Формирование экономической грамотности старшеклассников на факультативных занятиях курса "Этика и психология семейной жизни"
статья (9 класс)

Кузько Наталья Александровна

Ведущей целью курса «Этика и психология семейной жизни» является формирование у обучающихся с ОВЗ готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, её духовным ценностям. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экономической грамотности старшеклассников на занятиях курса «Этика и психология семейной жизни»

Кузько Н.А., учитель ГБПОУ АО

«Астраханский губернский техникум»

Семья – это первая в жизни человека социальная общность, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В семье он делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения, из семьи выходит в большой мир, чтобы потом вернуться обратно, когда в этом мире ему станет неуютно.

Ведущей целью курса «Этика и психология семейной жизни» является формирование у обучающихся с ОВЗ готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, её духовным ценностям. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.
     Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.
 
          Курс рассчитан на 2 года (10-11 классы) и имеет следующую структуру.
     В первом разделе
“Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества” раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи. 
     Задача второго раздела
“Психология личности” состоит в том, чтобы дать обучающимся с ОВЗ представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях. 
     Третий раздел
“Особенности межличностных отношений юношества” раскрывает понятия о психологии межличностных отношений, о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре их поведения. 
     Раздел
“Брак и семья” начинается с раскрытия понятия “готовность к браку”, затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются особенности молодой семьи. 
     В разделе “
Основные ценности семьи” характеризуются духовные и нравственные устои семьи, ее трудовая атмосфера, бюджет и хозяйство, эстетика быта. Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи, анализируются причины возникновения неблагополучных семей. 
     В завершающем курс разделе “
Семья и дети” рассматриваются темы о незаменимости семьи в воспитании детей, педагогики предупреждения и перевоспитания детского эгоизма и типичных недостатков семейного воспитания. 
     Моя задача как      педагога, ведущего этот курс, состоит в том, чтобы активно включить родителей в воспитание качеств семьянина у своих детей. 

В разделе «Основные ценности семьи» рассматриваются темы, благодаря которым я могу на своих уроках формировать экономическую грамотность старшеклассников как необходимое направление по обеспечению качества обучения и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в современное общество.

Поскольку семья является ячейкой общества, она связана с трудом. Труд для семьи служит источником материального благосостояния.

 Чтобы семейная экономика хорошо работала, а семейная экономика – это наука о повседневной жизни семьи, надо представлять себе расходы семьи и то, как они соотносятся с ее доходами.

Объясняю обучающимся, что под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-нибудь другую деятельность. Все эти полученные средства составляют совокупный доход.

Расход – это затраты на питание, одежду, транспорт, на оплату услуг, ремонт, содержание каких-либо изделий и др.

Бюджет семьи – это структура всех её расходов и доходов за определённый период времени (месяц, год).

Основные задачи семейной экономики:

  • умение разобраться со своими потребностями,
  • выбрать эффективные средства для их удовлетворения,
  • разумно организовать семейный труд,
  • рассчитать расход денег и времени,
  • знать цену трудовой копейке.

Потребность – это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное; и чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен трудиться.

Существуют рациональные (разумные) и псевдопотребности (ложные). Удовлетворение ложных потребностей приносит человеку только вред, Это потребность в курении, наркотиках, алкоголе, чрезмерное употребление сладкого. К материальным относятся потребности в еде, жилье, одежде и т.п. Духовные – это общение, чтение художественной литературы, посещение театров, кино, музея и др.

Выполняемая семьей экономическая функция связана с удовлетворением потребностей и накоплением ресурсов.

 А экономическая функция семьи сводится к следующему:

  1. ведение домашнего хозяйства;
  2. накопление семейного имущества и обеспечение его наследования;
  3. финансовая деятельность (умение правильно рассчитать семейный бюджет);
  4. участие членов семьи в общественном производстве, создающем материальные и духовные ценности);
  5. подготовка детей к труду, экономическое воспитание, ориентация на будущую профессию.

Веду на занятиях беседу с обучающимися.

  1. Что вы знаете о доходах своей семьи?
  2. Имеете ли вы свой личный приработок? Если да, то каков источник вашего дохода?
  3. На что расходуются деньги в вашей семье?
  4. Знаете ли вы, какую часть занимают расходы на вас в семейном бюджете? Что входит в эти расходы?

Практическая работа 1. Определите, на что расходуются деньги в вашей семье. Квартплата, еда, транспорт… А еще? Понятно, что расходы семьи могут быть обычными, как у всех, и особенными, свойственными только вашей семье.

2. Определите, какие расходы вашей семьи являются постоянными (ежедневными), а какие периодическими и даже единовременными.

3. Определите, какими видами доходов располагает ваша семья: заработная плата, пенсия, пенсия по безработице, стипендия, пособие на детей, доходы с акций и вкладов или др.

Выполняем практическую работу, составляем таблицу.

Семейный бюджет

Доходы семьи

Расходы семьи

  • Заработная плата трудоспособных членов семьи.
  • Пенсия по старости, пенсия по потере кормильца, стипендии, детские пособия, пособия по безработице.
  • Источники доходов школьников: индивидуальная трудовая деятельность (декоративно-прикладное творчество, ремонт радио-видеоаппаратуры); коммерческая деятельность (продажа газет, журналов); оказание услуг (присмотр за ребёнком, помощь пенсионерам и инвалидам).
  • Доходы от предпринимательской деятельности.
  • Доходы от приусадебного хозяйства.
  • Доходы от других источников (ценные бумаги, сбережения, сдача в аренду недвижимости).

  • Обязательные платежи (налоги, оплата коммунальных услуг, кредитов и т.д.).
  • Расходы на питание.
  • Покупки предметов первой необходимости.
  • Покупки непродовольственных товаров (одежда, обувь, мебель и т.д.).
  • Расходы на транспорт, связь, интернет.
  • Расходы на культурные потребности (театр, кино, цирк и т.д.).
  • Другие расходы.

