Методические рекомендации по разработке и оформлению программы по социальной работе
методическая разработка
В методических рекомендациях описан порядок разработки и оформления программы по социальной работе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке программ Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Московского района»
1. Раздел «Титульный лист»
На титульном листе Программы (приложение № 1) указывается:
1) полное наименование учреждения в соответствии с Уставом;
2) информация об утверждении Программы: «гриф» утверждения документа размещается в правом верхнем углу и состоит из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения;
3) информация о принятии Программы размещается в левом верхнем углу на уровне грифа утверждения документа и состоит из слов ПРИНЯТА (без кавычек), наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты и номера;
4) наименование Программы с возможной конкретизацией целевой направленности и целевой группы (при необходимости);
5) фамилии и инициалы разработчиков (составителей) Программы и их должности;
6) город, год разработки Программы.
Форма титульного листа Программы представлена в приложении № 1 к настоящим методическим рекомендациям.
2. Раздел «Паспорт Программы»
Паспорт Программы оформляется в табличной форме и включает краткую характеристику Программы:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | ||
Дата утверждения программы руководителем и согласования методическим советом Центра | ||
Сведения об авторе/составителе программы (Ф.И.О., должность) | ||
Цель программы | ||
Задачи программы | ||
Целевая группа участников программы, | ||
Планируемое количество участников Программы (максимальное) | ||
Наименование оказываемых при реализации программы видов услуг | ||
Форма социального обслуживания | ||
Вид программы | по целям реализации (общеразвивающая, коррекционно-реабилитационная, профилактическая) | |
по форме проведения мероприятия (индивидуальные, групповые) | ||
Сроки реализации программы по этапам, | ||
Ожидаемые результаты реализации Программы: - количественные - качественные | ||
Наименование исполнителя, реализующего программу (наименование структурного подразделения) | ||
3. Раздел «Пояснительная записка»
Данный раздел Программы должен быть посвящен описанию проблем, с которыми обращаются получатели социальных услуг и их представители, а также причин, их вызывающих. Актуальность проблематики может быть подтверждена цифровыми данными, характеризующими деятельность конкретного отделения.
Описание общего контекста ситуации предполагает ответы на несколько вопросов:
1) кто и с каким запросом обычно обращается к специалистам соответствующего профиля;
2) каков ресурс отделения в решении поставленных проблем;
3) чем чаще всего продиктовано обращение к данному специалисту;
4) в чем состоят конкретные трудности получателей социальных услуг;
5) кем формулируется запрос – родителями, получателями социальных услуг, другим учреждением и т.д.
От ответов на эти вопросы зависит правомерность применения предлагаемой Программы и специфика ее использования в каждом конкретном случае.
Основное назначение Программы предполагает обозначение круга проблем, для решения которых предназначена Программа.
Целесообразно приводить ранжированный перечень проблем: первые места предпочтительней отдавать тем из них, чье решение с большей долей вероятности может зависеть от результативности использования предлагаемой Программы, а последние места – проблемам, при работе с которыми данная Программа может оказаться действенной только совместно с другими процедурами и методами.
Важным моментом является так же адресность Программы, предполагающая указание четких характеристик контингента, для которого она предназначена:
- возрастные особенности и ограничения;
- физические, психофизические, психологические особенности.
4. Раздел «Содержание Программы»
Программа должна содержать сведения о нормативных правовых актах,
в соответствии с которыми она разработана. Перечисление нормативных правовых актов следует осуществлять, группируя их по юридической силе, по дате принятия в порядке возрастания, с указанием вида правового акта, даты, номера и его наименования.
Пример оформления перечня нормативных правовых актов:
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
Закон Санкт-Петербурга от 24.12.2014 № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге»;
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1283 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге»;
Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 02.03.2015
№ 51-р «Об утверждении Положения о разработке и апробации методик и технологий
в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге»
4.1. Цель Программы.
Цель Программы должна быть конкретно сформулирована, давать четкие представления о тех результатах, которые ожидаются авторами после ее применения,
а также определять основной способ достижения предполагаемых результатов. Любая поставленная цель должна быть развернута в систему частных задач, учитывающих условия их конкретного решения в данный отрезок времени.
По целям реализации выделяются следующие виды Программ:
профилактические, направленные на профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость целевых групп участников Программы в социальном обслуживании; предупреждение возникновения, распространения и повторения неблагоприятных ситуаций, негативных изменений; адаптацию к условиям постоянно меняющейся социальной среды;
коррекционно-реабилитационные, направленные на полное или частичное восстановление утраченных участником Программы способн6остей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности;
общеразвивающие, направленные на решение задач формирования общей культуры получателя социальных услуг, расширения его социального опыта, знаний о мире и о себе, такие программы предполагают удовлетворение познавательного интереса, расширение информированности получателя социальных услуг в конкретной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности;
многоцелевые, объединяющие различные виды деятельности в единое целое, направленные на решение комплекса социальных проблем участников Программы, могут состоять из нескольких модулей или подпрограмм.
