Рабочая программа 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Функциональная грамотность

для учащихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f.g._8_kl.docx107.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа

«РАССМОРЕНО»                                  «СОГЛАСОВАНО»                               «УТВЕРЖДЕНО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование курса: Финансовая грамотность

Класс: 8

Уровень общего образования : основное общее

Количество часов: 34 часов (1 час в неделю)

Рабочую программу составил учитель: Маркелова Наталья Геннадьевна, учитель иностранного языка

2025

I.         ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

 УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, мета- предметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамот- ности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных об- разовательных результатов.

Личностные результаты

6 осознание российской  гражданской  идентичности  (осозна- ние себя, своих задач и своего места в мире);

6 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реа- лизации его прав;

6 ценностное отношение к достижениям своей Родины — Рос- сии, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым под- вигам и трудовым достижениям народа;

6 готовность к саморазвитию, самостоятельности и личност- ному самоопределению;

6  осознание ценности самостоятельности и инициативы;

6 наличие мотивации к целенаправленной  социально  значи- мой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;

6  проявление интереса к способам познания;

6  стремление к самоизменению;

6 сформированность внутренней позиции личности как  осо- бого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

6 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

6  установка на активное участие в решении практических за- дач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и раз- витие необходимых умений;

6 осознанный выбор и построение  индивидуальной  траекто- рии образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

6  активное участие в жизни семьи;

6  приобретение опыта успешного межличностного общения;

6 готовность к разнообразной совместной деятельности, ак- тивное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

6 проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;

6 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков без- опасного поведения в интернет-среде.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обуча- ющегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

6 освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;

6 готовность к действиям в условиях неопределенности, по- вышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навы- ки и компетенции из опыта других;

6 осознание необходимости в формировании новых знаний,  в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объек- тах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планиро- вать свое развитие.

Личностные результаты, связанные с формированием эко- логической культуры:

6 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

6 умение оценивать свои действия с учетом влияния на окру- жающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

6 ориентация на применение знаний из социальных и есте- ственных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

6 повышение уровня экологической культуры, осознание гло- бального характера экологических проблем и путей их ре- шения;

6 активное неприятие действий, приносящих  вред  окружаю- щей среде; осознание своей роли как гражданина и потре- бителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

6 готовность к участию в практической деятельности экологи- ческой направленности.

Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориента- ций и расширение опыта деятельности.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты во  ФГОС  сгруппированы  по трем направлениям и отражают способность обучающихся ис- пользовать на практике универсальные учебные действия, со- ставляющие умение учиться:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
  • овладение  универсальными  регулятивными  действиями.

6 Освоение обучающимися межпредметных понятий (исполь- зуются в нескольких предметных областях и позволяют свя- зывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных мо- дулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, ре- гулятивные);

6 способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

6 готовность к самостоятельному планированию и осуществле- нию учебной деятельности и организации учебного сотруд- ничества с  педагогическими  работниками  и  сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

6 способность организовать и реализовать собственную позна- вательную деятельность;

6  способность к совместной деятельности;

6 овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными дей- ствиями:

  1. базовые логические действия:

6  владеть  базовыми  логическими  операциями:

  • сопоставления и сравнения,
  • группировки, систематизации и классификации,
  • анализа, синтеза, обобщения,
  • выделения главного;

6 владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помо- щью схем и знако-символических средств;

6 выявлять и характеризовать существенные признаки объек- тов (явлений);

6 устанавливать существенный признак классификации, ос- нования

6  для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

6 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблю- дениях;

6 предлагать критерии для выявления закономерностей и про- тиворечий;

6  выявлять  дефициты  информации,   данных,   необходимых для решения поставленной задачи;

6 выявлять причинно-следственные связи при изучении явле- ний и процессов;

6 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктив- ных умозаключений, умозаключений по аналогии, форму- лировать гипотезы о взаимосвязях;

6 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наи- более подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

  1. базовые исследовательские действия:

