"Путешествие девочки по имени Память в страну Экологию"
план-конспект

Околот Анастасия Владимировна
План-конспект урока по предмету "Логопедия, Дефектология"
Коррекция и развитие знаний, умений и навыков учащихся по теме «Экология» с акцентом на развитие памяти, внимания, мышления, речи и мелкой моторики.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор урока: Околот Анастасия Владимировна

План-конспект урока по предмету "Логопедия, Дефектология"

Тема: "Путешествие девочки по имени Память в страну Экологию"

Класс: 2

Длительность: 45 минут


1. Цели и задачи урока

Цель:

Коррекция и развитие знаний, умений и навыков учащихся по теме «Экология» с акцентом на развитие памяти, внимания, мышления, речи и мелкой моторики.

Задачи:

  • Коррекционно-развивающие:
  • Развивать слуховую, зрительную и логическую память, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.
  • Формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
  • Образовательные:
  • Закрепить знания об экологии, природе, правилах поведения в окружающей среде.
  • Познакомить с новыми словами и понятиями по теме.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать ответственное отношение к природе, умение работать в коллективе.

Методы:

  • Игровые (сюжетно-ролевые, дидактические)
  • Логопедические (артикуляционные и пальчиковые упражнения)
  • Проблемно-поисковые
  • Творческие (рисование, сочинение рассказа)
  • Наглядные (карточки, схемы)
  • Беседа, обсуждение
  • Задания на развитие слуховой, зрительной и логической памяти

2. Ход занятия

1. Организационный момент (3 мин)

  • Приветствие.
    Педагог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вместе с девочкой по имени Память отправимся в удивительное путешествие по стране Экологии. Готовы?»
  • Проверка готовности к уроку.
    Вопрос: «Что такое экология? Кто знает, что изучает эта наука?»

2. Мотивация к деятельности (2 мин)

  • Краткая история:
    Педагог: «Девочка Память очень хочет узнать, как можно помочь природе, и зовёт вас с собой. По пути нам нужно будет запоминать важные вещи и выполнять интересные задания!»

3. Актуализация знаний и развитие памяти (7 мин)

  • Беседа:
    Вопросы:
  • «Что вы знаете о природе?»
  • «Почему важно беречь воду, растения, животных?»
  • «Какие правила поведения на природе вы знаете?»
  • Задание на развитие слуховой памяти:
    Педагог читает короткое стихотворение о природе:

«В лесу зелёном тишина,
Поют весёлые птицы.
Здесь каждый кустик и трава
Мечтают чистыми быть!»

  • Вопрос: «Кто может повторить хотя бы одну строку?»
  • Далее по цепочке дети повторяют строки.
  • Задание на развитие зрительной памяти:
    Педагог показывает 5-6 картинок (лес, река, мусор, животные, цветы, солнце) на 10 секунд, затем убирает.
  • Вопрос: «Что вы запомнили? Какие картинки были?»

4. Пальчиковая гимнастика (3 мин)

  • Педагог: «Давайте разомнем наши пальчики, чтобы они помогали нам лучше запоминать!»
  • Пальчиковая игра «Дерево»:
  • Кулачок — семечко, раскрываем пальцы — дерево, покачиваем руками — ветер, шуршим пальчиками — листья.

5. Основная часть (25 мин)

5.1. Игровое задание «Собери мусор» (5 мин)

  • Педагог: «Девочка Память увидела мусор. Давайте поможем ей собрать его!»
  • На доске карточки с изображением мусора и природных объектов.
  • Задание: разделить карточки на «мусор» и «природа».
  • Вопросы:
  • «Что можно сделать с мусором?»
  • «Почему нельзя мусорить в лесу?»
  • Задание на развитие логической памяти:
  • После деления педагог просит вспомнить, какие предметы были «мусором», а какие — «природой».

5.2. Логопедическая разминка (5 мин)

  • Артикуляционная гимнастика:
  • «Листочек дрожит на ветру» (язык за нижними зубами, дрожит).
  • «Пчёлка жужжит» (губы в улыбке, вибрация).
  • «Ручеёк журчит» (язык к нёбу, произносим «р-р-р»).

