Индивидуальный образовательный маршрут и персонализированная программа наставничества учителя русского языка и литературы Амбуевой С.В.
материал

Дорожная карта по работе наставника с наставляемым «Педагог-педагог»

Организация наставнической деятельности «Педагог-педагог»

Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

- обеспечить полноценную адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;

- использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодого специалиста, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;

- привить молодому специалисту интерес к педагогической деятельности;

- адаптировать молодого педагога к корпоративной культуре, приобщить к лучшим традициям коллектива общеобразовательной организации, правилам поведения в ОО, сознательному и творческому отношению к выполнению своих должностных обязанностей;

- совместно планировать работу с молодым педагогом по включению его в профессиональную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут и персонализированная программа наставничества учителя русского языка и литературы Амбуевой С.В.

Дорожная карта по работе наставника с наставляемым «Педагог-педагог»

Организация наставнической деятельности «Педагог-педагог»

Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

- обеспечить полноценную адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;

- использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодого специалиста, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;

- привить молодому специалисту интерес к педагогической деятельности;

- адаптировать молодого педагога к корпоративной культуре, приобщить к лучшим традициям коллектива общеобразовательной организации, правилам поведения в ОО, сознательному и творческому отношению к выполнению своих должностных обязанностей;

- совместно планировать работу с молодым педагогом по включению его в профессиональную деятельность.

Основные нормативные правовые акты, которые могут быть разработаны образовательной организацией:

 1. Приказ «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации»

 2. Приказ о закреплении наставнических пар с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью.

Пояснительная записка

    Персонализированная программа наставничества «Педагог-педагог» определяет взаимодействие наставника и наставляемого на индивидуальной основе. Срок реализации 1 год. Запланированы промежуточные и планируемые результаты, расписание встреч: ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.

Режим работы: онлайн, очный, смешанный.

Важным компонентом персонализированной программы наставничества является план мероприятий. В плане мероприятий отражаются: - основные направления наставнической деятельности, требующие особого внимания наставника в педагогическом контексте конкретной образовательной организации

 - психолого-педагогические,

 - методические,

 - ИКТ - компетенции,

 - цифровизация образования,

 - внеурочная и воспитательная деятельность,

- здоровьесбережение обучающихся.  

   Здесь же предлагаются конкретные меры и формы мероприятий по устранению профессиональных затруднений наставляемого, указываются ориентировочные сроки достижения промежуточных и конечных (для данной программы наставничества) результатов.

   При необходимости куратор реализации персонализированных программ наставничества совместно с наставником вносит изменения в программу или план мероприятий, в том числе по вопросу ее продления или сокращения сроков в случае обоюдного желания, как со стороны наставника, так и со стороны наставляемого.

Информационно-методическое обеспечение системы  наставничества реализуется с помощью:

- официального сайта образовательной организации;

- участия педагогов в сетевых предметных сообществах;

- организации доступа в виртуальные библиотеки, в том числе библиотеки методической литературы;

- сетевого взаимодействия образовательных организаций и других субъектов в рамках организации единого пространства наставничества, продвижения педагогических и наставнических практик и опыта.

Мероприятия

Виды, форма деятельности

Этапы деятельности, направления деятельности

Ожидаемые результаты

Критерии оценивания эффективности мер

Отметка о выполнении

1

Организация наставнической деятельности «Педагог-педагог» Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Знакомство с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику с правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности; знакомить молодого (начинающего) педагога со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений.

Взаимодействие  «опытный педагог – молодой специалист», которое является классическим вариантом поддержки со стороны опытного педагога (педагога-профессионала) для приобретения молодым педагогом необходимых профессиональных навыков (организационных, предметных, коммуникационных и др.). Модель наставника, который является «другом, товарищем и братом», и модель учителя, когда на первый план выходит не столько перечень необходимых для освоения компетенций и предметных знаний, сколько воодушевляющий и вдохновляющий пример успешного наставника. Наставник учит преодолевать препятствия, внушает наставляемому педагогу веру в собственные силы и в позитивные профессиональные перспективы. Формами и методами организации работы с молодыми и начинающими педагогами являются беседы.

