Психолого-педагогическая характеристика понятия «здоровый образ жизни».
статья (5 класс)
Что такое здоровый образ жизни для школьников с ОВЗ, сегодня? Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни как направление в образование детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая характеристика понятия
«здоровый образ жизни»
Существует более 300 вариантов определения понятия «здоровье», что связано с различными подходами в соответствующих науках к пониманию данного феномена. С точки зрения гигиены здоровье – это оптимальное взаимодействие организма человека с окружающей средой; в физиологии здоровья рассматривают как способность поддерживать гомеостаз, т. е. относительное постоянство внутренней среды организма; с философской точки зрения, здоровье – это состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои социальные функции; социология считает здоровье возможностью полноценно работать, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, свободно и радостно жить.
В контексте рассмотрения ключевой проблемы исследования, уместно говорить о понятии «здоровый образ жизни», наиболее полное определение которого, по моему мнению, приводит А.А. Шабалина – «это формы жизнедеятельности человека, которые он осознанно выбирает и воспроизводит самостоятельно в повседневном быту, это образ жизни, состояние здоровья, физическое развитие и психоэмоциональное состояние детей школьного возраста взаимосвязаны и в значительной степени определяются соответствием организации обучения и воспитания в образовательных учреждениях, функционального состояния и адаптационным возможностям организма учащихся».
Основными механизмами формирования здорового образа жизни, как отмечают В.М. Оржеховская и О.О. Ежова, является возможность положительно влиять на образ жизни отдельных лиц, групп людей, в следствии такого положительного влияния формируется здоровый образ жизни. С одной стороны – это интегративное качество личности, с другой – показатель ее воспитанности.
Национальная программа «Здоровье нации» определяет четыре аспекта здоровья: физическое, психологическое, духовное и социальное.
Физическая составляющая здоровья включает: индивидуальные особенности анатомического строения тела, генетическую наследственность, протекание физиологических функций организма в различных условиях (покоя, движения), уровень физического развития органов и систем организма.
К сфере психического здоровья относят индивидуальные особенности психических процессов (потребности, интересы, мотивы, стимулы, установки, цели, чувства) и свойств человека (характер, способности, возбуждённость, эмоциональность, чувствительность). Духовное здоровье зависит от духовного мира личности, в частности составляющих духовной культуры человечества, образования, науки, искусства, религии, морали, этики.
Социальное здоровье связано с экономическими факторами, отношениями индивида со структурными единицами социума - семьёй, организациями, с которыми создаются социальные связи, труд, отдых, быт, социальная защита, здравоохранение, безопасность существования и тому подобное.
Итак, анализ научно-теоретической литературы позволяет утверждать, что здоровье является сложным многоплановым понятием и рассматривается нами с позиции взаимосвязи его физических, психических, социальных аспектов в тесном взаимодействии с окружающей средой.
По убеждению Л.Н. Воронецкая, Е.А. Попок, от формирования у детей навыков здорового, физически активного образа жизни зависит не только здоровье и благополучие конкретного человека, но и общества в целом.
Выдающиеся учёные: С.А. Руссова, Н.И. Пирогов, Х.А. Алчевск, И.Т. Огиенко, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах исследовали проблему воспитания у детей навыков здорового образа жизни как составляющей личности. П.А. Виноградов, Б.С. Ерасов, А.А. Мильштейн, В.Б. Пономарчук, В.А. Столяров рассматривают ЗОЖ как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. Г.М. Аксенов, В.Н. Бальсевич, М.А. Виленский, Г.П. Дитлс, И.М. Мартынюк, Л.О. Кобелянска исследуют здоровый образ жизни с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.
По мнению А.Г. Абдуллина и Д.Г. Абдуллиной «здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности человека, целью которого является формирование, сохранение и укрепление здоровья».
К основным составляющим элементам ЗОЖ учёные относят:
- разумное чередование труда и отдыха;
- рациональное питание;
- преодоление вредных привычек;
- оптимальная двигательная активность;
- соблюдение правил личной гигиены; закаливание; психогигиена.
Формирование здорового образа жизни человека сегодня особенно связано с воспитанием личной безопасности в повседневной жизни, ведь с развитием технологий и техники, спектр негативных факторов, что угрожает безопасности жизнедеятельности человека, ее здоровью, постепенно расширяется. Поэтому задача образования состоит в том, чтобы сделать жизнь личности, как можно более безопасной или по крайней мере минимизировать негативные последствия технологической революции.
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил уточнить сущность и структуру здорового образа жизни школьников. Здоровый образ жизни учащихся мы понимаем, как форму организации их жизнедеятельности, что способствует сохранению, укреплению, формированию здоровья.
Компонентами здорового образа жизни школьников являются: гармоничное развитие физических и духовных сил; закаливание организма; оптимальная двигательная активность, физическая культура и спорт; сбалансированное питание; творческая деятельность; активный и пассивный отдых; полноценный сон; соблюдение режима дня согласно биологическим ритмам и индивидуальным особенностям; психологическая подготовка как основа предупреждения стрессов и умственного переутомления; соблюдение правил гигиены; личностное поведение, направленное на предупреждение вредных привычек.
Итак, здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций: трудовой, общественной, семейно-бытовой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Основы здорового образа жизни. Роль физической культуры в обеспечении здоровья и работоспособности. Понятие здоровье, его содержание и критерии."
Понятие здоровье, его содержание и критерии....

Сообщение "Сохранение и укрепление здоровья, формирование понятия "здоровый образ жизни" у обучающихся"
Сообщение зачитано на городском семинаре учителей физической культуры, который проходил на базе нашей школы. Помимо сообщения учителем был дан урок на тему "Подвижные игры", который имеется в данном п...

Организационные и психолого-педагогические условия овладения детьми дошкольного возраста элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Ус...

профилактическая психолого-педагогическая программа "Возьми с собою в жизнь"
Данная программа направлена на социализацию молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, стоящей на пороге выхода из детского дома....

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 1. Основные психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста
В работе рассмотрены основные характеристики самого младшего школьного возраста. Как формируются личностные новообразования с приходом в школу. Одни из важнейших изменений в личности ребенка...

Психолого-педагогические подходы к формированию здорового образа жизни у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Задача сохранения и укрепления здоровья воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попеч...

"Психолого-педагогические аспекты формирования ценностного отношения к жизни у младших подростков".
Материал посвящен психолого-педагогическим аспектам формирования ценностного отношения к жизни у младших подростков. Может быть использован для проведения внеклассного мероприятия....