5.3. Творческое задание «Рисуем природу» (7 мин)

  • Педагог: «Нарисуйте, как вы представляете чистую природу. Добавьте, как вы помогаете природе!»
  • После выполнения — обсуждение рисунков.
  • Задание на развитие памяти:
  • Педагог показывает рисунок (или рассказывает короткую историю о природе) и через 2 минуты просит детей вспомнить детали: «Что было на рисунке?», «Что делал герой истории?»

5.4. Задания на развитие памяти и внимания (6 мин)

  • Игра «Что изменилось?»
  • На столе 5-7 предметов (камушек, листочек, шишка, бумажка, фантик).
  • Дети запоминают, педагог убирает/заменяет один предмет.
  • Вопрос: «Что изменилось?»
  • Задание на развитие слуховой памяти:
  • Педагог называет 5 слов по теме «Экология» (лес, вода, солнце, мусор, цветок).
  • Дети повторяют по памяти и называют слова в обратном порядке.

5.5. Итоговая беседа и закрепление (2 мин)

  • Вопросы:
  • «Что нового ты сегодня узнал?»
  • «Почему важно заботиться о природе?»
  • «Что можно сделать, чтобы помочь природе дома и в школе?»

6. Формы контроля знаний (в течение урока)

  • Устные ответы на вопросы
  • Проверка выполнения заданий на память и внимание
  • Проверка правильности деления карточек
  • Оценка творческих работ
  • Итоговая беседа

3. Дополнительные задания

В конце урока:

  • Сочинить короткий рассказ (2-3 предложения) о том, как девочка Память помогла природе, используя слова, которые запомнили на уроке.

Для самостоятельного изучения дома:

  • Нарисовать плакат «Правила поведения на природе» и выучить 3 новых слова по теме «Экология».
  • Провести мини-эксперимент: собрать мусор во дворе/дома, разделить его, а потом рассказать взрослым, что делали и почему.

4. Ожидаемые результаты

  • Учащиеся смогут:
  • Узнать и закрепить правила экологического поведения.
  • Развить слуховую, зрительную и логическую память, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.
  • Научиться разделять мусор, объяснять важность чистоты в природе.
  • Использовать новые слова по теме «Экология».
  • Проявлять творческие способности и инициативу.

5. Рефлексия (5 мин)

Педагог:

  • «Понравилось ли вам путешествие с девочкой Память?»
  • «Что вы запомнили лучше всего?»
  • «Что было самым интересным?»
  • «Что бы вы хотели узнать ещё о природе?»

Учащиеся показывают смайлики (улыбка — понравилось, ровное лицо — было трудно, грустное — не понравилось) или по кругу говорят одно слово о своих ощущениях.


6. Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

  • Разделить предложенные предметы (картинки/игрушки) на «экологичные» и «опасные для природы» по памяти, не глядя на подсказки.
  • Составить короткое устное сообщение «Как я могу помочь природе», используя слова, которые запомнили на уроке.

7. Итоги урока

  • Подведение итогов путешествия:
  • Что нового узнали?
  • Какие задания на память понравились больше всего?
  • Похвала за активность, творчество, хорошую работу памяти.
  • Напоминание о домашних заданиях и прощание.

Урок завершён. Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Путешествие в страну Экология"

Конспект разработки классного часа "Путешествие в страну Экология"  для учащихся 5-6 класса, проходит в форме путешествия по разным станциям: "Лечебное лукошко", "Мир животных", "Мир растений", "...

Интегрированный урок чтения, географии и естествознания в 6 - 7 классе (VIII вид) Тема: «Путешествие в страну «Экология»»

Тема:  «Путешествие в страну  «Экология»»Цели:Коррекционно - образовательные:дать представление о науке «Экология»; воспитывать интерес к чтению; продолжать формирование и совершенствование ...

Воспитательское занятие "Путешествие по стране Экологии"

Занятие проходит в виде игры и посвящено проблемам экологии....

Проект "Путешествие в страну Экологию"

Цель проекта: формирование экологической культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

Занятие-практикум "Путешествие в страну экология"

Цель:-       познакомить с термином «наука экология»;-       ознакомление с экологическими проблемами;-       ...

Конспект занятия "Путешествие по стране экология"

Данное занятие проходит в форме путешествия по экологическим станциям и перекликается с коррекционными упражнениями....

Занятие "Путешествие по стране Экология"

·        дать представление о науке «Экология»;·        показать значение Солнца, воздуха и воды для жизни на Земле;·...