Адаптивные рабочие программы вариант 2 (5 класс)
рабочая программа (5 класс)
Адаптивные рабочие программы вариант 2 (5 класс)
Предметы:
-Математика
-Сенсоное развитие
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.01 КБ | |
| 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ________________ Ю.В.Бохан «29» 08 2025 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко» ________ А.Г.Поветин «29» 08 2025 г.
|
Приложение к АООП
Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с нарушением интеллекта
Для 5 класса (вариант 2)
«Математика»
Составила:
Хилько Алина Николаевна,
учитель-олигофренопедагог
Хорошки 2025
#1055;ояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» для учащихся 5 класса (вариант 2) составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушениями интеллекта (вариант 2).
Цели: Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
- Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;
- Умение различать части суток, соотносить действие с временных промежутков, составлять и прослеживать последовательность событий.
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с нарушениями интеллекта нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол, необходимо поставить тарелки и столовые приборы по количеству обедающих. Дети не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математические представления» входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с СИПР на изучение отводится 1,5 ч. в неделю – 51 час в год.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения АООП включают:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.),
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты
Количественные представления:
- Нахождение одинаковых предметов
- Разъединение множеств
- Объединение предметов в единое множество
- Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»)
- Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом)
- Пересчет предметов
- Узнавание цифр
- Соотнесение цифры с количеством предметов
- Представление множества двумя другими множествами
- Написание цифр
- Сложение и вычитание в пределах 10, 20 (с переходом и без перехода через десяток).
Представления о величине:
- Различение по величине однородных и разнородных предметов
- Сравнение предметов по величине
- Сравнение предметов по длине
- Сравнение предметов по ширине
- Сравнение предметов по высоте
- Сравнение предметов по весу
Представление о форме:
- Различение некруглых геометрических тел
- Сравнение круглых и некруглых геометрических тел
- Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой
- Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг», «овал» шар, куб, призма, брус )
Пространственные представления:
- Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, над, под, право, лево)
- Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»)
- Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»)
- Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»)
- Конструирование предмета из двух и нескольких частей
- Составление разрезных картинок из 2-х и более частей
- Составление ряда из предметов или изображений
- Определение месторасположения предметов в ряду
Временные представления:
- Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»)
- Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»)
- Составление последовательности событий
- Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа)
- Соотнесение времени с началом и концом деятельности
Изучение предмета «Математические представления» направлено на формирование базовых учебных действий.
1. Готовность ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
- уметь направлять взгляд (на говорящего взрослого, на задание);
- уметь выполнять инструкции педагога;
- уметь использовать по назначению учебный материал;
- уметь выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
5. Содержание учебного предмета
Программа включает в себя следующие разделы:
- Количественные представления
- Представления о величине
- Представления о форме
- Пространственные представления
- Временные представления
Количественные представления
Основные задачи раздела:
- развивать умение сравнивать множества;
- развивать навык счета.
Представления о величине
Основные задачи раздела:
- формировать умение сравнивать предметы по величине;
- формировать умение находить одинаковые предметы
Представления о форме
Основные задачи раздела:
- формировать умение различать и называть геометрические фигуры, тела;
- развитие умения соотносить геометрический материал.
Пространственные представления
Основные задачи раздела:
- формировать умение ориентироваться на плоскости;
- развивать умение определять месторасположения предметов в пространстве.
