Оценивание и демонстрация образовательных результатов в дополнительном образовании
материал
В представленном тексте рассматриваются ключевые аспекты оценивания и демонстрации образовательных результатов в сфере дополнительного образования детей. Подчеркивается особая роль дополнительного образования в реализации потенциала и развитии талантов каждого ребенка в соответствии с современной образовательной политикой России. В документе представлен наглядный пример таблицы для комплексной балльной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов. Делается вывод о том, что грамотно выстроенная система диагностики и контроля позволяет индивидуализировать образовательный процесс, отслеживать развитие учащихся и повышать эффективность педагогической деятельности дополнительного образования в реализации потенциала и развитии талантов каждого ребенка в соответствии с современной образовательной политикой России.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценивание и демонстрация образовательных результатов в дополнительном образовании.
В Указе Президента РФ от 7.05.2024 №309 одной из приоритетных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года является реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности. Дополнительное образование играет большую роль в развитии личности юных граждан России, поэтому внедрение механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения – залог повышения качества образования и достижения планируемых результатов обучения и воспитания.
В дополнительном образовании нет стандартов, поэтому всё что интересно ребенку педагоги включают в свои программы. Дополнительное образование идет в опережении, оперативно реагируя на запросы и потребности, реагируя на происходящие процессы. Дополнительные общеобразовательные программы разрабатывают образовательные организации самостоятельно и организации по закону отвечают за то, чтобы они были качественными и результативными. А так как организация образовательная, то у неё должен быть и образовательный результат.
Образовательный результат – это то, что обучающийся должен знать, понимать и уметь делать после успешного завершения процесса обучения по дополнительной общеразвивающей программе. Для дополнительного образования конкретной системы оценивания результатов не установлено, и каждый педагог её разрабатывает самостоятельно. Оценка в дополнительном образовании гораздо удобнее, комфортнее в отличие от других видов образования. Оценка – это способ создания для ребенка ситуации успеха.
Оценивание – объемное понятие, которое включает в себя весь процесс того, как происходит оценивание достижений обучающихся. Этот процесс может находить выражение в количественных показателях, в качественных характеристиках, в эмоциональной оценке. Оценка – часть образовательного процесса, которая помогает сделать его лучше, результативнее. Каждый педагог должен понимать: что такое результат, как его оценивать, как его определить, как оценить достижения обучающихся.
Во-первых, планируемые результаты должны соответствовать требованиям современной образовательной политики. Во-вторых, количество планируемых результатов должно соответствовать количеству заявленных задач. В-третьих, планируемый результат должен быть измеряем. Таким образом, планируемый результат не возникает сам собой, а складывается как какой-то желаемый образ, продиктованный современной образовательной политикой, зависящий от качества поставленной задачи и прогнозируемый в отношении его измерения.
Достижение результата является прямым следствием выполнения поставленной задачи, а демонстрация результата подразумевает его наглядное представление.
Демонстрация результата может происходить в процессе деятельности обучающегося (концертной, конкурсной, проектной, творческой, художественной, исследовательской и т.д.) или в виде конечного продукта деятельности обучающегося (проекта, доклада, макета, модели, рисунка, фотографии, презентации, портфолио и т.д.).
В практике дополнительного образования детей наиболее востребованы следующие формы предъявления результата: выставка, конкурс, концерт, спектакль, мастер-класс, олимпиада, открытое занятие, смотр, соревнование, состязание, турнир, фестиваль, праздники, родительские собрания, экзамен, ярмарка и т.д. Данные формы представления результата являются формами занятий или мероприятий дополнительного образования детей.
При выборе форм предъявления результата следует учитывать, что они:
- имеют презентационный (выставка, концерт, мастер-класс) или соревновательный характер (конкурс, турнир, чемпионат),
- отражают результат обучения (экзамен), развития (конкурс, концерт) или воспитания (смотр, фестиваль),
- являются краткосрочными (мастер-класс, открытое занятие) или долгосрочными (марафон, фестиваль),
- выявляют индивидуальный (экзамен) или коллективный (смотр) результат.