Отмечаю, что семейный бюджет можно представить в виде весов. Если весы находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам --  это бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.

На занятиях мы часто затрагиваем вопросы о резервах экономии в быту, т.к. экономить – значит блюсти, сберегать, уменьшать расходы, сокращать издержки, не давать ничему пропадать даром, быть бережливым хозяином.

На чём же можно экономить?

Возможные резервы экономии в быту:

  • умение шить, вязать, ухаживать за вещами,
  • делать заготовки на зиму,
  • производить мелкий ремонт квартиры,
  • правильно совершать покупки,
  • экономно относиться к продуктам,
  • беречь электроэнергию, воду, тепло.

Экономить семейный бюджет необходимо. Ведь домашняя экономика служит основанием, на котором крепится вся экономика в целом. Как спланировать семейный бюджет? Вопрос остаётся открытым. Первый закон семейной экономики -- бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство потребностей. Если нарушается баланс, значит не просто расстраивается семейная экономика – разлаживается вся семейная жизнь, неизбежны ссоры, неудовлетворённость, затяжные конфликты.

Второй закон – планирование, учёт, контроль и организованность – взаимосвязанные составные семейного бюджета.

Третий закон – бюджет создаётся всеми членами семьи, всеми планируется и реализуется.

Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет.

Практическая работа.

  1. Составить меню на 1 день согласно суточной потребности людей в Ккал

 (~ 2800ккал).

  1. Подсчитать стоимость продуктов питания на 1 члена семьи в день.
  2. Подсчитать стоимость продуктов питания на всех членов семьи в день

( 3 человека).

  1. Подсчитать расходы на питание всех членов семьи за 1 месяц (примерно).
  2. Составить таблицу.

Расходы на питание

Меню на 1 день

Ккал

Сумма на 1 день

Сумма на 1 месяц

Завтрак

  • каша
  • кофе
  • бутерброд

370

150

360

8 руб.

3р.50к.

4 руб.

120 руб. х количество членов семьи

120 х 3= 360 руб.

360 руб. х на

30 дней= 10800 руб.

Обед

  • щи
  • гуляш
  • макароны
  • кисель

230

350

330

150

10 руб.

15 руб.

2р.50к.

4р.50к.

Полдник

  • блинчики с творогом

650

12 руб.

Ужин

  • пельмени
  • чай с сахаром

350

60

10 руб.

50 коп.

Итого:

2891

120 руб.

10800 руб.

Следует отметить, что практика показывает — многим старшеклассникам с ОВЗ занятия по предмету помогли стать более вдумчивыми, рассудительными, экономными, бережливыми в повседневной жизни, в обращении с личными вещами, деньгами, заработком. Обучающиеся признавались, что теперь, отправляясь в магазин, они стараются тщательно обдумывать расходование денег, контролировать траты с помощью калькулятора, выбирать необходимые и полезные товары, приобретать то, за чем пришли, избегать случайных покупок. Воспитанники отметили, что уже сейчас используют знания, полученные на занятиях, и высоко оценили практическое значение предмета.

        На вопрос «Что нового вы узнали, изучая экономику на наших занятиях по «Этике и психологии семейной жизни»? --от детей были получены следующие ответы: «Нужно всегда делать выбор и от чего-то отказываться», «Надо много подсчитывать, чтобы тебя не обманули, чтобы не остаться в проигрыше», «Если не привыкнешь экономить, то будет трудно жить», «Надо много работать, чтобы лучше жить» и т. д. Как видим, в процессе изучения новой дисциплины обучающиеся почерпнули много полезных жизненных установок.

 Итак, на своих занятиях по «Этике и психологии семейной жизни» я формирую   экономическую грамотность старшеклассников и тем самым обеспечиваю необходимое направление по обеспечению качества обучения, социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в современное общество. Кроме того, в данном курсе прослеживается взаимосвязь с такими учебными предметами как математика, русский язык, литература, валеология, СБО, ОБЖ, а также с другими научными дисциплинами как социология, психология, медицина, этика, основы права.

В заключение хочется обратить внимание на очевидную целесообразность и практическую полезность курса “Этика и психология семейной жизни”.

Анализ статистических данных демонстрирует, что в процессе изучения подобного курса у обучающихся с ОВЗ целенаправленно формируются качества, навыки и умения, которые пригодятся им в семейной жизни. Молодые люди осознают, что для нормальной семейной жизни нужна нравственная и психологическая подготовка к браку, личностные качества, обеспечивающие духовное единство членов семьи.

Параллельно изменяются и их взгляды на бытовые основы семейной жизни, формируется позитивное отношение к участию в семейных делах. Ведь очевидно, что в семейной жизни многое крепко связано в единый узел: нравственное и экономическое, хозяйственное и этическое.

Курс “Этика и психология семейной жизни” может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья - это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Формирование экономической грамотности старшеклассников на уроках математики и во внеурочной деятельности"

Педагогический проект ориентирован на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и был реализован на уроках математики и во внеурочной деятельности...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ                  Одной из ...

Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...

Презентация на тему "Позиции в общении" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

Почему люди ссорятсяТрансактный анализ Э. Берна Родитель-Ребенок-ВзрослыйТестСамостоятельная работа на определение позиции в общении...

"Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.

Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...

Презентация "Формирование экономической грамотности обучающихся в области дизайна одежды" (тесты)

В презентации представлены тесты для проверки знаний по эконогмической грамотности обучающихся по напрвлению "Дизайн одежды"...

Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики

Формирование экономической грамотности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики Цветкова Раиса Васильевна, учитель математикиКОУ ВО «Новоусманская шк...