Временные представления
Основные задачи раздела:
- развивать умение узнавать и различать части суток, дни недели;
- развивать умение определять время по часам.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ уро ка | Тема занятия | Кол- во ч. | Основные виды учебной деятельности обучающегося | Дата проведения по плану | Причина корректи ровки | Дата проведения по факту |
1 | Сравнение по величине однородных и разнородных предметов. Составление картинки из нескольких частей. Штриховка. Виды штриховки. Обводка. | 1 | ||||
2 | Ориентировка во времени: утро, день, вечер, ночь; позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра. | 1 | ||||
3 | Различение предметов по величине. Понятие «Большой - маленький». Число и цифра 1. | 1 | ||||
4 | Различение предметов по высоте. Понятие «Высокий- низкий» число и цифра 2. | 1 | ||||
5 | Различение предметов по ширине. Понятие «Широкий – узкий». Число и цифра 3. | 1 | ||||
6 | Сущность понятий: «сложение», «вычитание», «остаток», «равно», Математические знаки. | 1 | ||||
7 | Сравнение предметов по длине. Понятие «Длинный- -короткий». Число и цифра 4. | 1 | ||||
8 | Сравнение предметов по весу. Понятие «Тяжелый легкий». Число и цифра 5. | 1 | ||||
9 | Задача, ее составные части. Решение задач на практическом материале. | 1 | ||||
10 | Решение задач на нахождение суммы в пределах 5. Письмо чисел от 1 до 5 по трафарету и по точкам. | 1 | ||||
11 | Различение круглых геометрических тел. Рисование геометрической фигуры – круг. Соотнесение круга с шаром. | 1 | ||||
12 | Различение предметов по величине. Понятие «Глубокий – мелкий». Число и цифра 6. | 1 | ||||
13 | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 6. Решение примеров с пропущенными числами | 1 | ||||
14 | Геометрическая фигура – прямоугольник и квадрат. Рисование фигур. | 1 | ||||
15 | Различение предметов по величине. Понятие «Толстый – тонкий». Число и цифра 7. | 1 | ||||
16 | Геометрическая фигура- треугольник. Построение треугольника по точкам с применением линейки. Штриховка. | 1 | ||||
17 | Различение предметов по величине «Большой – маленький – средний». Число и цифра 8. | 1 | ||||
18 | Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 8 на наглядном материале «Вставь пропущенные числа». | 1 | ||||
19 | Ориентировка во времени: утро, день, вечер, ночь; вчера, сегодня, завтра. | 1 | ||||
20 | Временные представления . понятие «Рано - поздно», «Вчера – сегодня – завтра» . число и цифра 9. | 1 | ||||
21 | Понятия «следующее» число, «предыдущее» число. Решение примеров на …+1=… и …-1=… | 1 | ||||
22 | Различение предметов по величине. Понятие «Много – мало». Число и цифра 0. | 1 | ||||
23 | Различение предметов по весу. Измерение с помощью мерных инструментов. Составление упорядоченного ряда | 1 | ||||
24 | Сравнение предметов по величине, длине, ширине, весу, количеству. Число и цифра 10 | 1 | ||||
25 | Геометрическая фигура – овал. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника | 1 | ||||
26 | Определение времени по часам. Временные представления «Ходят стрелочки по кругу». | 1 | ||||
27 | Определение времени по часам. Временные представления «Ходят стрелочки по кругу». | 1 | ||||
28 | Представление о денежном знаке. Монета 1 рубль. Обводка. Понятие много и мало монет. Пересчет монет | 1 | ||||
29 | Мера длины – сантиметр. Сравнение числовых множеств. | 1 | ||||
30 | Перемещение в пространстве в заданном направлении. Понятие «Справа – слева». «Вверху – внизу – в середине». | 1 | ||||
31 | Временные понятия: неделя. Число дней, последовательность. | 1 | ||||
32 | Второй десяток. Счет 20. | 1 | ||||
33 | Нумерация. Число 11. Числовой ряд. Письмо числа 11. | 1 | ||||
34 | Число 12. Числовой ряд. Письмо числа 12. | 1 | ||||
35 | Число 13. Письмо числа 13. Место в числовом ряду. | 1 | ||||
36 | Число14. Письмо числа 14. Место в числовом ряду. | 1 | ||||
37 | Число15. Письмо числа 15. Место в числовом ряду | 1 | ||||
38 | Число16. Письмо числа 16. Место в числовом ряду | 1 | ||||
39 | Число17. Письмо числа 17. Место в числовом ряду | 1 | ||||
40 | Число18. Письмо числа 18. Место в числовом ряду | 1 | ||||
41 | Число19. Письмо числа 19. Место в числовом ряду. | 1 | ||||
42 | Число 20. Письмо числа 20. Получение числа 20. | 1 | ||||
43 | Однозначные и двузначные числа. Сравнение чисел. | 1 | ||||
44 | Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. (..15+1=….), (14-1=…) | 1 | ||||
45 | Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. (..15+1=….), (14-1=…) | 1 | ||||
46 | Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток | 1 | ||||
47 | Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток | 1 | ||||
48 | Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток | 1 | ||||
49 | Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток | 1 | ||||
50 | Решение задач с недостающими данными. | 1 | ||||
51 | Закрепление изученного за год. | 1 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 51 | ||||||
7. Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для проведения занятий по математике требуются:
- различные по форме, величине, цвету наборы материала;
- наборы предметов для занятий;
- пазлы;
- мозаики;
- карточки с изображением цифр, денежных знаков, монет;
- рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
- измерительные инструменты и приспособления: линейки, наборы угольников, макеты циферблата часов.
