Методические рекомендации по разработке и оформлению программы по социальной работе
методическая разработка

Чернова Алёна Вячеславовна

В методических рекомендациях описан порядок разработки и оформления программы по социальной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_napisaniyu_programm.docx47.19 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке программ Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Московского района»

1. Раздел «Титульный лист»

На титульном листе Программы (приложение № 1) указывается:

1) полное наименование учреждения в соответствии с Уставом;

2) информация об утверждении Программы: «гриф» утверждения документа размещается в правом верхнем углу и состоит из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения;

3) информация о принятии Программы размещается в левом верхнем углу на уровне грифа утверждения документа и состоит из слов ПРИНЯТА (без кавычек), наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты и номера;

4) наименование Программы с возможной конкретизацией целевой направленности и целевой группы (при необходимости);

5) фамилии и инициалы разработчиков (составителей) Программы и их должности;

6) город, год разработки Программы.

Форма титульного листа Программы представлена в приложении № 1 к настоящим методическим рекомендациям.

2. Раздел «Паспорт Программы»

Паспорт Программы оформляется в табличной форме и включает краткую характеристику Программы:

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дата утверждения программы руководителем и согласования методическим советом Центра

Сведения об авторе/составителе программы (Ф.И.О., должность)

Цель программы

Задачи программы

Целевая группа участников программы,
с указанием возраста (обязательно для несовершеннолетних) и категории получателя социальных услуг

Планируемое количество участников Программы (максимальное)

Наименование оказываемых при реализации программы видов услуг

Форма социального обслуживания

Вид программы

по целям реализации

(общеразвивающая, коррекционно-реабилитационная, профилактическая)

по форме проведения мероприятия

(индивидуальные, групповые)

Сроки реализации программы по этапам,
в том числе продолжительность, количество и периодичность мероприятий

Ожидаемые результаты реализации Программы:

- количественные

- качественные

Наименование исполнителя, реализующего программу (наименование структурного подразделения)

3. Раздел «Пояснительная записка»

Данный раздел Программы должен быть посвящен описанию проблем, с которыми обращаются получатели социальных услуг и их представители, а также причин, их вызывающих. Актуальность проблематики может быть подтверждена цифровыми данными, характеризующими деятельность конкретного отделения.

Описание общего контекста ситуации предполагает ответы на несколько вопросов:

1) кто и с каким запросом обычно обращается к специалистам соответствующего профиля;

2) каков ресурс отделения в решении поставленных проблем;

3) чем чаще всего продиктовано обращение к данному специалисту;

4) в чем состоят конкретные трудности получателей социальных услуг;

5) кем формулируется запрос – родителями, получателями социальных услуг, другим учреждением и т.д.

От ответов на эти вопросы зависит правомерность применения предлагаемой Программы и специфика ее использования в каждом конкретном случае.

Основное назначение Программы предполагает обозначение круга проблем, для решения которых предназначена Программа.

Целесообразно приводить ранжированный перечень проблем: первые места предпочтительней отдавать тем из них, чье решение с большей долей вероятности может зависеть от результативности использования предлагаемой Программы, а последние места – проблемам, при работе с которыми данная Программа может оказаться действенной только совместно с другими процедурами и методами.

Важным моментом является так же адресность Программы, предполагающая указание четких характеристик контингента, для которого она предназначена:

- возрастные особенности и ограничения;

- физические, психофизические, психологические особенности.

4. Раздел «Содержание Программы»

Программа должна содержать сведения о нормативных правовых актах,
в соответствии с которыми она разработана. Перечисление нормативных правовых актов следует осуществлять, группируя их по юридической силе, по дате принятия в порядке возрастания, с указанием вида правового акта, даты, номера и его наименования.

Пример оформления перечня нормативных правовых актов:

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Закон Санкт-Петербурга от 24.12.2014 № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге»;

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1283 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге»;

Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 02.03.2015
№ 51-р «Об утверждении Положения о разработке и апробации методик и технологий
в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге»

4.1. Цель Программы.