Формирование и развитие профессионально значимых умений и навыков;

- создание условий для удовлетворения запросов по самообразованию

- развитие коммуникативных способностей;

Укрепление уверенности в собственных силах и развитие личностного и педагогического потенциала работников всех категорий;

рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе образовательной организации;

Выявление психологического состояния педагога, какие проблемы его беспокоят. Какая помощь необходима: ведение документации, методическая, взаимоотношения в коллективе, оформление рабочего кабинета,…

30.08.2024

2

Разрабатывать совместно с наставляемым педагогом персонализированные программы наставничества с учетом уровня его научной, психолого-педагогической, методической компетентности, уровня мотивации. Помочь работать в программе «Конструктор программ»

Провести опрос или анкетирование, беседу по выявлению списка вопросов, которые вызывают затруднение или необходимость получить консультацию от наставника

Повышение психолого-педагогического уровня деятельности;

повышение научно-методического уровня деятельности.

Улучшение психологического климата в образовательной организации;

повышение методической компетентности;

научить грамотно, оформлять школьную документацию

На основании входного анкетирование составление плана работы, согласование наставника и наставляемого педагога.

сентябрь

3

Изучать деловые и нравственные качества молодого педагога, его отношение к проведению занятий, к педагогическому коллективу, обучающимся и их родителям, увлечения, наклонности.

Наставник учит преодолевать препятствия, внушает наставляемому педагогу веру в собственные силы и в позитивные профессиональные перспективы.

Повышение научно-методического уровня деятельности

Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в классах наставляемого;

Проведение мероприятий, взаимопосещение и анализ, подведение рефлексии в конце мероприятий.

В течение 1 четверти

4

Консультировать по поводу самостоятельного проведения молодым или менее опытным педагогом учебных занятий и внеклассных мероприятий

Формами и методами организации работы с молодыми и начинающими педагогами являются беседы, собеседования, тренинги, встречи с опытными учителями, открытые уроки, внеклассные мероприятия, тематические педсоветы, семинары, методические консультации.

Углубление научно-профессиональных знаний

рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе образовательной организации;

Беседа по проведенному мероприятию: Цель, задачи, какие этапы удались лучше и почему, какие – требуют доработки. Смогла ли увлечь всех обучающихся, мотивировать или нет. Какие трудности, какие положительные стороны может отметить. На что обратить внимание нужно в следующий раз.

В течение года (по мере возникновения вопросов)

5

Оказывать молодому (начинающему) педагогу индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

Использовать просмотренные вебинары по методике преподавания уроков.

Использование видео уроков

Посещение и взаимопосещение уроков, анкетирование, тестирование, участие в различных очных и дистанционных мероприятиях.

Дать ссылки для участия в вебинарах, семинарах, конференциях.

Проводить анализ посещенных уроков.

Освоение методикой, практичекими навыками и приемами проведения занятий. Отработка навыков мотивировать обучающихся.

Повышение уровня мастерства наставляемого педагога. Повышение мотивации молодого специалиста. Стремление добиваться лучших результатов

Анкетирование: какие вебинары использовала при подготовке к уроку? Какие видео использовала?

Помогли ли мотивировать обучающихся использованные материалы во время урока?

В течение года (по мере возникновения вопросов)

6

Личным примером развивать положительные качества наставляемого, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора

Привлекать в качестве ассистента при проведении конкурсов, соревнований, открытых мероприятий.

Освоение методики научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности

Повышение научно-методической и социальной активности педагогических работников (написание статей, проведение исследований и т. д., широкое участие учителей в проектной и исследовательской деятельности, в конкурсах профессионального мастерства);

Составление анализа мероприятия, который посетила у наставника.

Разбор анализа и мероприятия.

В течение года

7

Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого (начинающего) педагога, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия

При проведении ШМО давать возможность выступить с докладом, обобщить. Подчеркнуть положительные стороны в работе начинающего педагога.

Анализ работы совместного труда наставника и наставляемого педагога

Отработка навыком представления своих наработок, своего мнения по рассматриваемым вопросам, тем педагогического совета или ШМО

Анализ посещенных мероприятий, анкет и результатов, достигнутых педагогом за период работы на ШМО. Отметить положительные стороны ее работы в урочной и внеурочной деятельности.

В течение года (по графику проведения ШМО, педагогических советов)

8

Периодически анализировать результативность его профессиональной деятельности

Помогать проводить мероприятия, просматривать разработки, представлять на поощрение стимулирующими при проведении открытых мероприятий.

