Рабочая программа 8 класс
рабочая программа (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа
«РАССМОРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование курса: Финансовая грамотность
Класс: 8
Уровень общего образования : основное общее
Количество часов: 34 часов (1 час в неделю)
Рабочую программу составил учитель: Маркелова Наталья Геннадьевна, учитель иностранного языка
2025
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, мета- предметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамот- ности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных об- разовательных результатов.
Личностные результаты
6 осознание российской гражданской идентичности (осозна- ние себя, своих задач и своего места в мире);
6 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реа- лизации его прав;
6 ценностное отношение к достижениям своей Родины — Рос- сии, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым под- вигам и трудовым достижениям народа;
6 готовность к саморазвитию, самостоятельности и личност- ному самоопределению;
6 осознание ценности самостоятельности и инициативы;
6 наличие мотивации к целенаправленной социально значи- мой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
6 проявление интереса к способам познания;
6 стремление к самоизменению;
6 сформированность внутренней позиции личности как осо- бого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
6 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
6 установка на активное участие в решении практических за- дач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и раз- витие необходимых умений;
6 осознанный выбор и построение индивидуальной траекто- рии образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
6 активное участие в жизни семьи;
6 приобретение опыта успешного межличностного общения;
6 готовность к разнообразной совместной деятельности, ак- тивное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
6 проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
6 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков без- опасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обуча- ющегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
6 освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
6 готовность к действиям в условиях неопределенности, по- вышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навы- ки и компетенции из опыта других;
6 осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объек- тах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планиро- вать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием эко- логической культуры:
6 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
6 умение оценивать свои действия с учетом влияния на окру- жающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
6 ориентация на применение знаний из социальных и есте- ственных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
6 повышение уровня экологической культуры, осознание гло- бального характера экологических проблем и путей их ре- шения;
6 активное неприятие действий, приносящих вред окружаю- щей среде; осознание своей роли как гражданина и потре- бителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
6 готовность к участию в практической деятельности экологи- ческой направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориента- ций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся ис- пользовать на практике универсальные учебные действия, со- ставляющие умение учиться:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями;
- овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
- овладение универсальными регулятивными действиями.
6 Освоение обучающимися межпредметных понятий (исполь- зуются в нескольких предметных областях и позволяют свя- зывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных мо- дулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, ре- гулятивные);
6 способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
6 готовность к самостоятельному планированию и осуществле- нию учебной деятельности и организации учебного сотруд- ничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
6 способность организовать и реализовать собственную позна- вательную деятельность;
6 способность к совместной деятельности;
6 овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными дей- ствиями:
- базовые логические действия:
6 владеть базовыми логическими операциями:
- сопоставления и сравнения,
- группировки, систематизации и классификации,
- анализа, синтеза, обобщения,
- выделения главного;
6 владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помо- щью схем и знако-символических средств;
6 выявлять и характеризовать существенные признаки объек- тов (явлений);
6 устанавливать существенный признак классификации, ос- нования
6 для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
6 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблю- дениях;
6 предлагать критерии для выявления закономерностей и про- тиворечий;
6 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
6 выявлять причинно-следственные связи при изучении явле- ний и процессов;
6 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктив- ных умозаключений, умозаключений по аналогии, форму- лировать гипотезы о взаимосвязях;
6 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наи- более подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
- базовые исследовательские действия:
6 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
6 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между ре- альным и желательным состоянием ситуации, объекта, са- мостоятельно устанавливать искомое и данное;
6 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мне- ние;
6 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, не- сложный эксперимент, небольшое исследование по установ- лению особенностей объекта изучения, причинно-следствен- ных связей и зависимостей объектов между собой;
6 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
6 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по ре- зультатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
6 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных си- туациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
- работа с информацией:
6 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
6 учебной задачи и заданных критериев;
6 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпре- тировать информацию различных видов и форм представ- ления;
6 находить сходные аргументы (подтверждающие или опро- вергающие одну и ту же идею, версию) в различных инфор- мационных источниках;
6 самостоятельно выбирать оптимальную форму представ- ления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
6 оценивать надежность информации по критериям, предло- женным педагогическим работником или сформулирован- ным самостоятельно;
6 эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познаватель- ных действий обеспечивает сформированность когнитивных
навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
- общение:
6 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо- ции в соответствии с целями и условиями общения;
6 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
6 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпо- сылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
6 понимать намерения других, проявлять уважительное отно- шение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
6 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по су- ществу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности об- щения;
6 сопоставлять свои суждения с суждениями других участни- ков диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
6 публично представлять результаты решения задачи, выпол- ненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