4.2. Задачи Программы
При описании Программы задачи касаются, как правило, трех основных аспектов:
- коррекционного, предполагающего разрешение трудностей;
- профилактического, обеспечивающего предупреждение трудностей;
- развивающего, направленного на оптимизацию, стимулирование, обогащение содержания деятельности.
Постановка задач осуществляется через глаголы: выявить, создать, развить и т.д.
4.3. Целевая группа Программы
Участники Программы могут быть отнесены к следующим целевым группам:
- инвалиды трудоспособного возраста, в том числе нуждающиеся
в сопровождаемом проживании;
- дети-инвалиды, дети раннего возраста, имеющие проблемы в развитии;
- инвалиды трудоспособного возраста, полностью или частично утратившие способность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в связи с заболеванием, травмой.
Целевые группы могут подразделяться на категории получателей социальных услуг и рекомендуемых наборов социальных услуг, установленных распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 16.12.2019 № 869-р «Об утверждении рекомендуемых наборов социальных услуг получателей социальных услуг».
4.4. Наименование оказываемых социальных услуг
Наименования оказываемых в рамках Программы социальных услуг следует указывать в соответствии с перечнем социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 24.12.2014 № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге». Если в рамках Программы оказывается комплекс социальных услуг, данный раздел следует оформлять в табличной форме:
Форма обслуживания | Вид социальной услуги | Наименование социальной услуги |
4.5. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы указываются по этапам без конкретных дат начала
и окончания реализации Программы.
Реализация Программы предполагает наличие определенных этапов деятельности (организационный, практический, аналитический этапы), которые включают в себя решение соответствующих задач в определенные сроки.
Например:
Программа рассчитана на 1 год (периодичность – ежегодно).
I. Подготовительный этап: (сентябрь)
- подбор методической литературы;
- разработка занятий;
- разработка мероприятий по программе;
II. Основной этап: (октябрь – апрель)
- диагностика по определению степени развития индивидуально-психологических особенностей (способностей, склонностей, индивидуальных типологических особенностей);
- организация практических занятий, мероприятий по программе
- проведение консультирования родителей детей с глубоким отставанием в познавательном развитии, сочетающимся с серьезными нарушениями.
- разработка и распространение методического материала по направлению деятельности.
III. Заключительный этап: (июнь – август)
- творческий отчет по реализации программы;
- анализ деятельности и корректировка программы;
- подготовка отчетной документации;
- распространение опыта работы.
При определении периодичности и продолжительности мероприятий следует учитывать требования санитарных норм и правил в соответствии с возрастной категорией и степенью способности к самообслуживанию целевой группы Программы.
4.6. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Ресурсное обеспечение реализации Программы включает кадровое, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение. Наличие в отделении необходимых организационных условий и ресурсного обеспечения является важной составляющей для успешной реализации поставленных задач.
Для реализации Программы могут быть заключены соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с другими организациями, а также привлекаться на добровольной основе волонтеры.
4.7. Мероприятия Программы
Мероприятия Программы могут проводиться в следующих формах:
- индивидуальные, направленные на профилактику или разрешение социальных проблем (снижение их остроты) конкретного участника Программы и предполагающие ситуацию «один на один», когда специалист совместно с участником Программы решает личностные и социальные проблемы участника программы;
- групповые, направленные на профилактику или разрешение социальных проблем участников Программы в условиях малых и больших групп с учетом индивидуальных особенностей, возраста, актуальных потребностей граждан и предполагающие совместную деятельность участников Программы в составе групп, объединяющих двух и более человек (массовые – более 25 чел., групповые 6-25 чел., микрогрупповые – 2-5 чел.);
- комбинированные, направленные на профилактику или разрешение социальных проблем участников Программы и предполагающие деятельность как в составе групп, так и индивидуально.
4.8. Диагностический инструментарий
Диагностика является способом определения степени результативности реализации Программы. Для оценки результативности можно применять такие методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, опрос, мониторинг, тестирование и др. Диагностика может осуществляться на каждом этапе реализации Программы. Обязательной является итоговая диагностика. Рекомендуется через некоторое время после окончания реализации Программы провести повторную диагностику, опираясь на один
и тот же метод оценки, для измерения отсроченных результатов.
4.9. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидаемые результаты – вероятные положительные изменения, которые могут произойти у участников Программы. Они могут носить краткосрочный, промежуточный или долгосрочный характер, должны быть достижимыми и измеряемыми. Описанные ожидаемые результаты должны соотноситься с каждой из поставленных задач таким образом, чтобы можно было получить реальное представление о возможностях программы и оценить эффективность ее использования. Такое представление материала поможет получить четкую информацию о целесообразности и результативности ее применения на практике. Ожидаемые результаты необходимо дополнить системой показателей, по которым можно судить о степени их достижения, об успехе деятельности. При этом в число показателей могут входить как количественные, так и качественные признаки, которые могут быть замерены или отслежены с помощью имеющихся в арсенале специалиста процедур диагностики, наблюдения, опроса и пр.
