Игровые технологии как средство стимулирования развития речемыслительной и самостоятельной деятельности обучающихся с ОВЗ
методическая разработка
Об использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы описывают преимущества игровых методов, их влияние на развитие детей и предлагают примеры внедрения в образовательный процесс.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 86.46 КБ |
Предварительный просмотр:
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Игровые технологии как средство стимулирования развития речемыслительной и самостоятельной деятельности обучающихся с ОВЗ
Слушатель: |
2025 г.
Оглавление
Введение | 3 |
Глава I. Теоретические основы развития речемыслительной и самостоятельной деятельности обучающихся с ОВЗ в игре. | 5 |
Понятия обучающей игры в психолого-педагогической литературе | 5 |
Понятия составляющие научно-практические основания для проведения исследования и оценки результатов | 6 |
Глава II. Применение игровых технологий для стимулирования речемыслительной и самостоятельной деятельности обучающихся с ОВЗ. | 11 |
Разработка рекомендаций по применению игровых педагогических технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) | 11 |
Игра в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта. | 12 |
Заключение | 14 |
Список литературы | 15 |
Введение
Дети с проблемами в развитии, как и все дети, растут и развиваются, но их развитие с самого начала замедляется, что создаёт трудности при вхождении в социальную среду, предназначенную для нормально развивающихся детей.
Специальная (коррекционная) школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению (компенсации) нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценным членом семьи и общества.
Основная задача коррекционной школы заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. В результате применения коррекционных приёмов обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение и облегчает процесс усвоения знаний.
Обоснование актуальности выбранной темы и ее значимость для образования обучающихся с особыми образовательными потребностями.
В современном образовании особое внимание уделяется инклюзивному образованию, которое предполагает равные возможности обучения для всех детей, включая тех, у которых есть особые образовательные потребности.
Игровые технологии способствуют развитию речи, мышления, воображения, памяти, внимания и других когнитивных функций. Они также способствуют формированию коммуникативных навыков, социализации и самостоятельности.
Объектом исследования является процесс использования дидактической игры в обучении детей с ОВЗ, развитие речемыслительной и самостоятельной деятельности.
Предметом исследования – особенности применение дидактических игр на уроках, при обучении обучающихся с ОВЗ.
Цель исследования.
Определение основных понятий: игровые технологии, речемыслительная и самостоятельная деятельность, особые образовательные потребности.
Описание особенностей развития речи и мышления у обучающихся с ОВЗ.
Обзор существующих исследований и постановка проблемы исследования.
Задачи:
Изучить теоретические источники по данной проблеме.
Выявить наиболее эффективные способы активизации речемыслительная и самостоятельная деятельность на уроках.
Разработать серию занятий, внеклассных мероприятий с использованием дидактических игр, направленных на решение поставленной цели.
Гипотеза исследования: если применять на уроках дидактические игры систематически, то это будет способствовать развитию познавательных интересов, речемыслительной и самостоятельной деятельности обучающихся с ОВЗ.
Методы исследования:
-изучение теоретических источников психолого-педагогической литературы;
-анализ теоретических и практическо-ориентированных исследований;
-педагогическое наблюдение;
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ИГРЕ
Понятия обучающей игры в психолого-педагогической литературе
Выдающиеся педагоги придавали большое значение включению игры в учебный процесс. Еще К.Д. Ушинский советовал вводить элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. В.А. Сухомлинский писал, что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности... Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение...
Известный психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности.
Известный педагог СТ. Шацкий называл игру жизненной лабораторией детства и призывал включить ее в программу школы: «Когда человек играет, он повышает свои эмоции».
Концепция игры базируется на ряде основных исследований, которые доказывают ее чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Исследователями экспериментально проверено и убедительно доказано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включены в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается (А.С. Барков, В.Н. Липник, Н.Г. Морозова, А.Е. Ставровский и др.).
Чтобы умело использовать дидактические игры на уроках и внеклассных занятиях, надо иметь ясное научное понимание роли дидактической игры в обучении и психологического механизма ее воздействия на познавательную активность учащихся. Основная посылка, из которой целесообразно при этом исходить, была сформулирована еще К.Д. Ушинским: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача обучения».
Как отмечают многие ученые (Т.К. Жикалкина и др.), игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.
