ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
материал
Проблема патриотического воспитания - одна из актуальных в современном мире. Оно основывается на эиоциональном опыте ребенка, дающему ему почувствовать привязанность к своим родным, к родному дому, месту, где живет.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
«Усваивая родной язык, ребенок усваивает
не одни только слова, их сложения и видоизменения,
но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов,
логику и философию языка.
Таков этот великий
народный педагог – родное слово»
К.Д. Ушинский
Уроки русского языка и литературного чтения – это школьные дисциплины, которые реализуют направление духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся.
Проблема патриотического воспитания– одна из актуальных в современном мире. Оно основывается на эмоциональном опыте ребенка, дающему ему почувствовать привязанность к своим родным, к родному дому, месту, где живет.
Русский язык и слово прививают любовь к родному языку, помогают осмыслить общечеловеческие ценности, воспитывают чувство патриотизма. Задача учителя заключается в целенаправленной работе над формированием определенных понятий у детей.
Так, к примеру, на уроках учащиеся постигают смысл таких нравственных понятий, как честь, долг перед Отечеством, патриотизм, гражданственность, гуманизм. Работая на уроках со словами, узнавая лексическое значение слов – Родина, Отечество, отвага, мужество и др. – целенаправленно формируется осознание чувства патриотизма и целенаправленно воспитывается у детей любовь к своему народу, к своей стране.
Так, учебник «Русский язык» (9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова) начинается вступлением, где говорится о том, что родной язык – это язык, на котором ребенок говорит с детства, о том, что мы должны проявлять интерес к родному языку, что знание родного языка, его правил необходимо для развития личности человека.
С первого урока учебного года, на котором проводится ознакомление с учебником, определяется коррекционная направленность, обеспечивающая гражданское, нравственное, эстетическое воспитание учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Коррекционная направленность уроков русского языка в аспекте воспитания патриотизма реализуется прежде всего через:
–подбор дидактического материала определенной тематики;
–подбор текстов упражнений, диктантов, изложений;
–использование произведений устного народного творчества (пословицы, поговорки), которые целесообразно использовать на этапе мотивации почти по всем темам уроков русского языка;
–работу со словарями, это словарная работа на уроках;
–работу с художественными текстами на уроках русского языка.
«Дитя входит к духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка...», – писал К.Д. Ушинский.
Так, словарная работа (работа со словарем) имеет результативное воспитательное значение. К примеру, работа со словами «родина, гражданин, патриот, отвага, доблесть и др.» способствует не только воспитанию чувства патриотизма, а также развитию речи, расширению кругозора: возможны варианты дополнительных заданий (подобрать синонимы к данным словам, составить предложение, подобрать подходящие по смыслу прилагательные).
Развитию культурного кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету способствуют задания по работе с предложением и текстом, которые дают учащимся знания об истории нашей Родины, ее культуре.
На уроках русского языка и развития речи целесообразно использовать дидактический материал патриотического содержания. Тексты об истории родного края, его прошлом, исторических событиях родной страны помогают детям понять, как важно любить свою Родину и что означает слово «патриотизм».
Воспитание патриотизма – это неустанная целенаправленная работа учителя, который использует с этой целью на уроках разнообразный методический потенциал.
Некоторые особенности усвоения учебного материала у детей с интеллектуальными нарушениями (замедленный темп и узость объема восприятия, трудности анализа и синтеза предметов, особенности развития процессов памяти, низкая учебная мотивация, неустойчивость внимания, трудности с применением усвоенных знаний и умений) определяют основной акцент в реализации коррекционной работы данной направленности – наглядные положительные жизненные примеры, эмоциональность, ситуация сотрудничества между учителем и учеником.
Таким образом, формирование патриотических чувств и отношений у детей с интеллектуальными нарушениями – сложная, но выполнимая задача. Успех достигается благодаря индивидуально-дифференцированному подходу, использованию специальных методик, созданию положительного эмоционального фона и тесному сотрудничеству школы и семьи.
Важно помнить, что главная цель – не заучивание фактов, а формирование положительного отношения к Родине, чувства причастности к ней и готовности внести свой вклад в её процветание, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...

Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».
Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...

"Интегративный подход в воспитании гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы"
Гражданско-патриотическое воспитание...
Опыт использования ЭОР для обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Дрягина Людмила Юрьевна
Определяя направленность своей педагогической деятельности, я ...
Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы
Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Для воспитания патриотизма у школьников с ограниченными возможностями здоровья, также как и для учащихся массовой школы необходимы новые подходы, уроки русского языка и уроки чтения в этом плане могут...
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках чтения
В данной статье представлен опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья ( с интеллектуальными нарушениями), по теме "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитан...
