Дефектологические занятия 2
материал
Предварительный просмотр:
1. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу).
Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой).
Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить).
2. Игра для развития пространственных представлений
Цель: развитие пространственной ориентировки на листе бумаги.
Оборудование: лист бумаги в клетку, геометрические фигуры.
Ход игры: взрослый составляет узор на листе бумаги в клетку. Сложность узора определяется в зависимости от возможностей ребенка. Задача ребенка опираясь на пример, выложить на своем листе такой же узор. Задание можно усложнить убрав пример, попросить выложить узор по памяти.
3. Игра "Собери в одно целое"
Оборудование: геометрические фигуры, разрезанные на 9 равных частей.
Ход игры: ребенку предлагают собрать геометрические фигуры в одно целое.
4. Аппликация "Город"
Вам понадобится чистый лист бумаги и разные по форме и цвету геометрические фигуры из цветной бумаги. Предложите ребенку построить свой город, с многоэтажными или одноэтажными домами, деревьями и т.д.
1. Пальчиковая гимнастика " Капуста"
Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу)
Мы морковку трем, (Трут ладони друг об друга)
Мы капусту солим, (Указательный и средний палец трутся о
большой)
Мы капусту жмем. (Хватательные движения обеими руками)
Мы капусту нарубили, (Ритмичные удары ребром ладоней по
столу)
Перетерли, (Трут ладони друг о друга)
Посолили, (Указательный и средний палец трутся о
большой)
И набили плотно в кадку (Удары обеими руками по столу)
Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руками)
2. Игра для развития пространственной ориентировки на листе бумаги "Цветные клеточки"
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование: лист в клетку и цветные карандаши или фломастеры.
Ход игры: ребенок под диктовку взрослого раскрашивает в называемый цвет правый верхний угол, левый нижний угол, клеточку в середине листа и т.д.
3. Игра "Собери предложение"
Цель: развитие умения составлять предложения. Закрепление знаний о знаках препинания в конце предложения.
Оборудование: простые предложения разрезанные на отдельные слова.
Ход игры: ребенку предлагают собрать предложения из отдельных слов и поставить знак препинания на выбор. Затем ребенок должен прочитать предложения с интонацией в соответствии со знаком в конце. Далее знак меняют, и снова просят ребенка прочитать предложение уже с другой интонацией. Усложнить игру можно разрезав не только предложения на слова, но и слова.
Маша бежит по дорожке.?!
Пчела собирает нектар.?!
Скрипач играет на скрипке.?!
Мышка боится кота.?!
4. Попросите ребенка вырезать любой понравившийся предмет, охарактеризовать его и объяснить назначение того или иного предмета. Например: это пончик. Он круглый, вкусный, сладкий, коричневый, со сладкой глазурью. Его можно съесть самому, угостить маму, угостить собачку на улице и т.д.
1. Пальчиковая гимнастика «Цветок».
Наши красные цветки
(ладошки соединить в виде цветка)
Раскрывают лепестки.
(ладошка раскрывается)
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
(движение пальцами)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки
(ладошка закрывается)
Головой кивают
(закрытые ладошки влево, вправо)
И сладко засыпают.
(две ладошки приложить к щеке).
2. Упражнение для развития пространственного восприятия "Что у тебя на одежде?"
Цель: закрепление навыка ориентировке в схеме собственного тела.
Ход игры: предложите ребенку найти на своей одежде и правильно назвать различные детали (воротник, рукава, карманы, застежки) и их расположение, используя при этом пространственные обозначения (этот карман правый, воротник вверху и т. д. ).
3. Предложите ребенку прочитать произведение и нарисовать рисунок. Рисовать можно и нужно всеми доступными способами: пальчиками, кистями, пластилином и даже капельками воды.
4.Выполните упражнения для коррекции дислексии:
1. Упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата
АОУЫИЭ (прочитайте на одном дыхании, не разрывая цепочку)
АЫОУЭИ
ОУАЭИЫ
С-Ж-З-Ш ( прочитайте выполняя различные движения руками, например -удар по столу на каждый звук чередуя руки)
Б-Д-П-Т
Г-Ж-К-Ш
2.Прочитай слова, объясни значение каждого слова
