Мнемотехники
методическая разработка (7 класс)
В тексте представлны методики по развитию памяти.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мнемотехники»
Форма проведения: мастер-класс.
Цель: знакомство с методиками развития различных видов памяти.
- Вступительное слово.
Всем добрый день! Сегодня мы с вами познакомимся с методиками развития памяти, которые вы сможете применять в своей профессиональной деятельности, а заодно проверим, насколько хорошо развита наша память.
Человеческая память - удивительное явление. Если бы люди не могли запоминать, то никогда не было бы дружбы, общения, познания. Мы бы не помнили прошлого и могли жить только настоящим.
Нашу память можно сравнить с блокнотом, который хранит всю самую важную информацию, а еще можно сравнить с сундучком с драгоценностями, диском, USB-накопителем.
Память - одна из высших психических функций, которая предназначена сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.
Выделяют три основные виды памяти: образная, эмоциональная и механическая. А еще память может быть зрительной, слуховой, тактильной, двигательной, вкусовой. Для продуктивной работоспособности мозга необходима хорошая память.
Развивать память можно очень весело и интересно. Давайте попробуем вместе!
- Основная часть.
- Упражнение «Наоборотия»
Цель: развитие слухового запоминания.
Запомните слова по порядку, а запишите их в обратном порядке.
Упрощенный вариант.
Вариант 1. Слова – дракон, ножницы, чашка, слива, квадрат вы запоминаете и записывает в обратном порядке.
Вариант 2.
Слова – картон, пехота, мальчик, камера, цветок, доска
Усложнённый:
Вариант 3 (усложнённый). Сначала запишите каждое второе слово, а затем оставшиеся с самого начала.
Слова – сигнал, пижама, карточка, лавка, телефон, символ.
Вариант 4 (усложнённый). Запишите слова сначала на чётных позициях, а затем на нечётных.
Слова – принц, бабочка, чехол, цифра, ручка, ребёнок, магазин.
- Ира «Собери слово по буквам».
Цель: развитие аудиальной памяти.
Я буду читать вам условия. А вам необходимо собрать слово.
Вариант 1. В середине стоит буква «Р». Перед ней стоит «А», после неё стоит «И». Начинается слово с «Ш», заканчивается на «К». (Шарик)
Вариант 2. Заканчивается слово на «Ц», а начинается на «К». Перед «Ц» стоит «Е», а перед «Е» стоит «Н». После «К» стоит «У», а затем «З». (Кузнец)
Вариант 3. В середине стоит буква «Ё». начинается слово со слога «ЛЕ», а заканчивается слогом «КА». Между «Ё» и «КА» стоит «Ш». А между «ЛЕ» и «Ё» стоит «П». (Лепёшка)
Вариант 4. Заканчивается слово на «О». В середине стоит слог «ВИ». Начинается слово на букву «П». Между «П» и «ВИ» стоят буквы «Р» и «А», а между «ВИ» и «О» стоит «Л». (Правило)
Вариант 5. В слове есть мягкий знак. Заканчивается слово на «Е». Перед мягким знаком стоит буква «Н». Начинается слово на слог «ПЕ», а между «ПЕ» и «Н» стоит слог «ЧЕ». (Печенье)
- Два числа
Цель: развитие аудиальной памяти, логического мышления, навыков устного счета.
- Сейчас я вам назову два двухзначных числа. Ваша задача по инструкции на слух выполнить действия.
Вариант 1. Числа 24 и 39.
1. К первой цифре первого числа прибавь вторую цифру второго числа и отними вторую цифру первого числа. Назови ответ. (Ответ 7).
2. От второй цифры второго числа отними вторую цифру первого числа и прибавь первую цифру второго числа. Назови ответ. (Ответ 8).
3. Ко второй цифре первого числа прибавь первую цифру второго числа и отними первую цифру первого числа. Назови ответ. (Ответ 5).
Вариант 2. Числа 74, 56 и 21.
1. От первой цифры первого числа отними вторую цифру третьего числа и раздели на вторую цифру второго числа. Назови ответ. (Ответ 1).
2. К первой цифре первого числа прибавь вторую цифру первого числа и отними первую цифру третьего числа. Назови ответ. (Ответ 11).
3. К первой цифре третьего числа прибавь вторую цифру второго числа и отними первую цифру второго числа. Прибавь первую цифру первого числа. (Ответ 10).
4. Ко второй цифре второго числа прибавь вторую цифру первого числа. Раздели на первую цифру третьего числа и отними вторую цифру первого числа. (Ответ 1).
Вариант 3. Числа 142 и 217
1. К первой цифре второго числа прибавь третью цифру первого числа. Отними вторую цифру первого числа и умножь на третью цифру второго числа. (Ответ 0).
2. Первую цифру второго числа умножь на вторую цифру первого числа. Отними третью цифру второго числа и прибавь первую цифру первого числа (Ответ 2).
3. Из третьей цифры первого числа вычти первую цифру первого числа. Раздели на первую цифру второго числа и умножь на вторую цифру второго числа. (Ответ 12)
- Упражнение «Инопланетяне».
Цель: развитие образной памяти, воображения.
- А сейчас давайте представим, что на Землю прилетели инопланетяне и нам нужно их описать. Внимательно прослушайте описание внешности инопланетянина, мысленно представьте себе образ инопланетянина и, как можно точнее, нарисуйте его портрет на листе бумаги.
Вариант 1.