6 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

6 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между ре- альным и желательным состоянием ситуации, объекта, са- мостоятельно устанавливать искомое и данное;

6   формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,  аргументировать  свою  позицию,  мне- ние;

6 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, не- сложный эксперимент, небольшое исследование по установ- лению особенностей объекта изучения, причинно-следствен- ных связей и зависимостей объектов между собой;

6 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

6 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по ре- зультатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

6 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных си- туациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

  1. работа с информацией:

6 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной

6  учебной задачи и заданных критериев;

6 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпре- тировать информацию различных видов и форм представ- ления;

6 находить сходные аргументы (подтверждающие или опро- вергающие одну и ту же идею, версию) в различных инфор- мационных источниках;

6 самостоятельно выбирать оптимальную форму  представ- ления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

6 оценивать надежность информации по критериям, предло- женным педагогическим работником или  сформулирован- ным самостоятельно;

6 эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение  системой   универсальных   учебных   познаватель- ных действий обеспечивает сформированность когнитивных

навыков у обучающихся.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

  1. общение:

6 воспринимать и  формулировать  суждения,  выражать  эмо- ции в соответствии с целями и условиями общения;

6 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

6 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпо- сылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

6 понимать намерения других, проявлять уважительное отно- шение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

6 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по су- ществу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности об- щения;

6 сопоставлять свои суждения с суждениями  других  участни- ков диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

6 публично представлять результаты решения задачи, выпол- ненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

6  самостоятельно выбирать формат выступления с учетом за- дач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использова- нием иллюстративных материалов;

  1. совместная деятельность:

6 понимать и использовать преимущества командной и ин- дивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

6 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

6 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готов- ность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

6 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

6 выполнять свою часть работы, достигать качественного ре- зультата по своему направлению и координировать свои дей- ствия с другими членами команды;

6 оценивать качество своего вклада в общий продукт по кри- териям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

6 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуника- тивных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действи- ями:

  1. самоорганизация:

6 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

6 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие ре- шений группой);

6 самостоятельно составлять алгоритм  решения  задачи  (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с  уче- том имеющихся ресурсов и собственных возможностей, ар- гументировать предлагаемые варианты решений;

6 составлять план действий (план реализации намеченного ал- горитма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

6 делать выбор и брать ответственность за решение;

  1. самоконтроль:

6 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлек- сии;

6 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

6 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать ре- шение к меняющимся обстоятельствам;

6 объяснять причины достижения  (недостижения)  результа- тов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

6 вносить коррективы в деятельность на основе новых обсто- ятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

6  оценивать соответствие результата цели и условиям;

  1. эмоциональный интеллект:

6 различать, называть  и  управлять  собственными  эмоциями и эмоциями других;

6  выявлять и анализировать причины эмоций;

6 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

6  регулировать способ выражения эмоций;

  1. принятие себя и других:

6  осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

6  признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

6  принимать себя и других, не осуждая;

6  открытость себе и другим;

6  осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навы- ков личности (управления собой, самодисциплины, устойчиво- го поведения).

Предметные результаты освоения программы основного об- щего образования представлены с учетом специфики содержа- ния предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функ- циональной грамотности.

Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предмет- ных результатов по предметной области «Русский язык и ли- тература».

По учебному предмету «Русский язык»:

6 понимание прослушанных или прочитанных учебно-на- учных, официально-деловых, публицистических, художе- ственных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содер- жания текста;

6 овладение умениями информационной переработки прослу- шанного или прочитанного текста; выделение главной и вто- ростепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;

6 представление содержания прослушанного  или  прочитанно- го учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; коммен- тирование текста или его фрагмента;

6 извлечение информации из различных источников, ее ос- мысление и оперирование ею;

6 анализ и оценивание  собственных  и  чужих  письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;

6 определение лексического значения слова разными способа- ми (установление значения слова по контексту).

