Внеурочное мероприятие "Суд истории"
классный час (10 класс)

Павлова Ирина Николаевна

Сценарий внеурочного мероприятия "Суд истории" предназначен для разговора о Великой Отечественной войне и памяти о ее жертвах в формате Нюрнбергского процесса, с акцентом на геноцид, учинённый фашистами в городе Ленинграде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Конспект внеклассного мероприятия «Нюрнбергский процесс – суд истории».

Цели:

- раскрыть итоги второй мировой войны, показать историческое значение Нюрнбергского процесса, впервые в мире осудившего преступления против человечества.

- способствовать воспитанию у учащихся чувства неприятия войны как средства решения международных конфликтов, понимания неизбежности расплаты за преступления против человечества.

- расширить кругозор школьников за счет сведений, выходящих за рамки школьного учебника.

Задачи:

 - Образовательные: дать представление о понятиях: геноцид, расизм, нацизм, фашизм, дискриминация, толерантность.

- Развивающие: развивать способности дифференцировать, то есть видеть и чувствовать нацистские настроения, проявляемые вокруг себя, учиться избегать и искоренять их; продолжать развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей; развивать внимание, память, творческое мышление учащихся.

- Воспитательные: воспитывать чувства сострадания и милосердия; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися, к  людям других  национальностей, политических и религиозных убеждений.  

Оборудование: 

презентации, фильм « Нюрнбергский процесс: как судили главных нацистских преступников»

Эпиграф:

«Эта память верьте, люди – всей земле нужна…

                                                Если мы войну забудем, вновь придет война.»

Учитель:

Наше мероприятие посвящено 70-летию Нюрнбергского процесса - Международного суда над лидерами нацизма. Масштабы нацистских злодеяний против человечества огромны. История мировой цивилизации не знает такого массового, зверского истребления мирного населения, какое совершили гитлеровцы на оккупированных  территориях.

С тех пор прошло 70 лет (обращение к эпиграфу).

Учащийся:

2 сентября 1945 года закончилась Вторая мировая война, которая продолжалась 6 лет и в которой участвовало более 60 государств. Площадь военных действий была свыше 22 млн км, мобилизовано в вооруженные силы 110 млн. человек. Убито и умерло от ран более 50 млн. человек, остались инвалидами и были ранены 90 млн. человек.

Учащийся:

8 августа 1945 г., через три месяца после Победы над фашистской Германией, правительства СССР, США, Великобритании и Франции заключили соглашение об организации суда над главными военными преступниками. Это решение вызвало одобрительный отклик во всем мире: надо было дать суровый урок авторам и исполнителям людоедских планов мирового господства, массового террора и убийств, зловещих идей расового превосходства, геноцида, чудовищных разрушений, ограбления огромных территорий. В дальнейшем к соглашению официально присоединились еще 19 государств, и Трибунал стал с полным правом называться Судом народов.

(кадры фильма)

 Учитель:

Вопрос к учащимся:  Почему именно в Нюрнберге состоялся судебный процесс над нацистскими преступниками? (рядом находилась тюрьма, где находились нацистские преступники; в Нюрнберге в 1933 г. состоялся I съезд нацистов после прихода к власти; в этом городе нацизм и должен быть уничтожен).

Учащийся:

Процесс начался 20 ноября 1945 г. и продолжался почти 11 месяцев. Перед Трибуналом предстали 24 военных преступника, входивших в высшее руководство фашистской Германии. Такого в истории еще не было. Также впервые был рассмотрен вопрос о признании преступными ряда политических и государственных институтов — руководящего состава фашистской партии НСДАП, штурмовых (СА) и охранных (СС) ее отрядов, службы безопасности (СД), тайной государственной полиции (гестапо), правительственного кабинета, Верховного командования и Генерального штаба.(список преступников, слайд 4)

Учитель:

На скамье подсудимых в нюрнбергском дворце юстиции оказалась почти вся нацистская правящая клика за исключением Гитлера, Геббельса и
Гиммлера, покончивших жизнь самоубийством; разбитого параличом Круппа, дело которого было выделено и приостановлено; исчезнувшего и судимого заочно Бормана; Лея, повесившегося в камере нюрнбергской тюрьмы после ознакомления с обвинительным заключением.

