«Семейный бюджет».
календарно-тематическое планирование (9 класс)

Гаглоева Заира Хазмиевна

Цель: Способствовать подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. При помощи игровых ситуаций закреплять знания и умения планирования расходов семьи, ведения домашней бухгалтерии, учить системному анализу несложных экономических расчетов. Воспитывать организованность, бережливость, умение жить по средствам, ответственность перед другими членами семьи за принятое решение. 

Форма: деловая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byudzhet_igra.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательский час: «Семейный бюджет».

Цель: Способствовать подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. При помощи игровых ситуаций закреплять знания и умения планирования расходов семьи, ведения домашней бухгалтерии, учить системному анализу несложных экономических расчетов. Воспитывать организованность, бережливость, умение жить по средствам, ответственность перед другими членами семьи за принятое решение.

Форма: деловая игра.

Ход воспитательского часа.

Воспитатель: Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу - настроение у вас хорошее, деловое. Надеюсь, что наш часпройдет познавательно и интересно. Чтобы узнать, чему будет посвящено занятие предлагаю расшифровать тему. Для этого ответьте на вопросы:

- Что такое бюджет? (план семьи) Слово «бюджет» имеет французское происхождение и в переводе обозначает «кошелек», «сумка». Бюджет – это планирование доходов и расходов семьи или лица на определённый срок.

- Скажите, пожалуйста, с какой целью составляется семейный бюджет? На какой период?

(Чаще всего он составляется на месяц и предназначен для контроля за текущими финансовыми делами семьи.)

Основная задача  при составлении бюджета – правильно распределить ожидаемые доходы на будущий период по различным статьям.

- Каких два раздела можно выделить в структуре семейного бюджета? (доходы и расходы.)

- Как они связаны между собой? (Зависят друг от друга)

- Что от чего зависит? (Расходы зависят от наших доходов)

- И какое их соотношение, по вашему мнению, должно быть? (Расходы не должны превышать доходы. Равновесие должно быть)

- Как сделать, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег? (Нужно разумно тратить и правильно распределять)

Наше сегодняшнее занятие будет проходить в форме деловой игры «Семейный бюджет». Для ее проведения вы разделимся на команды-семьи. Вам выделяется семейная копилка, куда вы будете складывать заработанные деньги. Каждой команде будут предлагаться различные задания и от того, насколько правильно вы будете выполнять, как дружно вы будете работать зависит итог игры. За правильные ответы ваша семья будет получать деньги. У нас присутствуют эксперты – главные судьи. Они будут оценивать ваши ответы и назначать штрафы.

Правила игры:

Семья должна быть дружной.

При принятии решений учитывается мнение каждого члена семьи.

Все расчеты должны быть верными и точными.

Все вопросы решаются с учетом большинства голосов.

По возможности оказываем помощь членам своей семьи.

В «семье» при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом другим.

За нарушение дисциплины взимаются штрафы:

• каждое замечание воспитателя или эксперта – 100 рублей;

• несоблюдение правил игры – 500 рублей;

• грубое нарушение – до 1000 рублей.

Сейчас теоретические знания будем применять на практике.

Основная часть. Планирование доходной части.

Воспитатель. Задание1: Подсчитать доход семьи.

Доход семьи в марте месяце составляет:

Зарплата папы (рабочий) рублей

Зарплата мамы (техслужащая) рублей

Пенсия бабушки 13 000 рублей

Стипендия сына 1500 рублей

Итого: 49500 рублей

Задание 2. Распределить расходы и доходы.

- Перед вами находится список доходов и расходов семьи. Уважаемые семьи, посовещайтесь и распределите их на 2 группы. Так что же относится к доходам и расходам?

Варианты статей дохода: премия, заработная плата, выигрыш в лотерею, продажа овощей со своего приусадебного участка, пенсия, вам подарили денежный подарок, пособие на детей, наследство, стипендия.

Варианты статей расхода: продукты, квартплата, билет в кино, оплата телефона, покупка промышленных товаров, оплата электроэнергии, транспортные расходы, платные медицинские услуги, налоги.

Задание 3. Посчитать расходы семьи за месяц.

Питание - 20 000 руб.
Квартплата и коммунальные услуги / свет, газ / - 5500 руб.
Хозяйственно- бытовые нужды - 1500 руб.
Прочие нужды / лекарства, театр, кино / - 3000 руб.
Затраты на одежду – 8000 руб.
Транспортные расходы – 2000 руб.
(Итого – 37000 руб.)

- Есть ли экономия в вашей семье, если ваш доход 49500, а расход 37000? (Да 12000)

Задание 4. Что выгоднее покупать.

Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 руб., а пакет весом 500 г стоит 60 руб.? Сколько денег она сэкономит? (30 р)

Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 40 руб. за 1 кг, а мешок сахара (50 кг) стоит 1600 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? (2000 р.; экономия 400р)

Анализ-рассуждение.

Но случаются так, что семьи попадают в сложные ситуации, когда денежных средств на необходимые нужды просто не хватает.

- Что нужно делать, если денег не хватает? (экономить)

Посовещайтесь в семьях и дайте советы, как можно сэкономить денежные средства, когда денег в наличии немного.
Как сэкономить? Рассуждают, делают выводы.

1. Экономим на коммунальных услугах.

- Можно ли сэкономить на коммунальных услугах? На какой части? На воде и электричестве. Каким образом? Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение, не лилась вода. Часто бывает так, что вы ушли из своей комнаты, оставив там включенными телевизор и свет. Выключив его перед уходом, вы экономите деньги.

2. Экономим на сладостях.

- Можно ли сэкономить на продуктах? Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты, крупы, мясо, рыбу и молоко. Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, печенья. Без этих продуктов мы вполне может обойтись, если на них нет денег.

3. Бережно относимся к вещам.

- Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Бережное использование личного имущества, уберегает его от ненужного ремонта и покупки нового. Ремонт одежды, обуви своими руками.

4. Экономим на транспорте.

- Можно ли сэкономить на транспорте? Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться.

5. Внимательно изучаем цены в магазинах.

- Покупка более дешёвых продуктов или продуктов по различным акциям в магазине.
Итог. А теперь необходимо посчитать бюджет семей. Вскрываем свои копилки. Сколько денег удалось вам сегодня заработать?

В заключении хочу дать совет: правильно распределяйте свой бюджет, будьте экономны, не расточительны, умейте овладевать своими чувствами: «хочу», но «не могу», не надо, подождет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по математике на тему: «Пополнение семейного бюджета»

  Во время мирового кризиса и экономического положения нашей страны очень актуальным является экономичное ведение подсобного хозяйства в сельской местности. Я хочу показать выгоду ис...

«Семейный бюджет. Кошелёк моей семьи»

Внеклассное занятие, из раздела - Экономика, для учащихся старших классов коррекционных школ....

Презентация: Семейный бюджет

Презентация к уроку по экономике...

Презентация к уроку обществознания в 6 классе: "Семейный бюджет"

Презентация содержит материалы к уроку обществознания в 6 классе: "Семейный бюджет" (цели, задачи, задания к уроку)...

Распределение средств семейного бюджета

Распределение средств семейного бюджета. Исследовательская работа 8 класс....

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ В ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТВ ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА...

Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета

Планируемые личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы:- готовность и способность к саморазвитию  и личностному самоопределению;-  способность ставить цели и строить ...