По учебному предмету «Литература»:

6 овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, ин- терпретировать и оценивать прочитанное;

6 умение анализировать произведение в единстве формы и со- держания; определять тематику и проблематику произведе- ния; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять осо- бенности языка художественного произведения;

6 овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведе- ний (в том числе с использованием методов смыслового чте- ния, позволяющих воспринимать, понимать и интерпрети- ровать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).

Занятия по математической грамотности в рамках внеуроч- ной деятельности вносят вклад в достижение следующих пред- метных результатов по учебному предмету «Математика»:

Использовать в практических (жизненных) ситуациях сле- дующие предметные математические умения и навыки:

6 сравнивать и  упорядочивать  натуральные  числа,  целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и пись- менные приемы, арифметические действия  с  рациональны- ми числами; выполнять проверку, прикидку результата вы- числений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;

6 решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропор- циональностью величин, процентами (налоги, задачи из области   управления   личными   и   семейными   финансами),

-решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользовать- ся основными единицами измерения: цены, массы; расстоя- ния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через  другие;  интерпретировать  результаты  решения  задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматри- ваемых объектов;

6 извлекать, анализировать, оценивать информацию, пред- ставленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, ис- пользовать данные при решении задач; представлять инфор- мацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристи- ками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наи- меньшее значения, размах числового набора;

6 оценивать вероятности реальных событий и явлений, пони- мать роль практически достоверных и маловероятных собы- тий в окружающем мире и в жизни;

6 пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать паралле- лепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать тер- минологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имею- щих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в про- странстве, на модели куба, примеры равных и симметрич- ных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: ра- венство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; при- менять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;

6 находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения па- раллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоуголь- ников; находить длину окружности, плошадь круга; вычис- лять объем куба, параллелепипеда по заданным измерени- ям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основны-

ми метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;

6 использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; по- нимать графический способ представления и анализа ин- формации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;

6 переходить от словесной формулировки задачи к ее алге- браической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с кон- текстом задачи полученный результат; использовать нера- венства при решении различных задач;

6 решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последова- тельностей.

Занятия по естественно-научной грамотности в рамках вне- урочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»:

6 умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера;

6 умение проводить учебное исследование, в том числе пони- мать задачи исследования,  применять  методы  исследова- ния, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совмест- ную деятельность в группе;

6 умение применять простые физические модели для объясне- ния процессов и явлений;

6 умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от  их  состава  и  строения,  влияние  веществ и химических процессов на организм человека и  окружаю- щую природную среду;

6 умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений  и  процес- сов;

6 сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;

6 умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и фи- зической активности; умение противодействовать лженауч- ным манипуляциям в области здоровья;

6 умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов.

II.         Содержание учебного предмета

Читательская грамотность

«Читательская грамотность – способность человека пони- мать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в соци- альной жизни»2.

Читательская грамотность – основа формирования функци- ональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фак- тологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержа- щихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информа- ции, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непрове- ренной информации, что формирует умения оценивать надеж- ность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.

Математическая грамотность

Фрагмент программы внеурочной деятельности в части ма- тематической грамотности разработан на основе Федерального

государственного образовательного стандарта основного обще- го образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федера- ции и традиций российского образования, которые обеспечи- вают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.

Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования  современной  техники,  восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять рас- четы и составлять алгоритмы, применять формулы, использо- вать приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и гра- фиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий.

Формирование функциональной математической грамотно- сти естественным образом может осуществляться на уроках математики,  причем  как   в   рамках   конкретных   изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает до- полнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических заня- тий: практические занятия  в  аудитории  и  на  местности,  опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с  содержанием  дру- гих учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует при- менение математических знаний в реальной жизни каждого че- ловека и объясняет важные понятия, актуальные для функци- онирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.

