«Методические рекомендации организационных действий по формированию навыков обследования картинок и иллюстраций к сказке как основной метод подготовки драматизации с инвалидами с ТУО».
методическая разработка
Аннотация: Статья посвящена развитию коммуникативных способностей у инвалидов с тяжелой умственной отсталостью (ТУО), посредством навыков обследования картинок и иллюстраций к книге.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение
Социального обслуживания населения
«Дом социального обслуживания «Петергоф»
«Методические рекомендации организационных действий по формированию навыков обследования картинок и иллюстраций к сказке как основной метод подготовки драматизации с инвалидами с ТУО».
Автор: Цайтлер А.Н., воспитатель
…Человечество победит раньше или позже слепоту, и глухоту, и слабоумие.
Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане,
чем в плане медицинском и биологическом…
(Л.С. Выготский)
Аннотация: Статья посвящена развитию коммуникативных способностей у инвалидов с тяжелой умственной отсталостью (ТУО), посредством навыков обследования картинок и иллюстраций к книге.
Ключевые слова: коммуникативные способности, инвалиды с тяжелой умственной отсталостью (ТУО), театрализация (драматизация), обследование картинок, прослушивание, чтение, рассказывание сказки.
Целевая аудитория, с которой я работаю, в большинстве своем, это люди с тяжёлой умственной отсталостью, т.е. некоторые из них не умеют выразить свою просьбу, элементарные желания, не могут дать ответ на заданный вопрос, но многие из них очень чувствительны и открыты для установления контакта. А научить человека навыкам общения без возможности взаимодействия с другими людьми – нельзя!
Что делать? И здесь мне на помощь приходит театр.
Что такое театр? Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания. А театрализация (драматизация) – это самая эффективная форма воздействия на сознание человека с тяжелой умственной отсталостью, способствующая формированию навыков коммуникации.
И конечно же, вовлечение подопечных в совместный творческий процесс, является одним из методов коммуникации посредством драматизации.
Одним из механизмов драматизации является знакомство подопечных с сюжетом и персонажами литературного произведения, которое вы будете инсценировать.
Что для этого необходимо? Необходимо подобрать литературный материал. И лучше всего взять сказку. Почему? Сказки актуальны для участников проекта, потому что уровень развития наших подопечных соответствует уровню развития детей от 1года до 6-7 лет.
Сказки бывают разные, например: волшебные - «По щучьему велению»; авторские - "Конёк- Горбунок" П. Ершов; русские народные сказки о животных: «Заюшкина избушка»; докучные сказки: Жили-были два павлина, Вот и сказки половина, Жили-были два гуся. Вот и сказка вся.; бытовые: «Репка» и пр.
Для работы с нашими подопечными лучше брать сказки бытовые, которые представляют собой описание народного быта, откуда и пошло название. Бытовые сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений, герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец.
Сказка не только учит переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает к контакту, как вербальному, так и невербальному.
Особое внимание хочется уделить именно знакомству со сказкой для прослушивания. Т.к. у наших подопечных нет долгосрочной памяти, для того, чтобы сказку разучить, необходимо начинать со знакомства с книгой.
Первое, на что необходимо обратить внимание, это обследование, почему? Потому что наши подопечные в основном это люди с тяжелой умственной отсталостью, слабослышащие и слабовидящие, им необходимы тактильные ощущения, они видят и слышат своими пальцами.
Если брать не знакомую сказку, то знакомство с ней лучше проводить поэтапно.
Для этого я использую следующие приемы:
Первое, на что необходимо обратить внимание, это обследование. Почему? Потому, как наши подопечные в основном это люди слабослышащие и слабовидящие им необходимы тактильные ощущения, они видят и слышат своими пальцами.
Что для этого нам понадобится:
1.Выбор книги (1 этап).
Для знакомства со сказкой, для начала, лучше всего подобрать крупные картинки (можно использовать карточки ПЭКС): герои сказки, предметы, обследуя каждого героя по отдельности, проговаривая мелкие детали, предлагая самому показать, где же глаза у деда?, а у тебя есть глаза?, покажи и пр. И только после этого следует знакомство со сказкой и книгой.
Три правила, которые следует соблюдать для выбора книги для чтения (рассказывания):
- Выбрать книгу с большими картинками, при чем краски могут быть не очень яркими;
- Перед чтением (рассказыванием) назовите жанр, автора и название сказки;
- Подопечным с ТУО народную сказку лучше рассказывать, а не читать по книге!
