Рабочая программа (Социально- педагогической направленности) «Профориентация- как средство социализации подростков»
рабочая программа (8 класс)
В настоящее времявсе более актуальным становятся вопросы, связанные с профессиональным самоопределением подростков и огромное значение имеет правильный профессиональный выбор для выпускника . Главным направлением профориентационной работы с подростками в условиях современного общества должна быть помощь самоопределяющемуся ребенку в адаптации к реальным социально-экономическим условиям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.1 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Социально- педагогической направленности
«Профориентация- как средство социализации подростков»
Возраст воспитанников: 14-15 лет
Срок реализации программы: 1 года
г. Находка
2025г.
Пояснительная записка
Актуальность
В 2023-2026г. педагогическая работа с воспитанниками ведется по программе "Система комплексной подготовки воспитанников Центра к проживанию в семье (кровной, замещающей), социализации и адаптации в современном мире "ПЕРЕСТУПАЯ ПОРОГ", рассмотренной и утвержденной на педагогическом совете от 28.08.2023г.
В блок программы Центра входит «Профориентация воспитанников», на основе данного модуля мною создана рабочая программа «Профориентация- как средство социализации воспитанников Центра», которая соответствует утверждении порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации ( Приказ Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650 «Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования»)
В рамках нашего учреждения все более актуальным становятся вопросы, связанные с профессиональным самоопределением подростков и огромное значение имеет правильный профессиональный выбор для выпускника Центра. Не всегда данная категория детей, учитывает свои интересы и способности в выборе профессии. Ребята, выпускающиеся после 9 класса, чаще всего сталкиваются с проблемой ограничения выбора мест получения интересующей их профессии. Сложности так же вызывает построение своей жизненной перспективы, планирование этапов профессиональной реализации с учетом социальных условий, собственных возможностей и интересов, проявление личностной активности в реализации задуманного. Зачастую формированию подобной пассивной позиции способствует нехватка знаний о себе, своих возможностях, недостаток информации о социально-средовых условиях, несформированные мотивы профессионального самоопределения и отсутствие практических навыков взаимодействия.
Главным направлением профориентационной работы с подростками в условиях современного общества должна быть помощь самоопределяющемуся ребенку в адаптации к реальным социально-экономическим условиям.
Воспитанникам для принятия решения, выбора профессии нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы.
Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый подросток находил, наиболее полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору воспитанникам своего профессионального пути.
Направленность рабочей программы: социально-педагогическая
Уровень освоения программы: базовый
Новизна и отличительная особенность программы состоит в том, что работа в данном направлении делится на 2 блока: теория и практика, которые чередуются между собой.
Теория проходит в эмоционально комфортной атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов в получении нужной информации: беседы, дискуссии, коммуникативные деловые игры; консультации педагога и психолога Центра. Практика реализуется в рамках одного дня со специалистом (мастер-класс), где на практическом занятии с профессионалом ребята выполняют посильную работу в данной сфере профессии.
Формы организации занятий: прохождение профориентационных тестов; анкетирование, мониторинг профессиональных предпочтений, встречи со специалистами конкретных профессий; просветительские и познавательные лекции на тему проблем самоопределения; ознакомительные мероприятия, визиты на производства и предприятия. Использование интерактивных порталов : «Проектория», «Билет в будущее», «Работа в России. Профориетация».
Адресат программы
Программа рассчитана для подростков: 15-16 лет, количество 9 человек Включены в профориентационную работу выпускники Центра ( 9класс) и предусматривающей поддержку подростки «группы риска» (с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства); педагоги и психолог Центра.
Реализация программы:
Реализация дополнительной образовательной программы предполагает
следующие сроки изучения материала: сентябрь 2025- май 2026 г.г.; 1 год обучения - 36 часов в год, 2 час в месяц.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая с учётом личностных качеств подростков и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация данной программы позволит молодым людям изучить свои личностные особенности, интересы и склонности, получить информацию об учебных заведениях и различных профессиях, о правилах выбора профессии, осознать свою личностную позицию и возможности в профессиональном самоопределении.