Учащийся:

В зале суда и на местах были допрошены сотни свидетелей, рассмотрены тысячи документов. Все 403 заседания Трибунала были открытыми. В зал суда было выдано около 60 тысяч пропусков. Работу Трибунала широко освещала пресса, велась прямая радиотрансляция. Стенографический протокол процесса занимает 16000 страниц, заслушано 116 свидетелей, рассмотрено 143 письменных показания и свыше 5 тысяч документальных доказательств, выполнено 780000 фотокопий, использовано 27 км. магнитной ленты и 7 тысяч граммофонных дисков. Что вменялось в вину известным людям рейха? (слайд №6)

Учащийся:

Джеффри Лоренс – председатель суда опрашивал подсудимых и задавал им вопрос , признают ли они себя виновными? Ответ – нет.

Фашистские главари вели себя на Нюрнбергском процессе, как профессиональные уголовники: и на предварительных допросах, и на суде они запирались, лгали, а когда их изобличали, признавались в менее значительных преступлениях, чтобы скрыть более тяжкие. Спасая свою шкуру, взваливали ответственность на сообщников, главным образом мёртвых – Гитлера, Гиммлера, Геббельса. Даже Кальтенбруннер заявил, что он-де не знал о зверствах гестапо. Люди, лишённые чести и совести, не останавливавшиеся ни перед какими злодеяниями для достижения своих преступных целей, они пытались на суде говорить о «долге» и «верности присяге»

Учащийся:

Подсудимые, представшие перед Международным военным трибуналом, обвинялись:

- в том, что, преследуя цель установления мирового господства Германии, планировали, готовили и развязывали агрессивные войны, то есть обвинялись в совершении преступлений против мира – п. «а» ст. 6 Устава Международного Военного Трибунала (слайды 10,11,12)

Учащийся:

Подсудимые, представшие перед Международным военным трибуналом, обвинялись:

- в убийствах и истязаниях военнопленных и мирных жителей оккупированных территорий, угоне гражданского населения в Германию на принудительные работы, убийствах заложников, разграблении общественной и частной собственности, бесчисленных разорениях, неоправданных военной необходимостью, то есть обвинялись в совершении военных преступлений - п. «b» ст.Устава Международного Военного Трибунала (слайды 17,18).

Учащийся:

Подсудимые, представшие перед Международным военным трибуналом, обвинялись:

- в массовом истреблении, порабощении, ссылках и других жестокостях, совершённых в отношении гражданского населения по политическим, расовым или религиозным мотивам, т. е. в совершении преступлений против человечности п. «с» ст. 6 Устава Международного Военного Трибунала (20-25)

Учащийся:

http://genproc.gov.ru/img/nunberg_big-2.jpgПервый лагерь организован в 1933 году в Бухенвальде, в Европе самыми большими были лагеря: Освенцим, Майданек, Треблинка, Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен, Равенсбрюк, Маутхаузен. А на территории СССР были созданы лагеря в Смоленске, Ставрополе, Харькове, Киеве и в других городах. В общей сложности за колючей проволокой оказалось 18 миллионов человек, 12 миллионов умерщвлены.

В Освенциме на 12 тыс. заключенных был один умывальник, а весной заключенные умывались и пили из луж. В бараках были крысы, которые объедали трупы. В Освенциме было обнаружено 293 тюка с женским волосами весом 7 тонн. Экспертная комиссия установила, что волосы срезаны со 140 тыс. женщин. Волосы перерабатывались в войлок и пряжу, из которой изготавливали носки для воюющих немцев в холодной России. В 1941 году в лагере Аушвиц был построен первый крематорий. В хирургическом отделении проводились различные эксперименты над людьми: изучались действия различных химических препаратов, искусственно вызывались язвы, ожоги, инфекционные заболевания. На поток было поставлено производство мыла из остатков человеческого жира. Снимали целиком кожу с трупов, подвергали ее химической обработке, сушили и изготавливали седла, перчатки, дамские сумочки.

Некоторые представители администрации лагерей коллекционировали черепа заключенных.

Учитель:

ПАМЯТКА НЕМЕЦКОГО СОЛДАТА:

Помни и выполняй:

1)…Нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа…

2)…Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…

3)…Мы поставим на колени весь мир. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки…уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути…Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир».

(кадры фильма)

 Учитель:

В Нюрнберге осудили не просто военных преступников. Пусть даже главных. И суд не закончился в тот момент, когда палач накинул петлю на шею последнего из подсудимых, приговоренных Международным военным трибуналом к смертной казни. В Нюрнберге судили фашизм – политическую систему открытой террористической диктатуры, идеологию, с ярко выраженной античеловеческой направленностью.