Изучение траектории работы наставляемого педагога. Своевременной помощи в освоении методики преподавания и повышении результата его профессиональной деятельности.

Отслеживание достигнутых результатов работы по наставничеству

Анализ в качестве отчета или в устной форме.

Раз в четверть

9

Подводить итоги профессиональной адаптации молодого (начинающего) педагога с предложениями по дальнейшей работе

Представлять деятельность наставляемого педагога на педагогических советах.

Мотивация наставляемого педагога. Показ достижений и развитие методической, воспитательной его работы

Повышение траектории обучения

Анализ посещенных мероприятий, анкет и результатов, достигнутых педагогом за период работы на педагогическом совете. Отметить положительные стороны ее работы в урочной и внеурочной деятельности.

Раз в полугодие

10

Привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией персонализированной программы наставничества.

Включить план предметной недели.

Представлять презентации о работе педагога в интернет сайтах, на сайте школы

Повышение мотивации методического мастерства.

Повышение уровня включенности молодых и начинающих педагогов в педагогическую деятельность и социально-культурную жизнь образовательной организации;

Анализ посещенных мероприятий

В течение года по графику.

11

Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с внедрением системы наставничества в образовательной организации, в том числе с деятельностью наставляемого

Проходить курсы повышения квалификации, выполнять работы по наставничеству.

Освоение корпоративных норм поведения, развитие коммуникативных способностей

Выявлять возникающие вопросы и решать по мере их поступления

Анализ пройденных курсов, разбор вопросов, которые возникли при прохождении курсовой подготовки или проведенных мероприятий.

По графику

12

В составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого педагога и иных оценочных или конкурсных мероприятиях

Посещать уроки, мероприятия, делать анализ посещенных уроков, показать траекторию деятельности и повышения квалификации наставляемого.

Диагностика успешности работы молодого специалиста.

Повышение педагогического мастерства наставляемого педагога

Творческий отчет наставляемого педагога

По графику

13

Принимать участие в оценке качества реализованной персонализированной программы наставничества, в оценке соответствия условий ее организации требованиям и принципам системы (целевой модели) наставничества

На заседании ШМО проанализировать выполнение персонализированной программы

Дать возможность наставляемому учителю выразить свое отношение к наставнической деятельности, и получила ли она ответы на вопросы, которые были в начале учебного года и в начале трудовой деятельности.

Развитие коммуникативных способностей;

диагностика успешности работы молодого специалиста.

Дать характеристику на наставляемого педагога и результаты совместной работы.

Подписать договор о продлении работы молодого специалиста с данной общеобразовательной организацией.

Провести анализ достижений учителя за учебный год: траектория обученности обучающихся, траектория достижений педагога. Использовать при этом 4 характеристики:

– реакция наставляемого, или его эмоциональная удовлетворенность от пребывания в роли наставляемого; – изменения в знаниях и их оценки; – изменение поведения и способа действий в проблемных ситуациях; – общая оценка результатов для образовательной организации: 1) оценка эмоциональной удовлетворенности от обучения в рамках наставничества, или реакция. В роли наставляемого педагог проходит обучение, активно взаимодействует с наставником, осваивает новые функции и способы поведения. В связи с этим удовлетворенность педагога, испытывающего потребность в преодолении профессионального затруднения, является исходным и важным фактором как для оценки результатов обучения наставляемого, так и для оценки деятельности наставника.

По графику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Использование технологии индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ЕГЭ по русскому языку»

Проект на тему «Использование технологии индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» создан для более успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку учащимися вечерней...

Индивидуальный образовательный маршрут – современная модель профессионального образования учителя иностранного языка

Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога основывается на 47 статье закона об образовании № 273-ФЗ, а также на регламентах ФГОС и профстандарта. Исходя из официальных документ...

Использование технологии индивидуального образовательного маршрута при подготовке к экзамену по русскому языку

Индивидуальная образовательная траектория- это право ученика на собственный путь. Результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деят...

Индивидуальный образовательный маршрут и персонализированная программа наставничества (Учитель- наставник: Костюченко Н.Г.)

Дорожная карта по работе наставника с наставляемым Организация наставнической деятельности «Педагог-педагог» Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специ...