Раздел I
Цель и задачи программы
Цели программы:
- Создание эффективной системы профориентации, способствующей формированию профессионального самоопределения подростков в соответствии и с учетом запроса современного общества в востребованных специалистах.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- Психологическое и профессиональное просвещение подростков.
-Диагностика профессиональных склонностей, способностей и интересов детей.
-Формирование профессиональной мотивации.
-Обучение навыкам самостоятельного построения профессиональных планов.
Развивающие задачи:
-Развитие представлений у воспитанников о современном разнообразии профессий и специальностей, важности трудовой деятельности и выбора ее специфики, возможностях профессионального образования;
−Информирование подростков о востребованных на рынке труда специалистов; о содержании их деятельности;
− Развитие мотивации у воспитанников к профессиональному самоопределению;
− Диагностика склонностей детей к профессиональным направлениям.
Воспитательные задачи:
-Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности детей;
- Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
-Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Содержание программы
Учебно-тематический план
2025-2026 год
№ | Виды деятельности | Количество часов | Формы контроля/ аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Знакомство с программой 1 блок. | 5 | 3 | 2 | |
«Облако» мотивационной шкалы подростка Профориентация «Путь к профессии» | 1 4 | 1 2 | 0,5 1,5 | Анкетирование, диагностика, обработка результатов Рефлексия | |
2 | Основная часть 2 блок «В мире профессий» | 20 | 14 | 6 | |
Глоссарий новых профессий «Новый век-новые профессии» Информационно-познавательные мероприятия «Лабиринт выбора» Практическая деятельность | 1
10 9 | 1 9 5 | 0,5 2 3,5 | Рефлексия рефлексия Зачет | |
3 | 3 блок «Практическая часть» | 9 | 2 | 7 | |
| 2 | 7 | Зачет | ||
Подведение итогов | 2 | 1 | 1 | Зачет | |
Итого | 36 | ||||
Содержание учебного плана 2025-2026 уч. года обучения
- блок: Знакомство с программой (5ч)
(сентябрь- октябрь 2025 уч.год)
Занятие 1. Диагностика с целью выявления профессиональной направленности подростка.
Практика: Составление «Облако» мотивационной шкалы подростка; Анкета «Ориентация»
Занятие 2. «Выбор профессии – это серьёзно» (круглый стол)
Цель: Познакомить воспитанников с факторами, влияющими на осознанный выбор профессии, и результатами анкет, показывающими степень их профессиональной готовности.
Практика: Выступление выпускников «Реклама профессии, которую я выбрал»
Занятие 3. «Мои профессиональные качества» ( классный час)
Цель: Определить соответствие профессиональных важных качеств личности типам профессий.
Практика: Упражнение «Составление профессиограмм»
Занятие 4. «Моя мечта о будущей профессии» (интерактивная беседа)
Цель: Осознание своего профессионального будущего.
Практика: Работа с таблицей «Профессия. Специальность. Должность»
Занятие 5. «Как много профессий хороших» (конкурсно -развлекательная игра)
Цель: Познакомить участников с разнообразием профессий, развить творческие способности и навыки командной работы Практика: «Мой рабочий день» описать один день из жизни представителя профессии «Профессиональный рисунок» нарисовать символическое изображение выбранной профессии.
- блок. « В мире профессий» (20 ч)
(ноябрь 2025г)
1 занятие: Устный журнал «Моя будущая профессия»
Цель: Сформировать у учащихся понимание взаимосвязи между интересами, способностями, образованием и выбором профессии.
Практика: Домашнее задание:
Написать небольшое эссе на тему «Моя идеальная работа»
- занятие: Глоссарий новых профессий «Новый век — новые профессии»
Цель: Рассказать о востребованных профессиях XXI века. Обсудить навыки и качества, необходимые для этих профессий.
Практика: Атлас новых профессий: Платформа для изучения будущего рынка труда и новых специальностей.