Горький опыт Второй мировой войны заставил всех по-новому взглянуть на многие проблемы, стоящие перед человечеством, и понять, что каждый человек на Земле несет ответственность за настоящее и будущее. Тот факт, что Нюрнбергский процесс состоялся, говорит о том, что руководители государств не смеют игнорировать твердо выраженную волю народов и опускаться до двойных стандартов.

Но зло, как видим, оказалось более живучим, чем многим это представлялось тогда, в 1945–1946 гг., в эйфории Великой Победы. Никто сегодня не может утверждать, что свобода и демократия утвердились в мире окончательно и бесповоротно.

Приходится констатировать, что рецидивы прошлого в наши дни во многих странах гулким эхом звучат все чаще и чаще. Мы живем в неспокойном и нестабильном мире, год от года все более хрупком и уязвимом. Противоречия между развитыми и остальными государствами становятся все острее. Появились глубокие трещины по границам культур, цивилизаций.

Возникло новое, масштабное зло — терроризм, быстро выросший в самостоятельную глобальную силу. С фашизмом его объединяет многое, в частности намеренное игнорирование международного и внутреннего права, полное пренебрежение моралью, ценностью человеческой жизни. Неожиданные, непредсказуемые атаки, цинизм и жестокость, массовость жертв сеют страх и ужас в странах, которые, казалось, хорошо защищены от любой угрозы.

В самой опасной, международной, разновидности это явление направлено против всей цивилизации. Уже сегодня оно представляет серьезную угрозу развитию человечества. Нужно новое, твердое, справедливое слово в борьбе с этим злом, подобное тому, что сказал  более 70 лет назад германскому фашизму Международный военный трибунал.



Предварительный просмотр:

Иск о признание блокады Ленинграда геноцидом

Уважаемый суд, уважаемые участники судебного процесса! Сегодня мы присутствуем на рассмотрении дела о признании блокады Ленинграда геноцидом. В период 1941-1944 гг. Ленинград был блокирован немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Население города, объекты городской инфраструктуры, в том числе жизнеобеспечения, подвергались систематическим обстрелам и бомбардировкам, а в целях уничтожения населения созданы условия для возникновения голода.

Органами прокуратуры города обеспечено взаимодействие с правоохранительными органами, а также с профильными специалистами. Изучены архивные документы и материалы по фактам массового уничтожения жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

В эти месяцы страшного голода немцы, стреляя из орудий по Ленинграду говорили: «Сегодня мы опять «кормили» ленинградцев, и они должны быть благодарны, ведь у них голод…» (из показаний пленного унтер-офицера Эрика Крушке).

Из памятки немецкого солдата: «… уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай …». Немцы убивали людей, в независимости от пола и возраста, не испытываю ни капли жалости.

Ряд районов гитлеровцы объявили «запретной зоной» и расстреливали любого, кто там появится. В наиболее оживленных пунктах (угол Октябрьской площади и Советского проспекта, Московская улица и улица 1 мая) были установлены виселицы, на них по многу дней висели трупы советских граждан с надписями на груди: «За саботаж», «За партизанство».

Нацисты устроили в окруженном городе и "культурный геноцид", намеренно уничтожая уникальные памятники и архитектурные ансамбли, что повлекло частичное искоренение исторической и культурной самоидентичности народов СССР.

Немецко-фашистские оккупанты разрушили, сожгли и ограбили дворцы и парки в Гатчине, Павловске, Пушкине и Петергофе, уничтожили Петергофские фонтаны. Захватчиками похищено свыше 100 тыс. музейных экспонатов и примерно столько же томов ценных книг. Массированным обстрелам подвергся Эрмитаж. Ряд памятников реставрируют до сих пор.

Всего за период блокады Ленинграда немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками истреблены более 1 млн советских граждан. Актуальный размер ущерба, причиненного Ленинграду и его жителям, на сегодняшний день составляет 35,3 трлн рублей по курсу российского рубля.

Из приказа 60-й немецкой мотопехотной дивизии за №166/11 «Русские солдаты и командиры очень храбры в бою... В связи с этим нельзя допускать человеческого отношения к пленным. Уничтожение противника огнем или холодным оружием должно продолжаться до тех пор, пока противник не станет безопасным». Выписка из этого приказа свидетельствует о нечеловеческом отношении к русским солдатам, которые оказывались в плену.

Изложенные факты подтверждаются свидетельствами многочисленных жителей блокадного города, приговорами и архивными данными.

