День медиаграмотности
материал
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.17 КБ | |
| 13.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий лекции "Фейк или правда? Фактчекинг" (География, 20 минут)
Цель: Научить старшеклассников распознавать признаки фейковой информации в области географии и проверять факты.
Оборудование:
• Проектор
• Экран
• Ноутбук с доступом в интернет
• Презентация (с примерами фейковых новостей и проверенной информацией)
• Раздаточный материал (тексты фейковых и правдивых новостей)
Время: 20 минут
(0-2 минуты) Вступление (Приветствие, актуальность темы)
• (Слайд 1: Название лекции и фото-коллаж с географическими изображениями)
• Лектор: "Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Сегодня мы поговорим об очень важной теме - как не стать жертвой фейковых новостей, особенно в области географии. Почему это важно? Потому что дезинформация о нашей планете, природных явлениях и разных странах может приводить к неправильным решениям, панике и даже конфликтам."
• (Слайд 2: Цитата о важности критического мышления)
• Лектор: "Помните, что критическое мышление - это ваш главный инструмент в борьбе с фейками!"
(2-5 минуты) Что такое фейк и почему он опасен? (Основные признаки фейковых новостей)
• (Слайд 3: Определение фейка и цели его создания)
• Лектор: "Итак, что такое фейк? Это ложная информация, представленная в виде новости с целью ввести в заблуждение, манипулировать мнением или даже навредить. Зачем это нужно? Чтобы вызвать панику, повлиять на выборы, заработать деньги на рекламе и т.д."
• (Слайд 4: Признаки фейковой новости (несколько признаков с кратким пояснением))
• Сенсационный заголовок
• Отсутствие указания источника информации или ссылка на сомнительный источник
• Эмоциональный тон и призыв к немедленным действиям
• Ошибки в тексте, некачественные фотографии или видео
• Поддельный веб-сайт, имитирующий известный ресурс
• Лектор: "Обращайте внимание на эти признаки. Если видите что-то подобное, это повод усомниться в достоверности информации."
(5-10 минуты) Географические фейки: примеры и разбор (Слайды с примерами, интерактив)
• (Слайд 5: Пример 1: "Ученые обнаружили, что Гренландия полностью растаяла!")
• Лектор: "Вот пример географического фейка. Что здесь подозрительного?" (Пауза, выслушать ответы учеников)
• Лектор: "Действительно, заголовок сенсационный и пугающий. Кроме того, нет ссылки на конкретное научное исследование. Давайте проверим..." (Показать на слайде, как найти информацию о состоянии ледников Гренландии на сайте NASA или других авторитетных источниках).
• (Слайд 6: Пример 2: "Найдена Атлантида! Сенсационное открытие в районе Бермудского треугольника!")
• Лектор: "А как насчет этого? Ваша реакция?" (Пауза, выслушать ответы учеников)
• Лектор: "Здесь похожая ситуация: громкий заголовок, отсутствие надежных подтверждений. Помните, что сенсационные открытия обычно широко освещаются в научных журналах и на сайтах ведущих исследовательских организаций. Если этого нет, скорее всего, это фейк."
• (Слайд 7: Пример 3: Фотография "радуги над горящей Амазонией")
• Лектор: "Этот фейк играл на эмоциях. Фотография действительно красивая, но она была сделана в другом месте и в другое время. Проверить подлинность фотографии можно с помощью сервисов обратного поиска изображений, например, Google Images."
(10-15 минуты) Инструменты фактчекинга (Как проверить информацию)
• (Слайд 8: Список инструментов фактчекинга)
• Google Images (обратный поиск изображений)
• TinEye (обратный поиск изображений)
• Snopes (сайт, специализирующийся на разоблачении фейков)
• FactCheck.org (некоммерческий сайт, проверяющий факты в политике и других областях)
• Поиск информации на сайтах авторитетных источников (NASA, National Geographic, BBC News, научные журналы и т.д.)
• Лектор: "Не ленитесь проверять информацию! Используйте эти инструменты, чтобы убедиться в ее достоверности."
(15-20 минуты) Практическое задание "Новость дня" (Работа в группах, разбор результатов)
• Лектор: "А теперь давайте попрактикуемся. Разделитесь на группы. Каждая группа получит текст "новости" (раздаточный материал, включающий как фейковые, так и правдивые географические новости). Ваша задача – проанализировать текст, выявить признаки фейка (или подтвердить правдивость) и представить свои выводы."
• (После выполнения задания)
• Лектор: "Давайте обсудим результаты. Какая новость оказалась фейком? Какие признаки на это указывали? Какие инструменты вы использовали для проверки?" (Разбор каждой новости, обращая внимание на аргументы учеников и дополняя их).
(20 минута) Заключение (Подведение итогов, призыв к критическому мышлению)
• (Слайд 9: Итоговый слайд с призывом к критическому мышлению и списком полезных ресурсов)
• Лектор: "Надеюсь, эта лекция была для вас полезной. Помните, что в современном мире очень важно критически оценивать информацию и не верить всему, что видите в интернете. Будьте внимательны, проверяйте факты и делитесь только проверенной информацией! Спасибо за внимание!"