Таким образом, игры повышают эмоциональный тонус школьника, а без положительных эмоций не может быть плодотворной учебной деятельности. Использование игровых технологий несомненно даст заметный эффект в развитии детей, а также, улучшит эмоциональное состояние детей, поддержит у младших школьников интерес к учебной деятельности, минуя неблагоприятные тенденции школьного обучения.
Понятия, составляющие научно-практические основания для проведения исследования и оценки результатов
Данная работа содержит такие основополагающие понятия как:
- технология игрового обучения
- метод стимулирования
- речемыслительная деятельность: речь и мышление
- самостоятельность.
- дети с особыми возможностями здоровья
- инклюзивное образование.
Технология игрового обучения.
Технология является сравнительно новым, многогранным термином, точное определение которого ускользает из-за постоянного развития смысла этого понятия, как самого по себе, так и взятого в отношениях с другими, такими же широкими понятиями: культура, общество, политика, религия, природа. К началу XX века термин «технология» охватывал совокупность средств, процессов и идей в дополнение к инструментам и машинам. К середине XX столетия понятие определялось такими фразами как «средства или деятельность, с помощью которых человек изменяет свою среду обитания и манипулирует ею».
Обучение - вид нужной учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем до должного уровня, составляющего цель обучения.
Деятельность обучения считается завершенной, а цель её - достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения.
Игровая деятельность — инстинктивный способ получения и развития навыков людьми и животными в момент отсутствия непосредственной угрозы для жизни. Характеризуется тенденцией к повторению и отсутствием цели как мотива к удовлетворению физиологических потребностей .
Технология игрового обучения - организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной, познавательной и социальной деятельности.
Метод стимулирования
Стимулирование – это целенаправленное воздействие на мотивацию учащихся, побуждающее их к определенной деятельности, подкрепленной соответствующим эмоциональным настроем, направленной на достижение цели учебно-воспитательной деятельности, мотивируют учащихся к осуществлению той или иной деятельности и способствуют развитию учащихся.
Средство, применяемое в качестве стимула, должно способствовать формированию определенного эмоционального настроя, вызывая эмоции: удовольствие, негатив, чувство страха, радость.
Речемыслительная деятельность
Речемыслительная деятельность — это процесс обобщенного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности, который совершается как опосредованная вербальная деятельность по овладению логическими операциями. Так же включает в себя формирование процессов мышления, речи, общения, которые неотделимы друг от друга, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, позволяющая человеку познавать окружающий мир.
Главная же особенность человеческой речи заключается в том, что человек способен в свое сообщение вместить нечто внешнее, сказать что-то о каких-то предметах, их свойствах и отношениях.
Мышление – это осознанное восприятие окружающего мира во всех проявлениях, создание представлений о предмете и явлениях, поиск связей и решений задач, а также умение абстрагироваться.
Главные характерные черты мышления:
1) Мы воспринимаем мир посредственно, наше познание о новых предметах и явлениях формируется через уже знакомую нам информацию;
2) В процессе обдумывания мы всегда определяем новый предмет или явление через его общие и специфические характеристики по отношению к другим известным нам объектам.
Самостоятельность и инициативность
Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность.
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Самостоятельность, мы формируем некоторые навыки и умения, формируем привычку, добиваемся от ребенка желания сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий.
Инклюзивное образование
Инклюзия — это процесс реального включения в активную жизнь социума людей, имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями.
Социальный подход и инклюзивная среда предполагают, что изначально люди с особенностями развития не являются «носителем проблемы», и никакой специальный подход не требуется. Наоборот, барьеры и ограничения возникают из-за несовершенства общественной системы, ведь она не соответствует разнообразным потребностям людей.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья - получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ.
Разработка рекомендаций по применению игровых педагогических технологий в учебном процессе обучающихся с ОВЗ
Развитие новых информационных технологий и внедрение их в России последнее время, наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сильный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка.
Для успешного внедрения в образовательный процесс педагогических игровых технологий, необходимо соблюдение определенных дидактических условий, в которых обучение и развитие достигает положительных результатов. Такими дидактическими условиями могут выступать:
создание игровой среды;
системное построение каждой программы игровой педагогической технологии;
учет единства вариативных и инвариантных компонентов каждой программы игровой технологии, осуществляющей эмоциональное развитие детей с ОВЗ;
единство репродуктивной и продуктивной (творческой, эвристическо-поисковой) деятельности школьников, постепенное увеличение доли продуктивной деятельности за счет снижения доли репродуктивной деятельности и повышение степени самостоятельности детей с ОВЗ в процессе игрового взаимодействия.