Вместе с тем в ходе «Нюрнбергского процесса», прошедшего в период 1945-1946 гг., правовая оценка уничтожению жителей Ленинграда путем его блокады, в том числе созданию условий для возникновения в городе голода, не дана.

Прокуратурой города изучено свыше 42 томов и 15 тысяч листов архивных документов, часть из которых до сих пор составляют государственную тайну. Все документы, подтверждающие правовую позицию по делу, в том числе ранее не оценивавшиеся судебными органами, будут представлены в процессе. Суду будут последовательно предъявлены следующие доказательства:

  1. Показания свидетелей;
  2. Архивные документы;
  3. Заключения специалистов.

  1. Я представляю суду первого свидетеля Галину Вишнескую (ученики выступают от лица выбранного участника)
  2. Прошу выйти родственника Федченко Михаила Михайловича и Федченко (Абрамовой) Валентины Андреевны и рассказать их историю
  3. Следующим выступит Алешин Евгений Васильевич
  4. Просим выйти свидетеля Ирину Зеленскую для дачи свидетельских показний
  5. Аверьянова-Федорова Елена Николаевна
  6. Князев Георгий
  7. Н.П.Филиппова
  8. Нина Ивановна Ларионова
  9. Евгений Ляпин
  10. Строгонова Надежда
  11.  Лена Мухина
  12. Нина Сигал
  13. Пискун Игорь Николаевич
  14. Юра Рябинкин
  15. Богданов Владимир Анисимович

В связи с показаниями свидетелей и их родственников,  архивными данными я обращаюсь к суду с требованием признать фактом, имеющим юридическое значение, и блокаду Ленинграду оккупационными властями Германии и их пособниками  в период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года военным преступлением, преступлением против человечности и геноцидом национальных и этнических групп, представлявших собой население СССР, народов Советского Союза.



Предварительный просмотр:

НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС

Нюрнбе́ргский проце́сс — первый и ключевой из серии судебных процессов над рядом военных преступников нацистской Германии, проходивших во Дворце юстиции города Нюрнберга после окончания Второй мировой войны. Этот город был выбран неслучайно: он многие годы был цитаделью фашизма, невольным свидетелем съездов национал-социалистской партии и парадов ее штурмовых отрядов.

Суд длился около 1 года – с 20.11.1945 г. по 1.10.1946 г. На «суде истории» были осуждены 24 человека, среди них Г. Геринг, И. Риббентроп, В. Кейтель, А. Розенберг, Э. Редер, Ф. Заукель, А. Шпеер и другие известные немецкие политики, военные, активисты нацистской пропаганды, непосредственно принимавшие участие в преступлениях против всего человечества и мира.

СУЩНОСТЬ ОБВИНЕНИЙ

СССР, США, Англия и Франция во время Лондонской конференции 1945 года приняли протокол о сформировании Международного военного суда, в котором борьба с преступлениями против всего человечества признавалась, как общемировая.

 Сам Международный военный трибунал состоял из четверых членов и их заместителей, как предусматривал Устав, — по одному от каждой ведущей державы Антигитлеровской коалиции. Председателем трибунала на единственном заседании в Берлине был выбран англичанин Джеффри Лоуренс. Отдельным списком шли главные обвинители — тоже по одному от Великобритании, СССР, США и Франции. Их заместителей, как правило, было двое, хотя советская сторона сумела ввести в трибунал еще четверых помощников заместителя главного обвинителя. Подсудимых было 24 человека, из которых в зале присутствовали только 23: рейхсляйтер и начальник Партийной канцелярии НСДАП Мартин Борман предстал перед судом заочно, поскольку не было точных данных ни о его смерти, ни о месте, где он может находиться (его останки удалось обнаружить и идентифицировать только в 1972 году). Каждому из подсудимых полагался защитник, и в общей сложности их интересы представляли 27 адвокатов, которым помогали 54 ассистента и 67 секретарей.

