Искусство примирения: инструменты для школьных медиаторов Методические рекомендации
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Гужина Светлана Азатовна

Методические рекомендации по проведению процедуры примирения, включающее рекомендации по подготовке, проведению и последующим действиям.  В нем подробно рассматриваются этапы процедуры, от определения целей и выбора участников до мониторинга выполнения соглашения и оценки эффективности.  Особое внимание уделяется созданию безопасной и доверительной атмосферы, активному слушанию, эмпатии и соблюдению конфиденциальности.  Методические рекомендации также содержит алгоритм проведения предварительной встречи сторон конфликта,  подчеркивая важность индивидуального подхода и ясного представления медиатора и программы.  Данная работа будет полезна медиаторам,  специалистам по разрешению конфликтов,  а также всем, кто заинтересован в эффективном урегулировании конфликтов мирным путем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mediatsiya_metodicheskaya_razrabotka.docx76.31 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство примирения: инструменты для школьных медиаторов

Методические рекомендации

Гужина С.А., педагог-психолог, МАОУ Гимназия № 23

Аннотация

Методические рекомендации по проведению процедуры примирения, включающее рекомендации по подготовке, проведению и последующим действиям. В нем подробно рассматриваются этапы процедуры, от определения целей и выбора участников до мониторинга выполнения соглашения и оценки эффективности. Особое внимание уделяется созданию безопасной и доверительной атмосферы, активному слушанию, эмпатии и соблюдению конфиденциальности. Методические рекомендации также содержит алгоритм проведения предварительной встречи сторон конфликта, подчеркивая важность индивидуального подхода и ясного представления медиатора и программы. Данная работа будет полезна медиаторам, специалистам по разрешению конфликтов, а также всем, кто заинтересован в эффективном урегулировании конфликтов мирным путем.

Общие рекомендации по проведению процедуры примирения

I. Подготовка к процедуре:

Определение целей: Четко сформулируйте цели примирения. Что вы надеетесь достичь? Каков желаемый результат?

Выбор участников: Определите, кто должен участвовать в процедуре. Важно, чтобы все заинтересованные стороны были представлены.

Выбор места и времени: Выберите нейтральное и комфортное место для проведения встречи. Время должно быть удобным для всех участников.

Подготовка материалов: Подготовьте необходимые материалы, например, повестку дня, бланки соглашений, дополнительную информацию о процедуре.

Информирование участников: Заранее проинформируйте участников о процедуре, ожиданиях, правилах поведения, конфиденциальности.

II. Проведение процедуры:

Создание безопасной атмосферы: Создайте спокойную и поддерживающую атмосферу, где участники чувствуют себя комфортно и в безопасности. Обеспечьте конфиденциальность.

Представление участников и медиатора: Начните с представления всех участников и медиатора. Определите роли и обязанности каждого.

Изложение проблемы: Предоставьте каждому участнику возможность изложить свою версию событий. Слушайте внимательно и без осуждения.

Установление общих целей: Помогите участникам сформулировать общие цели, которые они хотят достичь в результате примирения.

Поиск взаимоприемлемых решений: Помогите участникам найти решения, которые удовлетворяют интересы всех сторон. Используйте различные техники.

Разработка плана действий: Разработайте план действий по реализации принятых решений, определите сроки и ответственность.

Документация соглашения: Зафиксируйте достигнутые договоренности в письменном виде. Убедитесь, что все участники понимают и согласны с текстом соглашения.

III. Последующие действия:

Мониторинг выполнения соглашения: Регулярно проверяйте, как стороны выполняют свои обязательства.

Поддержка участников: Оказывайте участникам необходимую поддержку в процессе реализации соглашения.

Оценка эффективности: Оцените эффективность процедуры примирения, выявите сильные и слабые стороны.

Дополнительные рекомендации:

Нейтральность медиатора: Медиатор должен оставаться нейтральным и беспристрастным.

Активное слушание: Внимательно слушайте каждого участника, показывая ему, что вы понимаете его чувства и точку зрения.

Эмпатия: Старайтесь понять чувства и эмоции участников.

Конфиденциальность: Гарантируйте конфиденциальность информации, полученной в ходе процедуры.