6 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом за- дач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использова- нием иллюстративных материалов;
- совместная деятельность:
6 понимать и использовать преимущества командной и ин- дивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
6 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
6 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готов- ность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
6 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
6 выполнять свою часть работы, достигать качественного ре- зультата по своему направлению и координировать свои дей- ствия с другими членами команды;
6 оценивать качество своего вклада в общий продукт по кри- териям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
6 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуника- тивных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действи- ями:
- самоорганизация:
6 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
6 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие ре- шений группой);
6 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с уче- том имеющихся ресурсов и собственных возможностей, ар- гументировать предлагаемые варианты решений;
6 составлять план действий (план реализации намеченного ал- горитма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
6 делать выбор и брать ответственность за решение;
- самоконтроль:
6 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлек- сии;
6 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
6 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать ре- шение к меняющимся обстоятельствам;
6 объяснять причины достижения (недостижения) результа- тов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
6 вносить коррективы в деятельность на основе новых обсто- ятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
6 оценивать соответствие результата цели и условиям;
- эмоциональный интеллект:
6 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
6 выявлять и анализировать причины эмоций;
6 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
6 регулировать способ выражения эмоций;
- принятие себя и других:
6 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
6 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
6 принимать себя и других, не осуждая;
6 открытость себе и другим;
6 осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навы- ков личности (управления собой, самодисциплины, устойчиво- го поведения).
Предметные результаты освоения программы основного об- щего образования представлены с учетом специфики содержа- ния предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функ- циональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предмет- ных результатов по предметной области «Русский язык и ли- тература».
По учебному предмету «Русский язык»:
6 понимание прослушанных или прочитанных учебно-на- учных, официально-деловых, публицистических, художе- ственных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содер- жания текста;
6 овладение умениями информационной переработки прослу- шанного или прочитанного текста; выделение главной и вто- ростепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
6 представление содержания прослушанного или прочитанно- го учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; коммен- тирование текста или его фрагмента;
6 извлечение информации из различных источников, ее ос- мысление и оперирование ею;
6 анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
6 определение лексического значения слова разными способа- ми (установление значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
6 овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, ин- терпретировать и оценивать прочитанное;
6 умение анализировать произведение в единстве формы и со- держания; определять тематику и проблематику произведе- ния; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять осо- бенности языка художественного произведения;
6 овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведе- ний (в том числе с использованием методов смыслового чте- ния, позволяющих воспринимать, понимать и интерпрети- ровать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеуроч- ной деятельности вносят вклад в достижение следующих пред- метных результатов по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях сле- дующие предметные математические умения и навыки:
6 сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и пись- менные приемы, арифметические действия с рациональны- ми числами; выполнять проверку, прикидку результата вы- числений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;
6 решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропор- циональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами),
-решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользовать- ся основными единицами измерения: цены, массы; расстоя- ния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматри- ваемых объектов;
6 извлекать, анализировать, оценивать информацию, пред- ставленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, ис- пользовать данные при решении задач; представлять инфор- мацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристи- ками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наи- меньшее значения, размах числового набора;
6 оценивать вероятности реальных событий и явлений, пони- мать роль практически достоверных и маловероятных собы- тий в окружающем мире и в жизни;
6 пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать паралле- лепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать тер- минологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имею- щих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в про- странстве, на модели куба, примеры равных и симметрич- ных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: ра- венство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; при- менять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
6 находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения па- раллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоуголь- ников; находить длину окружности, плошадь круга; вычис- лять объем куба, параллелепипеда по заданным измерени- ям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основны-
ми метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;
6 использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; по- нимать графический способ представления и анализа ин- формации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;
6 переходить от словесной формулировки задачи к ее алге- браической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с кон- текстом задачи полученный результат; использовать нера- венства при решении различных задач;
6 решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последова- тельностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках вне- урочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»:
6 умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера;
6 умение проводить учебное исследование, в том числе пони- мать задачи исследования, применять методы исследова- ния, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совмест- ную деятельность в группе;
6 умение применять простые физические модели для объясне- ния процессов и явлений;
6 умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружаю- щую природную среду;
6 умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процес- сов;
6 сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;
6 умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и фи- зической активности; умение противодействовать лженауч- ным манипуляциям в области здоровья;
6 умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов.
