить как следует, жестоко расправиться -
Язык на плечо
О крайней степени изнеможения, усталости

2 группа

Прокрустово ложе - Мерка, под которую искусственно, насильственно что-либо подгоняют
Идти в ногу со временем -Придерживаться современных взглядов
Бочка Данаид - Совершенно бесполезная и бесконечная работа
Ариаднина (Ариадны)  нить - Способ, помогающий выйти из трудного положения


5. Игра со зрителями


А пока наши группы работают, я предлагаю зрительному залу немного поиграть, естественно с пользой.    
«Угадай фразеологизм»
Я показываю вам картинку, на которой довольно известный фразеологизм изображен в буквальном смысле. Ваша задача – назвать этот фразеологизм и попытаться дать ему толкование.
1.Водить за нос - обманывать
2.Сесть в калошу - "попасть впросак", опростоволоситься, опозориться, попасть в неловкую ситуацию
3.Ходить по струнке – дрожать перед кем-либо, беспрекословно  повинуясь во всем
4.Брать (взять) за рога – выполнять какое-то дело твердо, решительно и последовательно
5.Развесить уши - слушать с чрезмерным увлечением, доверчивостью
 (Писать) как курица лапой – очень неразборчиво, неряшливо.
6.Танталовы муки - это страдания от недосягаемости желанных вещей, находящихся, казалось бы, на расстоянии вытянутой руки.


(Это выражение пришло из древнегреческой легенды. Боги пили и ели чудесную пищу — амброзию и нектар. Она помогала сохранять вечную молодость, силу и здоровье. Тантал хотел похитить их со стола богов и принести на землю людям. Боги жестоко наказали Тантала. Он был брошен в Тартар (ад) и там подвергнут страшным мукам. Посреди роскошного сада, стоя по горло в воде, он умирал от голода и жажды. Только открывал он рот, чтобы напиться, как вода исчезала; только протягивал руку к плодам — ветка отстранялась от него. О человеке, который перенес лишения и муки, часто говорят: «Он претерпел танталовы муки».)
-Обращаюсь к основным участникам:
Все справились?  Проверим.
Вы заметили, что в каждой группе  некоторые  фразеологизмы остались без значения. Значит, мы должны познакомиться с их значением.

«Мозговой штурм».

Предложите свои варианты истолкования  данных фразеологизмов.
1 гр. –
«ни в дудочку, ни в сопёлочку»; «прописать ижицу».
2 гр. –
«Прокрустово ложе», «Бочка Данаид».
(варианты). Вы правы, данные фразеологизмы имеют следующие значения.

Прописать ижицу – Разг. Проучить как следует, жестоко расправиться
Ни в дудочку ни в сопёлочку – Разг. Ничего не умеет делать, ни на что не способен.

Прокрустово ложе – Книжн. Мерка, под которую искусственно, насильственно подгоняют что-либо.
Бочка Данаид – Книжн. Совершенно бесполезная и бесконечная работа.
А я вам расскажу,  как образовались эти фразеологические обороты. 


Прокрустово ложе. По греческому мифу, разбойник Прокруст всех, кто попадался ему на пути, укладывал на специальное ложе. Если несчастный был длиннее ложа, Прокруст отрубал ему ноги, а если короче, то вытягивал их.
Бочка Данаид. Этот фразеологизм возник по имени пятидесяти дочерей Ливийского царя Даная, сорок девять из которых, согласно мифу, по требованию отца убили своих мужей – сыновей царя Египта -  сразу же после свадебного пиршества, за что были обречены наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве Аида.


6. Продолжим ломать голову и попытаемся угадать, о каком фразеологизме идет речь


1 группе

Это выражение возникло следующим образом: раньше в небольших городах России был интересный обычай приглашать в гости. На окна ставили высокие свечи. Если на окне горит свеча, значит, хозяева дома и приглашают всех, кто хочет их видеть. И люди шли в гости к знакомым. О каком фразеологизме идет здесь речь? (Забежать на огонёк).

2 группе

Три неземные женщины поспорили из-за какого-то предмета, на котором было написано: «Прекраснейшей». Что это были за женщины, и что это был за предмет? (Гера, Афина и Афродита, яблоко). Какой фразеологизм получился в результате этого спора? (Яблоко раздора).


7.   «Превращение»


Фразеологизмы, как уже было сказано, делают нашу речь живой, более эмоциональной, выразительной. Предлагаю это доказать на конкретном примере.
Ваша задача  - украсить с помощью фразеологизмов довольно скучные, прозаические тексты о нелегком труде учителя. Не забывайте, участники 1 группы создают текст  разговорно-бытового стиля, а второй – книжного.  В вашем распоряжении фразеологизмы в словах для справок,  а также   ваш собственный  фразеологический запас. Творите!


8.  «Музыкальный диктант» (игра со зрителями)


А чтобы присутствующие  не скучали, предлагаю вам поучаствовать во фразеологической музыкальной паузе. В каждом  музыкальном отрывке, которые вы прослушаете, есть фразеологический оборот. Кто первый услышит его, поднимает руку и пытается объяснить его значение.  Не будьте белыми воронами, активно участвуйте в игре, я вам вставлять палки в колеса не собираюсь.  Итак, мелодия №1

1. Печки-лавочки  – совместное дружное житье, дружба и лад.
2. Ушки на макушке  - кто-либо очень внимательно, напряженно вслушивается.
3.   На всю катушку -  до конца, предельно, полностью, вовсю делать что-либо.
4.   Вешать (повесить) нос – впадать в сильное уныние, отчаиваться, расстраиваться.
Молодцы! 