Гибкость: Будьте готовы адаптироваться к изменениям в ходе процедуры.

Алгоритм предварительной встречи сторон конфликта

Успех примирительной медиации во многом зависит от тщательной подготовки и проведения предварительных встреч с каждой из сторон конфликта. На этом этапе ключевая задача медиатора – создание безопасной и доверительной атмосферы, способствующей открытому диалогу и поиску взаимоприемлемых решений.

Этап 1: Представление медиатора и программы

Различия в статусе участников конфликта (например, правонарушитель и потерпевший) требуют индивидуального подхода к проведению предварительных встреч. Медиатор должен ясно обозначить свою роль, роль организации, которую он представляет, и характер своих взаимоотношений со сторонами. Важно подчеркнуть нейтралитет медиатора и конфиденциальность процесса.

Пример представления: "Здравствуйте! Меня зовут Имя. Я обратился к вам по поводу ситуации краткое описание ситуации. Меня направила организация/лицо. Я являюсь медиатором название службы. Моя задача – помочь вам в организации диалога и поиске решения, исключающего применение насилия. Участие в программе добровольное, и вы в любой момент можете отказаться. Все наши разговоры конфиденциальны, за исключением случаев, когда мне станет известно о готовящемся преступлении."

Этап 2: Понимание ситуации

На этом этапе медиатор помогает участнику структурировать свой опыт, описывая конфликтную ситуацию с разных сторон: предыстория, текущее состояние, последствия, эмоциональное состояние, отношение к ситуации и её участникам. Важно внимательно слушать, задавать уточняющие вопросы, помогая участнику выразить свои чувства и взгляды. Медиатор также объясняет принципы восстановительной медиации.

Этап 3: Обсуждение последствий

Медиатор совместно с участником анализирует последствия конфликта – как уже наступившие, так и потенциальные. Этот анализ помогает перейти к поиску решений.

Этап 4: Поиск вариантов выхода из ситуации

На этом заключительном этапе предварительной встречи медиатор помогает участнику:

Оценить возможные варианты разрешения ситуации и их последствия.

Обсудить предпринятые попытки разрешения конфликта.

Рассмотреть варианты возмещения вреда (включая вклад несовершеннолетних).

Обсудить планы на будущее (особенно для несовершеннолетних).

Подготовить вопросы для встречи со второй стороной конфликта (формирование повестки дня).

Уяснить юридические последствия заключения примирительного соглашения.

Важно подчеркнуть, что на последующей встрече с обеими сторонами основными участниками являются сами стороны, а медиатор лишь обеспечивает конструктивность и безопасность процесса.

«Предварительная встреча сторон конфликта»

Примирительная встреча: порядок и сложности

Создание основы для диалога со стороной

Задача: представить себя и программу.

Различные роли сторон в ситуации противоправного деяния и, соответственно, принципиальные различия ее последствий для правонарушителя и жертвы диктуют специфику

предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна быть выполнена одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам – безопасная атмосфера во время работы. Встречаясь со сторонами, медиатор должен позаботиться об этом и четко уяснить для себя, как он будет представляться, то есть:

  • кто он и его роль в деле;
  • роль и функции организации, которую он представляет;
  • его взаимоотношения со сторонами.

Вариант представления:

Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации (…). Информацию о ней нам передал (называете человека или организацию). Я – медиатор (…) (называете службу), я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша служба помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия. Участие в наших программах добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примете решение, будете ли вы в ней

участвовать. Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую информацию кроме вашего решения участвовать или не участвовать в наших программах. Исключение составляет ситуация, если мне станет известно о готовящемся преступлении, в этом случае я буду обязан сообщить в компетентные органы.

Понимание ситуации

Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.

Возможные действия медиатора:

​Обсуждение ситуации

  • помочь человеку (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о друзьях, о своих состояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его последствиям);
  • внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;
  • в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;
  • обсудить ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию, рассказать о ценностях восстановительной медиации.

Обсуждение последствий

  • обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти

к поиску вариантов выхода.

Поиск вариантов выхода

Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из ситуации.