II. Содержание учебного предмета
Читательская грамотность
«Читательская грамотность – способность человека пони- мать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в соци- альной жизни»2.
Читательская грамотность – основа формирования функци- ональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фак- тологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержа- щихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информа- ции, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непрове- ренной информации, что формирует умения оценивать надеж- ность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части ма- тематической грамотности разработан на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного обще- го образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федера- ции и традиций российского образования, которые обеспечи- вают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять рас- четы и составлять алгоритмы, применять формулы, использо- вать приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и гра- фиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий.
Формирование функциональной математической грамотно- сти естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает до- полнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических заня- тий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием дру- гих учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует при- менение математических знаний в реальной жизни каждого че- ловека и объясняет важные понятия, актуальные для функци- онирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной гра- мотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность чело- века занимать активную гражданскую позицию по обществен- но значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участво- вать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него сле-
дующих компетентностей:
6 научно объяснять явления;
6 демонстрировать понимание особенностей естественно-науч- ного исследования;
6 интерпретировать данные и использовать научные доказа- тельства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет допол- нительные возможности с точки зрения вариативности содер- жания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеу- рочной деятельности могут проводиться в разнообразных фор- мах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспе- чения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методи- ческих предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ТРЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 8 КЛАССА
Введение в курс «Функциональная грамотность» | 1ч |
Модуль1: Читательская грамотность | 8 ч |
Модуль 2: Естественно-научная грамотность | 13 ч |
Модуль 3: Математическая грамотность | 12 ч |
Всего | 34 ч. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ | Тема | Кол- во часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Формы прове- дения занятий | Электронные (циф- ровые) образователь- ные ресурсы |
Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 8 класса. | ||||||
1. | Введение | 1 | Знакомство участ- ников программы. Обсуждение понятий «функциональная грамотность», «со- ставляющие функ- циональной грамот- ности (читательская, математическая, естественно-научная, финансовая гра- мотность, глобаль- ные компетенции, креативное мыш- ление). Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках программы. | Развить мотивацию к целенаправлен- ной социально значимой деятель- ности; стремление быть полезным, ин- терес к социально- му сотрудничеству; Сформировать внутреннюю пози- ции личности как особого ценност- ного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; Сформиро- вать установку на активное участие в решении прак- тических задач, осознанием важно- сти образования на протяжении всей | Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать за- нятия. Беседа, работа в груп- пах, планиро- вание работы. | Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu. ru/) Портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информа- ционного взаимо- действия субъектов Российской Федера- ции в проекте «Мони- торинг формирования функциональной гра- мотности учащихся» (http://skiv.instrao. ru/) Материалы из пособий «Функцио- нальная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просве- щение». Материалы электронного обра- зовательного ресурса издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/) |