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ________________ Ю.В.Бохан «29» 08 2025 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко» ________ А.Г.Поветин «29» 08 2025 г. |
Приложение к АООП
Рабочая программа по учебному предмету для обучающихся с нарушением интеллекта
Для 5 класса (вариант 2)
«Сенсорное развитие»
Составила:
Хилько Алина Николаевна,
учитель-олигофренопедагог
Хорошки 2025
#1055;ояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Сенсорное развитие» для учащихся 5 класса (вариант 2) составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушениями интеллекта (вариант 2).
Цель рабочей программы: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Основные задачи программы:
- расширять диапазон воспринимаемых ощущений обучающегося;
- стимулировать активность (под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация);
- формировать сенсорно-перцептивные действия (не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию), что в будущем поможет лучше ориентироваться в окружающем мире; формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия цвета, звуков, особых свойств предметов.
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта обучающихся, то есть от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У обучающихся с нарушениями интеллекта сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у обучающегося, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий.
Обучающиеся с нарушениями интеллекта наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Программно-методический материал включает 5 разделов: "Зрительное восприятие", "Слуховое восприятие", "Кинестетическое восприятие", "Восприятие запаха", "Восприятие вкуса".
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений обучающегося, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции обучающегося, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Сенсорное развитие» входит в состав части, формируемой участниками образовательных отношений. В соответствии с СИПР на изучение отводится 0,5 ч. в неделю – 17 часов в год.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения АООП включают:
- Формирование минимального интереса к обучению
- Формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру
- Принятие учебной и трудовой деятельности как основной
- Овладение навыками предметно- практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности
- Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности
- Сформированность навыка конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
Возможные предметные результаты
Зрительное восприятие:
- знание правила целенаправленного рассматривания объекта: вычленение сначала основных элементов, затем его деталей, определение их соотношений;
- умение выделять в объекте составляющие его части, пропорции, строение;
- распознавать основные эмоции;
- узнавать предмет по части;
- выделять предмет из группы;
- определять картинку к заданному эталону;
- находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;
- делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений
Слуховое восприятие:
- уровень – знания шумов: шуршание, скрип, шелест, стук, пение птиц, шум поезда, машины;
- умения различать речевые и неречевые звуки;
- выполнять упражнения в определенном ритме и темпе;
- сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
- различать характер мелодии (веселая – грустная).
Кинетическое восприятие:
- обозначение отдельными словами свойства и качества используемого материала
- умения правильно пользоваться письменными принадлежностями;
- копировать несложные изображения;
- выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;
- определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
- составлять предмет из 2—3 частей.
Восприятие запаха:
- знание особого свойства предмета - «вкус», продуктов, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы, ягоды, уксус и т.п.);
- знание основных вкусов: горький - сладкий, сырое – вареное;
- умения - сравнивать и различать разные вкусы.
Восприятие вкуса:
- знание особого свойства предмета «запах»,
- знание приятных-неприятных ароматов и запахов;
- умения сравнивать и различать простые запахи (приятные - неприятные).
5. Содержание учебногопредмета
Программа включает в себя следующие разделы:
- Зрительное восприятие
- Слуховое восприятие
- Кинетическое восприятие
- Восприятие запаха
- Восприятие вкуса
Зрительное восприятие
Основные задачи раздела:
- Конструирование предметов из составных элементов по образцу
- Воспроизведение простейших комбинаций по образцу и памяти
- Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз
- Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок)
- Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами
- Развитие зрительной памяти
Слуховое восприятие
Основные задачи раздела:
- Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки)
- Чередование характера, темпа и направления движений
- Повторение звукового ряда
- Звуко-слоговой анализ слогов и слов
Кинетическое восприятие
Основные задачи раздела:
- Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей
- Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов
- Соприкосновение тела с разными видами поверхностей
- Различение свойств материалов
- Определение предметов на ощупь
- Выделение разных свойств и качеств предметов
- Обозначение словами свойств и качеств используемых материалов
- Приемы расслабления разных частей тела
- Координация движений: игры с кеглями (перестановка, передача друг другу) и лентами (заматывание, завязывание бантов).
Восприятие запаха
Основные задачи раздела:
- Учить распознавать запахи реальных предметов
- Учить распознавать запахи в природе
Восприятие вкуса
Основные задачи раздела:
- Узнавание (различение) продуктов по вкусу (солёный огурец, яблоко)
- Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии).