3 занятие: Беседа «Этикет и профессия»
Цель: Формировать понимание, что каждой профессии существуют свои особенности этикета, которые необходимо учитывать для успешного выполнения профессиональных обязанностей и создания положительного имиджа.
Практика: Разбор кейсов
(декабрь 2025 год)
4 занятие : «Моя цель в жизни»
Цель: Рассмотреть ступени роста человека на пути к зрелости. Дать характеристику своей будущей жизни.
Практика: Тренинг. Анкетирование «Профессиональное будущее и положение в обществе»
5 занятие: Информационно-практический час «Деловые бумаги»
Цель: Формировать умение составлять и оформлять различные документы (заявление, автобиография), необходимые в повседневной жизни;
Практика: Заполнение образцов деловых бумаг
6 занятие: Деловая игра «Как подростку устроиться на работу?»
Цель: Сформировать у подростков практические навыки поиска работы и прохождения собеседования.
Практика: Мини –сценки « Половина успеха-внешний вид», «Устройство на «Судоремонтный завод»; « Разговор со специалистом Центра занятости»
(январь 2026 год)
7 занятие: Квиз игра «Ярмарка профессий»
Цель: Выявить уровень знаний о профессиях
Практика: Интеллектуальная деятельность в команде
8 занятие: Виртуальна экскурсия «Профессии моего края»
Цель: Выяснить какие профессии есть в нашем городе, на каких предприятиях они востребованы; ознакомить подростков с традиционными профессиями региона.
9 занятие: Диспут «Выбор профессии-это серьезно»
Цель: Предоставить информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях.
Практика: «Карта интересов» по методике А. Голомштока
(февраль 2026год)
10 занятие: Тренинг «На пороге взрослой жизни»
Цель: Формировать у воспитанников активное и ответственное отношение к жизни.
Практика: Профсторис: предлагает поисковик профессий по интересам, качествам личности. К каждой профессии здесь можно найти реального представителя, почитать о его рабочем дне, образовании, найти работодателей для этой позиции. PROFSTORIES
11 занятие: Видеолекторий "Профессии, востребованные на рынке труда"
Цель: Продолжить формировать профессиональные интересы, склонности к определенным видам деятельности, расширить представление детей о мире профессий и о значимости профессии в будущем.
Практика: Профориентационный портал с тестами, каталогом профессий и тематическими статьями «Выбери свой путь»
12 занятие: Беседа «Кот в мешке, или Типичные ошибки при выборе профессии».
Цель: Продолжить профориентационную работу с детьми; информировать детей о разных профессиях; о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
(март2026год)
13 занятие: Дискуссиия «Как ты относишься к людям и как люди должны относиться к тебе»
Цель: Обсудить принципы взаимного уважения и эмпатии. проанализировать собственные установки в общении с окружающими
Практика: работа с кейсами
14 занятие: Час общения « Я учусь принимать решение»
Цель: Формировать умение принимать правильное решение в зависимости от ситуации.
Практика: Разбор ситуаций «Быстрый выбор»
15 занятие : Круглый стол «Жизненные ценности»
Цель: Формирование жизненных ценностей для самореализации каждого воспитанника.
Практика: Тестирование «Ценностные ориентации» М. Рокича,
(апрель 2026год)
16 занятие: Игра «Турнир знатоков профессий»
Цель: Формировать у воспитанников психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Практика: Выполнение практических заданий.
17 Занятие : Диспут «Роль самовоспитания при планирования карьеры»
Цель: Создать условия для формирования у воспитанников знаний об основных требованиям к профессионалу, о профессиональной карьере и основных направлениях ее роста.
Практика: тест «Можешь ли ты добиться успеха»
18 занятие: Лекция-беседа «Здоровье и карьера»
Цель: Ознакомить воспитанников со значением здоровья при выборе профессии.
Практика: Опросник «Вегетативная лабильность»
(май 2026год)
19 занятие: Защита проекта «Моя профессия- мой выбор»
Цель: Рефлексия работы воспитанников над проектом – в формате «Репортажа» с целью отметить впечатления и сформулировать вывод о желании выбрать эту профессию или продолжить поиск.