жизни для успеш- ной профессиональ- ной деятельности и развитием необ- ходимых умений; Приобрести опыт успешного межлич- ностного общения; готовность к разно- образной совмест- ной деятельности, активное участие в коллективных учеб- но-исследователь- ских, проектных и других творческих работах |
Модуль 1: Читательская грамотность: В мире текстов: от этикетки до повести» (5 ч) | ||||||
2. | Смысл жизни (Я и моя жизнь) | 1 | Авторский замысел и читательские уста- новки (художествен- ный текст) | Интегрировать и интерпретировать информацию | Дискуссия | «Чудо на своем месте»: демонстраци- онный вариант 2019 (http://skiv.instrao.ru) «Репетитор»: обра- зовательный ресурс издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/) «За тенью» (http:// skiv.instrao.ru) «Зачем?»: образова- тельный ресурс изда- тельства «Просвеще- ние» (https://media. prosv.ru/func/)«За тенью» (http:// skiv.instrao.ru) «Зачем?»: образова- тельный ресурс изда- тельства «Просвеще- ние» (https://media. prosv.ru/func/) |
3. | Человек и книга | 1 | Особенности чтения и понимания элек- тронных текстов (учебно-справочный текст) | Использовать информацию из текста для реше- ния практической задачи | Практикум в компьютерном классе | «Справочное бюро» (http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/ chitatelskaya- gramotnost/) «Как выглядит слон»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) «Книга из интер- нета» (http://skiv. instrao.ru) «Милорд»: образова- тельный ресурс изда- тельства «Просвеще- ние» (https://media. prosv.ru/func/) |
4. | Проблемы повседнев- ности (выбор товаров и услуг) | 1 | Чтение и понимание несплошных текстов (инструкция, этикет- ка) | Использовать информацию из текста для реше- ния практической задачи | Ролевая игра | «Сгущенка» (http:// skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya- gramotnost/) «Мыльные откры- тия»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
5. | Будущее (человек и техни- ческий прогресс) | 1 | Особенности чте- ния и понимания смешанных текстов (соотнесение текста статьи и инфографи- ки) | Интегрировать и интерпретировать информацию | Пресс-конфе- ренция | «Погружение»: демонстрационный вариант 2019 (http:// skiv.instrao.ru) «Новости будущего века»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
6 | Познание | 1 | Научная информа- ция: анализ и оценка | Использовать информацию из текста для различ- ных целей | Конференция | «Исчезающая пища. Бананы»: образова- тельный ресурс изда- тельства «Просвеще- ние» (https://media. prosv.ru/func/) «Исчезающая пища»: (Читатель- ская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. пособие для общеобразоват. ор- ганизаций. В 2-х ч. Часть 2. – Москва, Санкт-Петербург: «Просвещение», 2021). «Новости» (http:// skiv.instrao.ru) |
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Узнаем новое и объясняем» (4 ч) | ||||||
7. | Наука и техноло- гии | 1 | Выполнение заданий «Луна» и «Вавилон- ские сады» | Объяснение процес- сов и принципов действия техноло- гий. | Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | «Луна», «Вавилон- ские сады»: образо- вательный ресурс издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/) Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных |
организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просве- щение, 2021. | ||||||
8. | Мир жи- вого | 1 | Выполнение заданий «Зеленые водоросли» и «Трава Геракла» | Объяснение проис- ходящих процес- сов. Анализ мето- дов исследования и интерпретация результатов экспе- риментов. | Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | Портал РЭШ (Рос- сийская электронная школа) (https:// fg.resh.edu.ru) |
9. | Вещества, которые нас окру- жают | 1 | Выполнение задания «Заросший пруд» | Проведение про- стых исследований и анализ их резуль- татов. Получение выводов на основе интерпретации дан- ных (табличных, числовых), постро- ение рассуждений. Выдвижение и анализ способов исследования во- просов. | Работа в парах или группах. Презентация результатов выполнения заданий. | «Заросший пруд»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просве- щение, 2021. |
№ | Тема | Кол- во часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Формы прове- дения занятий | Электронные (циф- ровые) образователь- ные ресурсы |
10. | Мои увле- чения | 2 | Выполнение заданий «Мячи» ИЛИ «Анти- грав и хватка осьми- нога» | Проведение про- стых исследова- ний и анализ их результатов. | Работа в парах или группах. Презентация результатов эксперимен- тов. | Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просве- щение, 2020. |
Модуль 3: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч) | ||||||