Естественно-научная грамотность

Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности  в  равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной гра- мотности, сформулированным в международном исследовании PISA:

«Естественно-научная грамотность – это способность чело- века занимать активную гражданскую позицию  по  обществен- но значимым  вопросам,  связанным  с  естественными  науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный  человек  стремится  участво- вать в  аргументированном  обсуждении  проблем,  относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него сле-

дующих  компетентностей:

6  научно объяснять явления;

6 демонстрировать понимание особенностей естественно-науч- ного исследования;

6 интерпретировать данные и использовать научные доказа- тельства для получения выводов».

Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет допол- нительные возможности с точки зрения вариативности содер- жания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных  предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеу- рочной деятельности могут проводиться в разнообразных фор- мах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспе- чения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методи- ческих предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ТРЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 8 КЛАССА

Введение в курс «Функциональная грамотность»

Модуль1: Читательская грамотность

  8 ч

Модуль 2: Естественно-научная грамотность

   13 ч

Модуль 3: Математическая грамотность

             12 ч

Всего

34 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        

8 КЛАСС

Тема

Кол- во часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы прове- дения занятий

Электронные (циф- ровые) образователь- ные ресурсы

Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 8 класса.

1.

Введение

1

Знакомство участ- ников программы. Обсуждение  понятий

«функциональная грамотность», «со- ставляющие функ- циональной грамот- ности (читательская, математическая, естественно-научная, финансовая гра- мотность, глобаль- ные компетенции, креативное мыш- ление). Ожидания каждого  школьника и группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках программы.

Развить мотивацию к целенаправлен- ной социально значимой деятель- ности; стремление быть полезным, ин- терес к социально- му сотрудничеству; Сформировать внутреннюю пози- ции личности как особого ценност- ного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; Сформиро- вать установку на активное участие

в решении прак- тических задач, осознанием важно- сти образования на протяжении всей

Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать за- нятия. Беседа, работа в груп- пах, планиро- вание работы.

Портал Российской электронной школы (https://fg.resh.edu. ru/)  Портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информа- ционного взаимо- действия субъектов Российской Федера- ции в проекте «Мони- торинг формирования функциональной гра- мотности учащихся» (http://skiv.instrao. ru/) Материалы из пособий «Функцио- нальная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просве- щение». Материалы электронного обра- зовательного ресурса издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/)

жизни для успеш- ной профессиональ- ной деятельности и развитием необ- ходимых умений; Приобрести опыт успешного межлич- ностного общения; готовность к разно- образной совмест- ной деятельности, активное участие в коллективных учеб- но-исследователь- ских, проектных и других творческих работах

Модуль 1: Читательская грамотность: В мире текстов: от этикетки до повести» (5 ч)

2.

Смысл жизни

(Я и моя жизнь)

1

Авторский   замысел и читательские уста- новки (художествен- ный текст)

Интегрировать и интерпретировать информацию

Дискуссия

«Чудо на своем месте»: демонстраци- онный вариант 2019 (http://skiv.instrao.ru)

«Репетитор»: обра- зовательный ресурс издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/)

«За тенью» (http:// skiv.instrao.ru)

«Зачем?»: образова- тельный ресурс изда- тельства «Просвеще- ние» (https://media. prosv.ru/func/)«За тенью» (http:// skiv.instrao.ru)

«Зачем?»: образова- тельный ресурс изда- тельства «Просвеще- ние» (https://media. prosv.ru/func/)

3.

Человек и книга

1

Особенности чтения и понимания элек- тронных текстов (учебно-справочный текст)

Использовать информацию из текста для реше- ния практической задачи

Практикум в компьютерном классе

«Справочное бюро» (http://skiv.instrao. ru/bank-zadaniy/ chitatelskaya- gramotnost/)

«Как  выглядит слон»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

«Книга из интер- нета» (http://skiv. instrao.ru)

«Милорд»: образова- тельный ресурс изда- тельства «Просвеще- ние» (https://media. prosv.ru/func/)

4.

Проблемы повседнев- ности

(выбор товаров и услуг)

1

Чтение и понимание несплошных текстов (инструкция, этикет- ка)

Использовать информацию из текста для реше- ния практической задачи

Ролевая игра

«Сгущенка» (http:// skiv.instrao.ru/bank- zadaniy/chitatelskaya- gramotnost/)

«Мыльные откры- тия»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

5.

