Годовой план работы учителя-логопеда на 2024-2025 учебный год
материал
План
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.37 КБ | |
| 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МБОУ «Средняя школа № 1»
____________ / В.А.Филипченко /
г.
Годовой план работы учителя – логопда
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Е.И.Стерина»
на 2024 – 2025 учебный год
№ | Наименование мероприятия | Дата | Содержание |
Организационно-методическая деятельность | |||
1 | Организация первичного обследования | – | Первичное обследование устной речи учащихся 1-ых классов Обследование письменной речи учащихся: - 2-х классов - 2-4 классов вновь прибывших учащихся. Заполнение протоколов обследования. Оформление речевых карт. |
2 | Комплектование групп для коррекционной работы. | – | Комплектование групп для коррекционной работы. Зачисление обучающихся на индивидуальные и групповые логопедические занятия. Составление расписания. |
3 | Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи учащихся с ОВЗ | – – – | Первичное обследование устной речи учащихся: - 1-ых классов; - 2-4 классов вновь прибывших учеников. Обследование устной и письменной речи учащихся: - 1-х классов - 2-4 классов вновь прибывших учащихся. Заполнение протоколов обследования. Оформление речевых карт. Зачисление обучающихся на индивидуальные и групповые логопедические занятия. |
4 | Изучение документации обучающихся 1-х классов | – | Уточнение списков детей с ОВЗ по заключению ТПМПК. Сбор анамнестических данных из медицинских карт. Оформление речевых карт. |
5 | Обследование письменной речи обучающихся первых классов | – | Оформление речевых карт. Обработка результатов. |
6 | Обследование письменной речи обучающихся 2-4 классов | – | Заполнение речевых карт. Обработка результатов. |
7 | Обследование учащихся, представленных на ППк и ТПМПК | В течение года | Подготовка логопедических представлений на учеников, направляемых на ТПМПК (по требованию) |
Оснащение логопедического кабинета | |||
8 | Оформление кабинета, создание развивающей среды | август | Оформление зон: - для индивидуальной работы, - для развития мелкой моторики, - для развития речевого дыхания. Составление памяток для родителей первых классов. |
9 | Систематизация методических материалов | В течение года | Изготовление пособий. Подготовка наглядности для логопедических занятий по коррекции звукопроизношения. |
10 | Подготовка раздаточного материала | В течение года | Подготовка раздаточного материала для коррекции дисграфии и дизорфографии. |
Ведение документации | |||
1 | Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года | До Сентябрь Сентябрь май Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь Август В течение года В течение года – | Оформление согласия родителей на оказание логопедической помощи. Составление и утверждение Годового плана работы. Заполнение протоколов обследования. Оформление речевых карт на учащихся, зачисленных на логопедические занятия. Составление и утверждение графика работы. Составление расписания логопедических занятий. Составление списка учащихся, нуждающихся в логопедической помощи. Составление и утверждение рабочих программ и КТП на учебный год. Оформление и заполнение журнала обследования устной и письменной речи. Оформление и заполнение журнала учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий. Составление цифрового отчёта о проделанной работе учителя-логопеда за год. |
Коррекционно-развивающая деятельность | |||
1 | Проведение групповых и индивидуальных занятий согласно расписанию | – | Понедельник: 11:50-15:50 Вторник:11:40-15:40 Среда:11:40-15:40 Четверг:11:40-15:40 Пятница:11:20-15:20 |
2 | Коррекционно-развивающие занятия для детей с ОВЗ | В течение года | |
3 | Обследование устной и письменной речи | В течение года | |
Консультативно- просветительская деятельность | |||
1 | Выступления на родительских собраниях в 1-х классах | Сентябрь | «Как помочь ребенку с нарушениями речи» «Развиваем у первоклассников фонематические процессы» |
2 | Тематические консультации | В течение года | Консультации для учителей начальных классов: - «Что нужно знать педагогу о ребенке с нарушениями речи?» - «Как распознать дизорфографию» |
3 | Проведение индивидуальных консультаций для педагогов | В течение года | Среда: Индивидуальные консультации учителей по результатам обследования. Индивидуальное консультирование с целью обсуждения методов, приемов коррекционной работы. |
4 | Консультации для родителей | В течение года | Пятница: |
Самообразование и повышение квалификации | |||
1 | Изучение нормативно-правовой базы | В течение года | По мере необходимости |
2 | Участие в работе МО учителей-логопедов Рославльского района | В течение года | По плану |
3 | Прохождение курсов повышения квалификации | В течение года | По мере необходимости |
4 | Прохождение аттестации на соответствующую квалификационную категорию | По графику аттестаций | |
Взаимодействие с учителями начальных классов и другими специалистами | |||