11. | В домаш- них делах: ремонт и обустрой- ство дома Комплекс- ные задания «Ремонт комнаты», «Покупка телеви- зора» | 1 | Геометрические фигуры и их свой- ства. Измерение длин и расстояний, периметр фигуры. Вычисления с раци- ональными числами, округление. Зависи- мость «цена-количе- ство-стоимость». | Извлекать инфор- мацию (из текста, таблицы, диаграм- мы). Распознавать математические объекты. Описы- вать ход и резуль- таты действий. Предлагать и обсуждать способы решения. Прики- дывать, оценивать, вычислять резуль- тат. | Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, практическая работа (изме- рение) | Демонстрационный вариант 2019/2020: 6 «Ремонт комнаты», 6 «Покупка телеви- зора» (http://skiv. instrao.ru) «Выставка рисун- ков»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
Устанавливать и использовать зависимости между величи- нами, данными. Читать, записы- вать, сравнивать математические объекты (числа, величины, фигу- ры). Применять правила, свойства (вычислений, на- хождения резуль- тата). Применять приемы проверки результата. Интер- претировать ответ, данные. Выдвигать и обосновывать гипотезу. Формули- ровать обобщения и выводы. Распоз- навать истинные и ложные высказы- вания об объектах. Строить высказы- вания. |
Приводить при- меры и контрпри- меры. Выявлять сходства и раз- личия объектов. Измерять объекты. Конструировать математические отношения. Моде- лировать ситуацию математически. Наблюдать и про- водить аналогии. | ||||||
12. | В обще- ственной жизни: спорт Ком- плексные задания «Футболь- ная ко- манда», «Мировой рекорд по бегу», «Питание самбиста» | 1 | Представление дан- ных: 6 Таблицы, диаграм- мы, 6 Статистические характеристики, 6 Сравнение величин, 6 Процентные вычис- ления | Групповая работа, инди- видуальная работа, кон- ференция, круглый стол (спортивных экспертов) | РЭШ, 7 класс: «Футбольная ко- манда», «Мировой рекорд по бегу», «Питание самбиста» (http://skiv.instrao. ru) |
13. | На отды- хе: досуг, отпуск, увлечения Ком- плексные задания «Бугель- ные подъ- емники», «Кресель- ные подъ- емники» | 1 | Зависимость» «ско- рость-время-рассто- яние», измерение времени и скорости. Графики реальных зависимостей. | Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, презентация (колонка бло- гера) | Демонстрационный вариант 2019/2020: «Бугельные подъем- ники», «Кресельные подъемники» (http:// skiv.instrao.ru) | |
14. | В про- фессиях: сельское хозяйство Комплекс- ное зада- ние «Сбор черешни» | 1 | Статистические ха- рактеристики. Пред- ставление данных (диаграммы, инфо- графика) | Групповая работа, инди- видуальная работа, кру- глый стол, презентация (информацион- ное сообщение в СМИ) | «Сбор черешни» (https://fg.resh.edu. ru) «Работа летом для подростка»: обра- зовательный ресурс издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/) |
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?» (4 ч) | ||||||
15. | Наука и техноло- гии | 2 | Выполнение зада- ний «Поехали на водороде» и «На всех парусах» | Объяснение прин- ципов действия технологий. Вы- движение идей по использованию зна- ний для разработ- ки и совершенство- вания технологий. | Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | «Поехали на водо- роде»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. по- собие для общеобра- зовательных органи- заций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просвещение, 2021. Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) |
16. | Мир жи- вого | 1 | Выполнение задания «Что вы знаете о клонах?» | Объяснение проис- ходящих процессов на основе получен- ных новых знаний. Анализ методов исследования и интерпретация | Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / |
результатов экспе- риментов. | под ред. Г. С. Кова- лёвой, А. Ю. Пен- тина. — М. ; СПб. : Просвещение, 2021. | |||||
17. | Вещества, которые нас окру- жают | 1 | Выполнение зада- ния «От газировки к «газированному» океану» | Получение выводов на основе нтер- претации данных (табличных, число- вых), построение рассуждений. Про- ведение простых исследований и анализ их резуль- татов. | Работа в парах или группах. Презентация результатов выполнения заданий. | «Углекислый газ: от газировки к «гази- рованному» океану»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просве- щение, 2021. |
18. | Наше здо- ровье | 1 | Выполнение задания «Экстремальные про- фессии» | Объяснение проис- ходящих процес- сов. Анализ мето- дов исследования и интерпретация результатов экспе- риментов. | Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | Сетевой комплекс информационно- го взаимодействия субъектов Россий- ской Федерации в проекте «Монито- ринг формирования |
