"Жестокость и насилие по отношению к детям"
материал
К чему приводит жестокое отношение к детям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ЖЕСТОКОСТЬ И НАСИЛИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ
Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети — это практически единственный привилегированный класс в нашем обществе.
Ежегодно более 2 млн детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, для многих из них исходом побоев является смерть — каждый десятый ребенок умирает, а около 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. Только в московские больницы поступает каждый год более 1800 детей, совершивших попытку суицида.
По исследованиям Центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6—7 лет. 60—70% таких детей, постоянно избиваемых родителями, отчимами, мачехами, сожителями матери (отца), отстают в развитии, страдают различными физическими и психическими расстройствами. Многие дети являются жертвами «пьяной педагогики», нередко родители не только сами пьянствуют, но и привлекают к этому своих малолетних детей.
Различают 4 основные формы жестокого обращения или насилия с детьми: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное) насилие, моральная жестокость (пренебрежение основными нуждами ребенка).
1. Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм. Внешний вид:
- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);
- задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей);
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
2. Сексуальное насилие и развращение — вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или не осознаваемое им в силу функциональной зрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий.
3. Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся:
- • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- • оскорбление и унижение его достоинства;
- • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
- • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- • предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
- • ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
- • грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
4. Моральная жестокость — отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:
- • отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- • отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
- • нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.
Кроме того, проявлением жестокого обращения с ребенком является отсутствие у женщины любви к ребенку в перинатальный период, т. е. во время его нахождения в материнской утробе. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в 2 раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, как правило, болеют, хуже развиваются.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно — ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Необходимо время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от насилия.
Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми.
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, рвота, головные боли, потеря сознания, а также острые психические нарушения. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей более старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, а также социальные последствия.
Нарушения физического и психического развития. У большинства детей, живущих в семьях, в которых имеют место тяжелое физическое наказание, ругань в адрес ребенка, или в семьях, где они лишены внимания и заботы, например в семьях алкоголиков, наличествуют признаки задержки физического и нервно-психического развития. Дети, подвергающиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе или в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, значительно хуже учатся в школе, чем их одноклассники. У таких детей часто наблюдаются дурные привычки: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне эти дети выглядят по-другому: у них припухлые, заспанные глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности — педикулез, сыпь, плохой запах от одежды и тела.
Различные заболевания как следствие насилия. Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер, например при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки.
Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка; при сексуальном насилии — необъяснимые боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикания, энурез (недержание мочи), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.
Психические особенности детей, пострадавших от насилия. Такие дети сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, животных. Часто их агрессивность проявляется в игре. Некоторые их них, наоборот, чрезмерно пассивны и не могут себя защитить. В обоих случаях нарушается контакт со сверстниками.
Дети, пережившие сексуальное насилие или развращение, приобретают не свойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении и играх. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.
Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины или стыда. Вседствие этого ребенку трудно добиться успеха, уважения окружающих, обращение его со сверстниками и взрослыми затруднено.
Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В более старшем возрасте, у подростков, наблюдаются попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.
Чувствуя себя несчастными, обделенными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из сложившегося положения, они и сами могут стать шантажистами или насильниками.
Социальные последствия насилия детей. Можно выделить 2 проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и вред для общества.
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет. Решение своих проблем дети — жертвы насилия часто находят в криминальной среде, что нередко сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.
Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушиться половая ориентация. И те, и другие впоследствии испытывают трудности в создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.
Также немаловажны и общественные потери от насилия над детьми.
Это прежде всего потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств. Потери в их лице членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых физически и нравственно детей. Наконец, это — воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-диспут "Есть ли место жестокости и насилию в нашей жизни"
Юность - это рубеж между детством и взрослой жизнью. Детство – это период становления личности, накопления знаний и опыта, который необходим в будущем. Жизнь – сложная штука, где хитро пе...

Родительское собрание в 5 классе «Насилие в отношении детей: меры профилактики».
Родительское собрание направлено на предотвращение насилия над детьми...
раздаточный материал "Как избежать насилия в отношении детей"
Данный материал рассчитан на самую широкую аудиторию. Они полезны как взрослым, так и детям, потому что являются простыми рецептами, как выйти из опасной ситуации, сохранить себе здоровье и жизнь....

Психологический тренинг по профилактике жестокого отношения к детям.
Психологический тренинг по профилактике жестокого отношения к детям адресован воспитателям интернатных учреждений,детских родов,домов ребёнка,учителям школ,воспитателям детских садов,а...

Ознакомление педагогов с правовыми документами по вопросам защиты прав детей, профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, насилия в отношении детей
Определение термина «Жестокое обращение с детьми» – достаточно сложная задача, так как конкретное его содержание зависит от исторических, религиозных, этнокультурных, социальных особ...

Программа «Добрые перемены» (Сопровождение детей, являющихся свидетелями домашнего насилия и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семье)
Сопровождение детей, являющихся свидетелями домашнего насилия и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семье...