1 | Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций обучающихся. | С 2 по 30 сентября 15-30 мая | Взаимный обмен информацией с психологом, с целью уточнения и конкретизации заключения, а также для составления индивидуальных программ развития. |
2 | Анализ результатов обследования. | Сентябрь Май | Ознакомление учителей начальных классов с результатами диагностики. |
3 | Посещение уроков по чтению и русскому языку | В течение года | Взаимный обмен информацией. |
4 | Сотрудничество с медработником школы | В течение года | Взаимный обмен информацией. |
5 | Участие в работе ППк | В течение года | 1. Подготовка логопедических представлений на учащихся, направляемых на ППк. 2. Направление на консультацию учащихся к узким специалистам для прохождения ТПМПК. 3. составление пакета документов при необходимости представления ребенка на ТПМПК (с согласия родителей, законных представителей) |
6 | Участие в работе методического совета в школы | В течение года | По плану МБОУ «Средняя школа № 1» |
7 | Участие в работе МО учителей начальных классов | В течение года | По мере необходимости |
8 | Участие в работе педагогического совета школы | В течение года | По плану МБОУ «Средняя школа № 1» |
Учитель-логопед __________/Е.С. Галицкая/
Предварительный просмотр:
Анализ работы учителя-логопеда МБОУ «Средняя школа № 1»
за 2024 – 2025 учебный год
Цель работы учителя-логопеда заключается в определении комплексной помощи обучающимся с недостатками речи для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики произвольных отклонений в развитии, активизации ресурсов адаптации личности ребенка, консультирование педагогов, родителей или законных представителей детей.
Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных направлений коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское):
- своевременно диагностировать и анализировать уровень развития речевой деятельности (устной и письменной речи) учащихся начальных классов;
- разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся, принятых на логопедические занятия;
- организовать коррекционную работу по оказанию логопедической помощи обучающимся с ОВЗ;
- разработать программы индивидуального сопровождения детей с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы;
- взаимодействовать со специалистами психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их семьями;
- совершенствовать формы и методы логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи детей;
- обозначать направления, методы и приемы логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития;
- определять разнообразные методы, формы и средства обучения в рамках государственного стандарта, повышающие усвоение учебного материала;
- реализовывать единство коррекции речи с коррекцией всей познавательной деятельностью;
- осуществлять информационно-просветительскую и консультативную работу с родителями и педагогами.
- оценить эффективность логопедической помощи обучающимся зачисленным на логопедические занятия.
В 2024-2025 учебном году первично было обследовано 77 обучающихся первых классов (по методике О.Б. Иншаковой). Обследовались обучающиеся 2 - 4 классов (Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников /под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой.). В результате обследования было выявлено с недостатками устной речи 41 обучающихся первого класса и с недостатками устной и письменной речи 26 обучающихся 2 - 4 классов, 2 обучающихся 5 и 6 классов с ОВЗ.
Результаты обследования обучающихся 1-6 классов
нарушение устной речи | нарушение письменной речи | ||||||||
ОНР | ФФН | фонема тическое наруше ние | заикание | фонети ческое наруше ние | системное недо-развитие речи | ||||
наруше-ние письма и чтения, обуслов ленное ОНР | наруше-ние письма и чтения, обуслов ленное ФН | ||||||||
Выяв лено | 1 класс | 25 | 5 | 10 | 1 | ||||
2--6 классы | 6 | 24 | |||||||
Зачис лено | 1 класс | 13 | 1 | ||||||
2--6 классы | 4 | 8 | |||||||
На занятия зачислялись обучающиеся начальной школы с нарушениями письменной речи и устной речи. Из зачисленных детей были сформированы группы, с учетом однородности структуры речевого дефекта и возраста.
Продолжились логопедические занятия с обучающимся с ОВЗ 3Б класса Александром К. С ним проводилась работа по коррекции системного недоразвития речи средней степени. Проходила коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова, связной речи. По-прежнему наиболее важным направлением работы остается коррекция слоговой структуры слова и развитие диалогической речи. С января 2025г. на логопедические занятия в данном направлении была зачислена обучающаяся 3А класса Елена И. С обучающимися основной школы 5Б класса Арсением С. и 6В класса Дмитрием У. преимущественно проводилась работа над коррекцией аграмматизмов на письме. Логопедическая работа с учащимися по иным адаптированным программам велась не только по устранению ошибок в письменной речи, но и на основе тесной взаимосвязи с формированием познавательных процессов, коррекцией недостатков эмоционально-волевой сферы.
