Годовой план работы учителя-логопеда на 2024-2025 учебный год
материал

План

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_plan-24-25.docx21.37 КБ
Файл analiz_raboty_uchitelya-logopeda_2024-2025.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МБОУ «Средняя школа № 1»

____________ / В.А.Филипченко /

г.

Годовой план работы учителя – логопда
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Е.И.Стерина»
на 2024 – 2025 учебный год

Наименование мероприятия

Дата

Содержание

Организационно-методическая деятельность

1

Организация первичного обследования

Первичное обследование устной речи учащихся 1-ых классов

Обследование письменной речи учащихся:

- 2-х классов

- 2-4 классов вновь прибывших учащихся.

Заполнение протоколов обследования. Оформление речевых карт.

2

Комплектование групп для коррекционной работы.

Комплектование групп для коррекционной работы. Зачисление обучающихся на индивидуальные и групповые логопедические занятия.

Составление расписания.

3

Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи учащихся с ОВЗ

Первичное обследование устной речи учащихся:

- 1-ых классов;

- 2-4 классов вновь прибывших учеников.

Обследование устной и письменной речи учащихся:

- 1-х классов

- 2-4 классов вновь прибывших учащихся.

Заполнение протоколов обследования. Оформление речевых карт.

Зачисление обучающихся на индивидуальные и групповые логопедические занятия.

4

Изучение документации обучающихся 1-х классов

Уточнение списков детей с ОВЗ по заключению ТПМПК. Сбор анамнестических данных из медицинских карт. Оформление речевых карт.

5

Обследование письменной речи обучающихся первых классов

Оформление речевых карт. Обработка результатов.

6

Обследование письменной речи обучающихся 2-4 классов

Заполнение речевых карт. Обработка результатов.

7

Обследование учащихся, представленных на ППк и ТПМПК

В течение года

Подготовка логопедических представлений на учеников, направляемых на ТПМПК (по требованию)

Оснащение логопедического кабинета

8

Оформление кабинета, создание развивающей среды

август

Оформление зон:

- для индивидуальной работы,

- для развития мелкой моторики,

- для развития речевого дыхания.

Составление памяток для родителей первых классов.

9

Систематизация методических материалов

В течение года

Изготовление пособий. Подготовка наглядности для логопедических занятий по коррекции звукопроизношения.

10

Подготовка раздаточного материала

В течение года

Подготовка раздаточного материала для коррекции дисграфии и дизорфографии.

Ведение документации

1

Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года

До

Сентябрь

Сентябрь

май

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Август

В течение года

В течение года

Оформление согласия родителей на оказание логопедической помощи.

Составление и утверждение Годового плана работы.

Заполнение протоколов обследования.

Оформление речевых карт на учащихся, зачисленных на логопедические занятия.

Составление и утверждение графика работы.

Составление расписания логопедических занятий.

Составление списка учащихся, нуждающихся в логопедической помощи.

Составление и утверждение рабочих программ и КТП на учебный год.

Оформление и заполнение журнала обследования устной и письменной речи.

Оформление и заполнение журнала учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий.

Составление цифрового отчёта о проделанной работе учителя-логопеда за год.

Коррекционно-развивающая деятельность

1

Проведение групповых и индивидуальных занятий согласно расписанию

Понедельник: 11:50-15:50

Вторник:11:40-15:40

Среда:11:40-15:40

Четверг:11:40-15:40

Пятница:11:20-15:20

2

Коррекционно-развивающие занятия для детей с ОВЗ

В течение года

3

Обследование устной и письменной речи

В течение года

Консультативно- просветительская деятельность

1

Выступления на родительских собраниях в 1-х классах

Сентябрь

«Как помочь ребенку с нарушениями речи»

«Развиваем у первоклассников фонематические процессы»

2

Тематические консультации

В течение года

Консультации для учителей начальных классов:

- «Что нужно знать педагогу о ребенке с нарушениями речи?»

- «Как распознать дизорфографию»

3

Проведение индивидуальных консультаций для педагогов

В течение года

Среда:

Индивидуальные консультации учителей по результатам обследования.

Индивидуальное консультирование с целью обсуждения методов, приемов коррекционной работы.