20 занятие : Профессиональная карта выбранной профессии
Цель: Создать карту профессии с общей характеристикой профессии, требованиями, медицинскими показаниями, пути получения профессии.
- блок «Профессиональные пробы»
(сентябрь 2025- май 2026 уч. год по договору с предприятиями города)
1 занятие: Экскурсия « Центр занятости населения г. Находки»
Цель: Анализ и прогнозирование спроса на востребованные профессии нашего города; трудоустройство, переобучение и профориентации населения
2 занятие: Экскурсия «Единый день открытых дверей Находкинский
гуманитарно-политехнический колледж»
Цель: Помочь будущим абитуриентам определиться с выбором профессионального пути и построить успешное будущее.
- занятие: Экскурсия на завод НСРЗ Мастер-класс «Газосварщик»
Цель: На практике познакомиться с соединением различных металлов с помощью газосварки, изготовить простые конструкции с обеспечением прочности сварных соединений.
4 занятие: Практический мастер-класс «Поварята». Один день из жизни повара в Центре.
Цель: На практическом примере работы повара ознакомить детей с приготовлением повседневных блюд, участие детей в кулинарном практикуме приготовления обеда из 3 блюд.
5 занятие: Экскурсия в библиотеку- музей «Есть такая профессия-Родину защищать»
Цель: Ознакомление с историей Находкинской пограничной службы.
6 занятие: Экскурсия на судоремонтный завод г. Находки
Цель: Познакомились с ремонтом и техническому обслуживанию судов, оборудование на котором производят ремонт. Востребованные профессии завода, обучение и трудоустройство.
7 занятие: Экскурсия «Автотранспортное предприятие «Ориент-авто»
Цель: ознакомление воспитанников с профессиями автослесарь и автомеханик; в практической работе увидеть диагностику неисправностей автомобиля, работа с электроникой и простой ремонт машин.
8 занятие: «Волонтерское движение» (в течении года)
Цель: посильная помощь в мероприятиях по содействию семьям участников СВО, сбор гуманитарной помощи, плетение сетей, участие в субботниках города.
9 занятие. Экскурсия «Мебельная фабрика «Инес»
Цель: Познакомились с процессом изготовления мебели и применяемыми технологиями производства. Узнали о доступном обучении , наставничестве и трудоустройстве.
(май 2026год)
Заключительное занятие: Построение профессионального плана.
Сообщение :«Профессия, которую я выбрал».
Цель: проанализировать профессию, описать личные качества и требования профессии к человеку, возможные места работы, востребованность профессии.
3. Планируемые результаты курса
Личностные результаты освоения программы:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приёмы самосовершенствования в трудовой деятельности;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Метапредметные результаты освоения программы:
- развить самостоятельность;
- оценить собственные возможности, способствовать овладению воспитанниками умениями получать из разнообразных источников социальную информацию;
- систематизировать, анализировать полученные данные;
- освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Предметные результаты освоения программы:
- Понимание значимости профессионального самоопределения, составление личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда в соответствии с своим темпераментом, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о современных формах и методах организации труда;
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
1. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
Для реализации программы используется следующая материально-техническая база:
-Кабинет психолога для проведения диагностических исследований, анкетирования, тренингов;
- Компьютерный класс : компьютеры с необходимым программным обеспечением
-на каждого учащегося и педагога;
- локальная сеть с выходом в интернет;
для работы с интернет ресурсами, создания личных презентаций детей, фильмотека;
- Методическое обеспечение. Тесты, ЭОР, литература профориентационного
характера
- Оборудование партнерских площадок, позволяющих вводить воспитанников
специфическую среду профессиональной деятельности (на базе учреждений и
производственных предприятий)
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Онлайн платформы по профориентации подростков
Атлас новых профессий: Платформа для изучения будущего рынка труда и новых специальностей.
Выбери свой путь: Профориентационный портал с тестами, каталогом профессий и тематическими статьями.
