Шумовые инструменты, как один из способов поддержки детской инициативы.
статья

Ходос Алёна Владимировна

Не все люди обладают природными талантами к исполнительскому искусству. Способность петь, танцевать и выразительно декламировать стихи не является универсальной. Ещё далеко не у всех людей развит абсолютный слух. А вот шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Разнообразность музыкальных инструментов открывает возможность для музыкального развития всех детей, независимо от их индивидуальных особенностей. Подбор инструмента осуществляется с учётом интересов и способностей каждого ребёнка. Увлекательный дизайн и оригинальность инструментов играют ключевую роль в пробуждении заинтересованности к музыке и желании начать обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Шумовые инструменты20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Шумовые инструменты, как один из способов поддержки детской инициативы.

Ходос Алёна Владимировна

МАДОУ детский сад №16 «Дюймовочка, г. Краснокаменск, музыкальный руководитель

Актуальность: Не все люди обладают природными талантами к исполнительскому искусству. Способность петь, танцевать и выразительно декламировать стихи не является универсальной. Ещё далеко не у всех людей развит абсолютный слух. А вот шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Разнообразность музыкальных инструментов открывает возможность для музыкального развития всех детей, независимо от их индивидуальных особенностей. Подбор инструмента осуществляется с учётом интересов и способностей каждого ребёнка. Увлекательный дизайн и оригинальность инструментов играют ключевую роль в пробуждении заинтересованности к музыке и желании начать обучение.

Формирование у детей инициативы и независимости неизменно остаётся одним из ключевых вопросов современной педагогики.

Детская активность выражается в самостоятельных занятиях, основанных на увлечениях и личных предпочтениях. Ребенку необходимо давать возможность беспрепятственно заниматься играми, рисованием, лепкой, конструированием, творчеством и музыкой, исходя из его личных увлечений.

Музыкальные занятия для воспитанников детского сада могут проводиться в формате самодеятельной активности: музыкальных игр, импровизационных выступлений с использованием музыкальных инструментов, а также в сочетании с движением, пением и театральными постановками. Чтобы стимулировать у них проявление инициативы в самостоятельной музыкальной деятельности, музыкальному руководителю важно создать соответствующие условия. Это может быть достигнуто посредством постановки проблемного вопроса или же простого включения музыки и подготовки атрибутов для движений, таких как ленточки, флажки, султанчики и платочки. Микрофон и атрибуты сценических костюмов также способствуют организации ролевой игры "Концерт", предоставляя возможность юным исполнителям использовать приобретённые музыкальные навыки в различных танцевально-вокальных импровизациях.

При проектировании раздела «Поддержка детской инициативы» музыкальному руководителю необходимо не только позаботиться о наличии соответствующих пособий, игр и других материалов, но и создать условия, которые будут стимулировать детей к активному использованию своих знаний и умений в сфере личного музыкального опыта. Это достигается за счёт включения в образовательный процесс игровых и проблемных ситуаций.

Системное и целенаправленное обучение детей игре на детских музыкальных инструментах способствует не только консолидации музыкальных знаний, полученных в ходе занятий, и развитию музыкального слуха, но также поощряет проявление самостоятельности у детей и стимулирует их творческий потенциал.

Известно всем, кто хотя бы однажды давал ребёнку простой музыкальный инструмент – будь то погремушка, детские клавесы или даже скорлупку грецкого ореха – что дети испытывают огромную радость от игры в шумовом оркестре.

В последнее время, наблюдая за воспитанниками на музыкальных занятиях, можно отметить тенденцию к снижению интереса к самостоятельной музыкальной деятельности. Дети практически не играют в группах на музыкальных инструментах, воспринимая их как нечто обыденное и, следовательно, скучное. Как же это изменить? Для того чтобы заинтересовать детей музыкальной деятельностью, необходимо в первую очередь модернизировать и расширить музыкальные зоны посредством создания новых самодельных музыкально-шумовых инструментов. Это позволит создать условия для активного звукового экспериментирования и способствовать накоплению детьми начального музыкального опыта.

Исследование детьми звука, поможет ребенку понять через собственное прикосновение каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предметов. Это очень важно для развития музыкального слуха.

В ходе экспериментирования со звуками ребёнок приобретает новые навыки восприятия окружающего мира. Он учится различать характеристики и качества звуков, подбирать соответствующее звуковое оформление для передачи образа и применять полученные знания в импровизациях на детских музыкальных и шумовых инструментах, что способствует развитию его творческого потенциала.

В качестве примера можно организовать для детей пространство, оснащённое как традиционными ударными инструментами, так и самодельными музыкальными инструментами. Такая локация может быть названа "Мастерской звука". Можно организовать создание дидактических игр с использованием шумовых эффектов, например, «говорящие картины», «сказочные персонажи в оркестре», сформировать оркестр из самодельных инструментов, изготовленных из подручных материалов, сочинить сказки-шумелки на основе «звучащих» инструментов. Предложенный формат занятий способствует их диверсификации, предоставляя детям возможность выступать в роли исследователей, создателей и исполнителей. В рамках образовательной программы воспитанники подготовительных к школе групп могут провести для детей младших групп демонстрационный урок по изготовлению шумовых музыкальных инструментов.

В завершение хотелось бы подчеркнуть, что для многих детей игра на самодельных и детских шумовых инструментах служит эффективным средством преодоления застенчивости и скованности, способствует развитию способности выражать свои чувства и внутренний мир, а также формирует музыкальную память, внимание, творческую инициативу и расширяет сферу музыкальной деятельности.

Список использованной литературы

#1041;оровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.

#1047;имина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.

#1058;. Отюгова, А. Галембо, И. Гурков «Рождение музыкальных инструментов», изд. «Музыка», 2003г.

#1050;ононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.

#1058;рубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.

#1058;ютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.

#1041;ычков В.Н. «Музыкальные иструменты», М.,АСТ-ПРЕСС, 20

#1058;ютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкальные шумовые инструменты для использования на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста

что такое шумовые музыкальные инструменты, использование их на музыкальных занятиях , цели и задачи....

"Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры на детских шумовых инструментах на уроках музыки и внеурочной деятельности"

Этот мастре-класс предназначен для учителей музыки и музыкальных руководителей в помощь  в работе.Цель мастер-класса:Повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использова...

Сценария мастер класса на тему «Перкуссионные инструменты как один из способов развития чувства ритма при обучении игре на домбры»

Тема: «Перкуссионные инструменты как один из способов развития чувства ритма при обучении игре на домбры»...

Презентация "Детские шумовые инструменты"

Презентация предназначена для ознакомления дошкольников с детскими шумовыми инструментами и приемами игры на них....

Социальные ситуации развития детей, способствующие поддержке детской инициативы и индивидуальности

Задача педагога — верно подобрать технологии с учетом индивидуальных особенностей и свойств темперамента воспитанников....

Методы и приемы поддержки детской инициативы при коррекции речевых нарушений

Методы и приемы поддержки детской инициативы при коррекции речевых нарушений...

Мастер - класс. Поддержка детской инициативы на уроках физической культуры в условиях дистанционнго обучения.

Мастер - класс. Поддержка детской инициативы на уроках физической культуры в условиях дистанционнго обучения....