Оценивание и демонстрация образовательных результатов в дополнительном образовании
материал

Курбатова Татьяна Николаевна

В представленном тексте рассматриваются ключевые аспекты оценивания и демонстрации образовательных результатов в сфере дополнительного образования детей. Подчеркивается особая роль дополнительного образования в реализации потенциала и развитии талантов каждого ребенка в соответствии с современной образовательной политикой России. В документе представлен наглядный пример таблицы для комплексной балльной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов. Делается вывод о том, что грамотно выстроенная система диагностики и контроля позволяет индивидуализировать образовательный процесс, отслеживать развитие учащихся и повышать эффективность педагогической деятельности дополнительного образования в реализации потенциала и развитии талантов каждого ребенка в соответствии с современной образовательной политикой России. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценивание и демонстрация образовательных результатов в дополнительном образовании.

В Указе Президента РФ от 7.05.2024 №309 одной из приоритетных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года является реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности. Дополнительное образование играет большую роль в развитии личности юных граждан России, поэтому внедрение механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения – залог повышения качества образования и достижения планируемых результатов обучения и воспитания.

В дополнительном образовании нет стандартов, поэтому всё что интересно ребенку педагоги включают в свои программы. Дополнительное образование идет в опережении, оперативно реагируя на запросы и потребности, реагируя на происходящие процессы. Дополнительные общеобразовательные программы разрабатывают образовательные организации самостоятельно и организации по закону отвечают за то, чтобы они были качественными и результативными. А так как организация образовательная, то у неё должен быть и образовательный результат.

Образовательный результат – это то, что обучающийся должен знать, понимать и уметь делать после успешного завершения процесса обучения по дополнительной общеразвивающей программе. Для дополнительного образования конкретной системы оценивания результатов не установлено, и каждый педагог её разрабатывает самостоятельно. Оценка в дополнительном образовании гораздо удобнее, комфортнее в отличие от других видов образования. Оценка – это способ создания для ребенка ситуации успеха.

Оценивание – объемное понятие, которое включает в себя весь процесс того, как происходит оценивание достижений обучающихся. Этот процесс может находить выражение в количественных показателях, в качественных характеристиках, в эмоциональной оценке. Оценка – часть образовательного процесса, которая помогает сделать его лучше, результативнее. Каждый педагог должен понимать: что такое результат, как его оценивать, как его определить, как оценить достижения обучающихся.

Во-первых, планируемые результаты должны соответствовать требованиям современной образовательной политики. Во-вторых, количество планируемых результатов должно соответствовать количеству заявленных задач. В-третьих, планируемый результат должен быть измеряем. Таким образом, планируемый результат не возникает сам собой, а складывается как какой-то желаемый образ, продиктованный современной образовательной политикой, зависящий от качества поставленной задачи и прогнозируемый в отношении его измерения.

Достижение результата является прямым следствием выполнения поставленной задачи, а демонстрация результата подразумевает его наглядное представление.

Демонстрация результата может происходить в процессе деятельности обучающегося (концертной, конкурсной, проектной, творческой, художественной, исследовательской и т.д.) или в виде конечного продукта деятельности обучающегося (проекта, доклада, макета, модели, рисунка, фотографии, презентации, портфолио и т.д.).

В практике дополнительного образования детей наиболее востребованы следующие формы предъявления результата: выставка, конкурс, концерт, спектакль, мастер-класс, олимпиада, открытое занятие, смотр, соревнование, состязание, турнир, фестиваль, праздники, родительские собрания, экзамен, ярмарка и т.д. Данные формы представления результата являются формами занятий или мероприятий дополнительного образования детей.

При выборе форм предъявления результата следует учитывать, что они:

- имеют презентационный (выставка, концерт, мастер-класс) или соревновательный характер (конкурс, турнир, чемпионат),

- отражают результат обучения (экзамен), развития (конкурс, концерт) или воспитания (смотр, фестиваль),

- являются краткосрочными (мастер-класс, открытое занятие) или долгосрочными (марафон, фестиваль),

- выявляют индивидуальный (экзамен) или коллективный (смотр) результат.