4

Консультации для родителей

В течение года

Пятница:

Самообразование и повышение квалификации

1

Изучение нормативно-правовой базы

В течение года

По мере необходимости

2

Участие в работе МО учителей-логопедов Рославльского района

В течение года

По плану

3

Прохождение курсов повышения квалификации

В течение года

По мере необходимости

4

Прохождение аттестации на соответствующую квалификационную категорию

По графику аттестаций

Взаимодействие с учителями начальных классов

и другими специалистами

1

Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций обучающихся.

С 2 по 30 сентября

15-30 мая

Взаимный обмен информацией с психологом, с целью уточнения и конкретизации заключения, а также для составления индивидуальных программ развития.

2

Анализ результатов обследования.

Сентябрь

Май

Ознакомление учителей начальных классов с результатами диагностики.

3

Посещение уроков по чтению и русскому языку

В течение года

Взаимный обмен информацией.

4

Сотрудничество с медработником школы

В течение года

Взаимный обмен информацией.

5

Участие в работе ППк

В течение года

1. Подготовка логопедических представлений на учащихся, направляемых на ППк.

2. Направление на консультацию учащихся к узким специалистам для прохождения ТПМПК.

3. составление пакета документов при необходимости представления ребенка на ТПМПК (с согласия родителей, законных представителей)

6

Участие в работе методического совета в школы

В течение года

По плану МБОУ «Средняя школа № 1»

7

Участие в работе МО учителей начальных классов

В течение года

По мере необходимости

8

Участие в работе педагогического совета школы

В течение года

По плану МБОУ «Средняя школа № 1»

Учитель-логопед __________/Е.С. Галицкая/



Предварительный просмотр:

Анализ работы учителя-логопеда МБОУ «Средняя школа № 1»

за 2024 – 2025 учебный год

Цель работы учителя-логопеда заключается в определении комплексной помощи обучающимся с недостатками речи для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики произвольных отклонений в развитии, активизации ресурсов адаптации личности ребенка, консультирование педагогов, родителей или законных представителей детей.

Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных направлений коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское):

- своевременно диагностировать и анализировать уровень развития речевой деятельности (устной и письменной речи) учащихся начальных классов;

- разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся, принятых на логопедические занятия;

- организовать коррекционную работу по оказанию логопедической помощи обучающимся с ОВЗ;

- разработать программы индивидуального сопровождения детей с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы;

- взаимодействовать со специалистами психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их семьями;

- совершенствовать формы и методы логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи детей;

- обозначать направления, методы и приемы логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития;

- определять разнообразные методы, формы и средства обучения в рамках государственного стандарта, повышающие усвоение учебного материала;

- реализовывать единство коррекции речи с коррекцией всей познавательной деятельностью;

- осуществлять информационно-просветительскую и консультативную работу с родителями и педагогами.

- оценить эффективность логопедической помощи обучающимся зачисленным на логопедические занятия.

В 2024-2025 учебном году первично было обследовано 77 обучающихся первых классов (по методике О.Б. Иншаковой). Обследовались обучающиеся 2 - 4 классов (Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников /под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой.). В результате обследования было выявлено с недостатками устной речи 41 обучающихся первого класса и с недостатками устной и письменной речи 26 обучающихся 2 - 4 классов, 2 обучающихся 5 и 6 классов с ОВЗ.

Результаты обследования обучающихся 1-6 классов

нарушение устной речи

нарушение письменной речи

ОНР

ФФН

фонема

тическое наруше

ние

заикание

фонети

ческое наруше

ние

системное недо-развитие речи

наруше-ние письма и чтения, обуслов

ленное

ОНР

наруше-ние письма и чтения, обуслов

ленное

ФН

Выяв

лено

1 класс

25

5

10

1

2--6

классы

6

24

Зачис

лено

1 класс

13

1

2--6

классы

4

8

На занятия зачислялись обучающиеся начальной школы с нарушениями письменной речи и устной речи. Из зачисленных детей были сформированы группы, с учетом однородности структуры речевого дефекта и возраста.
Продолжились логопедические занятия с обучающимся с ОВЗ 3Б класса Александром К. С ним проводилась работа по коррекции системного недоразвития речи средней степени. Проходила коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова, связной речи. По-прежнему наиболее важным направлением работы остается коррекция слоговой структуры слова и развитие диалогической речи. С января 2025г. на логопедические занятия в данном направлении была зачислена обучающаяся 3А класса Елена И. С обучающимися основной школы 5Б класса Арсением С. и 6В класса Дмитрием У. преимущественно проводилась работа над коррекцией аграмматизмов на письме. Логопедическая работа с учащимися по иным адаптированным программам велась не только по устранению ошибок в письменной речи, но и на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов, коррекцией недостатков эмоционально-волевой сферы
.
Организация работы осуществлялась согласно расписанию логопедического кабинета, при составлении которого были учтены рекомендации инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от № 2. Если сравнить количество обучающихся и количество детей с недостатками речи, то в среднем количество детей с речевыми расстройствами составляет около 50% от всех обучающихся начальной школы. А количество детей с ОВЗ продолжает ежегодно увеличиваться.

