Использование нейросетей на уроках литературы
материал

Вторушина Дарья Валерьевна

Использование нейросетей на уроках литературы: возможности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слайд 1. С развитием технологий и науки в образовательный процесс внедряются все более современные инструменты. Особое место среди них занимают нейросети, которые способны анализировать текст, создавать литературные произведения и даже помогать в преподавании. В данной работе мы рассмотрим, как нейросети могут быть использованы на уроках литературы, их преимущества и возможные недостатки.

Слайд 2. Нейросети – это алгоритмы машинного обучения, способные обрабатывать большие объемы данных и находить в них закономерности. В контексте литературы они могут

  1. Анализировать и создавать текст;
  2. Помогать в исследовательской деятельности;
  3. Персонализировать обучение.

Слайд 3. На уроках литературы нейросети могут примениться для:

  1. Разбора произведений: например, нейросеть может предоставить детальный анализ персонажей, конфликтов и мотивов, что поможет учащимся глубже понять сюжет и идеи автора.
  2. Креативного письма: Учащиеся могут взаимодействовать с нейросетью, предлагая ей начать рассказ или стихотворение, а затем продолжать написание в определенном направлении.
  3. Дискуссии и дебатов: на уроках можно использовать нейросети для генерации вопросов по литературным произведениям
  4. Оценки работ: Нейросети могут помочь в оценке письменных работ, анализируя их структуру, оригинальность и соответствие заданию.

Многие художники и просто обычные люди интересуются и пытаются экспериментировать с нейросетью. От любопытства ведь никуда не деться. Нейросеть показала, как в её представлении выглядели знаменитые русские писатели. Я предлагаю вам взглянуть на изображения и назвать имя и фамилию писателя.

Слайд 4. Гоголь Н.В.

Слайд 5. Лермонтов М.Ю.

Слайд 6. Достоевский Ф.М.

Слайд 7. Есенин С.А.

Слайд 8. Пушкин А.С.

Слайд 9. Маяковский В.В.

Слайд 10. Чехов А.П.

Слайд 11. Тургенев И.С.

Слайд 12. Толстой Л.Н.

Слайд 13. Булгаков М. А.

Слайд 14. Как работать с нейросетью? Всё достаточно просто. Заходим на сайт, к примеру, robotext.io – выбираем из перечня необходимую команду (нейросеть может сгенерировать, перефразировать и сократить текст, а может создать изображение) – для того, чтобы сгенерировать изображение вводим в специальное поле текст.

Слайд 15. Я заранее попросила нейросеть сгенерировать изображение по стихотворению Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» и вот такой кадр получился.

Слайд 16. Также нейросеть по письменному описанию может сгенерировать изображение литературного героя. На слайде вы видите Пьера Безухова из произведения «Война и мир».

Слайд 17. Помимо изображений нейросеть может анализировать произведения литературы. У вас на столах представлен анализ стихотворения Александра Александровича Блока «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»

Слайд 18. Вот так нейросеть видеть произведение Фёдора Достоевского «мальчик у Христа на ёлке»

Слайд 19. Преимущества использования нейросетей

  • Увеличение интереса к литературе: Интерактивные элементы и технологии могут сделать уроки более привлекательными для учеников.
  • Упрощение анализа текстов: Нейросети могут сократить время на подготовку материалов для уроков и исследований.
  • Доступ к разнообразным ресурсам: Ученики смогут получать доступ к большому количеству произведений и информации, что расширяет их кругозор.

Анализ Стихотворения Александра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека»

1. Тематика бессмысленности

С самого начала стихотворения создается атмосфера безысходности и подавленности. Описание «бессмысленного и тусклого света» фонаря указывает на отсутствие надежды и воодушевления. Эти строки сразу настраивают читателя на серьезный и мрачный лад, подчеркивая, что повседневная жизнь становится рутинной и однообразной.

2. Цикличность жизни

Блок затрагивает важную тему цикличности человеческой жизни. Строки «Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет» намекают на то, что, несмотря на продолжение жизни, все останется на своих местах, и ничто не изменится. Смерть не является финалом; она лишь открывает новый цикл существования, как выражено в строках «Умрешь - начнешь опять сначала». Это создает ощущение замкнутого круга, в котором человек застрял и не может вырваться.

3. Символика обыденных предметов

Каждый элемент, упоминаемый в стихотворении, носит символический характер. Например, ночь символизирует темноту и неизвестность, улица - пространство жизни и выбора, фонарь - свет, который не способен вытеснить тьму, а аптека - надежду на избавление от страданий, которая оказывается ложной. Вместе эти символы подчеркивают неотвратимость судьбы и отсутствие альтернатив.

4. Эмоциональная составляющая

Стихотворение пропитано чувством меланхолии и одиночества. Неоднократные повторы этих образов в финале — «Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь» — создают эффект замкнутости и неизменности, усиливая атмосферу безысходности. Это звучит как крик души, выражающий страх перед неизменным ходом жизни и судьбой.

Заключение

В целом, «Ночь, улица, фонарь, аптека...» — это размышление о человеческом существовании и его абсурдности. Блок создает мрачную, настойчивую картину, которая побуждает читателя задуматься о смысле жизни, о том, что мы можем изменить, а что остается вне нашего контроля. Это стихотворение остается актуальным и сегодня, отражая то общее чувство беспокойства и неопределенности, которое может преследовать людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка

Из опыта работы использование информационных технологий на уроках литературы и русского языка...

Использование ИКТ на уроках литературы.

Использование ИКТ делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.  Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную шк...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА

.Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:Создание проектов, презентаций требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов...

Использование алгоритма на уроке литературы

Одним из наиболее важных и сложных видов работы на уроках литературы является анализ эпизода. На наш взгляд, помочь ученику в самостоятельном написании сочинения может работа по алгоритму, особенно в ...

Обобщение опыта «Использование живописи на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции учащихся»

На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического   взаимодействия - и ученка и педагога, от которого новые подходы требуютзнани...

Описание опыта "Использование живописи на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции учащихся"

В русле поиска современных подходов к обучению обусловило выбор темы  опыта "Использование на уроках литературы как средства развития речи и способа формирования культуроведческой компетенции уча...