2. Обследование (2 этап).
- Сделать разогревающую гимнастку пальцев рук;
- Принять удобное положение для себя и подопечного;
- Все свои действия проговаривать четко, не торопясь, используя мягкие интонации голоса;
- Возьмите руку подопечного в свою, сделайте поглаживающие движения на расслабление руки, выберете указательный палец и начинайте обследование:
- сначала выбираем самые крупные предметы или главного героя, обводя пальцем предмет;
- проговаривайте на что или на кого он похож (это дедка, у него кру-у-углая голова, дли-и-инная борода и пр.). Обязательно спросите: - а у тебя есть борода? А глаза, а рот? (причем необходимо попросить показать на себе, если подопечный не может этого сделать сам, сделайте это с ним рука в руке);
- Затем переходим к обследованию более мелких предметов по той же системе, и только после обследования переходим к чтению (рассказыванию) текста.
3.Чтение (рассказывание) текста (3 этап).
- Подберите удобное положение для чтения(рассказывания) , чтобы и вам, и слушателям было комфортно и видно, как текст, так и иллюстрации;
- Наблюдайте за тем, на что обращают внимание подопечные;
- При чтении указывайте пальцем последовательно на каждый графический символ;
- При чтении (рассказывании), показывайте, что это доставляет вам удовольствие;
- Читайте (рассказывайте) неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передавать музыку ритмической речи (пример: посадил дед рЕпку), поиграйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «переигрывайте»;
- Большой текст можно сократить, так как подопечные всё равно перестанут воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание.
- Ни в коем случае не уговаривайте слушать сказку, а предлагайте, как бы соблазняя подопечных, послушать сказку.
- Когда вы читаете (рассказываете) сказку, глядя на подопечного, вы видите его реакцию и можете в нужный момент сделать паузу, поменять интонацию речи, задать вопрос, т.к. человеку с ТУО трудно и совсем не интересно слушать сказку, если вы не обращаете внимание на него.
(используя эти правила вы безусловно добьётесь результата!)
Вот эти три правила являются основой подготовки подопечных к театрализованным действам!
Приложение
Занятия по индивидуальному педагогическому плану:
чтение (рассказывание) сказки.
Название сказки
«Курочка Ряба» | № группы | Срок освоения | Режим занятий | |
Количество уч. часов в неделю | Количество занятий в неделю | |||
занятия: методы и способы | ||||
обследование (подготовка к чтению) | 1 | 1,5 мес | 3 | 3 |
2 | 2-3 мес. | 2-3 | 2 -3 | |
3 (инд.раб.) | 3-5 | 2-3 | 2-3 | |
этюды | 1 | 1,5 мес | 3 | 3 |
2 | 2-3 мес. | 2-3 | 2 -3 | |
3 (инд.раб.) | 3-5 | 2-3 | 2-3 | |
чтение (рассказывание) | 1 | 1,5 мес | 3 | 3 |
2 | 2-3 мес. | 2-3 | 2 -3 | |
3 (инд.раб.) | 3-5 | 2-3 | 2-3 | |
*1 учебный час - уч.ч.
**уч.ч. – 35-45 мин
** *Индивидуальная работа – инд. раб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации:"ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ".
Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. По данным различных авторов распространённость нарушений чтения среди детей с нормальным интеллект...
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...
Методические рекомендации для учителя по формированию исследова-тельских навыков школьников через интегрированную проектную дея-тельность по английскому языку и предметам естественно - научного цик-ла на примере исследовательской работы учащихся «Reduce!
Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно - научного цикла на...

Методические рекомендации по коррекции нарушений формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников.
Механизмы, симптоматика и структура нарушений формирования счетных операций у детей – являются предметом исследований таких научных дисциплин, как: нейропсихология, нейрофизиология, нейролингвистика, ...
Методические рекомендации "Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями ) на занятиях труда.
В данных методических рекомендациях раскрыты формы и методы организации учебно-трудовой дкятельности на занятиях по слесарному делу....

Методическая разработка "Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы"
В исследовании приняли участие 28 человек. Выявлено, что каждый из нас в среднем проводит в движении примерно 9 часов; уроки физкультуры нравятся 24 ученикам - это 86 %; спорт...

«Методические рекомендации организационных действий по формированию навыков обследования картинок и иллюстраций к сказке как основной метод подготовки драматизации с инвалидами с ТУО».
Аннотация: Статья посвящена развитию коммуникативных способностей у инвалидов с тяжелой умственной отсталостью (ТУО), посредством навыков обследования картино...