Будущее

(человек и техни- ческий прогресс)

1

Особенности   чте- ния и понимания смешанных текстов (соотнесение текста статьи и инфографи- ки)

Интегрировать и интерпретировать информацию

Пресс-конфе- ренция

«Погружение»: демонстрационный вариант 2019 (http:// skiv.instrao.ru)

«Новости будущего века»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

6

Познание

1

Научная информа- ция: анализ и оценка

Использовать информацию из текста для различ- ных целей

Конференция

«Исчезающая пища. Бананы»: образова- тельный ресурс изда- тельства «Просвеще- ние» (https://media. prosv.ru/func/)

«Исчезающая пища»: (Читатель- ская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. пособие для общеобразоват. ор- ганизаций. В 2-х ч. Часть 2. – Москва, Санкт-Петербург:

«Просвещение», 2021).

«Новости» (http:// skiv.instrao.ru)

Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Узнаем новое и объясняем» (4 ч)

7.

Наука и техноло- гии

1

Выполнение заданий

«Луна» и «Вавилон- ские сады»

Объяснение процес- сов и принципов действия техноло- гий.

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

«Луна», «Вавилон- ские сады»: образо- вательный ресурс издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/)

Естественно-научная грамотность.

Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных

организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. —

М. ; СПб. : Просве- щение, 2021.

8.

Мир жи- вого

1

Выполнение заданий

«Зеленые водоросли» и «Трава Геракла»

Объяснение проис- ходящих процес- сов. Анализ мето- дов   исследования и интерпретация результатов экспе- риментов.

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Портал РЭШ (Рос- сийская электронная школа) (https:// fg.resh.edu.ru)

9.

Вещества, которые нас окру- жают

1

Выполнение задания

«Заросший пруд»

Проведение про- стых  исследований и анализ их резуль- татов. Получение выводов на основе интерпретации дан- ных (табличных, числовых), постро- ение рассуждений. Выдвижение и анализ способов исследования во- просов.

Работа в парах или группах. Презентация результатов выполнения заданий.

«Заросший пруд»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. —

М. ; СПб. : Просве- щение, 2021.

Тема

Кол- во часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы прове- дения занятий

Электронные (циф- ровые) образователь- ные ресурсы

10.

Мои увле- чения

2

Выполнение заданий

«Мячи» ИЛИ «Анти- грав и хватка осьми- нога»

Проведение про- стых исследова- ний и анализ их результатов.

Работа в парах или группах. Презентация результатов эксперимен- тов.

Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. —

М. ; СПб. : Просве- щение, 2020.

Модуль 3: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)

11.

В домаш- них делах: ремонт и обустрой- ство дома Комплекс- ные задания

«Ремонт комнаты»,

«Покупка телеви- зора»

1

Геометрические фигуры и их свой- ства. Измерение длин и расстояний, периметр фигуры. Вычисления с раци- ональными числами, округление. Зависи- мость «цена-количе- ство-стоимость».

Извлекать инфор- мацию (из текста, таблицы, диаграм- мы). Распознавать математические объекты. Описы- вать ход и резуль- таты действий.

Предлагать и обсуждать способы решения. Прики- дывать, оценивать, вычислять резуль- тат.

Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, практическая работа (изме- рение)

Демонстрационный вариант 2019/2020:

6 «Ремонт комнаты»,

6 «Покупка телеви- зора» (http://skiv. instrao.ru)

«Выставка рисун- ков»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Устанавливать и использовать зависимости между величи-

нами, данными. Читать,  записы- вать, сравнивать математические объекты (числа, величины,  фигу- ры). Применять правила, свойства (вычислений, на- хождения резуль- тата). Применять приемы проверки результата. Интер- претировать ответ, данные.  Выдвигать и обосновывать гипотезу. Формули- ровать обобщения

и выводы. Распоз- навать истинные и ложные высказы- вания об объектах. Строить высказы- вания.

