«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Ярошук Елена Алексеевна

Для воспитания патриотизма у школьников с ограниченными возможностями здоровья, также как и для учащихся массовой школы необходимы новые подходы, уроки русского языка и уроки чтения в этом плане могут быть базой для воспитания патриотизма у школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_-_predmet.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема для самообразования в 2021-2022 учебном году

учителя Ярошук Е.А.

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. По мнению многих специалистов, патриотическое воспитание основывается прежде всего на эмоциональном опыте ребенка, дающему ему почувствовать привязанность к своим родным, к родному дому, месту, где живет.

Для воспитания патриотизма у школьников с ограниченными возможностями здоровья, также как и для учащихся массовой школы необходимы новые подходы, уроки русского языка и уроки чтения в этом плане могут быть базой для воспитания патриотизма у школьников.

О патриотизме сказано и написано столько, что, кажется, добавить нечего. Но сегодня – это чувство в каждом из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее, пугает своей неопределенностью будущее. Сейчас происходит формирование нового - российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем.

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма принадлежит учителю русского языка и литературы.

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.

Большое значение в патриотическом воспитании имеют пословицы, которые я использую при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку, при знакомстве со словарными словами, на минутках чистописания для списывания.

Например:

Своя земля (словарное слово) и в горести мила.

Родина краше солнца (словарное слово), дороже золота.

С родной земли умри, но не сходи (знаки препинания перед союзами а, но, и).

Русский солдат не знает преград (правописание НЕ с глаголами).

Большое воспитательное значение, я считаю, имеет работа со словарями. Детям даю задания, например: найти и прочитать в словарях словарные статьи, посвященные словам: родина, отвага, доблесть, мужество, патриот, гражданин и т.д. Что объединяет эти слова? Подбирают к ним синонимы, раскрывают значение этих слов, их этимологию, употребляя в словосочетаниях и предложениях.

Развитию культурного кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету способствуют задания по работе с предложением и текстом, которые дают учащимся знания об истории нашей Родины, ее культуре.

В старших классах на уроках русского языка и развития речи я использую правильно подобранный дидактический материал – тексты для диктантов патриотического содержания. 

Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладают и уроки чтения в коррекционной школе.

На уроках чтения по программе изучаются произведения устного народного творчества. А устное народное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Именно этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.

История родного края, его прошлое, земляки и их судьбы, помогает детям понять свою малую родину, вырастить умение до пристрастия любить Родину.

Тема ВОВ – это моя любимая тема, т.к. она неиссякаемое поле деятельности по воспитанию патриотизма в сердцах учащихся. 

Например:

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» (9 класс). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

Чтение и анализ рассказа может завершиться просмотром фильма, который еще раз даст школьникам возможность почувствовать необычайность характера русского человека. При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?» «А как бы ты поступил на его месте?» Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого.

Героизм. Патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражения в поэтических произведениях о войне, рассказывающих о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Уроки внеклассного чтения, посвященные творчеству поэтов-фронтовиков А. Твардовского, Э. Асадова, Р. Гамзатова, К. Симонова, Б. Окуджавы и др.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...

Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы

Дискуссии о необходимости гражданского и патриотического воспитания детей и подростков то затухают, го разгораются вновь. А время неумолимо быстротечно и не позволяет  медлить. Мы  дол...

Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы

В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно– нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы как важной составляющей личностной компетенции современного человека....

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы

Текст выступления на  городской военно-патриотической конференции "Патриотизм - 21 век",  Ростов-на-Дону, 2013 г....