Сценарий Блокада Ленинграда
материал
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Блокаде Ленинграда посвящается…»
Тип урока: классный час.
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
- Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны.
- Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Форма проведения: час общения.
Планируемые результаты:
- Личностные: воспитание патриотизма, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности и долга перед Родиной, любви к Отечеству, развитие морального сознания.
- Метапредметные:
- познавательные: развитие мотивов и интересов познавательной деятельности, выполнение учебно-познавательных действий, осуществление для решения воспитательных задач операции анализа, синтеза, обобщение, выводы;
- коммуникативные: участие в диалоге, формулирование собственных мыслей, высказывание и обоснование своей точки зрения, построение монологических высказываний, осуществление совместной деятельность в группах с учётом конкретных воспитательных, познавательных задач;
- регулятивные: принятие воспитательной задачи.
- Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать увиденное, услышанное.
Методы:
- информационно-рецептивный (осуществляется восприятие и осмысление знаний, фиксация в памяти учащихся)
- частично-поисковый (эвристический) (учащиеся рассуждают, обобщают, делают выводы)
- беседа
- просмотр.
Оборудование:
- интерактивная доска, презентация, фильм «Поклонимся великим тем годам», аудиозапись “Левитан. Объявление о начале войны”, “Вставай страна огромная”, “Левитан о прорыве блокады”. Корзинка, листочки.
Ход мероприятия:
Слайд 1
Ведущий. Сегодня мы вспомним одну из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны – Блокаду города Ленинграда. 27 января 1944 г – день снятия блокады, стал памятным днем нашей истории. Мы хотим рассказать о том, как это было. Рассказать тем, кто, к счастью, этого не испытал.
Сегодня мы с вами соберем корзину чувств. Перед вами лежат листочки бумаги, на которых вы напишите свои чувства, которые вы испытываете, услышав слово Война. (Дети собирают картину чувств)
Чтец 1. Когда я приезжаю в Ленинград,
Перед закатом солнца чайки стонут.
Ночь. Звезды прямо в душу мне глядят,
Плывут в Неве и никогда не тонут.
Из неба, из воды они глядят,
Напоминая мне и Ленинграду,
Что эти звезды – слава всех солдат,
Прорвавших ненавистную блокаду.
Ведущий. Лето, 22 июня, пора летних каникул. Кто-то из ребят уже в лагере, кто-то в гостях у бабушки и дедушке в деревне. Воскресенье – полные электрички везут ленинградцев в пригороды отдыхать. Но многим уже не суждено покататься на лодочках в Павловске, покормить лебедей в Царском Селе, и мало кто из ребят сможет когда-нибудь побегать по камушкам фонтанов в Петергофе.
Видеозапись “Левитан. Объявление о начале войны”
Мирную, полную надежд и радости жизнь обрывают слова Юрия Левитана – «Сегодня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну…»
ПРОСМОТР фильма «Поклонимся великим тем годам»
Слайд 2
Ведущий. 8 сентября 1941 года в Ленинграде началась блокада. Он был окружен врагами со всех сторон. В блокаде оказалось около 3-х миллионов человек.
Слайд 3
Ведущий. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира. Он решил стереть с лица земли город Ленинград. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.
Слайд 4
Ведущий. ВСЕГО же за период блокады из города были эвакуированы 1,5 млн. человек. К октябрю 1942 года эвакуация была завершена.
Слайд 5
Чтец 2. Пытал нас враг железом и огнем…
«Ты сдашься, струсишь, - бомбы нам кричали, -
Забьешься в землю, упадешь ничком.
Дрожа, запросят плена, как пощады,
Не только люди – камни Ленинграда!»
Ведущий. Но гитлеровцы просчитались. Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы; вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах.
Слайд 6
Ведущий. Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. Вот что было написано в отчете одной из таких школ – 251 - й Октябрьского района:
«Из двухсот двадцати учащихся пришедших в школу третьего ноября, систематически продолжали занятия 55. Это одна четвёртая часть.
Ведущий. Ленинградская система образования с честью выдержала этот сложный период. Дети были обучены всему необходимому и подготовлены к любому повороту сценария. Если во время урока начинался артобстрел, класс организованно устремлялся в отведенное место в бомбоубежище и продолжался урок.
В условиях военного времени детей учили не только грамоте, но и тому, как пережить голод, ежедневные лишения и страх. Учителя работали по двум планам. Первый
предназначался на «обычный школьный день», второй – «на случай бомбежки».