Цель Программы должна быть конкретно сформулирована, давать четкие представления о тех результатах, которые ожидаются авторами после ее применения,
а также определять основной способ достижения предполагаемых результатов. Любая поставленная цель должна быть развернута в систему частных задач, учитывающих условия их конкретного решения в данный отрезок времени.

По целям реализации выделяются следующие виды Программ:

профилактические, направленные на профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость целевых групп участников Программы в социальном обслуживании; предупреждение возникновения, распространения и повторения неблагоприятных ситуаций, негативных изменений; адаптацию к условиям постоянно меняющейся социальной среды;

коррекционно-реабилитационные, направленные на полное или частичное восстановление утраченных участником Программы способн6остей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности;

общеразвивающие, направленные на решение задач формирования общей культуры получателя социальных услуг, расширения его социального опыта, знаний о мире и о себе, такие программы предполагают удовлетворение познавательного интереса, расширение информированности получателя социальных услуг в конкретной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности;

многоцелевые, объединяющие различные виды деятельности в единое целое, направленные на решение комплекса социальных проблем участников Программы, могут состоять из нескольких модулей или подпрограмм.

4.2. Задачи Программы

При описании Программы задачи касаются, как правило, трех основных аспектов:

- коррекционного, предполагающего разрешение трудностей;

- профилактического, обеспечивающего предупреждение трудностей;

- развивающего, направленного на оптимизацию, стимулирование, обогащение содержания деятельности.

Постановка задач осуществляется через глаголы: выявить, создать, развить и т.д.

4.3. Целевая группа Программы

Участники Программы могут быть отнесены к следующим целевым группам:

- инвалиды трудоспособного возраста, в том числе нуждающиеся
в сопровождаемом проживании;

- дети-инвалиды, дети раннего возраста, имеющие проблемы в развитии;

- инвалиды трудоспособного возраста, полностью или частично утратившие способность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в связи с заболеванием, травмой.

Целевые группы могут подразделяться на категории получателей социальных услуг и рекомендуемых наборов социальных услуг, установленных распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 16.12.2019 № 869-р «Об утверждении рекомендуемых наборов социальных услуг получателей социальных услуг».

4.4. Наименование оказываемых социальных услуг

Наименования оказываемых в рамках Программы социальных услуг следует указывать в соответствии с перечнем социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 24.12.2014 № 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге». Если в рамках Программы оказывается комплекс социальных услуг, данный раздел следует оформлять в табличной форме:

Форма обслуживания

Вид социальной услуги

Наименование социальной услуги

4.5. Сроки реализации Программы

Сроки реализации Программы указываются по этапам без конкретных дат начала
и окончания реализации Программы.

Реализация Программы предполагает наличие определенных этапов деятельности (организационный, практический, аналитический этапы), которые включают в себя решение соответствующих задач в определенные сроки.

Например:

Программа рассчитана на 1 год (периодичность – ежегодно).

I. Подготовительный этап: (сентябрь)

  • подбор методической литературы;
  • разработка занятий;
  • разработка мероприятий по программе;

II. Основной этап: (октябрь – апрель)

  • диагностика по определению степени развития индивидуально-психологических особенностей (способностей, склонностей, индивидуальных типологических особенностей);
  • организация практических занятий, мероприятий по программе
  • проведение консультирования родителей детей с глубоким отставанием в познавательном развитии, сочетающимся с серьезными нарушениями.
  • разработка и распространение методического материала по направлению деятельности.

III. Заключительный этап: (июнь – август)

  • творческий отчет по реализации программы;
  • анализ деятельности и корректировка программы;
  • подготовка отчетной документации;
  • распространение опыта работы.

При определении периодичности и продолжительности мероприятий следует учитывать требования санитарных норм и правил в соответствии с возрастной категорией и степенью способности к самообслуживанию целевой группы Программы.