Приводить при- меры и контрпри- меры. Выявлять сходства и раз- личия объектов. Измерять объекты. Конструировать математические отношения. Моде- лировать ситуацию математически.

Наблюдать и про- водить аналогии.

12.

В обще- ственной жизни: спорт

Ком- плексные задания

«Футболь- ная ко- манда»,

«Мировой рекорд

по бегу»,

«Питание самбиста»

1

Представление дан- ных:

6 Таблицы, диаграм- мы,

6 Статистические характеристики,

6  Сравнение  величин,

6 Процентные вычис- ления

Групповая работа, инди- видуальная работа, кон- ференция, круглый стол (спортивных экспертов)

РЭШ, 7 класс:

«Футбольная ко- манда», «Мировой рекорд по бегу»,

«Питание самбиста» (http://skiv.instrao. ru)

13.

На отды- хе: досуг, отпуск, увлечения Ком- плексные задания

«Бугель- ные подъ- емники»,

«Кресель- ные подъ- емники»

1

Зависимость» «ско- рость-время-рассто- яние», измерение времени и скорости. Графики реальных зависимостей.

Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, презентация (колонка бло- гера)

Демонстрационный вариант 2019/2020:

«Бугельные подъем- ники», «Кресельные подъемники» (http:// skiv.instrao.ru)

14.

В про- фессиях: сельское хозяйство Комплекс- ное зада- ние «Сбор черешни»

1

Статистические ха- рактеристики. Пред- ставление данных (диаграммы, инфо- графика)

Групповая работа, инди- видуальная работа, кру- глый стол, презентация (информацион- ное сообщение в СМИ)

«Сбор черешни» (https://fg.resh.edu. ru)

«Работа летом для подростка»: обра- зовательный ресурс издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/)

Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?» (4 ч)

15.

Наука и техноло- гии

2

Выполнение зада- ний «Поехали на водороде» и «На всех парусах»

Объяснение прин- ципов действия технологий. Вы- движение идей по использованию зна- ний для разработ- ки и совершенство- вания технологий.

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

«Поехали на водо- роде»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. по- собие для общеобра- зовательных органи- заций / под ред. Г.

С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. — М. ; СПб.

: Просвещение, 2021. Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru)

16.

Мир жи- вого

1

Выполнение задания

«Что вы знаете о клонах?»

Объяснение проис- ходящих процессов на основе получен- ных новых знаний. Анализ методов исследования и интерпретация

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций /

результатов экспе- риментов.

под ред. Г. С. Кова- лёвой, А. Ю. Пен- тина. — М. ; СПб. : Просвещение, 2021.

17.

Вещества, которые нас окру- жают

1

Выполнение зада- ния «От газировки к «газированному» океану»

Получение выводов на основе нтер- претации данных (табличных, число- вых), построение рассуждений. Про- ведение простых исследований и анализ их резуль- татов.

Работа в парах или группах. Презентация результатов выполнения заданий.

«Углекислый газ: от газировки к «гази- рованному» океану»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалёвой, А. Ю. Пентина. —

М. ; СПб. : Просве- щение, 2021.

18.

Наше здо- ровье

1

Выполнение задания

«Экстремальные про- фессии»

Объяснение проис- ходящих процес- сов. Анализ мето- дов   исследования и интерпретация результатов экспе- риментов.

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Сетевой комплекс информационно- го взаимодействия субъектов Россий- ской Федерации в проекте «Монито-

ринг формирования

функциональной гра- мотности учащихся» (http://skiv.instrao. ru)

Модуль 3: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)

19.

В профес- сиях

1

Геометрические фигуры, взаимное расположение фигур, Числовые закономер- ности, Дроби

Извлекать инфор- мацию (из текста, таблицы, диаграм- мы). Распознавать математические

Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, практическая

«Формат книги» (http://skiv.instrao. ru/)

«Площади интерес- ных фигур»:

объекты. Описы- вать ход и резуль- таты действий.

