Роль православия в формировании личности ребенка
статья
Раскрытие роли образовательно-воспитательной работы, направленной на формирование устойчивой духовно-нравственной личности подрастающего поколения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль Православия в формировании личности ребенка
Целью моей работы является раскрытие роли образовательно-воспитательной работы, направленной на формирование устойчивой духовно-нравственной личности подрастающего поколения.
ЛИЧНОСТЬ — это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями. В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях: 1. Любой человек, обладающий сознанием. 2.Личность — это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Анализируя философско-богословскую литературу можно сделать вывод, что современная жизнь с ее новыми технологиями и запросами создает у человека новое мировоззрение, которое представляет собой сплетение безграничных желаний и не основывается на приоритете Божественных законов и установлений. Без понятия о Боге у человека нарушается иерархия ценностей, что ведет к внутреннему кризису личности. Ведь когда душа человека не получает пищи, она обречена на деградацию. Во избежание этого губительного процесса образовательно-воспитательные учреждения способствуют слиянию Божественного откровения с научно-техническим развитием. Это должно происходить независимо от возраста человека. Наилучшее время для формирования личности — это детство и юношеские годы. Именно в этом возрасте человеческая личность пластична, восприимчива и подвижна в своем развитии. «Какова невозделанная земля, такова и юность, оставленная в небрежении: она произращает много терний», — писал свт. Иоанн Златоуст. Ребенок активно познает мир, и в этом познании он одинаково открыт и для добра, и для зла. Он еще не утвердился в добре, но он не укоренился и в грехе, и, совершая недолжный поступок, испытывает мучения совести. Мир часто склоняет его на недобрые поступки. Постоянно совершаемое зло постепенно заглушает в нем голос совести, особенно если оно облечено в увлекательную форму, например, компьютерной игры. В таком случае сочувствие греху, сознание его правомерности и даже необходимости, желание совершать его в реальной жизни не встречает внутренних препятствий. Поэтому ребенку, особенно живущему в современном мире, пропагандирующем грех и настраивающем личность на эгоистическую самоизоляцию, необходимо иметь духовно-нравственный иммунитет против зла.
Этот иммунитет человек приобретает в Церкви, где он опытно познает путь духовной жизни и борьбы с грехом. Зная с детства различие добра и зла и умея устоять в добре, он, если и встречается с соблазном губительных пороков, широко распространенным в нашем обществе — алкоголизмом, наркоманией, распущенностью, может сказать «нет». Тот же подросток и молодой человек, который не знаком с элементарными понятиями Православия, принимает порок как моду, и совершает его.
Апостол Иаков напрямую связывал нашу речь с духовной жизнью, со спасением: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело». А именно в юном возрасте ребенку надо привить любовь к добру, и он должен выработать иммунитет ко греху (злу). Именно в этом возрасте у него возникает вопрос: «что такое хорошо, что такое плохо». И если его не научить отличать добро от зла, то детская преступность будет только расти. Нам нечего бояться, что ребенок усвоит заповеди: «не убей; не укради; возлюби ближнего твоего, как самого себя; чти отца и матерь твою». Если это будет нормой жизни молодежи, то это только благо для России, а боятся пусть наши недруги.
Велика роль в развитии личности православия.
В сентябре 1997 года был подписан Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В преамбуле Закона признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, и это признание углубляет и расширяет содержание образования, которое согласно пункту 2 статьи 14 Закона «Об образовании» ориентировано на интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Особенно это относится к предметам историко-филологического цикла. В Законе мы встречаем положения о свободе выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, об ответственности за оскорбление религиозных чувств.
Сочетание духовного становления ребенка и развития всех его сил с познанием мира и человека позволяет рассматривать традиционное образование как феномен духовной культуры России. Образовательный процесс в традиционной российской педагогике направлен на сохранение и развитие одаренности детей. Одной школе с такой задачей справиться невозможно. При этом содержание школьного образования определяется задачей научно обоснованного познания мира и формирования способов выражения своего внутреннего мира. Проблемы духовного становления решались семьей и Церковью. Научно обоснованное познание мира и умение выражать свой внутренний мир определяет содержание школьного образования.