козы – косы
трава – травы
ветер – вечер
взбежал – вбежал
3. Найди лишнее слово
Шляпа шляпа шляпы шляпа
Стол столб стол стол
Дом дом дом ком
Галка палка палка палка
Лапа лапа лапа липа
Попал пропал попал попал
Мишка Мишка Миска Мишка
Пол полог пол
Кот кот кол кот
Дом дым дом дом
Сапог сапог совок сапог
4. Цепочки слов, близких по графическому облику
вслух – глух – слух
вьют – вьюн – вьюга
1. Пальчиковая гимнастика
Мама мишек будит рано. (Пальцами обеих рук изобразить мишек)
Не встают они с дивана. (Удивленно пожать плечами)
-Эй, Большак, вставай скорей! (Встряхиваем большие пальцы рук)
Ждут друзья уж у дверей! (Указать руками на дверь)
-Ну, а ты, лентяй Указка! (Встряхнуть указательные пальцы)
У тебя засохла краска! (Изобразить руками ведро)
Вы должны с Середняком (Встряхнуть средние пальцы, плавные движения кистями рук, как кисточкой, снизу – вверх)
Побелить амбар и дом. (Погладить безымянный палец пальцами другой руки)
-Безымянный, мой бедняжка! (Прижать безымянный палец к ладони и погладить его)
Знаю, болен был ты тяжко.
Пожалею я тебя,
Полежи ещё два дня.
Ты, Мизинчик – малышок, (Встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста)
Роста у тебя – вершок!
Но зато проказ и драк (Погрозить мизинцу пальцем, сосчитать на пальцах его проказы)
Сосчитать нельзя никак!
2. Раскраска "Фикус", "Бегония". Следите за тем, как ребенок держит карандаш. Если рука устала, можно снова сделать пальчиковую гимнастику.
3. Разрежьте картинку с изображением цветов и предложите ребенку собрать ее (можно использовать картинку, которую раскрасил ребенок).
1. Пальчиковая гимнастика (повторить несколько раз)
2. Игра для развития пространственной ориентировки "Разложи и покажи"
Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги. Учить ориентироваться на ограниченной плоскости, задавать вопросы "сколько", "слева", "под", "между", "внизу", "справа", "вверху".
Ход игры: ребенок должен расположить или нарисовать предметы и ответить на вопросы: где стоит цветок? что находится справа от окна? и т.д. (вопросы любые).
3. Игра "С водой или без воды"
Цель: выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)
Оборудование: Два одинаковых растения, вода
Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода).
Что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость)
Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Ребенок делает вывод, что растение без воды жить не может.
4. Предложите ребенку карточки с предметами для ухода за растениями, и несколько других карточек. Попросите ребенка отобрать карточки с предметами, которые понадобятся для ухода за комнатными растениями.
5. Поделка из кусочков цветной бумаги "Кактус". Попросите ребенка разорвать бумаги на мелкие кусочки и сделать аппликацию "Кактус". Параллельно проведите беседу об особенностях ухода за кактусом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционных дефектологических занятий с детьми в классах VIII вида.
Дефектологическая программа составлена для учащихся 1-7 классов с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–70 , F–71. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направлен...
Коррекционное (дефектологическое) занятие в 3 классе Тема занятия: Развитие пространственной ориентировки и объяснительной речи.
Цели занятия: Познакомить с новыми предметами и соотносить их с ситуацией, по возможности называть их, отвечать на вопросы.Задачи: 1.Коррекционно-обучающие:развивать пространственную ориентировк...

Коррекционный курс индивидуальных коррекционных занятий. курс «Дефектологические занятия»
Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями ...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)
Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...

Конспект занятия по коррекционному курсу «Дефектологические занятия». Тема Развитие воображения и речи. «Продолжи историю».
Занятие направлено на закрепление и обобщение знаний по ранней пройдённой теме «Зима», развитие самостоятельного мышления, воображения, речи и планомерного выполнения зада...

Рабочая программа курса _Коррекционно-развивающие занятия. Дефектологические занятия_ (вариант 8.2)
Рабочая программа курса _Коррекционно-развивающие занятия. Дефектологические занятия_ (вариант 8.2)...