функциональной гра- мотности учащихся» (http://skiv.instrao. ru) | ||||||
Модуль 3: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч) | ||||||
19. | В профес- сиях | 1 | Геометрические фигуры, взаимное расположение фигур, Числовые закономер- ности, Дроби | Извлекать инфор- мацию (из текста, таблицы, диаграм- мы). Распознавать математические | Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, практическая | «Формат книги» (http://skiv.instrao. ru/) «Площади интерес- ных фигур»: |
объекты. Описы- вать ход и резуль- таты действий. Предлагать и обсуждать способы решения. Прики- дывать, оценивать, вычислять резуль- тат. Устанавливать и использовать зависимости меж- ду величинами, данными. Читать, записывать, срав- нивать математи- ческие объекты (числа, величины, фигуры). При- менять правила, свойства (вычис- лений, нахожде- ния результата). Применять приемы проверки результа- та. Интерпретиро- вать ответ, дан- ные. Выдвигать и обосновывать гипотезу. Формули- ровать обобщения и выводы. Распоз- навать истинные и | работа (моде- лирование) | образовательный ре- сурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) | ||||
20. | В обще- ственной жизни | 1 | Перебор возможных вариантов. Множе- ства. Числовые выра- жения и неравен- ства. Геометрические фигуры, измерение длин и расстояний | Групповая работа, инди- видуальная работа, мозго- вой штурм | «Доставка обеда», «Столики в кафе» (http://skiv.instrao. ru/) «Абитуриент»: обра- зовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) | |
21. | В обще- ственной жизни | 1 | Статистические ха- рактеристики. Пред- ставление данных (таблица). Вычисле- ния с рациональны- ми числами | Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, исследование источников информации, презентация (инфографика) | «Пассажиропоток аэропортов» (http:// skiv.instrao.ru/) «Аренда автомоби- ля»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) | |
22. | В профес- сиях | 1 | Геометрические фи- гуры и их свойства (треугольник, прямо- угольник), Измере- ние геометрических | Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, практическая | «Освещение зимнего сада» (http://skiv. instrao.ru/) | |
величин, Тригономе- трические соотноше- ния в прямоугольном треугольнике | ложные высказы- вания об объектах. Строить высказы- вания. Приводить примеры и кон- трпримеры. Вы- являть сходства и различия объектов. Измерять объекты. Конструировать математические отношения. Моде- лировать ситуацию математически. Наблюдать и про- водить аналогии. | работа (моде- лирование), презентация (техническое задание, сме- та) | РЭШ: «Установка зенитных фонарей» «Молодые ученые»: образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
Модуль 1: Читательская грамотность: «События и факты с разных точек зрения» (3 ч) | ||||||
23. | Смысл жизни (я и моя жизнь) | 1 | Авторский замысел и читательские уста- новки | Интегрировать и интерпретировать информацию | Творческая лаборатория | «Зарок» (http://skiv. instrao.ru/) «Самое старое ме- сто»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) |
24. | Самоопре- деление | 3 | Альтернативные точки зрения и их основания | Интегрировать и интерпретировать информацию, ос- мыслять содержа- ние и форму текста | Дискуссия | «Киберспорт» Чи- тательская гра- мотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. |
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. – М. , СПб. : «Просвеще- ние», 2020 «Походы» (http:// skiv.instrao.ru/) | ||||||
25. | Смыслы, явные и скрытые | 1 | Коммуникативное намерение автора, манипуляция в ком- муникации | Осмыслять содер- жание и форму текста | Игра-расследо- вание | «Выигрыш» Чи- тательская гра- мотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. по- собие для общеобра- зоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. – М., СПб.: «Просве- щение», 2021). |
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Знания в действии» (5 ч) | ||||||
26-27. | Наука и техноло- гии | 1 | Выполнение заданий «Сесть на астероид» и «Солнечные пане- ли» | Объяснение прин- ципов действия технологий. Вы- движение идей по использованию зна- ний для разработ- ки и совершенство- вания технологий. | Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru) |
28. | Вещества, которые нас окру- жают | 1 | Выполнение зада- ний «Лекарства или яды» и «Чай» | Объяснение проис- ходящих процессов и воздействия раз- личных веществ на организм человека. | Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) Сетевой комплекс информационно- го взаимодействия субъектов Россий- ской Федерации в проекте «Монито- ринг формирования функциональной грамотности уча- щихся» (http://skiv. instrao.ru) |