Заполнение данного раздела может быть оформлено в табличной форме:
№ п/п | Ожидаемые результаты (качественные и количественные | Показатели (индикаторы)/ единица измерения | Методы (инструментарий) измерения результата | Сроки проведения оценки/частота измерения |
При формулировании результатов рекомендуется использовать одну грамматическую форму, например: будет знать (уметь, владеть, иметь представление), овладеет, расширится представление, будет сформирован, научится делать, будет стремиться, будет способен, получит навыки, приобретет опыт, сможет решать следующие жизненно-практические задачи и др.
5. Раздел «Тематический план»
Описание Программы включает план ее реализации и методические материалы, представленные в приложениях.
План реализации Программы (далее – План) является основным элементом Программы. План содержит логически связанное описание своей деятельности по реализации Программы, направленной на решение каждой из поставленных задач,
с указанием используемых форм работы.
План соотносится с поставленными целями и задачами, обеспечивает получение ожидаемых результатов и составляется в соответствии со сроками реализации Программы.
План состоит из следующих элементов:
перечень тем (разделов, направлений);
краткое содержание деятельности по каждой теме, формы работы;
на решение каких задач направлена деятельность в каждой теме;
продолжительность мероприятия;
количество мероприятий, наименование социальной услуги, которая оказывается получателю социальных услуг при проведении мероприятия.
Если Программа предусматривает этапность (модульность), то это необходимо отразить в Плане. План оформляется в табличной форме, ориентация листа – альбомная.
Пример составления таблицы для тематического планирования:
№ п/п | Наименование тем | Краткое содержание деятельности | Формы работы | На решение каких задач направлено мероприятие | Продолжи тельность мероприятия | Количество мероприятий | Наименование социальной услуги |
В Плане обозначаются только основные темы (разделы, направления) для работы
с одной группой.
Под «Формой работы» понимается реализация мероприятий в виде лекции, тренинга, игры, экскурсии, консультации, праздника, беседы, встречи, дискуссии, мастер-класса, акции, аукциона, похода, практического занятия, спектакля, ярмарки, фестиваля, эстафеты, конкурса, презентации, творческой встречи, соревнования, турнира, концерта, круглого стола, вебинара, и др. При необходимости в Плане можно предусмотреть проведение вводного и итогового мероприятий.
6. Список литературы
Список литературы может состоять из нескольких разделов, включающих:
- литературу, использованную при подготовке Программы;
- методическую литературу для специалистов, осуществляющих реализацию Программы;
- литературу для участников Программы в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья.
Список литературы может включать справочники, энциклопедии, словари, пособия, методические рекомендации; сборники упражнений, практических работ; наглядный материал (альбомы, рисунки, карточки с заданиями, таблицы); электронные ресурсы и т.д.
Список литературы оформляется в соответствии с требованиями «ГОСТ 7.0.5-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования
и правила составления», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 28.04.2008
№ 95-ст.
Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется.
Например:
1. Автор. Название источника. – Город издания, год издания. – Кол-во страниц.;
2. Автор. Название статьи. [Электронный ресурс]. – Дата публикации.
7. Приложения
Приложения могут включать:
иллюстративный материал по темам мероприятий;
раздаточный материал (задания, карточки, информационные материалы и т.д.);
словарь терминов;
конспекты, описания занятий, сценарии мероприятий;
технологические карты;
памятки для участников Программы;
видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;
электронные ресурсы;
лекционный материал;
диагностический инструментарий, оценочные материалы (тесты, анкеты и др.);
презентации;
условия набора участников;
методические разработки для организации индивидуальной работы;
другие материалы.
Перечень приложений необходимо оформить в виде таблицы с указанием автора материалов приложения (ссылки на литературу) и кратким описанием содержания приложения.
Номер и название приложения | Авторство | Краткое описание |
_________________
форма
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Московского района»
ПРИНЯТА Решением Методического совета Протокол от «__»_____20___№_____ | УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБУСОН «ЦСРИДИ Московского района» ________________ _______________ (подпись) ФИО «_____» ___________20___ год |
Программа по социальной работе
«______________________________»
(наименование программы)
Составители: _________________________ _________________________ (ФИО, должность) |
Санкт-Петербург
20___ год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы по дисциплине "Экономика отрасли".
В методических рекомендациях приведены структура и содержание курсовой работы по экономике отрасли, тематика курсовых работ и правила их оформления. Данные рекомендации по выполнению и оформлению курс...
Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты занятия в учреждении сферы молодежной политики
Планирование занятий в творческих объединениях и спортивных секциях учреждения сферы молодежной политики - это один из элементов управления процессом организации работы. Правильно спланированное занят...

Методические рекомендации по разработке и оформлению авторской программы дополнительного образования детей
Подробные рекомендации педагогам дополнительного образования по разработке авторской программ ДОД...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ПМ 02 «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ» для специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Настоящее методическое пособие предназначено для использования студентами для выполнения курсовой работы, при изучении экономических дисциплин...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮИ ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА», 2013годРассмотрено и одобрено...

Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы деятельности отряда «Юнармеец» в общеобразовательном учреждении
Настоящие методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы деятельности отряда «Юнармеец» в общеобразовательном учреждении составлены на основе методических...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Тетрадь представляет собой методические рекомендации для педагогов по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для учреждения дополнительного образован...