4.6. Ресурсное обеспечение реализации Программы

Ресурсное обеспечение реализации Программы включает кадровое, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение. Наличие в отделении необходимых организационных условий и ресурсного обеспечения является важной составляющей для успешной реализации поставленных задач.

Для реализации Программы могут быть заключены соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с другими организациями, а также привлекаться на добровольной основе волонтеры.

4.7. Мероприятия Программы

Мероприятия Программы могут проводиться в следующих формах:

- индивидуальные, направленные на профилактику или разрешение социальных проблем (снижение их остроты) конкретного участника Программы и предполагающие ситуацию «один на один», когда специалист совместно с участником Программы решает личностные и социальные проблемы участника программы;

- групповые, направленные на профилактику или разрешение социальных проблем участников Программы в условиях малых и больших групп с учетом индивидуальных особенностей, возраста, актуальных потребностей граждан и предполагающие совместную деятельность участников Программы в составе групп, объединяющих двух и более человек (массовые – более 25 чел., групповые 6-25 чел., микрогрупповые – 2-5 чел.);

- комбинированные, направленные на профилактику или разрешение социальных проблем участников Программы и предполагающие деятельность как в составе групп, так и индивидуально.

4.8. Диагностический инструментарий

Диагностика является способом определения степени результативности реализации Программы. Для оценки результативности можно применять такие методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, опрос, мониторинг, тестирование и др. Диагностика может осуществляться на каждом этапе реализации Программы. Обязательной является итоговая диагностика. Рекомендуется через некоторое время после окончания реализации Программы провести повторную диагностику, опираясь на один
и тот же метод оценки, для измерения отсроченных результатов.

4.9. Ожидаемые результаты реализации Программы

Ожидаемые результаты – вероятные положительные изменения, которые могут произойти у участников Программы. Они могут носить краткосрочный, промежуточный или долгосрочный характер, должны быть достижимыми и измеряемыми. Описанные ожидаемые результаты должны соотноситься с каждой из поставленных задач таким образом, чтобы можно было получить реальное представление о возможностях программы и оценить эффективность ее использования. Такое представление материала поможет получить четкую информацию о целесообразности и результативности ее применения на практике. Ожидаемые результаты необходимо дополнить системой показателей, по которым можно судить о степени их достижения, об успехе деятельности. При этом в число показателей могут входить как количественные, так и качественные признаки, которые могут быть замерены или отслежены с помощью имеющихся в арсенале специалиста процедур диагностики, наблюдения, опроса и пр.

Заполнение данного раздела может быть оформлено в табличной форме:

№ п/п

Ожидаемые результаты (качественные и количественные

Показатели (индикаторы)/ единица измерения

Методы (инструментарий) измерения результата

Сроки проведения оценки/частота измерения

При формулировании результатов рекомендуется использовать одну грамматическую форму, например: будет знать (уметь, владеть, иметь представление), овладеет, расширится представление, будет сформирован, научится делать, будет стремиться, будет способен, получит навыки, приобретет опыт, сможет решать следующие жизненно-практические задачи и др.

5. Раздел «Тематический план»

Описание Программы включает план ее реализации и методические материалы, представленные в приложениях.

План реализации Программы (далее – План) является основным элементом Программы. План содержит логически связанное описание своей деятельности по реализации Программы, направленной на решение каждой из поставленных задач,
с указанием используемых форм работы.

План соотносится с поставленными целями и задачами, обеспечивает получение ожидаемых результатов и составляется в соответствии со сроками реализации Программы.

План состоит из следующих элементов:

перечень тем (разделов, направлений);

краткое содержание деятельности по каждой теме, формы работы;

на решение каких задач направлена деятельность в каждой теме;

продолжительность мероприятия;

количество мероприятий, наименование социальной услуги, которая оказывается получателю социальных услуг при проведении мероприятия.

Если Программа предусматривает этапность (модульность), то это необходимо отразить в Плане. План оформляется в табличной форме, ориентация листа – альбомная.