Навигатор поступления: Образовательный портал со списком профессий с подробными характеристиками: зарплатой, графиком работы и подборками книг, которые помогут погрузиться в тему.
Поступи онлайн: платформа, на которой можно найти и сравнить информацию обо всех учебных заведениях и образовательных программах в одном месте.
Проектория: Цифровая платформа для профориентации, включающая онлайн коммуникацию и работу над проектами.
PROFSTORIES : предлагает поисковик профессий по интересам, качествам личности. К каждой профессии здесь можно найти реального представителя, почитать о его рабочем дне, образовании, найти работодателей для этой позиции.
Проф Тест: платформа с тестированием, списком учебных заведений и профессий.
Учёба.ру: платформа, на которой можно найти и сравнить информацию обо всех учебных заведениях и образовательных программах в одном месте.
Prof.Biograf Guru.ru: Справочник профессий с описаниями и рекомендациями по выбору профессии.
Wowprofi.ru: Портал с тестами, описанием профессий и карьерными треками, указывает на уровень дохода
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Методики и материалы, которые помогают определить достижение учащимися планируемых результатов по программе профориентации: Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). Разработан Е. А. Климовым, предназначен для отбора на различные типы профессий. Результаты опросника показывают, к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
Тест профессионального личностного типа Голланда. Методика помогает определить тип социально-профессиональной направленности и облегчает дальнейшее определение профессии.
Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС). Разработана В. В. Синявским и Б. А. Федоришиным, предназначена для изучения коммуникативных и организаторских склонностей у подростков и юношей 14–16 лет в процессе первичной профконсультации.
Методика определения профессиональных предпочтений Л. А. Йовайши. Предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности. Опросник позволяет определить предрасположенность человека к деятельности в сфере умственного или физического труда, технических интересов, искусства, работы с людьми.
Методика «Мотивы выбора профессии» Р. Е. Овчаровой.
Также используются наблюдение за воспитанниками в внеурочной деятельности, беседы-интервью, игровые и тренинговые ситуации, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности.
Формы оценки результативности реализации программы
В ходе реализации программы проводится контроль результативности:
-текущий - в течение всего учебного года;
-промежуточный – апрель-май;
- итоговый – август-сентябрь по итогам освоения программы в целом.
Текущий контроль результативности освоения программы проводится в
виде:
- опроса (устного и письменного);
- проверки выполнения практических заданий;
По окончании каждого полугодия проводится промежуточный контроль в форме итоговый заданий. Итоговая аттестация проводится в виде личных сообщений «Профессия, которую я выбрал» и «Построение профессионального плана»
Диагностика результативности освоения программы
| Ф.И.О. ребенка | Критерии | ||||||||
Своевременность профессионального выбор | Осознанность выбора. | Реалистичность выбора | Согласованность выбора | На конец года | ||||||
до | после | до | после | до | после | до | после | Общий балл | ||
1 | Руслан О. | 2 | 2 | 2 | 4 | 1 | 2 | 1 | 2 | 10 |
2 | Ростислав К. | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
3 | Илья Г. | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 4 |
4 | Владимир К. | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 9 |
5 | Иван В. | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 9 |
6 | Иван С. | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 4 |
7 | Евгений Б. | 1 | 2 | 2 | 4 | 1 | 2 | 1 | 2 | 10 |
8 | Руслан К. | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
9 | Юрий Ш. | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Вывод: По результатам диагностики высокий балл по окончанию работы над программой наблюдается у 4 воспитанников; средний балл имеют 5 воспитанника.
Практически все воспитанники определились с выбором профессии.
Сопоставление результатов, полученных при первичной диагностике и через год, показывают эффективность профориентационной работы
Для оценки эффективности программы проводились диагностические мероприятия,
включающие в себя ряд методик:
Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова, ДДО
Карта интересов (модифицированная методика А. Е. Голомштока)
Модификация личностного опросника Г. Айзенка
Методика Л. Йовайши (в модификации Г. Резапкиной).