Слайд 7
Ведущий. Придёт человек домой. Окна заклеены полосками бумаги крест на крест, чтобы стёкла не разбились от взрывной волны. Холодно, потому что нет отопления, и воды тоже нет, ни горячей, ни холодной.
На стене чёрная тарелка – это радио, оно постоянно включено, слышны удары метронома. В любой момент могут объявить «Воздушную тревогу». Печка «буржуйка». Пока её топишь – тепло, перестанешь топить – холодно.
Слайд 8
Ведущий. Были введены продовольственные карточки: с 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки, все остальные — по 200 г. Остановился общественный транспорт, потому что к зиме 1941 — 1942 не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Запасы продовольствия
стремительно сокращались, и в январе 1942 на человека приходилось уже только по 200/125 г хлеба в день. К концу февраля 1942
в Ленинграде от холода и голода умерло более 200 тыс. человек.
Слайд 9
Ведущий. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции.
Слайд 10
Ведущий. О том, как тяжело и голодно было детям Ленинграда мы можем узнать из рассказа Веры Карасевой
Рассказ читает ученик
Хлебные крошки
Ведущий. В магазине было холодно и очень темно, только на прилавке у продавщицы мигала коптилка. Продавщица отпускала хлеб.
У прилавка с одной стороны тянулась очередь. Люди подходили, протягивали карточки и получали кусочек хлеба, маленький, но тяжёлый и влажный, потому что муки в нём было совсем мало, а больше воды и хлопкового жмыха, который ленинградцы называли «дурандой».
А у другой стороны прилавка кучкой столпились дети. Даже при слабом свете коптилки было видно, какие у них худые, измождённые лица. Шубки не облегали ребят, а висели на них, как на палочках. Головы их поверх шапок были закутаны тёплыми платками и шарфами. Ноги — в бурках и валенках, и только на руках не было варежек: руки были заняты делом.
Ведущий. Как только у продавщицы, разрезавшей буханку, падала на прилавок хлебная крошка, чей-нибудь тоненький озябший палец торопливо, но деликатно скользил по прилавку, поддевал крошку и бережно нёс её в рот.
Два пальца на прилавке не встречались: ребята соблюдали очередь.
Продавщица не бранилась, не покрикивала на детей, не говорила: «Не мешайте работать! Уйдите!». Она молча делала своё дело: отпускала людям их блокадный паёк. Люди брали хлеб и отходили.
А кучка ленинградских ребят тихо стояла у другой стороны прилавка, и каждый терпеливо ждал своей крошки.
Слайд 11
Ведущий. Маленькие жители Ленинграда, от младенцев до подростков оказались заложниками наравне со взрослыми. Но именно дети сплотили жителей города и дали силы, несмотря ни на что, работать и воевать. Потому что, только освобождение родного города, могло спасти подрастающее поколение от неминуемой гибели.
Дети блокады работали не покладая рук. Они
«чинили» одежду раненных, делали бинты, носили воду, рубили дрова, разносили письма по домам и даже выступали перед семьями красногвардейцев с импровизированными концертами.
Слайд 12
Ведущий. В годы блокады женщины заменили мужчин, ушедших на фронт, на всех участках. Оставалась актуальной ежедневная забота в семьях о детях, ослабших или престарелых родственниках.
Слайд 13
Ведущий. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева.
Ее дневник отразил судьбу тысяч семей, погибших в осажденном городе.
Ведущий. Первую запись Таня сделала 28 декабря 1941 года под буквой «Ж», посвятив ее своей умершей сестре Жене. Через месяц – вторая запись – под буквой «Б»: «Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.». Голод убивал Савичевых одного за другим. Всего Таня сделала девять записей.
Последняя запись «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
Сейчас дневник выставлен в музее истории Ленинграда.
Слайд 14
Ведущий. В мае 1972 года на могиле Тани был открыт памятник, который запечатлел в металле страницы ее блокадного дневника на красной кирпичной стене, символически изображающей разрушенное здание. Памятник построили школьники Шатковского района на заработанные деньги.
Тане посвящены стихи, памятники, о ней сложены песни, ее именем в 1971 году названа одна из малых планет Солнечной системы, № 2127.
Слайд 15
Ведущий. В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной "Дорогой Жизни". 17 ноября двумя группами была проведена разведка трассы по льду. 20 ноября по ледовой Дороге жизни был проведён первый конный обоз, через день- первая автоколонна.
Слайд 16
Аудиозапись “Левитан о прорыве блокады”.
Ведущий. Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. Местом
прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов.
