Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню воссоединения Донбасса с Россией
классный час (5, 6, 7, 8 класс)
Мероприятие способствует формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности обучающихся, потому что только на основе возвышенных чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, формируется чувство ответственности за её могущество, независимость, честь.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Советская средняя общеобразовательная школа Купинского района
Методическая разработка внеклассного мероприятия,
посвященного Дню воссоединения Донбасса с Россией
Выполнила:
Бреус Светлана Геннадьевна
советник директора по воспитанию
и взаимодействию с детскими
общественными объединениями
2023г
Название | «Наша история: Донбасс - Россия!» |
Актуальность | Формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности обучающихся, потому что только на основе возвышенных чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, формируется чувство ответственности за её могущество, независимость, честь. |
Цель | Сформировать целостное представление об исторической судьбе народов Донбасса, народов России и готовность адекватно оценивать современные политические события – воссоединение России и Донбасса. |
Задачи | Расширить понятие обучающихся о Донбассе, который вошел в состав России. Познакомить с историей Донбасса –новым регионом России. Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма и толерантности. Воспитывать любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к истории предков. |
Целевая группа | Обучающиеся 5-8 классов |
Форма проведения | Информационный классный час |
Применяемые методы и приёмы | Словесные (рассказ), метод повествования, исследовательские (использование различных источников информации), наглядные (презентация, видеоролики) |
Планируемые результаты | Формирование интереса к новой информации. Формирование гражданско-патриотического сознания. Развитие чувства сопричастности к судьбе народов Донбасса. Повышение уровня духовной культуры. |
Оборудование | Ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска. |
Приложение
Конспект - сценарий мероприятия
Учитель
(читает стихотворение Анны Березан «Донбассу непокоренному»)
Донбасс — шахтерский характер,
металла и стали сила.
Донбасс воспалённой точкой
пульсирует: «Мира! Мира!».
На Донбассе бессонные ночи,
на Донбассе седые дети.
Мирную жизнь рвут в клочья
грады... гаубицы… ракеты…
Донбасс давно без салютов
над миром набатом и тенью.
Здесь ценят жизнь по минутам,
по секундам и по мгновеньям.
Донбасс дышит вольной грудью,
расстрелянный и опалённый.
Донбасс встаёт на распутьи.
Могучий. Непокорённый.
Донбасс выбирает Россию.
Донбасс выбирает веру.
Доблесть, свободу, силу
и щедрость души без меры!
Ведущий 1.
Дорогие ребята! 30 сентября 2022 года Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области воссоединились с Россией. Церемония подписания договоров о вступлении в состав Российской Федерации новых территорий, состоялось 30 сентября, в 15 часов по московскому времени, в Кремле. Значимый договор был подписан руководителями освобождённых регионов и президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным.
(видеоролик о подписании договоров)
Ведущий 2.
Сегодня наш классный час посвящен этому историческому событию - Дню воссоединения Донбасса с Россией.
Донбасс возвращается домой, в Россию, в государство, которое всегда было для для него Родиной, какие бы границы, преграды ни складывались между нами. Это был долгий, страшный, кровавый путь. Для одних это путь - длиною в жизнь, для других - ценою жизни.
Ведущий 1.
Нынешнему поколению, то есть Вам, сегодняшним детям, выпал удивительный шанс – стать свидетелями важного исторического события, которое произошло на границе двух веков.
Чтец1.
Милая Россия, сердцу дорога,
Защити народ свой нынче от врага,
Черпаешь ты силы, словно жемчуга,
Лишь в любви и вере многие века.
От тебя, россия, веет лишь теплом.
Чтец 2.
И Донбасс в Россию возвратиться рад,
В домик на пригорке и в цветующий сад!
Милая Россия, ждали столько лет,
Мы, нам всем желаем - Мира и Побед!
Ведущий 2
Давайте обратимся к истории. Вспомним, как проявил себя народ Донбасса в годы революции, гражданской, Великой Отечественной войн.
Ведущий 1.
Осень 1917 года в Донбассе начинается вооружённый этап противостояния, который позже перерастёт в гражданскую войну. Пролетариаты Юзовки развернули борьбу за установление Советской власти в городе после победы революции в Петрограде. Однако для того, чтобы не развивалось революционное движение на предприятиях Донбасса, в ноябре 1971 года в этот город прибыло несколько эшелонов донских казаков. Первыми подверглись нападению рабочие Макеевки. Первым опытом в деле построения собственной государственности на .донбасской земле стало провозглашение советской Донецко - Криворожской республики в феврале 1918 года, столицей которой стал Харьков.
Ведущий 2.
