ЗАНЯТИЕ по психологии «Формула жизни» для обучающихся 7-х классов
материал (7 класс)

Цель: стимулировать стремление к успеху, целеполаганию, планированию деятельности подростков; способствовать развитию навыков уверенного поведения; развивать стремление к самосовершенствованию.

Трудно быть успешным?

Трудно, но возможно. Всегда найдется сфера жизни, в которой вы можете стать успешным.

-Успех заключается в душевной гармонии, в счастье, в реализации себя и своего потенциала, в любимом деле. Не останавливайтесь перед препятствиями, идите вперед, стремитесь к поставленной цели. Тогда вас будет ждать успех!

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет по образованию Санкт- Петербурга

Администрация Красногвардейского района

ГБОУ школа №609 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО
Педагогическим

советом Секретарь
______________________

Соболева Т.А.

Протокол № 1

от  «29» августа  2024 г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель МО

_________________________

             Лобанчук Т.А.

 Протокол  № 1

 от  «29» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________

Дорохова М.В.

Приказ №188

От «30» августа 2024 г.

ЗАНЯТИЕ

по психологии

«Формула жизни»

для  обучающихся 7-х классов

Составитель: Воропаева А.А.

Педагог-психолог

Санкт- Петербург

                                                              2025

Тема: «Формула жизни».

Цель: стимулировать стремление к успеху, целеполаганию, планированию деятельности подростков; способствовать развитию навыков уверенного поведения; развивать стремление к самосовершенствованию.

Ход занятия.

1.Настрой на занятие.

Сегодня мы с вами поговорим об успешном человеке.

-Кого, на ваш взгляд, можно считать успешным человеком?

С чем ассоциируется слово успех? ( Высказывания обучающихся.)

-Одни считают, что успех это признание, богатство, деньги, слава, власть.

Другие думают, что успешный человек - тот, кто показывает хорошие результаты в учёбе, работе, уверенный, счастливый, довольный жизнью.

Он занимается любимым делом, его уважают другие.

Успеха достигают, действительно лучшие.

-В чем причина того, что не все могут быть успешными?

(Нет уверенности в себе, не доводят дело да конца.)

-Как добиться успеха? Ответом могут быть стихи:

-Как добиться успеха
В этом мире огромном?
Надо много трудиться
И стремиться быть умным.
Кругозор свой расширить,
Свой характер улучшить.
И немного усилий,
Чтобы выглядеть лучше.

-Чтобы добиться в чём-то успеха, нужно в себе воспитывать некоторые качества. Воспитать себя - это непросто, но возможно.

Сегодня вы узнаете, что необходимо воспитать в себе, чтобы быть успешным. Потренируемся в некоторых упражнениях.

2. Работа по проблеме занятия. Построение «Лестницы успеха».

1)Желание и цель. Желать, уметь трудиться! Ставить цели! 

Без желания у вас не будет энергии, и без энергии вы ничего не добьетесь. Желание и цели мотивируют, сосредотачивают, заставляют стремиться к победе и направляют энергию в нужное русло. Нелегко идти к поставленной цели. Препятствия и помехи встречаются на пути, ЧТО поможет преодолеть их? Вера в себя!

2)Адекватная самооценка.

Упражнение «Мне удается»

Психологический смысл упражнения.

Создание условий для самопрезентации, повышение мотивации к обучению новым видам деятельности.

Участники поочередно встают и рассказывают о каком-либо деле, которое им особенно хорошо удается. Потом они отвечают на два вопроса:

1.Как им удалось этому научиться?

2.Где может пригодиться это умение?

( Если кто-нибудь из вас почувствуете смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим!»)

Анализ, обсуждение:

-Чему из того, о чем рассказали другие участники, захотелось научиться каждому из вас? Кто из участников вас удивил? Заставил взглянуть на него по-новому?

Вывод из 2-х упражнений:

Важно принимать себя, свою индивидуальность, позитивно относиться к себе. Это способствует формированию адекватной самооценки, чувства собственного достоинства и является залогом уверенности и успешности.