Игра в обучении младших школьников с нарушением интеллекта
Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они – в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.
Ценность игры заключается в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследовании мира возможностей, открытие и усвоение для постижения вероятных процессов в природе и обществе.
Дидактическая игра – деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания, а также соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные.
Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
-игры по сенсорному воспитанию;
-словесные игры;
-игры по ознакомлению с природой;
-по формированию математических представлений;
Иногда игры соотносятся с материалом:
-игры с дидактическими игрушками;
-настольно-печатные игры;
-словесные игры;
-псевдосюжетные игры.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение речемыслительной и самостоятельной деятельности обучающихся с ОВЗ.
Мобилизуя умственные способности учащихся, их воображение, внимание, речь. память, дидактические игры обычно связаны с возвышающим чувством удовольствия и, следовательно, с условиями непроизвольного усвоения и запоминания учебного материала.
С помощью игры развиваются навыки устной речи, творческие, мыслительные способности обучающихся.
Обучающие игры помогают сделать процесс обучения интересным и увлекательным.
Заключение
Наблюдение за процессом обучения с использованием игр и игровых приемов показывает, что их применение дает возможность привить учащимся интерес к уроку, стимулирует самостоятельную деятельность. Игровая ситуация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.
Игра, во – первых, объединяет детей, во - вторых, помогает включить в игру всех детей, в - третьих, даёт почувствовать каждому ребёнку свою значимость в коллективе, а в - четвёртых, игра является эффективным средством формирования положительной мотивации к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.
Таким образом, игровые технологии в жизни детей с ОВЗ имеют большое коррекционное воздействие и являются одним из эффективных методов формирования положительной мотивации к любому предмету.
Список литературы
Андреева Е. А. Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей. – М.: РИПОЛ классик, 2006. – с 320.
“Игра школьника” – М. Просвещение 1989 г., с. 9.
Венгер Л.А., Венгер А.А. “Готов ли ваш ребенок к школе?” М. “Знание” 1994 г., с.74-88
Владимирова Н.А. Дидактические игры на уроках информатики. // Информатика и образование. – 2005. № 4. – С. 48–51.
Волкова С.И., Столяров Н.Н. “Развитие познавательных способностей детей на уроках математики” ж. Начальная школа № 7, 1993 г., с. 53-60.
Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. / Под ред. Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., М., 1962. – 120 с.
Зворыгина Е.В. “О структуре и основных принципах методических рекомендаций” КИД. М. 1991 г.
Макасер И.Л. Игра как элемент обучения. // Информатика в начальном образовании. –2001. № 2. – С. 71– 77.
Овчинникова С.А. Игра на уроках информатики. // Информатика и образование. – 2003. № 11. – С. 89–93.
Пенева Л.Д., Саар А.Д. “Игра – деятельность познавательная” 1987 г., с.8.
Цветкова М.С. Методические материалы по начальной школе. Методический вестник. – 2002. № 10/2. – С. 39–43.
Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы). – М.: Эксмо, 2007. – 512 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.
Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....
Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.
Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...

«Приемы игровых технологий как средство развития мотивации у обучающихся к занятиям хореографией»
В данной работе раскрываются приемы игровых технологий на уроках ритмики, как они влияют на процесс обучения....
Педагогическая технология кейс-стади как фактор стимулирования развития коммуникативных и творческих навыков обучающихся в урочной деятельности.
Данная методическая разработка представляет собой отчёт о проведённой работе по аппробации педагогической технологии кейс- стади на уроках английского языка. Предметная область: иностранные языки. Мет...

Статья по методике английского языка "Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках английского языка"
Описание игрового метода,классификация игр,примеры игр для использования на уроках английского языка....

Мастер-класс "Игровые технологии как средство повышения мотивации и развития личности обучающихся на уроках"
Мастер-класс "Игровые технологии как средство повышения мотивации и развития личности обучающихся на уроках"...

Игровые технологии как средство стимулирования развития речемыслительной деятельности обучающегося с ОВЗ»
В этой статье я подобрала игры и упражнения для развития мыслительной деятельности и речи детей. А также опубликованы игры по развитию у детей знаний о профессиях....