Фотография, на которой меня нет
материал

Взаимоотношения учитель - ученик. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fotografiya_na_kotoroy_menya_net.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Фотография, на которой меня нет.

(Никита выходит звучит мелодия 1; рука вверх-мелодия звучит, роняет альбом- выключаю мелодию )

Сын Отец, нам в школе сказали сделать альбом, летопись семьи. Я нашел фотографию, очень старую. На ней изображены какие-то деревенские дети.

Отец Так это фотография моего класса. Это необычная фотография. Послушай сынок, я тебе расскажу. Смотрю, иногда улыбнусь, вспоминая, а смеяться и тем паче насмехаться над деревенскими фотографиями не могу, как бы они порой были нелепы. Случилась целая история.

(звук вьюги)

Отец.  Глухой зимою, в голодные 30-ые годы, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие.

Из города на подводе приехал фотограф, которого пригласил наш школьный учитель. И не просто так приехал, по делу - приехал фотографировать.

И фотографировать не стариков и старух, не деревенских людей, а нас, учащихся овсянской школы. С приездом в наше село учителя многое, что изменилось, а у нас учеников, появились карандаши, тетради, мы могли читать и писать.

  (Звук: школьный звонок)

Учитель Ребята, Витьки в школе нет, надо его проведать, узнать как он там. Кто-нибудь знает, что с ним?

Санька Да, заболел он. Ходить не может, ноги у него больные.

Учитель Все ясно. Схожу проведаю. Может со мной кто-нибудь пойдет.

Санька Я, я друга хочу проведать.

Учитель Значит вместе пойдем.

 Витька( Отец) А на следующий день я заболел, да так заболел, что и встать не мог.

Санька Знаешь, Витька, я тоже не пойду фотографироваться. Все. Не последний день живем.

Бабушка Ах, ты, лихоманка! Твоя вина, что Витька заболел, накатался с горы, ревматизма напал, вот ноги и ломит. Всю ночь простонал.

Витька Ну вот, Санька, (горестно) а нас то с тобой на этой фотографии не будет. Эх…

Санька (молча, разочарованно машет рукой)

(Звук. Стук в дверь)

Бабушка Какой это там лешак ломится?.. (звучит балалайка)

Милости просим! Милости просим!

Учитель Здравствуйте, Катерина Петровна. Вот пришел проведать больного. Как чувствует себя Виктор?

Бабушка Поправляется, поправляется. На еду уж здоров, вот на работу хил покуда.

Витька Здравствуйте, Евгений Николаевич. Хворый я еще.

Бабушка Давайте чай попьем с нашим деревенским угощением.(наливает чай, дуют в блюдца, берут бублики)

Учитель Ничего поправляйся. Как выздоровеешь, прийдешь. Я принес тебе фотографию на память.

Витька Ой, а  Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе! (радостно).Вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол, вот Ванька Сидоров, вот Нинка Шахматовская, ее брат Саня...

Витька На этой фотографии меня нет. И не будет!(вытирает глаза)

Учитель Ничего, ничего! – (успокоил меня учитель). - Фотограф, может быть, еще приедет.

Бабушка - А я что ему толкую? Я то же и толкую...Приедет еще фотограф не переживай.

 (Бабушка настраивает самовар и занимает учителя разговорами)

Учитель Знаете, Катерина Петровна, какой случай вышел?

Бабушка Какой жа?

Учитель Вчера утром обнаружил у своего порога воз дров. Сухих, швырковых. И не могу дознаться, кто их свалил.

Бабушка А чего дознаваться-то? Нечего и дознаваться. Топите - и все дела.

Учитель Да как-то неудобно.

Бабушка Чего неудобного. Дров-то нету? Нету. Ждать, когда преподобный Митроха распорядится? А и привезут сельсоветские сырье сырьем, тоже радости мало. Топите. И будьте здоровы, всем семейством.  Пейте чаёк то.

Витька Скоро ли фотограф  приедет?

Учитель Думаю, скоро. - Выздоравливай и приходи в школу, а то отстанешь. (Он поклонился дому, бабушке: Будьте здоровы, Катерина Петровна.

Жмет Витьке руку и говорит: Выздоравливай Витя и приходи в школу.

(Учитель со стареньким портфелем прошел мимо нашего палисадника, обернулся и махнул мне рукой)

Бабушка (к Витьке обращается) И не поел-то ничего. И чаю два стакана токо выпил. Вот какой культурный человек! Вот че грамота делат! Учись, Витька, хорошеньче! В учителя, может, выйдешь або в десятники...

(Встает на сцену, произносит с душой, проникновенно)

Отец Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя - с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь. Деревенская фотография – это  летопись нашего народа, настенная его история.

(мелодия 1 Вальс  «Утомленное солнце»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева

Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....

Письменный практикум по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет". 6 класс

Вопросы практикума позволяют выявить степень усвоения учащимися содержания текста, особенностей композиции, авторского замысла, понимания художественного  своеобразия рассказа....

Тема памяти в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Конспект урока литературы в 8 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н. Вид и структура урока: урок-мастерская. Его ц...