Обсуждаемые вопросы:

  • какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям эти выходы могут привести;
  • пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;
  • варианты заглаживания вреда;
  • в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей;
  • если в ситуации участвовали несовершеннолетние, обсудить планы несовершеннолетних на будущее, поддержку этих планов со стороны родителей и ближайшего социального окружения;
  • рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой встречи;
  • обсудить встречу с другой стороной как возможный вариант действия, направленного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече являются стороны, а медиатор обеспечивает конструктивность и безопасность;
  • предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона хочет обсуждать на встрече (сформировать повестку дня);
  • проинформировать о юридических последствиях заключения примирительного соглашения;
  • если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия. Можно предложить форму челночной медиации, а также другие программы восстановительного правосудия: Круги или семейные конференции. В случае категорического несогласия на любые формы общения можно предложить не решать вопрос окончательно и оставить памятку и свои координаты;
  • независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то специалистов;
  • если сторона согласна на встречу сторон, приступить к 4 фазе.

Подготовка к встрече

Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной своей роли на встрече.

Возможные действия медиатора:

  • рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах, роли сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц). Сформировать на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении правил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать; предложить внести дополнения;
  • если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право отказаться от участия в программе;
  • пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность за безопасность, координирование действий, поддержка диалога). Подчеркнуть ответственность сторон за принятие решения;
  • обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место встречи;
  • поблагодарить за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.

Правила встречи

  1. Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности. Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече (только результат или подписанный договор).
  2. Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перенести продолжение встречи на другой день.
  3. Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с медиатором.
  4. Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.

Упражнение 1. «Выбрасывание пальцев»

Инструкция: «Вытяните вперед одну руку, зажатую в кулак. По моему хлопку

«выбросьте» из кулака несколько пальцев. Игра заканчивается только тогда, когда все участники «выбросят» одинаковое количество пальцев. Во время упражнения нельзя разговаривать».

В конце упражнения идет рефлексия полученного опыта (что помогало, что мешало справиться с заданием).

Информационный блок «Предварительная встреча»

  1. Представиться и назвать свою организацию, цель прихода, а также инстанцию, которая направила случай на программу.
  2. Выслушать взгляд человека на произошедшее событие.
  3. Рассмотреть совместно с ним различные выходы из ситуации и встречу по заглаживанию вреда как возможный выход.
  4. Если человек дает согласие, подготовить его к участию во встрече (информировать об обсуждаемых на встрече вопросах, правилах, уточнить состав участников).
  5. В случае уверенности в безопасности встречи принять решение об организации встречи и создать для этого организационные условия (договориться с участниками о месте и времени).
  6. В случае несогласия стороны на участие в примирительной встрече определить, какая помощь необходима в этой ситуации и что может сделать ведущий.

Итак, ведущий начинает встречу с обидчиком, предварительно созвонившись по телефону. Важно не опаздывать на предварительные встречи и запланировать достаточное время для их проведения (не меньше двух часов). Здесь очень важны первые слова, с которыми ведущий обратится к стороне. Одна из задач «вступительного слова» — создать у присутствующих чувство безопасности по отношению к ведущему программы, объяснить роль ведущего и суть программы.

Подсказка ведущему для начала разговора с обидчиком (правонарушителем):

Добрый день! Мы с вами договаривались о встрече по телефону. Еще раз, меня зовут (представиться). Я ведущий службы примирения и пришел по поводу случая (фабула случая). Информацию я получил от органа... (указывается источник информации).

Сразу скажу, что я не представляю ни одну из сторон, ни администрацию школы. В том смысле, что я не адвокат и не советчик.

Наш разговор конфиденциальный, и я не буду передавать никому информацию, кроме той, которую вы позволите, за единственным исключением: если нам станет известно о готовящемся преступлении, я буду вынужден сообщить в правоохранительные органы.

Участие в наших программах добровольное, поэтому в конце нашего разговора вы сами примете решение, подходит ли вам этот способ и будете ли вы в этом участвовать.

Я хочу подчеркнуть, что дело будет рассматриваться в официальном порядке в любом случае, но результаты нашей примирительной программы могут учитываться при вынесении решения по этому событию.

Есть ли ко мне вопросы? Если нет, то вначале я прошу рассказать о случившемся подробнее (мне важна ваша точка зрения и ваше отношение к случившемуся событию).

Если человек начинает рассказывать о произошедшем событии очень скупо, ему можно помочь «расширить картину следующими вопросами: что было до того, как произошло

событие, что потом, что происходило при задержании, как отнеслись родители к случившемуся, встречался ли ты с жертвой и т.д., — при этом сохраняя доброжелательный тон и поддерживающее отношение. Наиболее частые ошибки ведущего — строить беседу как допрос, морализирование или попытки уговорить правонарушителя принять участие во встрече с потерпевшим. Важнее всего в этой ситуации добиваться не восстановления объективной картины события, а помогать высказать собственное отношение и проявить чувства собеседника (например, с помощью вопросов: что чувствовал в момент происшествия, что после, как относишься сейчас).

Важные правила проведения предварительной встречи

Нельзя

Можно

  • искать виноватого
  • пытаться выяснить все досконально
  • обсуждать разрешение проблемы
  • фокусироваться на потребностях человека

Фокусировка на потребностях и обсуждение способов разрешения проблемы помогает человеку начать анализировать происшедшую ситуацию и выработать к ней свое отношение. Такая фокусировка может осуществляться с помощью следующих вопросов:

  • что тебя волнует в этой ситуации?
  • как бы ты ее хотел разрешить?
  • какие шаги ты готов предпринять для разрешения ситуации?

В ходе разговора с человеком, используя техники активного слушания, работы с сильными эмоциями и прочее, нужно позволить ему выразить негативные эмоции, принять их и помочь освободиться от них. Обычно у сторон много предубеждений друг относительно друга (например, «жертва не будет со мной даже разговаривать» или «да ей этот ущерб ничего не стоил»). Критерием освобождения от сильных эмоций и предубеждений является начало более- менее спокойного обсуждения правонарушителем путей разрешения ситуации. Здесь проясняется, какие действия по заглаживанию вреда и изменению обстоятельств, способствовавших преступлению, им (а если правонарушителем является несовершеннолетний, то и его семьей) уже осуществлены и что еще предстоит сделать.

Если обидчик (правонарушитель) согласен на примирительную встречу, он постепенно формулирует, зачем эта встреча нужна именно ему, что он собирается на ней обсуждать. Только если появилось такое понимание, ведущий может целенаправленно планировать встречу сторон, обсуждая этапы беседы, правила, возможных участников и т.д.

Обычно жертву волнуют вопросы: почему это произошло именно с ней, был ли выбор обидчика преднамерен, как обезопасить себя в дальнейшем, не будет ли обидчик мстить.

Как показывает практика, для ведущего более простая ситуация, когда есть материальный ущерб или сильные переживания сторон, поскольку сразу понятен предмет разговора. Если материальный ущерб отсутствует или возмещен, а сильных переживаний нет, ведущий обсуждает с человеком другой возможно важный смысл участия человека во встрече. Таким смыслом может оказаться обсуждение дальнейшей жизни правонарушителя.

Каждая из сторон вправе отказаться от встречи, и к этому надо относиться с пониманием, не уговаривать ее. Напомним, что одной из сквозных задач ведущего является создание условий для конструктивного выражения эмоций, т.е. он должен уметь работать с сильными негативными эмоциями и, рассмотрев различные варианты выхода из ситуации, предложить возможности программы. После того как человек ознакомлен с программой, он выбирает, принимать в ней участие или нет.

Если человек отказывается, важно «не ставить точку в разговоре», дать время подумать и попросить разрешения позвонить через несколько дней. Надо дать человеку самостоятельно принять решение, не подгоняя его.

Что можно и чего нельзя говорить, работая с жертвой

Нельзя

Можно

Я понимаю, что вы чувствуете...

Вам повезло, что вы легко отделались... Не беспокойтесь. Все будет в порядке... Успокойтесь. Расслабьтесь... Крепитесь...

Жаль, что так случилось... Я рад, что вы со мной говорите... Это не ваша вина...

Если жертва согласилась на участие в программе, предварительная встреча завершается ее подготовкой к участию во встрече с правонарушителем.

Подсказка ведущему для подготовки стороны к примирительной встрече

Итак, вы согласились участвовать во встрече с другой стороной. На ней мы не будем устраивать расследование, поучать или советовать.