Это продолжалось недолго. В мае 1918 года весь Донбасс был оккупирован белогвардейскими войсками. Они продолжали наступать в восточном направлении, нарушая подписанные раннее статьи Брестского договора 3 марта 1918 года. В результате постоянных боёв некоторые заводы, рудники и целые районы переходили из рук в руки. В январе 1919 года Красная армия перешла в наступление, развернув активные боевые действия на Донбассе. Упорные бои шли на подступах к Луганску, Енакиево и Бахмату. Летом 1919 года вся территория Донбасса была захвачена белогвардейцами. В первых числах января 1920 года кавалерийские части Первой Конной армии РККА под командованием С.М.Буденного с боями освободили Юзовку. А 3 января 1920 года город был полностью освобождён от белогвардейцев.
Ведущий 1.
В годы Великой Отечественной войны Донбасс также познал все её ужасы. В начале Великой Отечественной войны овладение Донбассом –это была одна из задач, которую Гитлером поставил перед вермахтом. В результате ожесточённых боёв за Донбасс, разгоревшихся осенью 1941 года, немецкие войска вошли в столицу Донбасса. Началась оккупация, которая растянулась на долгие 700 дней. В эти годы Донбасс понёс огромные разрушения, большие человеческие жертвы. По подсчётам в Донецкой области было уничтожено 220 тысяч мирных жителей, в том числе 30 тысяч евреев, 150 тысяч военнопленных, 2522339 тысяч жителей были угнаны в Германию. Символами трагедии стали Стена плача в меловой штольне города Артёмовска, Белый карьер и шурф шахты 4-4 бис в городе Донецке.
Ведущий 2.
Несмотря на жесточайшие расправы, покорить жителей Донбасса немецким оккупантам так и не удалось – народ вёл сопротивление в течение всего времени оккупации.
Жители Донбасса всегда гордились и помнили тех, кто совершал боевые подвиги, тех, кто отстоял свободу родного края, страны в годы Великой Отечественной войны. Особенной строкой этой памяти всегда остается слава шахтерских дивизий.
Ведущий 1.
Донбасская операция - стратегическая наступательная операция Красной армии во время Великой Отечественной войны, проведённая в период с 13 августа по 22 сентября 1943 года войсками Южного и Юго - Западного фронтов при поддержке азовской военной флотилии. Эта операция являлась разгромом немецкой группы армий «Юг» и освобождением территории Донбасса и выхода к Днепру. Также были освобождены крупные промышленные и административные центры: Донецк, Таганрог, Мариуполь. Донбасская операция закончилась победой Советского Союза.
Чтец 1.
От седых, как ковыль, терриконов,
От разбитых снарядами хат,
Отправлялись сраженья колонны
Потемневших от угля солдат.
Чтец 2.
Путь к Победе желанной не близок.
Серебром он усыпал виски.
- От шахтёрских железных дивизий
До Берлина дощли лишь полки.
Чтец 3.
И лежат побратиы - шахтёры
От Донбасса до Одерских вод.
Ветеран, ветеран... Если надо
По могилам тем путь свой найдёт.
Чтец 4.
На могилы товарищей павших
Привезёт он кусочек угля.
И погибшие вспомнят, как пахнет
Защищённая ими земля.
Учитель.
Мой город охрип от молитв,
Мой город оглох от бомбёжек,
Мой город сегодня безлик...
Прошу: защити его, Боже!
Голодны, как брошенный пёс,
И часто дрожит от озноба.
Мой город, уставший от слёз,
Ещё уповает на Бога...
Калека, бессильный на вид,
Мой город стоит на крови...
За то, что не стал на колени.
Ведущий 2.
Непростая ситуация сложилась на Украине и, в частности на Донбассе, в настоящее время. Всё это имеет исторические и политические корни. А началось всё с того, что распался Советский Союз. Многие годы почти все население жило в составе Украины и терпело притеснения со стороны государственных структур. Закрывались русскоязычные школы, на государственных каналах ТВ и радио вещание стало проводиться на украинском. Постепенно русский язык, стал вторым государственным языком.
Ведущий 1.
Народ Донбасса не принял националистическую власть Киева. На Донбассе начали формироваться отряды самообороны, работники правоохранительных органов стали переходить на сторону жителей. 14.04.2014 г. киевская армия начала боевые действия против мирных жителей. Был подписан указ о начале антитеррористической операции. С тех пор не прекращаются обстрелы мирных городов и сел, гибнут дети, женщины, старики. В феврале 2022-го ситуация обострилась, в республиках была объявлена мобилизация, началась специальная военная операция.
Ведущий 2.
Особенно хочется сказать о детях, выросших и перенёсших все тяготы войны. Это они видели то, на что не могут смотреть взрослые. Это они жили и продолжают жить в прифронтовых зонах, ежедневно рискуя попасть под обстрелы украинской артиллерии. Они лишены счастливого детства. В их совсем недетских глазах - боль и горечь.
По статистическим данным, с 2014 по 2021 год в Донбассе погибли 152 ребенка. Примерно за этот же период времени 99 детей получили тяжелые ранения.