Предлагать и обсуждать способы решения. Прики- дывать, оценивать, вычислять резуль- тат. Устанавливать и использовать зависимости меж- ду величинами, данными. Читать, записывать, срав- нивать математи- ческие объекты (числа, величины, фигуры). При- менять правила, свойства (вычис- лений, нахожде- ния результата).

Применять приемы проверки результа- та. Интерпретиро- вать ответ, дан- ные. Выдвигать

и обосновывать гипотезу. Формули- ровать обобщения

и выводы. Распоз- навать истинные и

работа (моде- лирование)

образовательный ре- сурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

20.

В обще- ственной жизни

1

Перебор возможных вариантов. Множе- ства. Числовые выра- жения и неравен- ства. Геометрические фигуры, измерение длин и расстояний

Групповая работа, инди- видуальная работа, мозго- вой штурм

«Доставка обеда»,

«Столики в кафе» (http://skiv.instrao. ru/)

«Абитуриент»: обра- зовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

21.

В обще- ственной жизни

1

Статистические ха- рактеристики. Пред- ставление данных (таблица). Вычисле- ния с рациональны- ми числами

Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, исследование источников информации, презентация (инфографика)

«Пассажиропоток аэропортов» (http:// skiv.instrao.ru/)

«Аренда автомоби- ля»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

22.

В профес- сиях

1

Геометрические фи- гуры и их свойства (треугольник, прямо- угольник), Измере- ние геометрических

Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, практическая

«Освещение зимнего сада» (http://skiv. instrao.ru/)

величин, Тригономе- трические соотноше- ния в прямоугольном треугольнике

ложные высказы- вания об объектах. Строить высказы- вания. Приводить примеры и кон- трпримеры. Вы- являть сходства и различия объектов. Измерять объекты. Конструировать математические отношения. Моде- лировать ситуацию математически.

Наблюдать и про- водить аналогии.

работа (моде- лирование), презентация (техническое задание, сме- та)

РЭШ: «Установка зенитных  фонарей»

«Молодые ученые»: образовательный ресурс издательства

«Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

Модуль 1: Читательская грамотность: «События и факты с разных точек зрения» (3 ч)

23.

Смысл жизни (я и моя жизнь)

1

Авторский замысел и читательские уста- новки

Интегрировать и интерпретировать информацию

Творческая лаборатория

«Зарок» (http://skiv. instrao.ru/)

«Самое старое ме- сто»: образователь- ный ресурс издатель- ства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/)

24.

Самоопре- деление

3

Альтернативные точки зрения и их основания

Интегрировать и интерпретировать информацию, ос- мыслять содержа- ние и форму текста

Дискуссия

«Киберспорт» Чи- тательская гра- мотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.

Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. – М. , СПб. : «Просвеще- ние», 2020

«Походы» (http:// skiv.instrao.ru/)

25.

Смыслы, явные и скрытые

1

Коммуникативное намерение автора, манипуляция в ком- муникации

Осмыслять содер- жание и форму текста

Игра-расследо- вание

«Выигрыш» Чи- тательская гра- мотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. по- собие для общеобра- зоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. – М., СПб.: «Просве- щение», 2021).

Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Знания в действии» (5 ч)

26-27.

Наука и техноло- гии

1

Выполнение заданий

«Сесть на астероид» и «Солнечные пане- ли»

Объяснение прин- ципов действия технологий. Вы- движение идей по использованию зна- ний для разработ- ки и совершенство- вания технологий.

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru)

28.

Вещества, которые нас окру- жают

1

Выполнение зада- ний «Лекарства или яды» и «Чай»

Объяснение проис- ходящих процессов и воздействия раз- личных веществ на организм человека.

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru)

Сетевой комплекс информационно- го взаимодействия субъектов Россий- ской Федерации в проекте «Монито-

ринг формирования функциональной грамотности уча- щихся» (http://skiv. instrao.ru)

29

Наше здо- ровье

1

Выполнение  заданий

«О чем расскажет анализ крови» и/или

«Вакцины»

Объяснение проис- ходящих процес- сов. Анализ мето- дов   исследования и интерпретация

результатов «экспе- риментов.

