Статья Социализация и обучение детей категории ОВЗ
материал
Статья Социализация и обучение детей категории ОВЗ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация и обучение детей категории ОВЗ
Уважаемые коллеги, я хотела бы представить Вашему вниманию свой взгляд и опыт на решение актуальной проблемы социализации и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья!
XXI век, век технологий и инноваций, бескрайних возможностей и больших перспектив. Сейчас то, что казалось раньше фантастикой - наша действительность. Изменения в мире происходят ежесекундно, новые открытия - новая реальность. Изменился мир, изменились мы - люди. Кажется, что время течет все быстрее, его дефицит - одна из самых актуальных проблем современного человека. Большие города, реки людей на их улицах. Все бегут, торопятся, боятся не успеть. Будто если ты притормозишь хоть на минуту, все, случится катастрофа и мировой кризис со всеми вытекающими последствиями. Мы перестали общаться как раньше, все больше времени проводим в виртуальном мире. Крепкая дружба, взаимопомощь, теплые семейные встречи, увлекательные массовые мероприятия (особенно в эпоху КОВИД - 19) стали практически недоступны для нас. Растет уровень тревожности, агрессии, кажется, мир некогда не будет прежним.
На фоне этих стремительных событий, совсем незаметно для обычного человека, появляется все больше детей с ограниченными возможностями здоровья. Человеческий мозг, даже учитывая безграничные технологические ресурсы, большая загадка для ученых и специалистов. Почему так происходит, однозначного ответа нет. Сколько специалистов, столько и мнений. Кто-то винит с каждым днем все ухудшающуюся экологию, кто-то значительно шагнувшую вперед медицину, с ее фармакологией, возможностью выхаживания недоношенных младенцев и т.д. Но все это не так важно, самое ценное, что есть в мире - человеческая жизнь, жизнь ребенка. Пусть не такого как все, со множеством особенностей и проблем. Но появившись на свет - любой ребенок, на равных имеет право на жизнь. Такую обычную, полную горестей и радостей, взлетов и падений, поражений и побед.
Одним из главных направлений в Российской образовательной политике является развитие инклюзивного образования. Ведется активная работа по техническому оснащению образовательных учреждений, обучению необходимых специалистов и педагогов, разработке адаптированных программ, созданию социальных проектов и т.д. Но несмотря на то, что проблемой инклюзивного образования в мире стали заниматься более 40 лет назад, в нашей стране существенные изменения в этой сфере начали происходить совсем недавно. В связи с этим на практике мы сталкиваемся с большим количеством сложностей, связанных с особенностями понимания и организации процесса сопровождения детей категории ОВЗ, как со стороны руководителей, педагогов, так и со стороны учеников без особенностей и их родителей, а также социума в целом.
Наша цель – создать комфортные условия для обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Т.к. человек существо социозависимое, общество накладывает значительный отпечаток на развитие личности. Для достижения цели был придуман проект танцевально-театральная студия «Шаг вперед», в котором ребята занимаются постановкой музыкальных сказок и сценок. Через творческую деятельность мы хотим подвести общество к толерантности и принятию. Показать, что ненужных и необучаемых нет, есть лишь особенности. Научить пониманию, что каждый пришедший в этот мир нужен и важен. Для ребят категории ОВЗ подготовка номеров, выступление на концертах, тематических вечерах, конкурсах, открывает ранее недоступные возможности. В процессе работы над образом, с помощью средств хореографии и сценической речи, можно решить множество задач, которые стоят перед коррекционной педагогикой.
В основу обучения по программе танцевально – театральной студии «Шаг вперед» заложены азы ритмики и хореографии, как одно из самых эффективных средств развития моторной сферы и высших психических функций. Моторика – движение. Это базис для человеческого развития и здоровья, наше тело создано для того, чтобы постоянно двигаться. Она же является первым этапом познания окружающего мира для новорожденного малыша, через движение закладывается основа для развития высших психических функций и как следствие успех обучения. В процессе взросления ребенок активно развивает свою нейронную сеть, через приобретение сенсорного и моторного опыта. Чем обширнее такой опыт и шире сеть, тем проще ребенку осваивать новые когнитивные навыки. Этот защитный механизм заложен природой, главное – движение. Оно позволяет выжить, добывать себе пропитание и не умереть с голоду. Чем лучше моторный опыт, тем больше энергии на развитие когнитивных функций способен тратить мозг. В процессе постановки музыкальных сказок, мы можем воздействовать на мозг ребенка комплексно: прорабатывать произвольные функции (внимание, память), развивать умение действовать по инструкции, тренировать волевые процессы, снимать физическое и эмоциональное напряжение, развивать все виды мышления и коммуникативные навыки, регулировать и контролировать поведенческие нарушения. Да поврежденный мозг не восстановить, но мы можем максимально компенсировать имеющиеся нарушения безболезненно для ребенка и его окружения, этим дав шанс на полноценную жизнь. При постановке номеров, желательно участие нормотипичных детей. Тогда границы между «такими» и «не такими» стираются, и в мир приходит гармония.
Нам всем необходима поддержка, тепло и внимание. Описать атмосферу, которая царит во время выступлений с участием учеников с ограниченными возможностями здоровья в нескольких словах невозможно. Это нужно увидеть и прочувствовать вместе с нами. Волнение, ответственность, счастливые детские глаза, восторг и поддержка зрителей. Мы становимся одним целым, мы вместе, и каждый здесь по-настоящему счастлив!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИР
Перспективный план по лексическим темам старшая логопедическая группа ОНР....
Статья "Психологические особенности обучения детей с ОВЗ иностранным языкам"
Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны...
Статья "Психологические особенности обучения детей с ОВЗ иностранным языкам"
Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленны...

Статья на тему «Обучение детей с ОВЗ»
Обучение детей с ОВЗДети с ограниченными возможностями здоровья – это дети от 0 до 18 лет, а так же молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психич...

Статья "Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья"
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Именно личность ребенка является тем субъектом, на который и ...

Статья: "Проблемы организации обучения детей с особыми образовательными потребностями"
В статье раскрываются проблемы организации обучения детей с особыми образовательными потребностями....