5 мая 2015 года в донецком парке имени Ленинского комсомола открыли "Аллею Ангелов" - мемориал погибшим детям Донбасса. Самому младшему из тех, чьи имена выбиты на гранитной плите, не было и года. Каждый год в Международный день защиты детей к мемориалу приносят цветы, мягкие игрушки.
Чтец 1.
Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чём ни спросишь,
Пошутишь с ней, - молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет
(Звучит песня «Стрекоза» А.Розембаума на стихи О.Русских)
Ведущий 1.
Мы знаем, что на освобожденных территориях и сегодня идёт грохот артиллерии, визги пуль, вой сирен и слышны падающие снаряды.
Ведущая 2.
Для этого народа, народа Донбасса, прошедшего тяжёлый путь домой, признание России невероятно важно.
Поэтому, чем выше наша солидарность, тем теснее наши ряды с соотечественниками, с теми, кто выстрадал этот день, выстоял и победил.
Чтец 1.
Мы вернулись домой, в нашу старую, добрую сказку,
Где блестит серебром белоснежный ковёр на земле.
Мы вернулись домой, где морозные, зимние краски
Нам рисуют узор на прозрачном оконном стекле.
Чтец 2.
Мы вернулись домой, где нас ранней порою весенней,
Из далеких морей свежий ветер у пирса встречал.
Мы вернулись домой, где родился и вырос Есенин,
И грустил в тишине одинокий солёный причал.
Чтец 3.
Мы вернулись домой, чтоб берёзовым соком напиться,
По прохладной росе на заре пробежать босиком.
Мы вернулись домой, чтобы Родиной вновь насладиться
И на старости лет никогда не жалеть ни о чём.
(видеоролик «Мы возвращаемся домой»)
Ведущий 1.
Хочется сегодня всем народам Донбасса сказать: «Здравствуйте! Вы возвратились домой! Добро пожаловать! Мы с Вами!»
Ведущая 2.
Сегодня Россия приросла добрыми, талантливыми людьми. Несколько миллионов новых граждан России внесут свой вклад в развитие своих территорий, образования, науки, экономики, промышленности, в развитии своего Донбасса.
Ведущий 1. Это значит, что вся страна станет крепче экономически, культурно, богаче. Дата воссоединения освобожденных территорий окрасила цифру календаря в красный цвет — в цвет радости и счастья!
Учитель.
Живу в России, россиянин - я!
Я это сознаю, горжусь я этим!
Россия – это Родина моя!
Она милее мне всех стран на свете!
В России небо голубее, зеленей трава,
Здесь солнышко теплее греет!
У человека Родина всегда одна,
Поэтому и дорожим мы ею!
Символы России - наши главные слова,
Герб, Гимн, и Флаг – вот ценность нашей жизни,
Президент, Конституция, Кремль и Москва,
Все это связано с нашей Отчизной.
Флешмоб
(видеоролик «Россия»)
Используемые интернет-ресурсы:
https://youtu.be/PEqKikwy8T8
https://www.litprichal.ru/work/192319/
https://valentinaderkina.tilda.ws/page36661756.html
https://znanierussia.ru/articles/Донбасская_операция_(1943)
https://dzen.ru/video/watch/6511870b5fbcba64db8b06fd?..
http://dobro-biblio.ucoz.ru›stikhi_k_dnju_osvobozhdenija…
https://www.youtube.com/watch?v=EhAG8k42H3M
https://znatokdonbassa.ru/assets/downloads/ТЕМА_03.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"
Методическая разработка внеклассного мероприятия,посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"сопровождается презентацией о космосе. Предназначена для учащихся среднего звена...
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню народного единства.
Устный журнал, поэтическая композиция, коллективное мероприятие для студентов 1 курса колледжа...

Методическая разработка внеклассного мероприятия посвященное 20-летию Конституции Российской Федрации
Задача данного мероприятие - подведение итогов работы учащихся 9 класса по созданию исследовательско-правовых проектов по изучению Конституции РФ. Учащиеся класса были предварительно распределены по л...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Святого Валентина в 8-9 классе на английском языке.
Внеклассное мероприятие, посященное Дню Святого Валентина, знакомит учеников 8-9 классов с символами и традициями культуры страны изучаемого языка в игровой форме....

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."
Представленный материал может быть использован при проведении уроков литературы, классных часов, мероприятий, посвященных Дню Победы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Победы " У войны не женское лицо.."
Представленный материал может быть использован при проведении классных часов и мероприятий, посвященных Дню Победы....
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества "Служат России солдаты"
Цель: воспитывать активную гражданскую позицию, чувство патриотизма, уважительное отношение к ветеранам войны, чувство гордости за героическое прошлое своего народаЗадачи:- побуждение к изучению истор...