Мини-лекция:

«Самая трудная вера – это вера в себя» — гласит народная мудрость. И действительно, все чаще можно встретить людей, чья самооценка очень низкая. Одно дело – видеть свои достоинства и бороться с недостатками, и совсем другое – обнаруживать в себе все новые и новые минусы.
Уверенность в своих силах формируется у человека с детства – малыш учится делать первые шаги, говорить, дружить… Появляется окрыляющее чувство: «Я могу! Я достоин!» И хорошо, если родители помогут этому чувству окрепнуть, подбадривая в трудных ситуациях: «Мы любим тебя, не смотря ни на что», «Все получится». Это помогает ребенку, подростку сформировать позитивное отношение к самому себе: «Я хороший, я любимый, я нужный».
Ведь на нашу самооценку влияет, прежде всего, мнение окружающих людей. Неосторожные замечания, грубые шутки, а то и намеренное хамство могут заставить человека разувериться в себе. И если Вы все чаще вслух или мысленно произносите фразы: «Я не достоин», «Всё во мне — плохо», «Я — неудачник» — значит, пришло время повышать самооценку. Ведь без нее не получится быть счастливым и гармоничным человеком.
Но для начала давайте разберемся с мифами, которые мешают нам повысить свою самооценку.

Миф первый: заниженная самооценка – это навсегда. Напротив, многие актеры, политики и музыканты смогли доказать своим примером, что уверенность в себе достижима. Они побороли свои комплексы, а значит – это под силу каждому.
Миф второй: повысив самооценку, я рискую стать наглым и самоуверенным типом, от которого другим одни неприятности. Но уверенность – не значит самоуверенность. Тот, кто верит в себя – спокоен и вежлив, а значит – приятен в общении.

Миф третий: повышение самооценки – процесс долгий, скучный и трудоемкий. Наоборот, повысить самооценку можно за считанные месяцы, причем делая это в интересной форме. А как именно – сейчас узнаете:
Во-первых, необходимо перестать сравнивать себя с другими. Каждый человек – уникальный, и уже одним этим хорош. Лучше ведите «Дневник собственных побед», куда следует заносить все то, чего Вам удалось добиться за день, неделю, месяц.
Во-вторых, старайтесь общаться с уверенными в себе, открытыми и доброжелательными людьми. Они буквально заражают оптимистичным отношением к жизни. А от агрессивных и злобных лучше держаться подальше: их вы не переубедите, а настроение себе испортите.
В-третьих, старайтесь использовать только позитивные суждения о себе: вместо «Я не уверен», следует говорить «Я справлюсь». И никогда не принижайте свои достоинства на людях. За комплименты благодарите искренним «Спасибо, мне очень приятно», вместо «Ой, да ладно Вам, Вы меня смущаете».
В-четвертых, ставьте себе достижимые цели. Тот, кто задвигает себя в рамки и чересчур сжатые строки, всегда чувствует себя проигравшим. Делайте на пути к цели остановки – и силы сэкономите, и без спешки найдете оптимальный вариант решения проблемы.
Начните повышать свою самооценку прямо сейчас – почитайте специальную литературу или посоветуйтесь с психологом – и у Вас все получится!

3) Осознание самого себя. Человек должен знать, в чём его сильные и слабые стороны. Если не знает, кем является на самом деле, никогда не поймёт, на что действительно он способен. (Ребята на листочках записывают сильные и слабые стороны своего характера)

4) Уверенность. Развитие уверенности в себе начинается с устранения страха, который нашёптывает ему: «Ты не сможешь этого сделать…» 

(Наполеон Хилл – книга «Закон успеха»: «успех нельзя поймать», его достигают, «усваивая и применяя законы»- главное преодолеть собственные слабости). Чтобы до конца понять, что же такое уверенность, нужно прежде разобраться с тем, что такое неуверенность. Распределите карточки на 2 группы: уверенное, неуверенное поведение.

Неуверенность:

  • Предпочитает промолчать, даже если не согласен.
  • Трудно входит в контакт с незнакомыми людьми.
  • Трудно принимать решения.
  • Живет без понимания собственных целей, ценностей
  • Страх, тревожность.
  • Скованность движений, неестественность жестов, "закрытые" позы.
  • Нарушение ритма дыхания.
  • Голос тихий и робкий.
  • Речь невыразительная, отсутствуют четкие формулировки.
  • Враждебное восприятие мира, чрезмерная обидчивость, слезливость.
  • Ощущение собственной неполноценности, неловкости, вины.

Уверенность:

  • Легко высказывает и отстаивает свою точку зрения.
  • Легко устанавливает контакты, начинает и заканчивает беседу.
  • Легко принимает решения.
  • Признает свою уникальность.
  • Знает и стремиться к достижению своих целей.
  • Легкость во всем теле.
  • Ощущение внутренней силы.
  • Непринужденность жестов, грациозность движений.
  • Позитивное восприятие мира.
  • Эмоциональная окраска и образность речи.
  • Ощущение собственной значимости, гордость.