Среди оснований для обвинения были такие факты, как:

  • агрессивная политика, направленная против Австрии и Чехословакии;
  • военное вторжение в Польшу и ряда других стран;
  • война против всего человечества (1939-1945 гг.);
  • пособничество с нацистскими странами (Япония и Италия), враждебные действия против Соединенных штатов(1936-1941);
  •  грубое несоблюдение пакта о ненападении (Молотова – Риббентропа) с СССР от 23.08.1939 и вторжение в Советский Союз;
  • преступления против человечности;
  • преступления в военной сфере(геноцид против определенных национальных групп: славян, евреев, цыган; убийства военнопленных; многочисленные нарушения прав и свобод граждан на захваченных территориях и др. )

30 сентября — 1 октября 1946 был оглашен приговор. Все подсудимые, кроме Шахта, Фриче и фон Папена, были признаны виновными в предъявленных обвинениях и приговорены: Геринг, Риббентроп, Кейтель, Кальтенбруннер, Розенберг, Франк, Фрик, Штрайхер, Заукель, Йодль, Зейс-Инкварт и заочно Борман — к смертной казни через повешение; Гесс, Функ и Редер — к пожизненному заключению; Ширах и Шпеер — к 20, Нейрат — к 15, Дениц — к 10 годам тюрьмы. Были признаны преступными организациями СС, гестапо, СД и руководящий состав НСДАП. Ходатайства осужденных о помиловании были отклонены Контрольным советом, и в ночь на 16 октября 1946 приговор о смертной казни был приведен в исполнение (Геринг покончил самоубийством незадолго до казни).

ВКЛАД НЮРНЕБЕРГСКОГО ПРОЦЕССА В РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Нюрнбергский процесс в значительной мере поспособствовал зарождению нового правопорядка в мире, именно поэтому его справедливо называют «Судом истории». Сегодня, спустя более чем 70 лет со дня его начала, отчетливо видно, какую огромную роль он сыграл в историческом, юридическом и общественно-политическом планах.

С точки зрения юридической значимости, Нюрнбергский процесс оказал воздействие на определение вектора развития прав человека.

Прежде всего, Нюрнбергский процесс определил новые виды международных преступлений, которые затем прочно вошли в международное право и национальное законодательство многих государств. Эти преступления нашли свое отражение в Уставе Международного военного трибунала [3] (далее — Устав МВТ), принятом 8 августа 1945 г. и установившем правила и процедуры проведения Нюрнбергского процесса. Данный документ отразил согласованную позицию многих стран и в значительной степени предопределил основные тенденции в развитии прав человека. Принципы Устава МВТ утверждены Генеральной Ассамблеей ООН как общепризнанные в борьбе с преступлениями против человечества. Как отмечалось, именно в Уставе МВТ были сформулированы нормы о составах тягчайших международных преступлений — против мира, против человечества, военных преступлений. В соответствии с этими нормами впервые в истории был осуществлен действительно полномасштабный международный судебный процесс.

В соответствии с Уставом МВТ разработан ряд международно-правовых документов в области прав человека, закрепляющих общие обязательства государств по их уважению и обеспечению, разработан ряд международных конвенций, содержащих конкретные нормы по пресечению или предупреждению вышеописанных международных преступлений. Так, среди международно-правовых документов, направленных на предотвращение агрессии, военных преступлений и преступлений против человечества, в основу которых легли принципы и нормы, сформулированные Нюрнбергским процессом, следует отметить:

  1. Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. ;
  2. Конвенцию о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г. ;
  3. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. ;
  4. Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. ;
  5. Конвенцию о защите культурных ценностей в случае международного конфликта 1954 г. и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное мероприятие "История одной песни Великой Отечественной войны. Огонек"

Разработка мероприятия включает план, описание хода с указанием деятельности ведущего и учащихся, краткий конспект мероприятия, приложения: презентация по теме «История одной песни Великой Отече...

Технологическая карта внеурочного занятия "История вооруженных сил России", 7 класс.

Комбинированный урок  изучения нового материала по внеурочной деятельности....

Программа внеурочной деятельности "История Кузбасса"

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению: "История Кузбасса" для 5-9-ых классов. В базисном учебном плане в образовательной области «история» на региональный компоне...

Дополнительная программа внеурочной деятельности "История и культура англоговорящих стран"

Программа внеурочной деятельности для 5 класса с театральной постановкой "Джек и бобовое зёрнышко"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истории из истории"

Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьник...

Программа внеурочной деятельности «История народов Поволжья»

Данная программа представляет собой вариант программы для реализации плана  внеурочной деятельности  учащихся и рассчитана на школьников определенной возрастной группы – младшие подрос...

Методические материалы для внеурочного курса "История и современность кубанского казачества"

Данная научная статья "ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА РАННИХ ЭТАПАХ ДЕТСТВА (НА МАТЕРИАЛЕ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КУБАНИ" написана на основе полевых материалов, собранных в ходе фольклорно-этнограф...