Организация работы осуществлялась согласно расписанию логопедического кабинета, при составлении которого были учтены рекомендации инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от № 2. Если сравнить количество обучающихся и количество детей с недостатками речи, то в среднем количество детей с речевыми расстройствами составляет около 50% от всех обучающихся начальной школы. А количество детей с ОВЗ продолжает ежегодно увеличиваться.
Коррекционное воздействие осуществлялось:
- на основе «Рабочей программы «Логопедические занятия» по коррекции недостатков устной и профилактике письменной речи обучающихся с общим недоразвитием речи (1 класс), получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО» (составленной на основе «Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под редакцией А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой);
- на основе «Коррекционно-развивающей программы по коррекции недостатков письменной речи обусловленных общим недоразвитием речи для обучающихся вторых классов» (составленной на основе «Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под редакцией А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой);
- на основе «Рабочей программы коррекционно-развивающего курса «Развитие коммуникативного поведения для обучающихся 5-9 классов с РАС» ФГОС ООО для обучающихся с ОВЗ (приложение к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант );
- «Программ логопедического сопровождения» ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант )»;
- исходя из чётко спланированной работы учителя-логопеда.
Обеспечивалось разноплановое систематическое воздействие, направленное на развитие речевых и неречевых процессов. Проводились групповые и индивидуальные занятия, направленные на:
- коррекцию звукопроизношения;
- обогащение словарного запаса;
- развитие и совершенствование фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза;
- развитие и совершенствование лексико-грамматических процессов;
- развитие связной и последовательной речи;
- формирование произвольной памяти и внимания, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций.
Практически каждое занятие состояло из теоретической и творческо-практической части, что позволяло сделать образовательную работу доступной, интересной и динамичной. Использовались групповые и индивидуальные формы работы. Особый интерес у учащихся вызывали интеллектуально-познавательные игры, где отмечались проблемные ситуации; словарно-орфографическая работа, дидактические игры.
На протяжении всего учебного года проводилась систематическая, целенаправленная коррекционно-логопедическая работа с обучающимися согласно расписанию логопедических занятий для всех групп обучающихся, утверждённого директором школы, а также индивидуальные занятия с детьми, имеющими ОВЗ.
После завершения логопедических занятий в 2024-2025 учебном году, были проанализированы результаты работы с точки зрения динамики коррекции речевых нарушений и коммуникативных навыков. Положительная динамика наблюдается у 10 обучающихся. У троих обучающихся положительная динамика незначительная.
В ходе работы за I полугодие удалось скоррегировать нарушения устной речи у обучающихся 1 классов: 1А – 4 человека (Кирилл В., Роман В., Эльвира М., Софья С..); 1 Б- 3 человека (Даниил В., Вероника М., Дмитрий К. 1 В – 3 человека (Арсений И., Дмитрий Н., Суранов Н..). У них в целом сформированы навыки звукового, слогового анализа и синтеза, частично поставлены звуки. Далее работа во II полугодии строилась на автоматизации поставленных звуков в самостоятельной речи и развитие связной речи первоклассников, а также проводилась работа с данной категорией обучающихся по профилактике нарушений в письменной речи и чтения.
По результатам обследования письменной речи у обучающихся 2 классов, посещающих логопедические занятия, удалось скоррегировать недостатки письменной речи, у них уменьшилось количество ошибок на пропуск и замену букв и слогов.
Повторное логопедическое обследование в мае 2025 показало, что у детей, зачисленных на логопедические занятия, наблюдается положительная динамика, было выпущено 20 обучающихся. Однако 7 обучающихся (Макар К., Матвей П., Макар Л., Арсений С., Дмитрий У., Александр К., Елена И.) оставлены для продолжения коррекционной работы в 2025-2026 учебном году, так как коррекция звукопроизношения, нарушений грамматического строя речи, нарушений чтения и письма у этих обучающихся является более сложным и длительным процессом. Основной причиной является особенность высшей нервной деятельности, отсутствие контроля над собственной речью, за правильностью произношения.