9. Пока группы заканчивают работу, мы продолжим шевелить мозгами – сейчас вам необходимо будет подобрать к данным фразеологизмам русский эквивалент


1. Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга
как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские?

 Как две капли воды                                                                        
2. Французы о такой ситуации говорят:
когда у кур будут зубы, англичане – когда полетят свиньи, немцы – когда собаки залают хвостами. А что говорим мы?

 Когда рак на горе свистнет.                                      
3. Англичане говорят, о таком человеке, что
он занят как пчела, французы – он стреляет из четырёх ружей, испанцы – что он печёнки выплёвывает. А как говорят по-русски?

Вертится как белка в колесе                               
Спасибо, молодцы, всё знаете
от аза до ижицы.

«Превращение»

А мы с удовольствием послушаем творческие работы наших участников. Начнём со второй гуппы.
2 группа – книжный стиль.
Кто такой учитель?  Это человек, который должен стать путеводной нитью для своих воспитанников, дать им путевку в жизнь. Далеко не каждый решится взвалить на свои плечи этот груз ответственности.
Краеугольным камнем  нашей профессии является безграничная любовь к детям, к своему делу.
В лабиринте педагогических технологий ариадниной нитью для учителя должно стать собственное сердце, чуткое, неравнодушное, наполненное любовью. Именно оно подскажет верный путь. Было бы величайшей ошибкой, если бы учителя стали укладывать всех детей в прокрустово ложе, в каждом нужно разглядеть  индивидуальность.   Чтобы найти общий язык со своими воспитанниками, нужно вложить душу в каждого ребенка.  
Настоящий учитель – это педагог, идущий в ногу со временем.  Он понимает, что сведение процесса обучения к получению готовой информации –  точная бочка Данаид. Сколько туда ни лейте, все будет напрасно. Необходимо научить детей самостоятельно добывать знания и находить им применение. 
Как  стать  хорошим учителем? Эту сфинксову загадку каждый педагог   решает по-своему. Однако неоспоримо одно –  подвигом  называется тот благородный труд, который ежедневно совершают рыцари без страха и упрека, наши педагоги!
Данный текст заслуживает наших аплодисментов. Видно, что с книжными фразеологизмами они нашли общий язык.

Слово 1 группе.
1 группа  - разговорный стиль. 
Многие считают, что быть учителем -  плевое дело. Деньги гребешь лопатой, а спину гнуть не надо. Отвел уроки на скорую руку –  и дело в шляпе. 
Но мы вам откроем глаза на учительскую профессию. Педагог встает ни свет, ни заря, на всех парусах несется в школу, а там работы непочатый край! Приходится вертеться как белка в колесе, а иногда даже разрываться на части. На уроке битый час объясняешь материал, а ученики ни в дудочку,  ни в сопёлочку. Вопрос задашь – а вместо леса рук – темный лес. Так и хочется шею намылить и прописать ижицу. Но помнит учитель, что палку перегибать не стоит. Впору повесить нос и завыть волком… Однако  учитель не падает духом, начинает весь материал вновь раскладывать по полочкам, не мытьем так катаньем вправлять мозги. Наконец, дело сдвигается с мертвой точки и идет в гору. 
К вечеру как выжатый лимон  тащится учитель домой: язык на плечо, глаза слипаются. Но он и тут не унывает, держит хвост пистолетом, чтобы на следующий день окунуться в работу с головой!

Спасибо участникам второй группы. Они не ударили в грязь лицом, у  них тоже все прошло как по маслу.


10. А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. Посмотрите на слайд и выберите листочек бумаги любого цвета. Озвучьте, пожалуйста, свой выбор.


Я надеюсь, что украшение своей речи фразеологизмами станет у вас хорошей привычкой. Я показала несколько упражнений для работы с фразеологизмами. В этой работе важно, чтобы дети поняли огромное значение фразеологии, в которой ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка. 
А вам, уважаемые конкурсанты, я желаю, чтобы любой конкурс давался без сучка без задоринки, а жюри всегда быть на седьмом небе от счастья!


11. Спасибо всем участникам мастер-класса, зрителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Царство Закон, царство Беззаконие"

Детям о законе. Дать понятие терминов "закон" и "беззаконие", показать роль закона в обществе....

Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц. Источники английской фразеологии.

Фразеологические единицы, их основные признаки.типы фразеологических единиц.источники английской разеологии....

Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»

План-конспект урока «Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»»          Цель урока: предоставить возможность учащимся обобщать и систематизир...

Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"

Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...

Презентация «Царство грибы» к уроку по теме «Живые царства. Грибы» по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию» 5 класс

Презентации по биологии помогают учащимся получить наглядную информацию о том, что они изучали на уроке, а так же при повторении пройденного материала....

Презентация к уроку на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы». 6 класс.

Данная презентация предназначена для сопровождения урока ИЗО по теме "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Сн...

Урок на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы».

Цель урока: расширить понятие о цвете в живописи, основах цветоведения: цветовом круге, основных, составных, теплых и холодных цветах, контрасте и нюансе, насыщенности цвета и его светлоте; учить прим...