Примеры фейковых и правдивых новостей для раздаточного материала:
• (Фейк): "В Сибири обнаружен новый материк, богатый нефтью и газом!" (Нет подтверждений от авторитетных источников, сенсационный заголовок)
• (Правда): "Ученые зафиксировали рекордное таяние ледников в Антарктиде." (Есть ссылки на научные публикации и данные спутниковых наблюдений)
• (Фейк): "Все вулканы мира одновременно начали извергаться, что приведет к глобальной катастрофе!" (Эмоциональный тон, отсутствие научных обоснований, нереалистичный сценарий)
• (Правда): "В Индийском океане обнаружен новый вид глубоководных рыб." (Ссылка на статью в научном журнале, описание характеристик вида)
Идиомы:
- Бабки на ветер;
— Жаба душит;
— Повесить лапшу на уши;
— Отмывание денег;
— Тянуть время;
— Поставить воду на пельмени;
— Лежачий полицейский;
— Дома и стены лечат;
— Глаза разбегаются;
— Медведь наступил на ухо;
— Раскатать губу;
Предварительный просмотр:
Задание: "Правда или Ложь? Географический Детектив!"
Инструкция: Внимательно прочитайте следующие 10 новостных заголовков. Ваша задача - определить, какие из них являются правдивыми (основаны на реальных событиях и подтверждены надежными источниками), а какие - фейковыми (вымышленными или содержащими недостоверную информацию). Объясните свой выбор для каждой новости, указав, на какие признаки вы опирались.
Новостные заголовки:
1. Сенсация! В центре Сахары обнаружен древний затопленный город с развитой цивилизацией!
2. Ученые зафиксировали рекордное повышение температуры воды в Тихом океане, что приведет к массовому обесцвечиванию кораллов.
3. В Антарктиде найдены гигантские инопланетные пирамиды, покрытые льдом!
4. Из-за глобального потепления Венеция полностью ушла под воду. Город покинут жителями.
5. В Канаде обнаружен новый вид светящихся арктических лис, способных питаться солнечной энергией.
6. Новый подводный вулкан возник вблизи берегов Исландии, что может привести к формированию нового острова.
7. Амазонка высохла! Река превратилась в пустыню из-за вырубки лесов.
8. В Гималаях обнаружена ранее неизвестная долина с уникальной экосистемой, где обитают реликтовые растения и животные.
9. Обнаружен новый вид бактерий, способных перерабатывать пластик в топливо, в Марианской впадине.
10. Сибирские болота начали "взрываться" из-за высвобождения метана в результате таяния вечной мерзлоты.
Ключ к заданию (для учителя):
• Фейк:
1. Сенсация! В центре Сахары обнаружен древний затопленный город с развитой цивилизацией! (Сенсационный заголовок, отсутствие упоминания о конкретных ученых и организациях, маловероятность такого открытия без широкого освещения в СМИ).
2. В Антарктиде найдены гигантские инопланетные пирамиды, покрытые льдом! (Неправдоподобность, эксплуатация популярных конспирологических теорий, отсутствие научных подтверждений).
3. Из-за глобального потепления Венеция полностью ушла под воду. Город покинут жителями. (Преувеличение, несоответствие реальной ситуации, цель – вызвать панику).
4. В Канаде обнаружен новый вид светящихся арктических лис, способных питаться солнечной энергией. (Невозможность фотосинтеза у млекопитающих, абсурдность утверждения).
5. Амазонка высохла! Река превратилась в пустыню из-за вырубки лесов. (Сильное преувеличение масштаба проблемы, несоответствие реальной ситуации).
• Правда:
1. Ученые зафиксировали рекордное повышение температуры воды в Тихом океане, что приведет к массовому обесцвечиванию кораллов. (Подтверждается научными исследованиями и данными мониторинга).
2. Новый подводный вулкан возник вблизи берегов Исландии, что может привести к формированию нового острова. (Реальное событие, освещалось в новостях и подтверждено геологическими наблюдениями).
3. В Гималаях обнаружена ранее неизвестная долина с уникальной экосистемой, где обитают реликтовые растения и животные. (Вполне возможно, учитывая труднодоступность и малоизученность некоторых районов Гималаев).
4. Обнаружен новый вид бактерий, способных перерабатывать пластик в топливо, в Марианской впадине. (Соответствует современным научным тенденциям и исследованиям в области биотехнологий и океанологии).
5. Сибирские болота начали "взрываться" из-за высвобождения метана в результате таяния вечной мерзлоты. (Реальная проблема, связанная с изменением климата и высвобождением парниковых газов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие медиаграмотности учащихся в процессе обучения информатике
Информационное общество по-новому определяет процесс коммуникации и общения. Процесс информатизации общества оказывает существенное влияние на развитие системы образования, ставит новые цели и задачи,...
Необходимость обучения школьников медиаграмотности в современных условиях
Интернет пространство - мощнейший инструмент вовлечения, формирующий у людей образы, смыслы и алгоритмы поведения. Зачастую пользователи распространяют контент, не задумываясь, какой смысл закладывают...

Медиаграмотность. Часть 1 Как жить в медиамире.
Пособие по медиа-информационной грамотности ориентированно как на широкий круг читателей, так и на студентов профильных факультетов медиакоммуникаций и журналистики. Содержание:Социальные сетиНов...
Организация деятельности медиацентра как одно из средств повышения медиаграмотности обучающихся
В статье отражены особенности работы детских медиацентров и их влияние на повышение медиаграмотности обучающихся...

урок медиаграмотности в 5 классе
На первом уроке медиаграмотности дети знакомятся с понятием информация, медиамир...
Методические рекомендации для формирования основ медиаграмотности и медиабезопасности обучающихся младшего школьного возраста на учебных занятиях дополнительного образования
В данной статье рассматривается проблема начала медиаобразования в обучении младших школьников. Медиаобразование, включающее в себя медиаграмотность и медиабезопасность, играет важную роль в современн...