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ уро ка | Тема занятия | Кол- во ч. | Основные виды учебной деятельности обучающегося | Дата проведения по плану | Причина корректи ровки | Датапроведенияпофакту |
1 | Основные эталоны цвета | 1 | Выполнение заданий, предложенных педагогом: угадывание предметов, букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям, дидактические игры «Что изменилось?» (3—5 предметов), «Чего не хватает?», «Подбери картинку по цвету», «Полосатые коврики», «Какого цвета не хватает», «Найди похожие домики» «Портрет», «Собери подводный мир», «Парашют» прохождение лабиринтов, сравнение двух картинок, задания на поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих деталей Выполнение заданий,предложенных педагогом: Прослушивание и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды, упражнения на чередование темпа и направления движений «Стон королевы», «Ритм по кругу», «Шаг-бег-стоп», «Молоточки», «Ритмические рисунки», «Расставь посты», «Яша и Маша» Игра «Найди пару»,«Пол, нос, потолок», задания на расположение составляющих тела.Выполнение заданий, предложенных педагогом: воображаемых действий (вдеть нитку в иголку, наколоть дров, подбросить мяч), упражнения «Выполни по инструкции», на различение материалов по температуре, фактуре, влажности, вязкости, весу. Игры «Пальчики- узнавальчики», «Узнай предмет по контуру», «Задание «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек», опыт найди по описанию», «Что неправильно в рисунке» «Ласковые лапки», «Загадочные пакетики», «Цветочный магазин». | |||
2 | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу | 1 | ||||
3 | Конструирование объемных предметов из составных частей | 1 | ||||
4 | Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание) | 1 | ||||
5 | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин) | 1 | ||||
6 | Различение речевых и музыкальных звуков, звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды) | 1 | ||||
7 | Развитие слухового внимания и 1 памяти,дифференциация неречевых звуков | 1 | ||||
8 | Закрепление представлений о схеме собственного тела | 1 | ||||
9 | Разные качества движений (быстро медленно, тяжелые – легкие) | 1 | ||||
10 | Различение материалов (стекло, клейстер) по температуре, фактуре, влажности, вязкости, весу | 1 | ||||
11 | Различение материалов (ткань, вода) по температуре, фактуре, влажности, вязкости, весу | 1 | ||||
12 | Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий) | 1 | ||||
13 | Определение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен | 1 | ||||
14 | Внешние признаки органа обоняния и его функциональные возможности. | 1 | ||||
15 | Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи) | 1 | ||||
16 | Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное) | 1 | ||||
17 | Адекватная реакция на запахи: продукты питания | 1 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 17 | ||||||
7. Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для проведения занятий по сенсорному развитию требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, логический круг, вкладыши-формы и др.);
- демонстрационный и раздаточный дидактический материал: игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, -образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, мячи, обручи, ленты, веревки, мозаики (крупные и мелкие),звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.);
- иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);
- материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий)
- тетради, карандаши, ручки, краски, мелки, бумага, пластилин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивные рабочие программы для учащихся 5,6 классов.
Адаптивные рабочие программы и календарно - тематическое планирование по письму, чтению и развитию речи....

Адаптивная рабочая программа по географии для ученика 8 класса
Данный материал используется при изучении географии в 8 классе...

Адаптивная рабочая программа по физической культуре 10 класс для обучающихся с ОВЗ (интелектуальными нарушениями)
Рабочая программа по физической культуре для обучающихся с ОВЗ (интелектуальными нарушениями) 10 класс с календарно-тематическим планированием...

Адаптивная рабочая программа по предмету физическая культура 3 класс
Учебный материал (индивидуального обучения по адаптивной образовательной программе начального общего образования для детей с ограниченными физическими возможностями здоровья(для обучающихся с умственн...

Адаптивная рабочая программа по физической культуре на 2019-20 учебный год для учащегося 10 класса _________ , относящегося к специальной медицинской группе (105 часов) 10.07.19
Рабочая программа разработана на основе примерной программы полного образования по физической культуре (базовый уровень) и может быть применительно к учебной программе по физической культуре для учащи...

Адаптивная рабочая программа по физической культуре на 2019-20 учебный год для учащейся _________ , относящегося к специальной медицинской группе 9а класса (70 часов) 10.07.19.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы полного образования по физической культуре (базовый уровень) и может быть применительно к учебной программе по физической культуре для учащи...

Рабочая программа (Вариант 7.2) По предмету: «Адаптивная физическая культура»
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)разработана на основе рекомендаций психолого-медико-пе...