Духовную жизнь каждому в себе необходимо открыть. Для того чтобы открыть в себе духовный мир и при этом научиться чувствовать, замечать и осмысливать свою внутреннюю жизнь, необходимо научиться внимать самому себе, нужно ослаблять власть внешних впечатлений, а для этого нужны уединение, молчание, крупные переломы в психических навыках.
Жизнь конкретного человека определяется логикой и ритмом духовного развития. Опыт православного воспитания показывает, что духовную жизнь в человеке нельзя пробудить, сохранить и взрастить через развитие его психофизических функций. Нельзя прийти к духовному росту через развитие интеллекта, воли или чувства, хотя духовная жизнь и опосредуется этим развитием душевной периферии. Пробуждение духовной жизни, одухотворение души благодатию происходит в определенных условиях. Православное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию.
Православная культура обладает тем духовно-нравственным потенциалом, который необходим обществу для излечения своих ран, светское образование и православная культура объединяют свои возможности, чтобы научить человека делать добро.
Яркими примерами личности можно считать многих людей, сыгравших огромную роль в становлении и развитии России: Сергий Радонежский (ок. 1321-1391), церковный и государственный деятель, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, в котором ввел общежитийный устав. Старался расширить на Руси почитание Троицы (как символа единства Русской земли). Идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики князя Дмитрия Донского. Воспитал плеяду учеников и последователей. Без него судьба нашей страны была бы иной.
Подводя итоги, мы можем сказать, православная культура обладает тем духовно-нравственным потенциалом, который необходим обществу для излечения своих ран. Ученики моего класса успешно окончили школу, учатся в средне специальных учебных заведениях. Уверена в том, что они станут настоящими людьми. Ребята из нашей школы поступают в разные учебные заведения. Сегодня светское образование и православная культура должны объединить свои возможности, чтобы научить человека делать добро и формировать его нравственность. Целью образования является умственное, нравственное и физическое совершенство учащихся, создание условий для развития духовной стороны личности обучающегося и формирование у ребёнка картины мира, опирающейся на вечные, непреходящие ценности.
Библиографический список:
1. «Опыт Церкви в формировании личности».
Выступление митрополита Калужского и Боровского Климента на открытии VIII епархиальных Образовавтельных Богородично-Рождественских чтений (Обнинск, 22 сентября).
2. РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАНИИ. Mamayeva T.S. THE ROLE OF ORTHODOX CULTURE IN EDUCATION.
3. Берсенева, Т.А. Уроки добротолюбия: Учебное пособие для среднего школьного возраста.- СПб., 2004.
4. Воронцова, Л.М., Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании // Социологические исследования.–1995. - 85с.
5. Дунаев, М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XYII-XX веках. – М., 2002.
6. Духанин В. Сокровенный мир Православия. –М., 2006.
7. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.- 122с.
8. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория.- М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в формировании личности ребенка.
Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья - это институт первичной социализации ребенка. Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребност...

лекция для родителей "Роль семьи в формировании личности ребенка"
Выступление на родительском собрании...

Роль семьи в формировании личности ребенка
Семья для ребенка - это не только место его рождения, но и основная среда его воспитания и развития. Каким будет воспитание - позитивным или негативным зависит от семьи....

Роль родителей в формировании личности ребенка
Что же такое осознанное и ответственное родительство? Кто, где и когда должен приложить свою голову, сердце и руку к тому, чтобы каждый зародившийся человек имел право на жизнь, чтобы не ...

Статья "Роль семьи в формировании личности ребенка".
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих ...

Роль воспитателя в формировании личности ребенка
Выступление на методическом объединении "Роль воспитателя в формировании личности ребенка"...

Роль православия в формировании личности ребенка
Раскрытие роли образовательно-воспитательной работы, направленной на формирование устойчивой духовно-нравственной личности подрастающего поколения...