Коррекционное воздействие осуществлялось:

- на основе «Рабочей программы «Логопедические занятия» по коррекции недостатков устной и профилактике письменной речи обучающихся с общим недоразвитием речи (1 класс), получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО» (составленной на основе «Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под редакцией А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой);

- на основе «Коррекционно-развивающей программы по коррекции недостатков письменной речи обусловленных общим недоразвитием речи для обучающихся вторых классов» (составленной на основе «Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под редакцией А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой);

- на основе «Рабочей программы коррекционно-развивающего курса «Развитие коммуникативного поведения для обучающихся 5-9 классов с РАС» ФГОС ООО для обучающихся с ОВЗ (приложение к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант );

- «Программ логопедического сопровождения» ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант )»;

- исходя из чётко спланированной работы учителя-логопеда.

Обеспечивалось разноплановое систематическое воздействие, направленное на развитие речевых и неречевых процессов. Проводились групповые и индивидуальные занятия, направленные на:

- коррекцию звукопроизношения;

- обогащение словарного запаса;

- развитие и совершенствование фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза;

- развитие и совершенствование лексико-грамматических процессов;

- развитие связной и последовательной речи;

- формирование произвольной памяти и внимания, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций.

Практически каждое занятие состояло из теоретической и творческо-практической части, что позволяло сделать образовательную работу доступной, интересной и динамичной. Использовались групповые и индивидуальные формы работы. Особый интерес у учащихся вызывали интеллектуально-познавательные игры, где отмечались проблемные ситуации; словарно-орфографическая работа, дидактические игры.

На протяжении всего учебного года проводилась систематическая, целенаправленная коррекционно-логопедическая работа с обучающимися согласно расписанию логопедических занятий для всех групп обучающихся, утверждённого директором школы, а также индивидуальные занятия с детьми, имеющими ОВЗ.

После завершения логопедических занятий в 2024-2025 учебном году, были проанализированы результаты работы с точки зрения динамики коррекции речевых нарушений и коммуникативных навыков. Положительная динамика наблюдается у 10 обучающихся. У троих обучающихся положительная динамика незначительная.

В ходе работы за I полугодие удалось скоррегировать нарушения устной речи у обучающихся 1 классов: 1А – 4 человека (Кирилл В., Роман В., Эльвира М., Софья С..); 1 Б- 3 человека (Даниил В., Вероника М., Дмитрий К. 1 В – 3 человека (Арсений И., Дмитрий Н., Суранов Н..). У них в целом сформированы навыки звукового, слогового анализа и синтеза, частично поставлены звуки. Далее работа во II полугодии строилась на автоматизации поставленных звуков в самостоятельной речи и развитие связной речи первоклассников, а также проводилась работа с данной категорией обучающихся по профилактике нарушений в письменной речи и чтения.

По результатам обследования письменной речи у обучающихся 2 классов, посещающих логопедические занятия, удалось скоррегировать недостатки письменной речи, у них уменьшилось количество ошибок на пропуск и замену букв и слогов.

Повторное логопедическое обследование в мае 2025 показало, что у детей, зачисленных на логопедические занятия, наблюдается положительная динамика, было выпущено 20 обучающихся. Однако 7 обучающихся (Макар К., Матвей П., Макар Л., Арсений С., Дмитрий У., Александр К., Елена И.) оставлены для продолжения коррекционной работы в 2025-2026 учебном году, так как коррекция звукопроизношения, нарушений грамматического строя речи, нарушений чтения и письма у этих обучающихся является более сложным и длительным процессом. Основной причиной является особенность высшей нервной деятельности, отсутствие контроля над собственной речью, за правильностью произношения.