В рамках консультативного направления в течение 2024-2025 учебного года проводились индивидуальные консультации родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам обследования, коррекции речи и неуспеваемости некоторых обучающихся. Были предоставлены рекомендации педагогам и родителям (законным представителям) по индивидуальной работе с детьми. Особое внимание было уделено общению с родителями детей с ОВЗ.
В рамках самообразования и повышения квалификации в 2024-2025 учебном году участвовала в качестве слушателя в вебинаре на тему: «Современные подходы в диагностике обучающихся с речевыми нарушениями» г. на официальном сайте ГАУ ДПО СОИРО. На этом же сайте и года были прослушаны вебинары на тему: «Особенности обучения и формирования коммуникативных навыков детей с ЗПР в процессе коррекционно-развивающей работы», «Формирование мотивации у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование интерактивного оборудования». В январе 2025 – вебинар: «Организация консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ». В феврале – вебинар на тему: «Профессиональный имидж современного педагога как важная составляющая участника конкурса профессионального мастерства». В марте – вебинар: «Многофункциональное использование дидактического материала в коррекции и развитии детей с ОВЗ». В апреле – вебинар: «Использование электронных образовательных ресурсов в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога». В мае – вебинар на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с обучающимися с ОВЗ».
В мае 2025 г. приняла участие во Всероссийских научно-практических чтениях «Инклюзия: пространство диалога» в рамках Года детского отдыха в системе образования.
В мае 2025г. приняла участие в конкурсе психолого-педагогических программ, технологий и проектов -2025 в номинации: «Программы коррекцинно-развивающей работы» с программой: «Коррекционно-развивающего курса «Развитие коммуникативного поведения для обучающихся 5-9 классов с РАС»
В октябре 2024 года прошла курсы повышения квалификации в ГАУ ДПО СОИРО по дополнительной профессиональной программе «Профессиональная компетентность учителя-логопеда в условиях стандартизации образования» в объеме 108 часов (Удостоверение о повышении квалификации 672400954165 №99686 от ), «Основы оказания первой помощи в организациях отдыха и оздоровления детей» в объеме 24 часа (Удостоверение о повышении квалификации 672400958773 №104294 от г.)
В течение года вела работу по самообразованию на тему: «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников».
Запланированные задачи, на 2024 – 2025 учебный год, в целом реализованы. Анализ логопедической деятельности позволил выявить ее положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий учебный год.
Положительные моменты в работе:
- своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований:
- расширение просветительско-профилактической деятельности среди родителей и педагогов;
- положительный настрой учащихся на проведение дополнительных занятий, желание детей выполнять задания;
- хорошо оборудованный кабинет, наличие развивающих пособий, дидактических игр.
Отрицательные моменты:
- речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичным нарушением и носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция;
- пропуск занятий по болезни или другим причинам, даже уважительным приводит к замедлению темпов динамики коррекционного воздействия, возврат к прежнему уровню развития;
- равнодушное отношение к исправлению дефекта некоторых родителей (законных представителей), что затрудняет работу логопеда и скорую коррекцию речевого нарушения.
Основные задачи на следующий учебный год:
- продолжить коррекционную работу с обучающимися, имеющими речевые нарушения по своевременному предупреждению и преодолению трудностей в освоении школьной программы;
- закреплять с обучающимися приобретенные знания, умения и навыки;
- добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;
-повышать свой квалификационный уровень, продолжить участие в семинарах, конференциях и других мероприятиях по проблемам оказания логопедической помощи детям с ОВЗ;
-укреплять взаимосвязь с родителями, учителями и специалистами школы;
-использовать индивидуальный и дифференцированный подход в работе с обучающимися;
- создавать и приобретать логопедические пособия, дидактический материал;
- осуществлять дальнейшее оформление логопедического кабинета;
- использовать современные педагогические технологии, включая информационные;
- укрепялть взаимосвязь с родителями (законными представителями), учителями и другими специалистами школы;
- продолжить совершенствовать методы и приемы своей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовые планы работы учителя - логопеда на 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 учебный год
Планирование организационно-методической работы. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе....

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА на 2022-2023 учебный год
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям
Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям....

Годовой план работы психолога на 2024-2025 учебный год
Годовой план работы психолога на 2024-2025 учебный год.Цель: Оказать психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами образовательной организации...

Годовой план работы учителя-логопеда на 2024-2025 учебный год
Годовой план работы учителя-логопеда на 2024-2025 учебный год....