Измерение результата позволяет установить его значение (величину).

Для измерения результата используются методы анализа, наблюдения, опроса, ранжирования, шкалирования и тестирования. На основе данных методов разрабатываются средства измерения результата, которые получили название «контрольно-измерительные материалы». Контрольно-измерительные материалы позволяют измерить результат количественно (в баллах, цифровых отметках) или качественно (в поощрительных или оценочных суждениях), отражают ключевые параметры измерения: что измеряется (какой и чей результат), как измеряется (какими методами и способами), и как оценивается то, что измерено (какими шкалами).

Измерение результата может осуществляться в письменной, устной формах или с использованием компьютера и цифровых сервисов.

Результаты могут быть представлены в виде таблицы, диаграммы, карты наблюдений, дневника, портфолио, копилки достижений, видео, аудиозаписи и т.д. То есть должно быть документальное подтверждение результатов педагогической деятельности.

Оценивание результата направлено на сравнение измеренного результата с планируемым.

В дополнительном образовании можно выделить следующие способы оценивания результатов:

- критериальное оценивание, основанное на сравнении результата с разработанными критериями;

- нормативное оценивание, предполагающее сравнение результата с установленной нормой;

- символьное оценивание, предусматривающее перевод значения измерения результата в мотивационные символы, вес которых устанавливается согласно геометрическому или цветовому разделению;

- цифровое оценивание, предполагающее перевод значения измерения результата в баллы с дальнейшим суммарным или среднеарифметическим подсчетом

Результаты освоения программы

Результаты личностного развития

№ п\п

 Оцениваемые 
параметры

Фамилия, имя
учащихся

Предметные

Метапредметные

Сумма баллов

Уровень

Организационно-волевые качества

Ориентационные качества

Поведенческие качества

Сумма баллов

Уровень

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

 Учебно-интеллектуальные умения

Учебно-организационные умения

Учебно-коммуникативные  умения

Рис. 1 Пример балльной оценки образовательных результатов

В безотметочных формах оценивания результатов (критериальное и нормативное оценивание) возможно наличие разнообразных критериев. Наиболее часто используемые критерии оценки: высокий, средний и низкий уровень освоения программы. Данные критерии можно применять к оцениванию предметных, метапредметных и личностных результатов.

Анализ результатов диагностики, позволяет педагогу подобрать эффективные способы организации деятельности с использованием методов, раскрывающих потенциал каждого ребенка, определить перспективу развития образовательного процесса.  

Правильно организованная система контроля и диагностики планируемых результатов и правильно подобранные оценочные материалы в системе дополнительного  образования дают возможность планировать темп развития учащихся, определить степень освоения учащимися программы, выявить наиболее способных и одаренных детей, отследить процесс изменения и развития личностных качеств каждого учащегося, оказать им оперативную помощь и поддержку, а также позволит выстроить эффективную программу образовательного процесса в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Балльно-рейтинговая технология оценивания достижений обучающихся в образовательном процессе учреждений дополнительного образования

Адресность:  педагоги дополнительного образования, учителя начальной школы и все желающие познакомиться с результатами практического применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений уч...

Подходы в осуществлении оценивания планируемых результатов в дополнительном образовании

Статья раскрывает многообразие форм оценивания результатов деятельности обучающихся в дополнительном образовании. Статья показывает важность и необходимость осуществления оценочной деятельности со сто...

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...

Матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей

Л.Н.Буйлова, Н.В.Кленова, Методика определения результатов образовательной деятельности детей....

Подходы к диагностике образовательных результатов в дополнительном образовании детей (на примере программ физкультурно-спортивной направленности)

Cтатья посвящена описанию подходов к диагностике результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы....