Статья "Практико - ориентированный подход в обучении детей декоративно - прикладному творчеству"
статья
Статья о том, что на занятиях важно показать не просто шаблонный процесс изготовления чего -либо, но и умение придавать значение изделию, вносить в процесс переживания. Необходимо использовать различные методы: репродуктивные, объяснительно - иллюстративные и др. Применять различные педагогические технологии, способствующие положительному результату.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный подход в обучении детей декоративно прикладному творчеству
Разумович Галина Федоровна,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования г. Иркутска
«Дом детского творчества № 3»
Декоративно – прикладное искусство одно из средств эстетического восприятия. Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое в простых лаконичных формах, раскрывает красоту окружающего мира.
На занятиях важно показать не просто шаблонный процесс изготовления чего – либо, но и умение придавать значение изделию, вносить в процесс переживания, чувства, мысли. А, перед изготовлением, важно изучить историю происхождения предмета. То есть, у ребенка должна появиться потребность прикоснуться к истории, к культуре своей страны, тогда создание изделий будет с интересом и творчеством.
Обучение мастерству – особый вид деятельности. У мастеров издревле были ученики и помощники. Навыки ремесел из поколения в поколение передавались годами от учителя к ученикам. Мир меняется, растет поток информации, а вместе с ним новые по фактуре и свойствам материалы и приспособления.
На занятиях научиться в короткий промежуток времени, возможно, при использовании нестандартных педагогических технологий и методик.
Одной из таких форм является мастер-класс. Используя мастер-классы по технологии ремесел можно добиться быстрых результатов. Помимо чисто практического назначения, мастер-классы преследуют еще одну, хоть и менее очевидную, но весьма важную цель – интеллектуальное и эстетическое развитие всех участников этого процесса. Мастер-класс содействует развитию у обучающихся самостоятельно и нестандартно мыслить, способствует их личностному росту, расширяет образовательное пространство.
Например: «Освоение технологии изготовления изделий из соленого теста».
Если представить сжато, то план работы будет таким:
- Знакомство с историей (легендой) появления поделок из теста.
Здесь обязательно подключаются дети, ведь кто-нибудь, возможно, слышал легенду, или читали родители. Этот пункт пробуждает интерес.
- Демонстрация готовых работ мастера и, конечно же, лучших работ
обучающихся.
Здесь дети узнают, какими приспособлениями и инструментами пользовались, как склеивали, как замесить тесто.
На этом этапе у детей появляется мотивация.
- Мастер – класс. Последовательный показ лепки птицы (например).
Педагог пошагово демонстрирует создание птицы. В этот момент педагог становится волшебником. Очень важно находиться в центре, чтобы все дети одинаково наблюдали процесс «рождения» изделия.
Побуждение к работе, творчеству.
- Самостоятельная работа. Конечно, дети будут задавать вопросы, просить помощи, но они уже точно знают, как это делать.
К самостоятельной работе дети подготовлены, глаза помнят все движения рук педагога, они готовы создавать свою «птичку».
Мастер – класс работает по принципу «делай как я».
- Рефлексия.
Ребята делятся накопившимися эмоциями, отвечая на вопросы педагога.
Если исходить из того, что образовательный процесс в дополнительном образовании детей имеет практико-ориентированную направленность (а, это совокупность приемов, способов, методов и форм обучения, направленная на формирование у обучающихся умений и навыков практической работы), то мастер-классы успешно могут применяться в обучении детей.
Практика показывает, что этот метод применяется и «работает» со всеми возрастными группами, вызывает интерес и побуждает к действию.
Но, мастер-класс, лишь дополняет традиционные методы и приемы.
В своей работе я использую традиционные и нетрадиционные типы занятий: занятие-экскурсия, занятие-путешествие, занятие-выставка, это вызывает интерес у обучающихся.
Объяснительно-иллюстративные методы организуют осознанное восприятие учебного материала (рассказ, беседа, демонстрация таблиц, методических пособий, содержащих последовательность; демонстрацию образцов народного прикладного искусства).
Репродуктивные методы обеспечивают усвоение действий, формируют умения и навыки. При многократном повторении действий обучающиеся добиваются аккуратности, скорости, нужного результата.
С учетом разных возможностей и подготовки детей, на занятиях предусмотрен дифференцированный подход обучения, цель которого состоит в том, чтоб помочь каждому обучающемуся достичь результата, отвечающего его индивидуальным потребностям.
В заключение, важно отметить, чтобы достичь результатов, нужно использовать все возможные методы, способы и приемы. Предоставлять самостоятельный творческий подход ребенку в создании чего-либо. Применять педагогические технологии на занятиях, способствующих в короткий срок освоить ремесло, ведь мы работаем на результат! Использовать то, что больше всего «работает» и получается. Использовать на занятиях игровые технологии. Участие обучающихся в играх, способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различным мотивационным качествам, развивают воображение и фантазию, способствуют быстрому запоминанию изученного материала.
Радостные лица детей по окончании занятия – это высокая оценка педагогу.
« Я слышу и забываю,
Я вижу и запоминаю,
Я делаю и понимаю»
Китайская пословица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное творчество»
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Личностно-ориентированный подход к обучению детей на уроках литературы.
Личностно-ориентированный подход к обучению детей на уроках литературы - актуальная проблема современной школы. Рассматриваются различные методы решения этой проблемы....

Творческий отчет "Современные образовательные технологии в практике обучения детей декоративно-прикладному творчеству".
«Современные образовательные технологии в практике обучения детей декоративно-прикладному творчеству».Важнее ответить на вопрос «чему учить?» и «как учить?», т.к. при разнообразии содержания дополните...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

материал к докладу "Рога подручный материал для развития у детей декоративно-прикладного творчества"
Образ жизни северного народа Саха во многом определил развитие ремесел. Излюбленным сырьем древних мастеров были рога дикого тура, предка коровы, изделия из которых найдены археологами. В древности и ...

«Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству»
Национально-региональный компонент на занятиях по программе внеурочной деятельности «Родник творчества» применяется при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество». Обучающиеся воспитанники с...
«Особенности организации занятий детей декоративно-прикладным творчеством и игровой деятельностью в летнем оздоровительном лагере «Алые паруса» Петродворцового района Санкт-Петербурга»
Организация отдыха и оздоровления детей является неотъемлемой частью социальной политики государства. Эффективность этой деятельности все больше зависит от степени разработанности ее концептуаль...