Мы обсудим:

  • отношение сторон к ситуации и её последствия для всех вас (здесь каждый сможет высказать свою точку зрения);
  • пути разрешения этой ситуации;
  • как сделать, чтобы подобное не повторилось в дальнейшем.

Моя роль состоит в поддержке вашей активности, напоминаю, что решения будете принимать вы совместно с другой стороной.

Для того чтобы не происходило столкновений, и все чувствовали себя комфортно, будут введены такие правила:

  • не перебивать говорящего, давая каждому возможность высказаться до конца;
  • не оскорблять друг друга;
  • у ведущего есть возможность переговорить с кем-либо из участников наедине;
  • соблюдать конфиденциальность разговора (не рассказывать окружающим о том, что было на программе);
  • участие в программе добровольно, и при необходимости вы можете покинуть ее.

Вы согласны с правилами? Моя задача - помочь вам наладить конструктивное общение. При этом я буду сохранять нейтральность, в равной степени поддерживая всех участников. Если вы с этим согласны, давайте обсудим удобное для всех место и время.

«Встреча сторон. Примирительная встреча»

Упражнение «Мигалки»

Участники встают парами (первый впереди, второй – за ним) и образуют внешний и внутренний круги. Доброволец остается без пары, его задача – переманить к себе участника из внутреннего круга, используя мимику, разговаривать нельзя. Участники внешнего круга должны задержать своего партнера в момент «бегства».

ВСТРЕЧА СТОРОН

Создание условий для диалога между сторонами

Возможные действия медиатора:

  • заранее подготовить место для встречи сторон;
  • поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо – познакомить участников друг с другом;
  • объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;
  • объявить основные пункты повестки дня.

Организация диалога между сторонами

Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога.

Возможные действия медиатора:

  • предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;
  • предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному;
  • поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий. В ходе встречи необходимо трансформировать негативные высказывания так, чтобы это помогало конструктивному диалогу, и усиливать позитивные идеи и шаги по отношению друг к другу.

Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон

Задачи:

  • поддержать понимание и признание последствий криминальной ситуации;
  • поддержать извинения и прощение;
  • инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;
  • обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации;
  • обсудить и принять механизм реализации решений.

Обсуждение будущего

Задача: поддержать проектирование будущего участников.

Вопросы для обсуждения:

  • что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию;
  • что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;

Заключение соглашения

Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.

Возможные действия медиатора:

  • фиксировать решения и четкий план их реализации;
  • обсудить, что делать, если план не будет выполнен;
  • зафиксировать устное соглашение или письменный договор.

Рефлексия встречи

  • обсудить, удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное?
  • спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи.

После встречи, по возможности, организовать чаепитие с рассказом сторон друг другу о себе (кто что любит, чем занимается, в чем чувствует свою успешность).

Подсказка ведущему для вступительного слова на встрече:

Добрый день.

Я благодарю всех участников встречи и понимаю, что многим было нелегко прийти сюда. Мы собрались сегодня по поводу ситуации, происшедшей с вами. Хочу начать с представления участников сегодняшней встречи. Сегодня пришли (...), его родители (...), социальный работник (...). Я - ведущий встречи, меня зовут(...). Мой помощник/соведущий (...) и т.д.

Напоминаю, что основными участниками нашей встречи являются непосредственные участники ситуации. Моя задача не выяснять виновность и не защищать какую-либо сторону, а помочь вам организовать диалог, который может помочь разрешить возникшую ситуацию.

Я буду поддерживать усилия по разрешению ситуации, не отдавая кому-либо предпочтения.

Наша встреча является добровольной. Это означает, что вы пришли сюда по собственному желанию и вправе покинуть встречу, если посчитаете невозможным продолжать свое участие.

Для того, чтобы нам удалось нормально общаться и разрешить ситуацию, я предлагаю ввести следующие правила (напоминаю их):

  • не перебивать говорящего, давая каждому возможность высказаться до конца;
  • не оскорблять друг друга;
  • соблюдать конфиденциальность разговора (не рассказывать окружающим о том, что было на программе);
  • в ходе встречи каждый участник (и я в том числе) может попросить отдельной беседы наедине с кем-то из присутствующих;
  • встреча будет продолжаться столько времени, сколько вы сочтете нужным. По вашему желанию можно сделать перерыв или продолжить встречу в другое время;
  • прошу вас отключить мобильные телефоны.

Вы согласны с предложенными правилами или хотели бы внести свои предложения и дополнения ?Есть ли ко мне вопросы? Мы можем начать?

Итак, прошу вас рассказать о происшедшем, последствиях и вашем отношении к этому.

Сначала можно обратиться к жертве. Но это не обязательно, тем более, если человеку трудно говорить.

Упражнение 2. «Найти инициатора движений»

Инструкция: «Когда доброволец выйдет из комнаты, нам нужно будет выбрать инициатора движений, за которым мы молча будем повторять все движения, которые он нам предложит. Когда доброволец вернется, он должен, наблюдая за участниками, назвать инициатора движений».

Информационный блок «Круги примирения»

Ведущий кратко знакомит участников с восстановительной программой Круг сообщества, рассказывает об этапах, правилах проведения Круга и об обязанностях ведущего. Затем ведущий предлагает участникам принять участие в программе Круг сообщества.

Восстановительная программа Круг направлена на разрешение конфликтов, в которые втянуты от четырех и более человек. Важнейшей особенностью Кругов является привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение.

Встреча всех участников в Круге имеет следующие фазы:

Фаза

Действия

1. Создание основ для диалога

  • приветствие
  • церемония открытия
  • раунд знакомства

-достижение консенсуса по правилам Круга (ведущий и/или участники)

  • раунд личных историй
  • благодарность присутствующим
  • объяснение цели Круга

2. Обсуждение ситуации, проблем, интересов и намерений

  • рассказы о переживаниях, чувствах, проблемах
  • определение проблем, интересов, намерений, надежд
  • подведение итогов

3. Рассмотрение возможных вариантов решения ситуации и проблем, выявленных в ходе встречи

  • обсуждение возможных решений (раунды)
  • создание условий для достижения консенсуса по плану действий (ведущий)

4. Достижение консенсуса или чувства общности

В Круге определяются:

  • пункты соглашения или общей точки зрения (раунды)
  • следующие шаги (ведущий)

5. Закрытие

  • подведение итогов: соглашение/ следующие шаги (ведущий)
  • завершающий обмен мыслями о встрече в Круге

(раунд)

  • церемония закрытия

Основные правила встречи в Круге:

  • уважать символа слова;
  • говорить от всего сердца;
  • говорить с уважением;
  • слушать с уважением;
  • оставаться в Круге до его завершения;
  • соблюдать конфиденциальность.

Обязанности ведущего

Когда ведущие обсуждают правила во время подготовки и начала работы Круга, им необходимо объяснить участникам свои функции и попросить Круг принять правила, определяющие их роль. При исполнении обязанностей ведущего необходима поддержка Круга. Данные обязанности включают принятие следующих решений:

  • когда и как прервать человека;
  • когда открыть Круг и когда закрыть его;
  • когда объявить перерыв;
  • как использовать символ слова;
  • как напоминать участникам о необходимости придерживаться принятых правил.

Использование символа слова

Символ слова создает позитивную атмосферу для слушания, если участники следуют следующим правилам:

Символ слова передается только в одну сторону. Символ слова передают в одном направлении по кругу. В общинах большинства коренных народов его передают по часовой стрелке, следуя движению солнца. Нельзя бессистемно передавать символ слова туда - сюда, необходима преемственность в его передаче по кругу, что дает шанс высказаться всем участникам. Таким образом, создается привычка слушать до выступления и после него.

Люди высказываются только с символом слова в руках. Участники могут говорить только тогда, когда у них в руках находится символ слова, за исключением случаев, когда ведущий решит иначе (см. ниже). Соблюдая это правило, участники учатся терпеливо ждать своей очереди высказаться, осваивая навыки слушания. Символ слова не обязывает говорить. Его можно передать дальше, не высказываясь, или придержать, чтобы участники Круга имели возможность помолчать и подумать. Владение символом слова может создать сильные эмоции.

