Доклад Педсовет. Педагогические технологии, применяемые на уроках в шахматах
статья

В излагаемом материале рассматриваются 5 технологий, применяемых на уроках в шахматы, с их подробным анализом:

  • технология проблемного обучения;
  • технология развития критического мышления;
  • игровая технология;
  • информационно-коммуникационная технология.
  • здоровьесберегающие технологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pedsovet.docx262.32 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педсовете

Педагогические технологии, применяемые на уроках  в шахматах

Слайд 2. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебногопроцесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В.М. Монахов) Монахов Вадим Макарьевич – директор НИИнститута содержания и методов обучения АПН, окончил университет Ломоносова, доктор наук.

Педагогическая технология – это заранее спроектированный учебный процесс в совокупности способов и приемов, форм взаимосвязанной деятельности педагога и ребёнка, обеспечивающий эффективность функционирования педагогической системы и достижения четко поставленных педагогических целей. (ЮНЭСКО).

Игра в шахматы напрямую связана с умственной деятельностью человека, и для успешной игры необходимо вести расчет вариантов, анализировать и оценивать позицию, составлять план игры.

Актуальность. Игра в шахматы развивает творческое, нестандартное мышление, тренирует память детей. Именно поэтому шахматы способствует повышению усвоения учебного материала в школе. Рассмотрим педагогические технологии, применяемые на уроках  в шахматах.

Слайд 3. Учащийся при игре в шахматы сталкивается с ситуацией выбора холла, выбора решения, поэтому ключевой технологией при обучении шахматам является проблемное обучение.

Технология проблемного обучения

  1. Проблема.
  2. Гипотеза.
  3. Доказательство гипотезы.
  4. Проверка правильности решения проблемы.

Пример: Во время шахматной игры все фигуры должны защищать короля, а король стоит на месте. Зачем тогда нужна рокировка? Поставленная проблема заставляет учеников мыслить, обобщать, искать пути решения проблемы.

Слайд 4. Смысл проблемного обучения - учитель ставит перед учащимися задачу, в поиске решений которой         ученики получают и усваивают новые знания. Сюда входят и исполнение шахматного гимна; и загадки, выступающие  как эвристическая беседа (вопрос-ответ).

Технология развития критического мышления

Слайд 5. Вторая технология – технология развития критического мышления, в основе которой лежит теория осмысленного обучения в зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития известного советского психолога Льва Семеновича Выготского.

 Одним из и приемов данной технологии, используемых педагогом, является дидактический синквейн.

Построение синквейна

 Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

 Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

 Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

 Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

 Пятая строка — одно слово- резюме, характеризующее суть предмета или объекта

Что же у нас получилось по теме урока?

Слайд 6.

Составление синквейна – увлекательное и творческое занятие для развития у учащихся системного мышения и аналитических способностей, определить главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

Технология критического мышления. Алгоритм урока

Технологические этапы

Слайд 6.

Слайд 7. Рефлексия в конце урока: Я узнал... Я научился... У меня сегодня получилось... Дома я расскажу родителям…

Слайд 8. Как запомнить учащимся большой объём информации? Стандартный способ транслирования информации в обучении шахматам – показ шахматных позиций и партий на демонстрационной доске,  непосредственно сама игра в шахматы.

Слайд 9. Развитие информационных технологий сильно повлияло на современные шахматы: Информационно-коммуникационные технологии. Это:игровые компьютерные программы, анализ позиций, слайдовые презентации.

  1. Слайд 10.И вот мы подобрались к Здоровье-сберегающей технологии. Это: контроль за правильной осанкой учащихся, постоянная смена деятельности: расстановка на скорость начальной позиции с выбеганием к доске и объявлением своего номера. С целью исключения перегрузок, особое внимание  - объёму и сложности материала на уроке и задаваемого на дом. Зачем нужны  громкое приветствие детьми учителя, исполнение шахматного гимна и  громкое объявление своего номера при выбегании к доске? Это развивает дыхательную систему, способствует азарту и повышению мотивации урока, которые откладываются в подсознании  у детей, способствуют повышению интереса к шахматам на протяжении всего процесса обучения в школе до 11-го класса. Выходя из стен шахматного клуба, дети продолжают своё саморазвитие через игру онлайн на компьютере, проводят самостоятельное повышение самообразования через изучение дебютов, разбор партий чемпионов мира и разбор своих партий.

Слайд 11. Использование современных образовательных технологий на уроках шахмат, а именно:1.Технологии проблемного обучения; 2.Технологии развития критического мышления; 3. Игровой технологии; 4.Информационно-коммуникационной технологии; 5.Здоровьесберегающий технологии способствует повышению усвоения  учебного материала в школе, развитию творческого мышления учащихся и их гармоничному развитию.

Статистика нашей школы показывает, занимающиеся шахматами заканчивают школу с медалью 

4.  Ресурсы.

1. А.Н. Костьев «Шахматный кружок в школе и в пионерском лагере». - М., 1980.

2. Д.В.Неверова, «Учебник шахматной игры для начинающих». - М. 2007.

3. Р.Я. Горенштейн, «Подарок юному шахматисту». – М.1994. В.Хенкин, «Шахматы для начинающих».-М.2002.

4. А. Костенюк, Н. Костенюк, «Как научить шахматам», «Школьный шахматный учебник» - 2008.

5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/10/31/konspekt-i-prezentatsiya-vneklassnogo-zanyatiya-po-shahmatam (Конспект урока).

6. https://kiro-karelia.ru/activity/journal/nomera/priemy-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov (критич. мышление).

