Методическая статья «Детский инклюзивный театр в школе для слепых. Театральная постановка «Книга времени».
статья

Данная методическая статья описывает процесс подготовки и осуществления театральной постановки «Книга времени» в рамках школьного инклюзивного театра для слепых школьников. Основная задача статьи заключается в демонстрации возможностей интеграции творческой активности в образовательный процесс для детей с особыми потребностями, подчеркивая важность индивидуального подхода, специализированной техники и уникального опыта взаимодействия актера-зрителя в условиях ограниченного зрительного восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_statya_inklyuzivnyy_teatr.docx11.17 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ

«Детский инклюзивный театр в школе для слепых. Театральная постановка «Книга времени».

Львова Алина Геннадьевна

ГБОУ «Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых»

Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Педагог-организатор

Аннотация:  Данная методическая статья описывает процесс подготовки и осуществления театральной постановки «Книга времени» в рамках школьного инклюзивного театра для слепых школьников. Основная задача статьи заключается в демонстрации возможностей интеграции творческой активности в образовательный процесс для детей с особыми потребностями, подчеркивая важность индивидуального подхода, специализированной техники и уникального опыта взаимодействия актера-зрителя в условиях ограниченного зрительного восприятия.

Актуальность и цель исследования

Развитие детского театра среди детей с ограниченными возможностями здоровья является важной задачей современного образования. Особенно значимым становится создание условий для участия слабовидящих и незрячих ребят в культурных мероприятиях. Инклюзивные театральные проекты помогают детям интегрироваться в общество, развивая коммуникативные способности, двигательные навыки и эмоциональную сферу. Постановка спектакля «Книга времени» в школе-интернате для слепых представляет собой уникальный опыт организации театрального творчества с учетом особенностей восприятия пространства и движения детей с нарушениями зрения.

Методы и подходы

Постановка спектакля проводилась коллективом педагогов школы: режиссером-педагогом детских театральных коллективов, педагогами по вокалу, танцам. Для успешной реализации проекта были использованы следующие методы и приемы:

Индивидуализация подхода

Каждый ребенок получил роль, соответствующую его физическим возможностям и интересам. Акцент ставился на индивидуальном развитии ребенка через освоение движений и звукового окружения. Педагоги проводили специальные занятия по ориентации в пространстве и развитию мелкой моторики рук, необходимых для освоения сценического мастерства.

Четко разработанная мизансцена

Постановка спектакля требует тщательного планирования сценического пространства. Для слепых и слабовидящих артистов важно создание четких маршрутов перемещения по сцене, обозначенных тактильно различимыми элементами декораций. Важно учитывать особенности каждого ребенка, обеспечивая безопасность и комфорт в процессе репетиций и выступлений.

Музыкальное сопровождение и танцевальная деятельность

Музыкальное оформление спектакля включает сольные и хоровые вокальные партии, музыкальные композиции. Танцы создают дополнительные возможности для развития ритма и координации движений, что способствует повышению самооценки участников постановочного процесса.

Использование специальных технических средств

Для улучшения качества звучания речи актеров применяются микрофоны; для зрителей с остатком зрения используется большой экран, на который выводится видео-фон, создающий необходимую атмосферу каждой сцены . Специально подготовленные тифлокомментарии помогают зрителям с нарушением зрения лучше воспринимать происходящее на сцене.

Работа над пластикой и движением

Актерская игра строится на выразительности жестов и поз. Это достигается путем специальных упражнений на расслабление мышц, растяжку и ритмические танцы. Юные актеры учатся выражать эмоции и передавать сюжет через движение и пластику, создавая уникальный язык телодвижений, понятный зрителю независимо от наличия зрительного контакта.

Практическое руководство по постановке

Для успешной реализации проекта рекомендуется соблюдать следующий порядок действий:

  • - Подбор репертуара: выбирать пьесы, соответствующие интересам и возможностям участников, учитывая их возраст и необходимость адаптации текста и сюжета для аудитории с нарушением зрения;
  • - Подготовка сцены: особое внимание уделять разметке пола специальными материалами, позволяющими ориентироваться в пространстве, обеспечению доступности всех элементов декораций и реквизита;
  • - Развитие двигательных навыков: проводить занятия по сценическому движению и пластике, выполняя специальные упражнения на разогрев и расслабление мышц, растяжку, координацию. Особое внимание уделять ориентировке на сцене и использованию тактильных ориентиров;
  • - Освоение актерского мастерства: научить воспитанников передавать эмоциональные состояния посредством движений и звуков, используя специальные методики звукоподражания и вокализации.

Результаты и выводы

Участие в постановке позволило участникам группы значительно повысить уровень адаптации к окружающей среде, развить координационные навыки и чувство ответственности перед зрителями. По завершении театрального проекта многие дети отметили повышение уверенности в собственных силах, улучшение настроения и самочувствия.

Таким образом, данная работа демонстрирует эффективность включения детей с нарушением зрения в творческую активность, направленную на раскрытие творческого потенциала каждого участника. Это позволяет говорить о перспективности внедрения аналогичных проектов в образовательных учреждениях для повышения уровня социализации детей-инвалидов по зрению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка театральной постановки "Ночь перед Рождеством"

Друзья, мы вам расскажем небылицу,                        что в памяти своей хранит народ,     ...

Сценарий театральной постановки по книге Марка Твена "Приключения Тома Сойера"

Этот сценарий мы написали с учениками 5 "А" и 6 "А" класса для участия в районном фестивале, посвященному 170-летию со дня рождения Марка Твена....

Сценарий театральной постановки ко Дню инвалидов. Спектакль по книге Рубена Давида Гонсалеса Гольего "Белое на черном"

Спектакль по книге Рубена Давида Гонсалеса Гольего "Белое на черном" может быть приурочен к Декаде инвалидов и поставлен на школьной сцене....

Методическая разработка в рамках дополнительного образования для школьников старших классов. Театральный кружок «Литературный театр» (на примере театральной постановки «Сцены прощения в произведениях Л.Н. Толстого)

Для современного школьника проблема чтения стоит наиболее остро: ученик не видит актуальности и взаимосвязи произведения с реальностью, значит, не может до конца прочувствовать героя, понять особеннос...

Сценарий театральной постановки на тематику фильмов и книг серии "Гарри Поттер"

На протяжении многих лет истории о Гарри Поттере покоряют многих мальчишек и девчонок. До сих пор им интересно и познавательно погружаться в эту волшебную вселенную. Поэтому некоторые образовательные ...