Выступление на педагогическом совете
материал
Предварительный просмотр:
Тема: «Обновление содержания коррекционно-развивающих и образовательных технологий предметной области «Технология»»
(профильный труд).
Бакирова В.Р.
В условиях специального образования трудовое обучение и воспитание рассматриваются как важное средство коррекции, развития и формирования личности, учащихся с интеллектуальными нарушениями, средство социальной адаптации.
Обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) (вариант 2), СИПР — это обучающиеся с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР), составляют особую группу детей с нарушениями интеллектуального развития в сочетании с двигательными, сенсорными нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и представленными в разных комбинациях. По своим возможностям они во время всего периода обучения испытывают большие трудности освоения образовательных программ.
Поэтому необходимо обновления содержания и совершенствования методов обучения профильному труду данной категории детей.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса.
Цель: представить опыт работы по применению современных коррекционно-развивающих технологий в учебно - воспитательном процессе на уроках профильного труда.
Часто педагогическую технологию определяют, как:
• Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
• Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
• Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Содержание предметной области «Технология» осваивается через учебную деятельность в рамках предмета профильный труд, а также через общественно - полезный труд и предметно-практическую деятельность в пространстве образовательной организации и вне его, внеурочную деятельность.
В процессе трудового обучения важной особенностью является разработка коррекционно-развивающей работы, что предполагает:
– формирование умений выполнять задания на основе словесной инструкции с опорой на наглядность;
– умение работать по инструкции;
– умение находить ошибки и исправлять их;
– умение сравнивать выполненную работу с образцом; – формирование умений давать отчет о собственной деятельности;
– развитие мелкой моторики, навыков умело владеть инструментами и оборудованием при выполнении практических заданий (сенсомоторное развитие);
– формирование положительного отношения к труду.
Обеспечение коррекционной направленности обучения способствует как психофизическому развитию ребенка, так и успешности его трудовой подготовки.
Поэтому в своей работе я использую особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться стабильных результатов в обучении:
1.Коррекционно-развивающие технологии, которые используют методы двигательной или моторной коррекции. Они направлены на содействие в развитии сенсорной и моторной сферы, что особо важно на уроках профильного труда. Также они содействуют общему развитию личности и оздоровлению ребенка. (Слайд пример) (Например, упражнения, направленные на улучшение регуляции силы движений (напряжение-расслабление): «Тяни-толкай», «Ударь в колокольчик», и другие. Также упражнения для развития крупной моторики: «Качалка», «Лодочка», «Наступи на кочку», «Перешагни мостик».)
Упражнения для поддержания устойчивой позы. Такие упражнения, как «Удержи пирамиду», «Цапля», «Шлагбаум», «Море волнуется раз».
Упражнения для тренировки точности движений. Например, игру в кегли, бросание мячиков, мешочков для метания, колец.
Упражнения для улучшения тактильной и кинестетической чувствительности. Рисование на спине фигур, а также использование дорожек с разной поверхностью и игр с сыпучими материалами.
2. Коррекционно-образовательные технологии, которые используют когнитивные методы работы, ориентированы на формирование познавательной активности, формирование высших психических функций, в том числе и речи. (Слайд пример)
- «Гимнастика мозга». Цель метода — восстановление нарушенных межполушарных связей мозга, улучшение и развитие характеристик психических процессов (памяти, внимания, мышления), эмоционально-волевой сферы с помощью простых в исполнении упражнений на движение. А также проговаривание чистоговорок, скороговорок, заучивание четверостишия, считалки, ритмические стихи, хоровые повторения).
- «Школа внимания» (упражнения на развитие внимание, используют объёмные пластмассовые цифры и буквы, которые обеспечивают полимодальное воздействие на ребёнка: на зрительный, тактильный и слуховой анализаторы; с помощью игры в «Лото»: ребёнок находит картинку, соответствующую представленной).
3. Игровые технологии
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например, игра – путешествие.
Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроках проходит по следующим основным направлениям:
--- дидактическая цель ставится перед школьниками в форме игровой задачи;
--- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
--- учебный материал используется в качестве её средства;
--- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
--- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. (Слайд пример)
(Например, игра «Лото», «Домино», «Лего», «Конструирование»).
4. Здоровьесберегающие технологии:
Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Для предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводятся:
- физкультпаузы
- эмоциональную разрядку
- зарядку для глаз
- минутки для шутки
рефлексию (Слайд пример)
(Физкультурная минутка. Динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, лёгкие физические упражнения. Время — 2–3 минуты.
Пальчиковая гимнастика. Применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий.
Артикуляционная гимнастика.
Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
Релаксация. Проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, птиц, дождя, водопада).
5. В условиях реализации требований ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) наиболее актуальными становятся информационно – коммуникационная технологии.
Компьютерные технологии помогают педагогу в решении ряда образовательных задач, повышают продуктивность его профессиональной деятельности и выступают в роли наглядного пособия как источника учебной информации; позволяют корректировать, присущи ученикам нарушения интеллектуального развития; способствуют развитию связной речи; обеспечивают контроль и самоконтроль за процессом выполнения задач и их правильностью, положительно влияют на общее развитие детей.
Использование компьютерных средств в трудовом обучении выступают основным фактором обновления образования детей с нарушением интеллектуального развития, создают предпосылки для реализации развивающей, познавательной, эстетической, воспитательной функций образовательного процесса. Среди наиболее производительных выделяем: электронные слайды, обучающие игры, аудиовизуальные технологии и прочее. (Слайд пример)
(Применяю в работе: Мультимедийные презентации. Помогают наглядно представить учебный материал, картинки-иллюстрации, содержат аудио- и видеоматериалы, видеоролики).
Образовательные платформы. Например, «Яндекс.Учебник», платформа «Учи.ру» - это интерактивная отечественная образовательная платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме, а также могут принимать участие в различных олимпиадах.
Использование онлайн-платформа «AR Tutor».
(Эффективность «AR Tutor» обоснована воздействием на все три канала восприятия – визуальный, аудиальный и кинестетический. В арсенале приложения доступны картинки, анимация, звуковые эффекты, голос, текст, музыка,
Планирую использовать в работе Онлайн-сервис «LearningApps.org» (Лёнин.апс), позволяет создавать по предложенным шаблонам интерактивные упражнения для проверки знаний и выявления затруднений.
6. Дистанционные образовательные технологии. (Слайд пример)
Для достижения наибольшей эффективности данные технологии применяются чаще всего в комбинированном виде.
Результат применения данных технологий на уроках профильного труда (по детям).
Обучающиеся выполняют практические задания с обучающей помощью, в паре, в малой группе:
уборка школьной территории, приёмы работы с граблями.
сбор и переноска мусора.
уборка помещений, мытьё полов, подоконников;
опрыскивание и полив комнатного растения, правила обрезки и сбор сухих листьев растений, рыхление почвы.
Оценка сформированности БУД
№ п/п | БУД | Ф.И. обучающихся
| |||||||||
| Вербельчук Т. | Гаджимуратова В. | Ибаев А. | Козак С. | Куцырин И. | Кушнир А. | Пяткина В. | Туйчиев С. | Чечуков Д. | Итого: | |
1 | Личностные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | способность выражать свои чувства - радость, удивление, страх, гнев и др. в соответствии с жизненной ситуацией в социально приемлемых границах | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,9 |
2 | адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации; | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,1 |
3 | Осознавать себя как члена семьи | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2,3 |
4 | владение навыками самообслуживания. | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,4 |
| Итого: | 2,8 | 3,0 | 2,3 | 2,5 | 2,0 | 2,3 | 2,5 | 2,3 | 2,5 | 2,4 |
2 | Коммуникативные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | установление контакта с педагогом, другими взрослыми, сверстниками | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2,7 |
2 | принятие помощи учителя. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2,8 |
3 | отвечать на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации; | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2,8 |
4 | договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации; | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2,6 |
| Итого: | 2,8 | 3,0 | 2,8 | 3,0 | 2,0 | 2,3 | 2,5 | 3,0 | 3,0 | 2,7 |
3 | Регулятивные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | выполнение различного вида инструкций (речевых, жестовых и т.д.); | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,3 |
2 | передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения с помощью взрослых | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3,0 |
3 | сидение за столом в течение определенного периода времени; | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2,3 |
4 | работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1,8 |
| Итого: | 2,8 | 2,8 | 2,5 | 2,3 | 2,0 | 2,0 | 2,3 | 2,3 | 2,5 | 2,4 |
4 | Познавательные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | выполнять простые арифметические действия | 3 | 2 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1,7 |
2 | соотносить, классифицировать, находить отличия предметов и картинок | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2,2 |
3 | проявлять адекватные эмоции при появлении знакомого человека | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3,0 |
4 | понимать изображение, устное высказывание | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,9 |
5 | выполнение простых действий по наглядным алгоритмам; | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2,4 |
| Итого: | 2,8 | 2,6 | 2,0 | 2,6 | 1,4 | 1,8 | 2,0 | 2,2 | 2,8 | 2,2 |
| Сформированность базовых учебных действий | 2,8 | 2,8 | 2,4 | 2,6 | 1,9 | 2,1 | 2,3 | 2,4 | 2,7 | 2,4 |
Достаточный уровень: 0 обучающихся
Минимальный уровень: 9 обучающихся (Вербельчук Т., Гаджимуратова В., Ибаев А., Козак С., Куцырин И., Кушнир А., Чечуков Д., Пяткина В., Туйчиев С.)
Вывод: Обучающиеся Вербельчук Т., Гаджимуратова В., Ибаев А., Козак С., Чечуков Д., Пяткина В., Туйчиев С. преимущественно выполняют действия по указанию учителя, в определённых ситуациях способны выполнять действия самостоятельно, нередко допуская ошибки, которые исправляют с обучающей помощью учителя.
Обучающиеся Куцырин И., Кушнир А. способен выполнять действия лишь в определенных ситуациях при сотрудничестве взрослого, в отдельных случаях способен выполнять его самостоятельно, исправлять допущенные ошибки по указанию учителя или с обучающей помощью учителя, что соответствует минимальному уровню.
Все обучающиеся выполняют действие с обучающей помощью и под контролем учителя. Но при этом более успешными являются Вербельчук Т., Гаджимуратова В. Самые слабые результаты у Кушнир А., Куцырин И.
Вывод:
Педагогические технологии, применяемые на уроках профильного труда для обучающихся по АООП (вариант 2), СИПР содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методика работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку...

Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете
Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...
Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"
В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»
Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...
