ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
материал

Макогон Инна Валериевна

Проблема патриотического воспитания - одна из актуальных в современном мире. Оно основывается на эиоциональном опыте ребенка, дающему ему почувствовать привязанность к своим родным, к родному дому, месту, где живет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot_vospitanie_na_ur_rus_yaz.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

«Усваивая родной язык, ребенок усваивает

не одни только слова, их сложения и видоизменения,

но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов,

логику и философию языка.

Таков этот великий

народный педагог – родное слово»

К.Д. Ушинский

Уроки русского языка и литературного чтения – это школьные дисциплины, которые реализуют направление духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся.

Проблема патриотического воспитания– одна из актуальных в современном мире. Оно основывается на эмоциональном опыте ребенка, дающему ему почувствовать привязанность к своим родным, к родному дому, месту, где живет.

Русский язык и слово прививают любовь к родному языку, помогают осмыслить общечеловеческие ценности, воспитывают чувство патриотизма. Задача учителя заключается в целенаправленной работе над формированием определенных понятий у детей.

Так, к примеру, на уроках учащиеся постигают смысл таких нравственных понятий, как честь, долг перед Отечеством, патриотизм, гражданственность, гуманизм. Работая на уроках со словами, узнавая лексическое значение слов – Родина, Отечество, отвага, мужество и др. – целенаправленно формируется осознание чувства патриотизма и целенаправленно воспитывается у детей любовь к своему народу, к своей стране.

Так, учебник «Русский язык» (9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова) начинается вступлением, где говорится о том, что родной язык – это язык, на котором ребенок говорит с детства, о том, что мы должны проявлять интерес к родному языку, что знание родного языка, его правил необходимо для развития личности человека.

С первого урока учебного года, на котором проводится ознакомление с учебником, определяется коррекционная направленность, обеспечивающая гражданское, нравственное, эстетическое воспитание учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Коррекционная направленность уроков русского языка в аспекте воспитания патриотизма реализуется прежде всего через:

–подбор дидактического материала определенной тематики;

–подбор текстов упражнений, диктантов, изложений;

–использование произведений устного народного творчества (пословицы, поговорки), которые целесообразно использовать на этапе мотивации почти по всем темам уроков русского языка;

–работу со словарями, это словарная работа на уроках;

–работу с художественными текстами на уроках русского языка.

«Дитя входит к духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка...», – писал К.Д. Ушинский.

Так, словарная работа (работа со словарем) имеет результативное воспитательное значение. К примеру, работа со словами «родина, гражданин, патриот, отвага, доблесть и др.» способствует не только воспитанию чувства патриотизма, а также развитию речи, расширению кругозора: возможны варианты дополнительных заданий (подобрать синонимы к данным словам, составить предложение, подобрать подходящие по смыслу прилагательные).

Развитию культурного кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету способствуют задания по работе с предложением и текстом, которые дают учащимся знания об истории нашей Родины, ее культуре.

На уроках русского языка и развития речи целесообразно использовать дидактический материал патриотического содержания. Тексты об истории родного края, его прошлом, исторических событиях родной страны помогают детям понять, как важно любить свою Родину и что означает слово «патриотизм».

Воспитание патриотизма – это неустанная целенаправленная работа учителя, который использует с этой целью на уроках разнообразный методический потенциал.

Некоторые особенности усвоения учебного материала у детей с интеллектуальными нарушениями (замедленный темп и узость объема восприятия, трудности анализа и синтеза предметов, особенности развития процессов памяти, низкая учебная мотивация, неустойчивость внимания, трудности с применением усвоенных знаний и умений) определяют основной акцент в реализации коррекционной работы данной направленности – наглядные положительные жизненные примеры, эмоциональность, ситуация сотрудничества между учителем и учеником.

Таким образом, формирование патриотических чувств и отношений у детей с интеллектуальными нарушениями – сложная, но выполнимая задача. Успех достигается благодаря индивидуально-дифференцированному подходу, использованию специальных методик, созданию положительного эмоционального фона и тесному сотрудничеству школы и семьи.

Важно помнить, что главная цель – не заучивание фактов, а формирование положительного отношения к Родине, чувства причастности к ней и готовности внести свой вклад в её процветание, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».

 Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...

Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...

Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы

Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Для воспитания патриотизма у школьников с ограниченными возможностями здоровья, также как и для учащихся массовой школы необходимы новые подходы, уроки русского языка и уроки чтения в этом плане могут...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ на уроках чтения

В данной статье представлен опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья ( с интеллектуальными нарушениями), по теме "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитан...