Статья "Практико - ориентированный подход в обучении детей декоративно - прикладному творчеству"
статья

Разумович Галина Федоровна

Статья о том, что на занятиях важно показать не просто шаблонный процесс изготовления чего -либо, но и умение придавать значение изделию, вносить в процесс переживания. Необходимо использовать различные методы: репродуктивные, объяснительно - иллюстративные и др. Применять различные педагогические технологии, способствующие положительному результату.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный подход в обучении детей декоративно прикладному творчеству

 

Разумович Галина Федоровна,

педагог дополнительного образования,

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования г. Иркутска

«Дом детского творчества № 3»

Декоративно – прикладное искусство одно из средств эстетического восприятия. Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности  декоративного искусства – симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию,  так как несет в себе понятное детям содержание, которое в простых лаконичных формах, раскрывает красоту окружающего мира.  

На занятиях важно показать не просто шаблонный процесс изготовления чего – либо, но и умение придавать значение изделию, вносить в процесс переживания, чувства, мысли. А, перед изготовлением, важно изучить историю происхождения предмета. То есть, у ребенка должна появиться потребность прикоснуться к истории, к культуре своей страны, тогда создание изделий будет с интересом и творчеством.

Обучение мастерству – особый вид деятельности. У мастеров издревле были ученики и помощники. Навыки ремесел из поколения в поколение передавались годами от учителя к ученикам. Мир меняется, растет поток информации, а вместе с ним новые по фактуре и свойствам материалы и приспособления.  

На занятиях научиться в короткий промежуток времени, возможно, при использовании нестандартных  педагогических технологий и методик.

 Одной из таких форм является мастер-класс. Используя мастер-классы по технологии ремесел можно добиться быстрых  результатов. Помимо чисто практического назначения, мастер-классы преследуют еще одну, хоть и менее очевидную, но весьма важную цель – интеллектуальное и эстетическое развитие всех участников этого процесса.  Мастер-класс содействует развитию у обучающихся самостоятельно и нестандартно мыслить, способствует их личностному росту, расширяет образовательное пространство.  

Например: «Освоение технологии изготовления изделий  из соленого теста».

Если представить сжато, то план работы будет таким:

  1. Знакомство с историей (легендой) появления поделок из теста.

Здесь обязательно подключаются дети, ведь кто-нибудь, возможно, слышал легенду, или читали родители. Этот пункт пробуждает интерес.

  1. Демонстрация готовых работ мастера и, конечно же, лучших работ  

обучающихся.

Здесь дети узнают, какими приспособлениями и инструментами пользовались, как склеивали, как замесить тесто.

На этом этапе у детей появляется  мотивация.

  1. Мастер – класс. Последовательный показ лепки птицы (например).

Педагог пошагово демонстрирует создание  птицы. В этот момент педагог становится волшебником. Очень важно находиться в центре, чтобы все дети одинаково наблюдали процесс «рождения» изделия.

Побуждение к работе, творчеству.

  1. Самостоятельная работа. Конечно, дети будут задавать вопросы, просить помощи, но они уже точно знают, как это делать.

К самостоятельной работе дети подготовлены, глаза помнят все движения рук педагога, они готовы создавать свою «птичку».

 Мастер – класс работает по принципу «делай как я».

  1. Рефлексия.

Ребята делятся накопившимися эмоциями, отвечая на вопросы педагога.

Если исходить из того, что образовательный процесс в дополнительном образовании детей имеет практико-ориентированную  направленность (а, это совокупность приемов, способов, методов и форм обучения, направленная на формирование у обучающихся умений и навыков практической работы), то мастер-классы успешно могут применяться в обучении детей.  

Практика показывает, что этот метод применяется и «работает» со всеми возрастными группами, вызывает интерес и побуждает к действию.

Но, мастер-класс, лишь дополняет традиционные методы и приемы.

В своей работе я использую традиционные и нетрадиционные типы занятий: занятие-экскурсия, занятие-путешествие, занятие-выставка, это вызывает интерес у обучающихся.

Объяснительно-иллюстративные методы  организуют осознанное восприятие учебного материала (рассказ, беседа, демонстрация таблиц, методических пособий, содержащих последовательность; демонстрацию образцов народного прикладного искусства).  

Репродуктивные методы обеспечивают усвоение действий, формируют умения и навыки. При многократном повторении действий обучающиеся добиваются аккуратности, скорости, нужного результата.

С учетом разных возможностей и подготовки детей, на занятиях предусмотрен дифференцированный подход обучения, цель которого   состоит в том, чтоб помочь каждому обучающемуся достичь результата, отвечающего его индивидуальным потребностям.

В заключение, важно отметить, чтобы достичь результатов, нужно использовать все возможные методы, способы и приемы.  Предоставлять самостоятельный творческий подход ребенку в создании чего-либо. Применять педагогические технологии на занятиях, способствующих в короткий срок освоить ремесло, ведь мы работаем на результат! Использовать то, что больше всего «работает» и получается. Использовать на занятиях игровые технологии. Участие обучающихся в играх, способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различным мотивационным качествам, развивают воображение и фантазию, способствуют быстрому запоминанию изученного материала.

Радостные лица детей по окончании занятия – это высокая оценка педагогу.

« Я слышу и забываю,

Я вижу и запоминаю,

Я делаю и понимаю»

Китайская пословица

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное творчество»

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Личностно-ориентированный подход к обучению детей на уроках литературы.

Личностно-ориентированный подход к обучению детей на уроках литературы - актуальная проблема современной школы. Рассматриваются различные методы решения этой проблемы....

Творческий отчет "Современные образовательные технологии в практике обучения детей декоративно-прикладному творчеству".

«Современные образовательные технологии в практике обучения детей декоративно-прикладному творчеству».Важнее ответить на вопрос «чему учить?» и «как учить?», т.к. при разнообразии содержания дополните...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

материал к докладу "Рога подручный материал для развития у детей декоративно-прикладного творчества"

Образ жизни северного народа Саха во многом определил развитие ремесел. Излюбленным сырьем древних мастеров были рога дикого тура, предка коровы, изделия из которых найдены археологами. В древности и ...

«Использование регионального компонента при обучении детей декоративно-прикладному творчеству»

Национально-региональный компонент на занятиях по программе внеурочной деятельности «Родник творчества» применяется при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество». Обучающиеся воспитанники с...

«Особенности организации занятий детей декоративно-прикладным творчеством и игровой деятельностью в летнем оздоровительном лагере «Алые паруса» Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Организация отдыха и  оздоровления детей является неотъемлемой частью социальной политики государства. Эффективность этой деятельности все больше зависит от степени разработанности ее концептуаль...