В рамках консультативного направления в течение 2024-2025 учебного года проводились индивидуальные консультации родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам обследования, коррекции речи и неуспеваемости некоторых обучающихся. Были предоставлены рекомендации педагогам и родителям (законным представителям) по индивидуальной работе с детьми. Особое внимание было уделено общению с родителями детей с ОВЗ.

В рамках самообразования и повышения квалификации в 2024-2025 учебном году участвовала в качестве слушателя в вебинаре на тему: «Современные подходы в диагностике обучающихся с речевыми нарушениями» г. на официальном сайте ГАУ ДПО СОИРО. На этом же сайте и года были прослушаны вебинары на тему: «Особенности обучения и формирования коммуникативных навыков детей с ЗПР в процессе коррекционно-развивающей работы», «Формирование мотивации у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование интерактивного оборудования». В январе 2025 – вебинар: «Организация консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ». В феврале – вебинар на тему: «Профессиональный имидж современного педагога как важная составляющая участника конкурса профессионального мастерства». В марте – вебинар: «Многофункциональное использование дидактического материала в коррекции и развитии детей с ОВЗ». В апреле – вебинар: «Использование электронных образовательных ресурсов в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога». В мае – вебинар на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с обучающимися с ОВЗ».
В мае 2025 г. приняла участие во Всероссийских научно-практических чтениях «Инклюзия: пространство диалога» в рамках Года детского отдыха в системе образования.
В мае 2025г. приняла участие в конкурсе психолого-педагогических программ, технологий и проектов -2025 в номинации: «Программы коррекцинно-развивающей работы» с программой: «Коррекционно-развивающего курса «Развитие коммуникативного поведения для обучающихся 5-9 классов с РАС»
В октябре 2024 года прошла курсы повышения квалификации в ГАУ ДПО СОИРО по дополнительной профессиональной программе «Профессиональная компетентность учителя-логопеда в условиях стандартизации образования» в объеме 108 часов (Удостоверение о повышении квалификации 672400954165 №99686 от ), «Основы оказания первой помощи в организациях отдыха и оздоровления детей» в объеме 24 часа (Удостоверение о повышении квалификации 672400958773 №104294 от г.)
В течение года вела работу по самообразованию на тему: «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников».

Запланированные задачи, на 2024 – 2025 учебный год, в целом реализованы. Анализ логопедической деятельности позволил выявить ее положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий учебный год.

Положительные моменты в работе:

- своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований:

- расширение просветительско-профилактической деятельности среди родителей и педагогов;

- положительный настрой учащихся на проведение дополнительных занятий, желание детей выполнять задания;

- хорошо оборудованный кабинет, наличие развивающих пособий, дидактических игр.

Отрицательные моменты:

- речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичным нарушением и носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция;

- пропуск занятий по болезни или другим причинам, даже уважительным приводит к замедлению темпов динамики коррекционного воздействия, возврат к прежнему уровню развития;

- равнодушное отношение к исправлению дефекта некоторых родителей (законных представителей), что затрудняет работу логопеда и скорую коррекцию речевого нарушения.

Основные задачи на следующий учебный год:

- продолжить коррекционную работу с обучающимися, имеющими речевые нарушения по своевременному предупреждению и преодолению трудностей в освоении школьной программы;

- закреплять с обучающимися приобретенные знания, умения и навыки;

- добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;

-повышать свой квалификационный уровень, продолжить участие в семинарах, конференциях и других мероприятиях по проблемам оказания логопедической помощи детям с ОВЗ;
-укреплять взаимосвязь с родителями, учителями и специалистами школы;

-использовать индивидуальный и дифференцированный подход в работе с обучающимися;

- создавать и приобретать логопедические пособия, дидактический материал;

- осуществлять дальнейшее оформление логопедического кабинета;

- использовать современные педагогические технологии, включая информационные;

- укрепялть взаимосвязь с родителями (законными представителями), учителями и другими специалистами школы;

- продолжить совершенствовать методы и приемы своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовые планы работы учителя - логопеда на 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 учебный год

Планирование организационно-методической работы. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе....

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА на 2022-2023 учебный год

  ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям

Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям....

Годовой план работы психолога на 2024-2025 учебный год

Годовой план работы психолога на 2024-2025 учебный год.Цель: Оказать психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами образовательной организации...

Годовой план работы учителя-логопеда на 2024-2025 учебный год

Годовой план работы учителя-логопеда на 2024-2025 учебный год....