Как только символ слова обошел Круг и вернулся к ведущему, ведущий может:

- подвести итог сказанному в Круге и поднять другие вопросы до того, как он передаст символ слова дальше;

- оставить символ слова у себя и попросить некоторых участников объяснить какие-то моменты или ответить на определенные вопросы;

- передать символ слова другому участнику для начала нового раунда Круга. Поскольку человек, сидящий слева от ведущего, может неуютно себя чувствовать, ведь ему все время придется начинать новый раунд, ведущий может передать символ слова другому. Нет необходимости в том, чтобы раунды начинал один и тот же человек, но символ слова должен всегда передаваться в одном и том же направлении;

- оставить символ слова у себя и предложить любому из Круга высказаться;

- поместить символ слова в центр Круга, чтобы его мог взять любой участник, который хочет высказаться, или открыть свободную дискуссию, даже без использования символа слова. В свободном диалоге участники все же должны соблюдать правила Круга, говоря искренне, с уважением и предоставляя время для высказывания другим. Если несколько человек начинают доминировать или разговор начинает приобретать негативный оттенок, то введение символа слова в диалог восстанавливает равновесие.

Упражнение. «Общение в парах из разных позиций»

  • оба партнера сидят спиной друг к другу;
  • один сидит, второй – стоит;
  • поменялись местами;
  • оба партнера сидят рядом.

Затем ведущий просит поделиться впечатлениями о полученном опыте.

В заключение следует отметить, что предварительная встреча сторон конфликта является критическим этапом в процессе примирительной медиации. Успех последующих этапов напрямую зависит от того, насколько эффективно медиатор создаст безопасную и доверительную атмосферу, поможет сторонам структурировать информацию о конфликте, оценить его последствия и наметить пути к разрешению. Индивидуальный подход, учитывающий особенности каждой стороны и специфику ситуации, является ключевым фактором успешной предварительной встречи. На этом этапе медиатор не только собирает информацию, но и закладывает основы для продуктивного диалога, помогая участникам конфликта осознать свою ответственность и найти мотивацию к поиску взаимоприемлемых решений. Успешное проведение предварительных встреч значительно повышает шансы на достижение соглашения и восстановления нарушенных отношений, делая примирительную медиацию эффективным инструментом разрешения конфликтов.

Список литературы

  1. Коновалов А. Службы примирения: идея и технология // Школьные службы примирения. Российская модель школьной медиации. – М.: Издательство, 2019.
  2. Коновалов А. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений. Практическое руководство. – М.: Издательство, 2022.
  3. Опыт работы Школьных служб примирения в России. Сборник материалов. – М.: Издательство, 2014.
  4. Попова Р. Восстановительный подход в деятельности классного руководителя // Школьные службы примирения. Российская модель школьной медиации. – М.: Издательство, 2019.
  5. Стандарты восстановительной медиации. – М.: Издательство, 2009.
  6. Традиционные практики урегулирования конфликтов. – М.: Издательство, 2014.
  7. Учебно-методическое пособие: «Технология школьной службы примирения: базовый курс» подготовлено в рамках социального проекта «Центр общественной защиты «Содействие», реализуемого при поддержке Региональной общественной организации «Институт проблем гражданского общества». Автор-составитель: Бачков Р.А., Ставрополь, 2013г. – 100 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио школьного библиотекаря: методические рекомендации, справочная информация.

Брошюра предлагается в качестве справочного пособия для школьных библиотекарей общеобразовательных учреждений...

Методические рекомендации по планированию деятельности школьного методического объединения. Составитель : методист Чупина Л.А.

Руководство по работе ШМО, которое мы используем в нашем лицее №329 Невского района Санкт-Петербурга....

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Задания для школьного этапа по искусству (МХК) 5-11 классы в соответствии с Методическими рекомендациями

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады по искусству (МХК) для 5-11 классов составлены на основе Методических рекомендаций....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методические рекомендации к 1 году обучения учебной программы «Гитара» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Гитара»

laquo;Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога», - пишет А.Д.Артобалевская. С этим высказыванием трудно не согласиться. Моральный облик...

Обучение школьных медиаторов

Программа подготовки обучающихся для работы в ШСМ....