На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели в магазине. Рассказывают, что он очень высокий с длинным прямоугольным телом. Голова же его похожа на треугольник, одним углом воткнутый в тело. На голове торчали две коротенькие антенны, на концах которых были надеты сверкающие шарики. Особенно всех удивили глаза: они не такие, как у людей. Глаза были квадратные, а рот разрезал лицо узенькой полоской. Руки и ноги были тонкими, как ветки у деревца.
Вариант 2. (понадобятся цветные карандаши)
На Землю прилетели инопланетяне. Они высадились в поле и пришли пешком в деревню. Один из них был высокий, туловище его было длинным, зеленого цвета, а маленькая круглая голова была жёлтой. Ноги и руки были треугольными и синего цвета. А второй был низенький, туловище его было квадратным и синим, голова овальная и такого же цвета, как у первого инопланетянина. А еще у него на голове были антенны. Руки и ноги были, как тоненькие палочки.
Вариант 3. (понадобятся цветные карандаши)
На Землю прилетели инопланетяне. Их видели сегодня на перекрёстке. Первый был с квадратной красной головой, треугольным синим туловищем. Глаза были в виде ромбиков, а рот овальный. Руки и ноги были круглые, как колёсики. Второй был с овальным туловищем и треугольной головой. Он весь был жёлтого цвета. Глаза были квадратными, руки и ноги – тоже круглые, как у первого инопланетянина. Нарисуй обоих инопланетян. Где их видели очевидцы?
- Упражнение «Раскраска»
- Сейчас я буду читать вам историю о данном изображении. Ваша задача – запомнить ее и раскрасить картинку по памяти.
Вариант 1.
На прошлой неделе недалеко от нашего дома открылось небольшое, но уютное кафе. В нём большие панорамные окна, а стены выкрашены в коричневый цвет. Барные стулья красного цвета, а кресла – синего. Барная стойка такого же цвета, как и стены, а вот столики такого же цвета, как барные стулья. Над барной стойкой висят светильники красного, жёлтого и зелёного цветов. На стене надпись Coffee зелёного цвет а и картины в жёлтых рамочках. Пол выложен квадратами таких же цветов, как и светильники.
У моей сестрёнки Алёнки день рождения 12 октября, ей исполнится 6 лет. Мы обязательно посетим это кафе в её день рождения!
Дополнительные вопросы после раскрашивания – как зовут сестрёнку и когда у неё день рождения? Сколько лет ей сейчас? Придумайте название кафе.
Вариант 2.
Привет, я Василиса, мне 12 лет!
Наконец-то в моей комнате сделали ремонт! Я разделила комнату на две половины. Левая сторона выкрашена в розовый цвет, а правая в голубой. Ковер на полу пока остался старый зелёный, но скоро его поменяют. А вот кресло возле стола новое, в цвет стены слева. Также мы с мамой выбрали новое покрывало и подушки – они красного цвета. Шкаф тоже обновили, он белый. Там стоят разные книги, цветок в синем горшке и жёлтая коробка с мелочами.
Раскрась мою комнату, чтобы представить, как она выглядит.
- Игра «Цветные слова»
Цель: развитие зрительного запоминания, мыслительных операций.
На карточках представлены слова различных категорий и цвета. Вам необходимо запомнить цвет, расположение слов, отнесенность к категории. Для этого у вас есть 30 секунд. По моей команде карточку необходимо перевернуть и ответить на вопросы по памяти.
- «Живые картинки»
Цель: развитие зрительной памяти.
Рисунки на двух сторонах каждой карты очень похожи, но чем-то обязательно различаются: цветок может быть раскрытым или в бутоне, солнышко может прятаться за тучкой или сиять над ней.
Запомните картинки на 6 карточках, а затем я переверну одну из них. Ваша задача понять, на какой из карточек произошли изменения.
3.Подведение итогов мастер-класса.
Сегодня вам удалось проверить свою зрительную, механическую, аудиальную, образную память. Надеюсь, что данные методики были вам полезны и вы сможете применить из в своей педагогической деятельности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотехника - эффективная техника.
Эффективные приёмы мнемотехники (ассоциативного запоминания правил) на уроках русского языка....

Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.
Данная работа будет интересна и, надеюсь, полезна педагогам-пианистам, работающим с детьми младшего школьного возраста, приведены примеры использования конкретных мнемотехнических приёмов, способст...
Классный час «Мнемотехника.»
Главный инструмент нашего разума - это память.Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы пам...

Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил
В статье представлены методические рекомендации по использованию мнемонических приемов при изучении орфографических правил. Собран и систематизирован дидактический материал, способствующий формировани...
Подсказки по русскому языку.Приемы мнемотехники, 6 класс.р
Психологические приемы мнемотехники помогают учащимся через различные ассоциации понять и хорошо усвоить материал, так назывемые подсказки, как показала практика, дети запоминают на всю жизнь....
Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).
Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).Е.И. Батагова, учитель-логопедЦПМСС «Поддержка»Организация работы логопеда в центре сопровождения имеет сво...

Приемы мнемотехники на уроках иностранного языка
При изучении и усвоении материала ученик часто сталкивается с трудностями. Существует множество причин, по которым человек не может запомнить информацию...