7. https://spravochnick.ru/pedagogika/priemy_trkm/ (приём синквейн).

8. https://урок.рф/library/tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_mishleniya_tehniki__035726.html (приёмы синквейна)

9. https://shkola1kaluga-r40.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/152/2399/Troshkina_I.V._Ispol_zovanie_TRKM.pdf (использование технологии крит. мышления) Директор.

10. https://shkola1kaluga-r40.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/152/2399/Troshkina_I.V._Ispol_zovanie_TRKM.pdf (приём синквейн).

11.https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-10570

12.https://infourok.ru/vnedrenie-sovremennih-tehnologiy-metodov-sredstv-obucheniya-pri-obuchenii-shahmatam-3680150.html

13.https://nsportal.ru/shkola/poisk?search_api_views_fulltext=«Применение+технологии+проблемного+обучения+на+уроках+музыки+в+начальной+школе»&taxonomy_vocabulary_22=660&taxonomy_vocabulary_3=All&taxonomy_vocabulary_19=All

14.https://easyen.ru/load/metodika/kompleksy/kompleks_shakhmatnaja/457-1-0-5760 Внеурочка метод разраб.

15.https://yandex.ru/video/preview/9364966151593313673 презентация проблемного обучения.

В 2012-2013 учебном году Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области во всех общеобразовательных учреждениях региона в рамках внеурочной деятельности был введен обязательный шахматный всеобуч для обучающихся 1-2 классов. Цель любого урока  - получение знаний.

.

  • технология проблемного обучения;
  • технология развития критического мышления;
  • игровая технология;
  • информационно-коммуникационная технология.
  • здоровьесберегающие технологии
  1. Шахматные позиции изначально носят проблемный характер выбора хода, и.

Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся.

Учащиеся воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п.

обучить их не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения разных задач. Здесь важна высокая эмоциональная активность ученика.

Что, в свою очередь,  определяет активность мыслительной деятельности.

ФГОС ООО на первый план ставят не предметные, а личностные результаты.

  1. Проблема 2. Гипотеза 3.Доказательство гипотезы 4. Проверка правильности решения проблемы.
  1. Пример: Во время шахматной игры все фигуры должны защищать короля, а король стоит на месте. Зачем тогда нужна рокировка, если король итак должен стоять на месте и не двигаться? Поставленная проблема заставляет учеников мыслить, обобщать, искать пути решения проблемы.

Смысл проблемного обучения в том, что в процессе обучения учитель ставит перед учащимися задачу, в поиске решений которой ученики получают и усваивают новые знания. Сюда же относится и исполнение шахматного гимна и загадки как эвристическая беседа (вопрос-ответ)

Недостататки: - не весь материал можно представить в виде проблемы, не способствует отработке навыков, уходит много времени, учебную проблему бывает нелегко сформулировать.

  1. Вторая технология – технология развития критического мышления, в основе которой лежит теория осмысленного обучения в зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития известного советского психолога Льва Семеновича Выготского.

.

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает учащимся самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

Для учащихся составление синквейна является своего рода «творческой паузой», вносящей в занятие разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, оценивает их знание и понимание темы, и может внести коррективы в планы дальнейших занятий.

3 этапа: 1.вызов (побуждение интереса к предмету), 2.осмысление (тренировка), 3.рефлексия (подведение итогов)

В основе – системно-деятельностный подход к обучению.

  1.  При обучении шахматам учащиеся сталкиваются с необходимостью запоминания большого объема абстрактной шахматной информации, необходимостью овладения сложной шахматной терминологией. Для эффективного решения этих задач используется игровая технология, позволяющая учащимся запомнить шахматные термины и понятия, типовые тактические приемы, названия дебютов, точные позиции.

Стандартным способом транслирования информации в обучении шахматам всегда являлся показ шахматных позиций и партий на демонстрационной доске.

Шахматы для детей служат также средством для развития определенных черт характера. Таких, как настойчивость, усидчивость, способность к длительной концентрации внимания, воля к победе, и других.

  1. Эффективным способом решения этих проблем является использование информационно-коммуникационных технологий.

Развитие информационных технологий сильно повлияло на современные шахматы: произошла оцифровка всей теоретической шахматной информации, разработаны игровые компьютерные шахматные программы, играющие сильнее топ-гроссмейстеров и позволяющие производить глубокий анализ позиций, созданы информационно-поисковые программы, широко используются слайдовые презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии применяемые на уроках

Здоровьесберегающие технологии всегда выручат нас - педагогов в любую минуту!...

педагогические технологии, применяемые на уроке физической культуры

в презентации представлены основные педагогические технологии, которые могут применяться на уроке физкультуры. помимо этого рассматривается вопрос, что же такое технологии, их видыи характеристика...

Педсовет. Доклад «Современные педагогические технологии в образовательном процессе»

Педсовет. Доклад «Современные педагогические технологии в образовательном процессе»...

Статья "Педагогические технологии, применяемые на уроках ручного труда."

Педагогические технологии, применяемые на уроках ручного труда в школе 8 вида...

Педагогические технологии, применяемые на уроках географии

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, облад...

Педагогические технологии, применяемые на уроках истории

Педагогические технологии, применяемые на уроках истории. Тема актуальна. Технология смыслового чтения, проблемного диалога, технология развития критического мышления, здоровьесберегающие, информацион...

Педагогические технологии, применяемые учителем на уроках географии

Одним из основных направлений модернизации общего образования является переход на деятельностный  характер образования, направленность содержания образования  на формирование общих учебных у...