Работа ин- дивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий.

«О чем расскажет анализ крови»: обра- зовательный ресурс издательства «Про- свещение» (https:// media.prosv.ru/func/)

Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. –

М. ; СПб. : Просве- щение, 2021.

30.

Заботимся о Земле

2

Выполнение заданий

«Глобальное поте- пление» и «Красный прилив»

Получение выводов на основе интер- претации данных (графиков, схем), построение рассуж- дений. Проведение простых исследо- ваний и анализ

их результатов. Выдвижение  идей по моделированию глобальных процес- сов.

Работа в парах или груп-

пах. Мозго- вой штурм. Презентация результатов выполнения заданий.

Естественно-науч- ная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для об- щеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. —

М. ; СПб. : Просве- щение, 2021.

Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru)

Модуль 3: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)

31.

В обще- ственной жизни: соци- альные опросы и исследова- ния

Ком- плексные задания

«Домаш- ние жи- вотные»,

«Здоровое питание»

1

Статистические ха- рактеристики. Пред- ставление информа- ции (диаграммы)

Извлекать инфор- мацию (из текста, таблицы, диаграм- мы). Распознавать математические объекты. Описы- вать ход и резуль- таты действий.

Предлагать и обсуждать способы решения. Прики- дывать, оценивать, вычислять резуль- тат. Устанавливать и использовать зависимости меж- ду величинами, данными. Читать, записывать, срав- нивать

Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, исследование информаци- онных источ- ников, опрос, презентация, круглый стол

«Домашние живот- ные», «Здоровое пи- тание» (http://skiv. instrao.ru/)

32.

На отды- хе: изме- рения на местности Комплекс- ное зада- ние «Как измерить ширину реки»

1

Измерение геоме- трических величин, Геометрические фи- гуры и их свойства, Равенство и подобие

математические объекты (числа, величины,  фигу- ры). Применять правила, свойства (вычислений, на- хождения резуль- тата). Применять приемы проверки результата. Интер- претировать ответ, данные.  Выдвигать и обосновывать гипотезу. Формули- ровать обобщения

и выводы. Распоз- наватьистинные и ложные высказы- вания об объектах. Строить высказы- вания. Приводить примеры и кон- трпримеры. Вы- являть сходства и различия объектов. Измерять объекты. Конструировать математические отношения. Моде- лировать ситуацию математически.

Наблюдать и про- водить аналогии.

Групповая работа, инди- видуальная ра- бота, практи- ческая работа (измерение на местности)

«Как измерить ши- рину реки» (http:// skiv.instrao.ru/)

33.

В обще- ственной жизни: интернет Ком- плексное задание

«Покупка подарка

в интер- нет-мага- зине»

1

Представление данных (таблицы, диаграммы), Веро- ятность случайного события

Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, из- учение интер- нет-ресурсов, презентация

«Покупка подарка в интернет-магазине» (http://skiv.instrao. ru/)

34.

В домаш- них делах: комму- нальные платежи Ком- плексное задание

«Изме- рение и оплата электроэ- нергии»

1

Вычисления с раци- ональными числами с использованием электронных таблиц

Беседа, груп- повая работа, индивидуаль- ная работа, практическая работа (вы- числения с использовани- ем электрон- ных таблиц), презентация (рекоменда- ций)

«Измерение и оплата электроэнергии» – в Приложении (http:// skiv.instrao.ru/)


ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Программа реализуется в работе с обучающимися 8 класса .

Программа курса рассчитана на 1 год с проведением за- нятий 1 раз в неделю .

Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятель- ность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, дело- вые игры, организацию социальных практик .

Методическим обеспечением курса являются задания разра- ботанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg .resh .edu  .ru/),  портале  ФГБНУ  ИСРО РАО (http://skiv .instrao .ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media .prosv .ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность . Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвеще-

ние», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...