Измерение результата позволяет установить его значение (величину).
Для измерения результата используются методы анализа, наблюдения, опроса, ранжирования, шкалирования и тестирования. На основе данных методов разрабатываются средства измерения результата, которые получили название «контрольно-измерительные материалы». Контрольно-измерительные материалы позволяют измерить результат количественно (в баллах, цифровых отметках) или качественно (в поощрительных или оценочных суждениях), отражают ключевые параметры измерения: что измеряется (какой и чей результат), как измеряется (какими методами и способами), и как оценивается то, что измерено (какими шкалами).
Измерение результата может осуществляться в письменной, устной формах или с использованием компьютера и цифровых сервисов.
Результаты могут быть представлены в виде таблицы, диаграммы, карты наблюдений, дневника, портфолио, копилки достижений, видео, аудиозаписи и т.д. То есть должно быть документальное подтверждение результатов педагогической деятельности.
Оценивание результата направлено на сравнение измеренного результата с планируемым.
В дополнительном образовании можно выделить следующие способы оценивания результатов:
- критериальное оценивание, основанное на сравнении результата с разработанными критериями;
- нормативное оценивание, предполагающее сравнение результата с установленной нормой;
- символьное оценивание, предусматривающее перевод значения измерения результата в мотивационные символы, вес которых устанавливается согласно геометрическому или цветовому разделению;
- цифровое оценивание, предполагающее перевод значения измерения результата в баллы с дальнейшим суммарным или среднеарифметическим подсчетом
Результаты освоения программы | Результаты личностного развития | ||||||||||||
№ п\п | Оцениваемые Фамилия, имя | Предметные | Метапредметные | Сумма баллов | Уровень | Организационно-волевые качества | Ориентационные качества | Поведенческие качества | Сумма баллов | Уровень | |||
Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | Учебно-интеллектуальные умения | Учебно-организационные умения | Учебно-коммуникативные умения | |||||||||
Рис. 1 Пример балльной оценки образовательных результатов
В безотметочных формах оценивания результатов (критериальное и нормативное оценивание) возможно наличие разнообразных критериев. Наиболее часто используемые критерии оценки: высокий, средний и низкий уровень освоения программы. Данные критерии можно применять к оцениванию предметных, метапредметных и личностных результатов.
Анализ результатов диагностики, позволяет педагогу подобрать эффективные способы организации деятельности с использованием методов, раскрывающих потенциал каждого ребенка, определить перспективу развития образовательного процесса.
Правильно организованная система контроля и диагностики планируемых результатов и правильно подобранные оценочные материалы в системе дополнительного образования дают возможность планировать темп развития учащихся, определить степень освоения учащимися программы, выявить наиболее способных и одаренных детей, отследить процесс изменения и развития личностных качеств каждого учащегося, оказать им оперативную помощь и поддержку, а также позволит выстроить эффективную программу образовательного процесса в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Балльно-рейтинговая технология оценивания достижений обучающихся в образовательном процессе учреждений дополнительного образования
Адресность: педагоги дополнительного образования, учителя начальной школы и все желающие познакомиться с результатами практического применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений уч...
Подходы в осуществлении оценивания планируемых результатов в дополнительном образовании
Статья раскрывает многообразие форм оценивания результатов деятельности обучающихся в дополнительном образовании. Статья показывает важность и необходимость осуществления оценочной деятельности со сто...

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования
Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования
Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...

Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельности педагога дополнительного образования
Анкетирование родителей об удовлетворенности методами и результатами образовательной деятельностипедагога дополнительного образования...

Матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей
Л.Н.Буйлова, Н.В.Кленова, Методика определения результатов образовательной деятельности детей....

Подходы к диагностике образовательных результатов в дополнительном образовании детей (на примере программ физкультурно-спортивной направленности)
Cтатья посвящена описанию подходов к диагностике результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы....
