ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ
методическая разработка

Валиахметова Татьяна Георгиевна

Для успешного освоения общеобразовательной программы обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья необходимо соблюдать особые образовательные условия, включающие индивидуализацию подходов
к обучению, выбор оптимальных способов представления информации.

Обучение учащихся работе с различными источниками информации является важной составляющей их подготовки к жизни в информационном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valiahmetova_antonova_statya.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

С РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ

Для успешного освоения общеобразовательной программы обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья необходимо соблюдать особые образовательные условия, включающие индивидуализацию подходов
к обучению, выбор оптимальных способов представления информации.
 

Обучение учащихся работе с различными источниками информации является важной составляющей их подготовки к жизни в информационном обществе.

Педагоги нашей школы применяют различные формы работы, направленные на организацию работы с информацией обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей и способностей каждого отдельно взятого ребенка:

- применяются рабочие листы на уроках русского языка, математики, географии;

- разработаны онлайн-задания по математике.

Рабочие листы

Рабочие листы - это эффективный инструмент, который может значительно улучшить процесс обучения. Они представляют собой заранее подготовленные материалы, содержащие задания, упражнения и графические элементы. Рабочие листы могут включать различные виды заданий: текстовые, практические,  творческие. Организуя работу на уроке с рабочим листом, учитель решает несколько задач: обучение, контроль, развитие внимания, мышления.

Основная цель рабочих листов - помочь обучающимся освоить материал, закрепить знания или проверять уровень усвоения темы.

Обучающиеся могут работать как индивидуально, так и в паре,  что помогает социализации обучающихся, формирует коммуникативные компетенции.

     Виды рабочих листов

  1. Тренировочные: Содержат однотипные задания для отработки конкретных навыков (например, вычисления, решение уравнений).

2. Контрольные: Используются для проверки усвоения материала, включают задания различной сложности.

3. Проектные: Предназначены для выполнения групповых проектов, включают задания, требующие исследования и анализа.
4. Игровые: Содержат элементы игры и конкурсов.

5. Интерактивные листы.

Рабочие листы являются ценным инструментом в преподавании предметов. Они помогают организовать процесс обучения, делают его более интересным.

Онлайн-задания на уроках математики

Основная цель использования онлайн-заданий для детей с ограниченными возможностями здоровья - обеспечить доступное, индивидуализированное и эффективное обучение, которое способствует развитию математических навыков и знаний в комфортной и поддерживающей среде.

Примеры авторских онлайн-заданий по математике, разработанных
на платформе
 learningapps, которые могут быть полезны для детей с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Игра "Найди пару":

К каждому числу нужно подобрать соответствующее количество кружков. Игра помогает развивать память и внимание. 

(ссылка на задание: https://learningapps.org/display?v=p3rsm334324)

  1. «Геометрические фигуры. Классификация»: 

Задание направлено на формирование умения группировать предметы. Каждую геометрическую фигуру нужно перенести в соответствующее поле.

     (ссылка на задание: https://learningapps.org/display?v=p46bd6i5k24)

  1. «Последовательность чисел»:

Задание направлено на развитие внимания и памяти. Предлагается расставить карточки с числами и картинками в порядке возрастания или убывания.

(ссылка на задание:         https://learningapps.org/display?v=phu0zw2b224)

Обучение математике детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого внимания и адаптации методов обучения. Онлайн-задания могут стать эффективным инструментом для поддержки интереса к урокам математики.

     Современная образовательная среда динамично меняется, и мы, как преподаватели, должны постоянно адаптировать свои подходы, чтобы соответствовать новым вызовам. Работа с учебными материалами, которые можно адаптировать под потребности и интересы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, позволяет сделать процесс обучения более эффективным, увлекательным.

Список литературы:

  1. Алышева, Т. В. Математика. 1 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)- М.: Просвещение, 2020.-127с.
  2. Беломедведев, А.Г. «Рабочий лист на уроке» / Беломедведев, А.Г. // [Электронный ресурс] https://newuroki.net/wp-content/uploads/2024/11/rabochij-list-na-uroke.pdf (дата обращения 11.01.2025)
  1. Перова, М.Н., Алышева, Т.В., Антропов, А.П., Соловьева, Д.Ю. Математика. Методические рекомендации. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные ощеобразоват. программы / М. Н. Перова, Т. В Алышева, А. П. Антропов, Д. Ю. Соловьева. – М. – Просвещение, 2020. – 364 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных умений учащихся через овладение способами работы с различными источниками информации.

  Основная идея - переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему». Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить...

Практическая работа: «Характеристика состояния экономики Китая с использованием различных источников информации».

В методической разработке прописаны цели и задачи, оборудование, содержание выполняемой работы, представлена кейс-карта со статистическими данными....

Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"

В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...

Мастер-класс "Комбинирование различных источников информации на уроках при работе в ИКТ-насыщенной среде"

В данной статье размещен материал выступления на мастер-классе для учителей района по использованию различных источников информации на уроках с начальной школы, где информатика ведется за счет дополни...

Доклад Использование различных источников информации на уроках географии в 10-11 классе

Доклад Использование различных источников информации на уроках географии в 10-11 классе...

Сценарий проведения научно-практической конференции учителей «Продуктивная деятельность с различными источниками информации (текстовой информацией, таблицами, графиками, диаграммами, рисунками, текстовыми задачами и др.)»

Актуальная проблема сегодняшнего образования - развитие умений и навыков работы с текстом. На это нацеливает основная образовательная программа Федеральных государственных образовательных стандартов ...

Методическая разработка. Мастер-класс «Изучение исторических событий через анализ различных источников информации»

Мастер-класс посвящен развитию критического мышления через анализ различных исторических источников (документы, изображения, аудио- и видеоматериал), а также через прием "Кубик Блума"....