Пример составления таблицы для тематического планирования:

№ п/п

Наименование тем

Краткое содержание деятельности

Формы работы

На решение каких задач направлено мероприятие

Продолжи

тельность мероприятия

Количество мероприятий

Наименование социальной услуги

В Плане обозначаются только основные темы (разделы, направления) для работы
с одной группой.

Под «Формой работы» понимается реализация мероприятий в виде лекции, тренинга, игры, экскурсии, консультации, праздника, беседы, встречи, дискуссии, мастер-класса, акции, аукциона, похода, практического занятия, спектакля, ярмарки, фестиваля, эстафеты, конкурса, презентации, творческой встречи, соревнования, турнира, концерта, круглого стола, вебинара, и др. При необходимости в Плане можно предусмотреть проведение вводного и итогового мероприятий.

6. Список литературы

Список литературы может состоять из нескольких разделов, включающих:

- литературу, использованную при подготовке Программы;

- методическую литературу для специалистов, осуществляющих реализацию Программы;

- литературу для участников Программы в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья.

Список литературы может включать справочники, энциклопедии, словари, пособия, методические рекомендации; сборники упражнений, практических работ; наглядный материал (альбомы, рисунки, карточки с заданиями, таблицы); электронные ресурсы и т.д.

Список литературы оформляется в соответствии с требованиями «ГОСТ 7.0.5-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования
и правила составления», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 28.04.2008
№ 95-ст.

Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется.

Например:

1. Автор. Название источника. – Город издания, год издания. – Кол-во страниц.;

2. Автор. Название статьи. [Электронный ресурс]. – Дата публикации.

7. Приложения

Приложения могут включать:

иллюстративный материал по темам мероприятий;

раздаточный материал (задания, карточки, информационные материалы и т.д.);

словарь терминов;

конспекты, описания занятий, сценарии мероприятий;

технологические карты;

памятки для участников Программы;

видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;

электронные ресурсы;

лекционный материал;

диагностический инструментарий, оценочные материалы (тесты, анкеты и др.);

презентации;

условия набора участников;

методические разработки для организации индивидуальной работы;

другие материалы.

Перечень приложений необходимо оформить в виде таблицы с указанием автора материалов приложения (ссылки на литературу) и кратким описанием содержания приложения.

Номер и название приложения

Авторство

Краткое описание

_________________

форма

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Московского района»

ПРИНЯТА

Решением Методического совета
СПб ГБУСОН «ЦСРИДИ Московского района»

Протокол от «__»_____20___№_____

УТВЕРЖДАЮ

    Директор СПб ГБУСОН «ЦСРИДИ

    Московского района»

________________ _______________

                    (подпись)                                          ФИО

«_____» ___________20___ год

Программа по социальной работе
«______________________________»

(наименование программы)

Составители:

_________________________

_________________________

(ФИО, должность)

Санкт-Петербург

                                                           20___ год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы по дисциплине "Экономика отрасли".

В методических рекомендациях приведены структура и содержание курсовой работы по экономике отрасли, тематика курсовых работ и правила их оформления. Данные рекомендации по выполнению и оформлению курс...

Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты занятия в учреждении сферы молодежной политики

Планирование занятий в творческих объединениях и спортивных секциях учреждения сферы молодежной политики - это один из элементов управления процессом организации работы. Правильно спланированное занят...

Методические рекомендации по разработке и оформлению авторской программы дополнительного образования детей

Подробные рекомендации педагогам дополнительного образования по разработке авторской программ ДОД...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮИ ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА», 2013годРассмотрено и одобрено...

Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы деятельности отряда «Юнармеец» в общеобразовательном учреждении

Настоящие методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы деятельности отряда «Юнармеец» в общеобразовательном учреждении составлены на основе методических...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Тетрадь представляет собой методические рекомендации для педагогов по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для учреждения дополнительного образован...