29 | Наше здо- ровье | 1 | Выполнение заданий «О чем расскажет анализ крови» и/или «Вакцины» | Объяснение проис- ходящих процес- сов. Анализ мето- дов исследования и интерпретация результатов «экспе- риментов. | Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. | «О чем расскажет анализ крови»: обра- зовательный ресурс издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/) Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просве- щение, 2021. |
30. | Заботимся о Земле | 2 | Выполнение заданий «Глобальное поте- пление» и «Красный прилив» | Получение выводов на основе интер- претации данных (графиков, схем), построение рассуж- дений. Проведение простых исследо- ваний и анализ их результатов. Выдвижение идей по моделированию глобальных процес- сов. | Работа в парах или груп- пах. Мозго- вой штурм. Презентация результатов выполнения заданий. | Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб. : Просве- щение, 2021. Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru) |
Модуль 3: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч) | ||||||
31. | В обще- ственной жизни: соци- альные опросы и исследова- ния Ком- плексные задания «Домаш- ние жи- вотные», «Здоровое питание» | 1 | Статистические ха- рактеристики. Пред- ставление информа- ции (диаграммы) | Извлекать инфор- мацию (из текста, таблицы, диаграм- мы). Распознавать математические объекты. Описы- вать ход и резуль- таты действий. Предлагать и обсуждать способы решения. Прики- дывать, оценивать, вычислять резуль- тат. Устанавливать и использовать зависимости меж- ду величинами, данными. Читать, записывать, срав- нивать | Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, исследование информаци- онных источ- ников, опрос, презентация, круглый стол | «Домашние живот- ные», «Здоровое пи- тание» (http://skiv. instrao.ru/) |
32. | На отды- хе: изме- рения на местности Комплекс- ное зада- ние «Как измерить ширину реки» | 1 | Измерение геоме- трических величин, Геометрические фи- гуры и их свойства, Равенство и подобие | математические объекты (числа, величины, фигу- ры). Применять правила, свойства (вычислений, на- хождения резуль- тата). Применять приемы проверки результата. Интер- претировать ответ, данные. Выдвигать и обосновывать гипотезу. Формули- ровать обобщения и выводы. Распоз- наватьистинные и ложные высказы- вания об объектах. Строить высказы- вания. Приводить примеры и кон- трпримеры. Вы- являть сходства и различия объектов. Измерять объекты. Конструировать математические отношения. Моде- лировать ситуацию математически. Наблюдать и про- водить аналогии. | Групповая работа, инди- видуальная ра- бота, практи- ческая работа (измерение на местности) | «Как измерить ши- рину реки» (http:// skiv.instrao.ru/) |
33. | В обще- ственной жизни: интернет Ком- плексное задание «Покупка подарка в интер- нет-мага- зине» | 1 | Представление данных (таблицы, диаграммы), Веро- ятность случайного события | Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, из- учение интер- нет-ресурсов, презентация | «Покупка подарка в интернет-магазине» (http://skiv.instrao. ru/) | |
34. | В домаш- них делах: комму- нальные платежи Ком- плексное задание «Изме- рение и оплата электроэ- нергии» | 1 | Вычисления с раци- ональными числами с использованием электронных таблиц | Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, практическая работа (вы- числения с использовани- ем электрон- ных таблиц), презентация (рекоменда- ций) | «Измерение и оплата электроэнергии» – в Приложении (http:// skiv.instrao.ru/) |
ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Программа реализуется в работе с обучающимися 8 класса .
Программа курса рассчитана на 1 год с проведением за- нятий 1 раз в неделю .
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятель- ность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, дело- вые игры, организацию социальных практик .
Методическим обеспечением курса являются задания разра- ботанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg .resh .edu .ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv .instrao .ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media .prosv .ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность . Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвеще-
ние», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

