В пробитом вдоль берега коридоре за 18 дней строители возвели переправу через Неву и проложили железную и автомобильную дороги. Вражеская блокада была прорвана.14 января 1944 года советские войска перешли в наступление. 27 января была снята блокада Ленинграда. Страшным был итог блокады. За время блокады погибло 1 млн. 800 тысяч человек.
Слайд 17
Ведущий. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». За фигурой Родины-матери на гранитной стене строки Ольги Бергольц:
Чтец 4.
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты – красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград.
Так пусть же пред жизнью
Бессмертною вашей
На этом печально-торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград.
Слайд 18
Ведущий. Сразу после прорыва блокады Ленинграда, в апреле 1943 года, вышло постановление Ленсовета доставить в Ленинград из Ярославской области четыре вагона простых дымчатых кошек, которые считались лучшими крысоловами.
Ведущий. Удивительно: четыре вагона кошек разошлись по рукам буквально за полчаса! Зато какие счастливые шли ленинградцы домой. Казалось, это приехали не обычные кошки, а бойцы нашей Красной Армии. Некое могучее подкрепление. И даже в тот день казалось, что Победа уже близка»…
Слайд 19
Ведущий. После окончательного снятия блокады прошла еще одна «кошачья мобилизация». На этот раз самых умелых крысоловов отлавливали по всей Сибири специально для защиты бесценных произведений искусства Эрмитажа и других ленинградских дворцов и музеев.
Ведущий. Зимой 1944 года милиция Тюмени начала отлов животных для Ленинграда. Многие сибиряки пожертвовали своих домашних животных, чтобы помочь ленинградцам. Первым добровольцем стал черно-белый кот Амур, которого хозяйка принесла со слезами на сборный пункт с пожеланием: «внести свой вклад в борьбу с ненавистным врагом».
Слайд 20
Ведущий. К концу 1943 обстановка на фронтах коренным образом изменилась и советские войска готовились к окончательной ликвидации блокады Ленинграда. 14 января1944 силами Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке артиллерии Кронштадта началась заключительная часть операции по освобождению Ленинграда. К 27 января 1944 советские войска взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Немцы начали отступать. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.
Слайд 21
Ведущий. Медаль «За оборону Ленинграда»
Награждались все участники обороны Ленинграда — как военнослужащие, так и гражданские лица.
Медаль «Жителю блокадного Ленинграда»
Знак вручался прожившим не менее четырёх месяцев в Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 года по 27января 1944 года).
Слайд 22
Ведущий.
Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе со Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом- героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город- герой Ленинград был награждён высшими наградами советского времени орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Слайд 23
Ведущий. За годы блокады погибло, по разным данным 600 тысяч до 1,5 млн. человек.
Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода. Только за 1943 год в результате артиллерийских обстрелов было убито более 1400 и ранено около 4600 жителей города.
Слайд 24-25
Ведущий. Памятники защитникам Ленинграда
Слайд 26
Ведущий. 8 мая 1965 года городу Ленинграду было присвоено звание «Город-герой»
Ведущий. 871 дней блокады Ленинграда вошли в историю Второй Мировой войны как самые трагические события, которые достойны памяти и уважения. Мужество и отвага защитников Ленинграда, страдания и терпение жителей города - все это на долгие годы останется примером и уроком для новых поколений. В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.
Минута молчания и памяти
Ведущий. Защитникам города-героя Ленинграда – вечная память!
Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей. Ребята, спасибо вам что вы были так внимательны, что так углубились в эту серьезную тему. Ведь жители Ленинграда поистине - герои с большой буквы и именно они служат примером и уроком для бедующего поколения.
А сейчас предлагаем вам пополнить корзину чувств, может быть, у кого - то появились новые чувства, впечатления. Дети читают и обсуждают свои чувства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

"Я говорю с тобой из Ленинграда". Сценарий концерта, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Я говорю с тобой из Ленинграда" для проведения концерта ко Дню снятия блокады Ленинграда.Участники:Ведущие - мальчик и девочка (диалог)Ведущий - рассказчик...
Сценарий Блокада Ленинграда
Мероприятие для 5-9-х классов...
Сценарий "Блокада Ленинграда"
Цели:1. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда;2. Воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа; любовь к Отечеству;3. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам ...

Конспект сценария "Блокада Ленинграда"
Сценарий мероприятия посвященного снятию блокады Ленинграда...

Сценарий "Блокада Ленинграда"
Этот сценарий расширит представление детей о Великой Отечественной войне, рассказать о блокаде Ленинграда...