Внешние признаки уверенного человека:

  • выглядит спокойным;
  • держится с достоинством;
  • открытый взгляд;
  • ровная осанка;
  • спокойный и уверенный голос.

5). Настойчивость. На успешных людей смотрим как на образец для подражания, объект уважения. Но ведь они не всегда были такими. С чего-то начинали и проходили через полосы неудач. И только тот, кто смог преодолеть отчаяние и настойчиво работать над проектом, в успех которого он верил, теперь может назвать себя успешным человеком, прожившим жизнь не зря. Немало тому подтверждений из биографии известных людей. Например, чтобы создать электрическую лампочку, Томас Эдисон проделал больше тысячи экспериментов. Все его коллеги давно потеряли веру в возможность создания работающей модели. Одна неудача следовала за другой. И когда в очередной раз в лаборатории прогремел очередной взрыв, помощник Эдисона, не выдержав закричал: «Ты – сумасшедший, нас чуть не убило! Ты не можешь понять, что создать электрическую лампочку невозможно!»

На что Томас Эдисон спокойно ответил: «Да, каждая неудача, которую мы терпим, - это единственный путь к истине. Каждая неудача приближает нас к правильному решению. Каждый раз мы узнаем, что этот путь не приведет к успеху, но сразу же выбираем новый путь и делаем новый эксперимент». Помощник в ужасе убежал и Эдисону пришлось продолжить эксперименты в одиночку.

Только на 1016 – й раз лампочка Томаса Эдисона загорелась и изменила ход нашей цивилизации. Квартиры, предприятия, заводы, шахты – везде, на земле и под землей сегодня горит лампочка Эдисона. Негаснущий памятник упорству и правильному отношению к неудачам.

6). Умение не впадать в отчаяние. Стойкость и умение не принимать близко к сердцу чужие упреки и критику помогают сохранить душевное равновесие, не поддаться сомнениям и не потерпеть неудачу.(пример с вождением)

7).Сосредоточенность. Сосредоточенность на одной задаче - гарантия ее выполнения, доведения до конца. Любые отвлекающие проекты должны подождать или идти по плану только после главного.

8). Оптимизм. Оптимизм является важнейшей чертой характера любого успешного человека. Без него все остальное было бы трудновыполнимо. Поэтому абсолютно необходимо придерживаться позитивного мышления и никогда не сдаваться.

9).Сильный характер. Во многом успешность зависит от характера человека. Например, любой человек может научиться рано вставать, но не каждый на это пойдет, и уж тем более не каждый человек сможет делать это регулярно. Так что достижение успеха конкретным человеком еще и определяется его характером, способностями, уровнем интеллекта.

Упражнение «Мои планы».

На альбомном листе каждый ученик обводит свою ладошку и на каждом пальчике кратко записывает пункт своего плана на будущее.

-Подумайте, какие препятствия могут возникнуть в достижении каждой цели?

Подведение итога

-Трудно быть успешным?

Трудно, но возможно. Всегда найдется сфера жизни, в которой вы можете стать успешным.

-Успех заключается в душевной гармонии, в счастье, в реализации себя и своего потенциала, в любимом деле. Не останавливайтесь перед препятствиями, идите вперед, стремитесь к поставленной цели. Тогда вас будет ждать успех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида

Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...

Конспект занятия по психологии для учащихся 6–8-х классов «Добро и зло»

Цель:Формирование установки на толерантное поведение;  Знакомство с понятием «толерантность», «толерантная личность».Способствование к приобретению опыта толерантного общения....

Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...

Открытое занятие по психологии в 8-9 классах Тема: «Жизнь по собственному выбору»

Заявляя о своих правах , важно помнить они есть у других людей и это позволяет им чувствовать себя хорошо и уверенно в нашем мире. Поэтому следует что?  Уважать личные права других так, же как вы...

Практическое занятие "Вычисления. Строка формул. Ввод формул в ячейки. Мастер функций."

Данное практическое занятие используется при изучении дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности  по специальности 34.02.01 "Сестринское дело"...

Формирование экономической грамотности старшеклассников на факультативных занятиях курса "Этика и психология семейной жизни"

Ведущей целью курса «Этика и психология семейной жизни» является формирование у обучающихся с ОВЗ готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье...

План-конспект открытого внеурочного занятия по психологии 11 класс "Конфликты в нашей жизни"

Внеурочное занятие  проводится в 11 классе в рамках программы "Этика и психология семейной жизни"....