Методика тип мышления (в модификации Резапкиной).
Критерии включены в Анкету профессионального самоопределения
Г.Н.Резапкиной. При обработке анкеты была введена система в баллах, позволяющая оценить количественный результат.
Сопоставление результатов, полученных при первичной диагностике и через год, показывают эффективность профориентационной работы
Ниже приводится Анкета профессионального самоопределения в модификации специалистов Центра (педагог, психолог).
АНКЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Я хочу быть (напишитепрофессию)
2. Какое образование требуется для получения этой профессии?
❑ обучение на рабочем месте
❑ краткосрочные курсы
❑ среднее профессиональное образование (колледж, лицей)
❑ высшее профессиональное образование (институт, университет)
3. Что повлияло на ваш выбор (не более 3-х вариантов):
❑ высокая зарплата
❑ престиж профессии
❑ будет легко найти работу
❑ посоветовали родители и друзья
❑ мне это интересно
❑ соответствует моим способностям
❑ соответствует состоянию моего здоровья
4. Что вы знаете о своей будущей профессии?
❑ условия труда
❑ профессионально важные качества
5. С кем вы беседовали о выборе профессии
❑ с учителями, психологами
❑ с родителями, родственниками
❑ с товарищами, сверстниками
❑ с людьми, которые знают эту профессию
❑ ни с кем
6. Выберите самые привлекательные для вас объекты труда (1-3 варианта):
❑ человек
❑ информация
❑ финансы
❑ техника
❑ искусство
❑ животные и растения
❑ изделия и продукты
❑ природные ресурсы
7. Выберите самые привлекательные для вас условия труда (1-3 варианта):
❑ специально оборудованное помещение
❑ разъезды и командировки
❑ открытый воздух
❑ экстремальные условия
❑ работа на дому
8.Важно ли вам сейчас прилагать усилия для хорошей учебы, чтобы поступить туда, куда хочешь?
❑ да, важно
❑ нет, и так поступлю
9.Чем вы любите заниматься в свободное время? Какие кружки и секции посещаете
10. Помогают ли вам профориентационные мероприятия с выбором профессии?
ОБРАБОТКА АНКЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО САМООПРЕДЕНИЯ. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ)
1 критерий. Своевременность профессионального выбора. Определяется на основании ответа на первый вопрос анкеты («Я хочу быть…» или «Ты уже выбрал профессию? Какую?»).
Авторы ряда возрастных периодизаций сходятся в том, что нормативный выбор профессии происходит в 14-15 лет, то есть в 8-9 классе.
0 баллов – профессиональный выбор еще не сделан (отсутствие ответа, ответ «не знаю»); 1 балл – обучающийся выбирает между несколькими профессиями;
2 балла – профессиональный выбор сделан, обучающийся называет выбранную профессию
2 критерий. Осознанность выбора. Определяется при ответе на четвертый вопрос анкеты «Что вы знаете о своей будущей профессии:
1) условия труда,
2) профессионально важные качества,
3) где можно получить эту профессию,
4) спрос на профессию на рынке труда».
Если воспитанник говорит, что выбирает профессию, потому, что она ему нравится, но при этом не знает ни содержания труда, ни профессионально важных качеств, ни медицинских противопоказаний, ни востребованности профессии на рынке туда, то такой выбор нельзя считать осознанным.
0 баллов – отсутствие ответов, ответ не знаю;
1 балл – ответ в одной из категорий (обучающийся может назвать условия труда или профессионально важные качества, или где можно получить эту профессию, или спрос на профессию на рынке труда);
2балла – ответы в 2 категориях;
3 балла – ответы в 3 категориях;
4 балла – ответы в 4 категориях
3 критерий. Реалистичность выбора (соответствие возможностям). Оценивается на основании сопоставлении выбранной профессии (1-ый вопрос анкеты) с результатами предшествующей диагностики с помощью различных методик за период работы над программой.
0 баллов – профессиональный выбор нереалистичен (не соответствует способностям, возможностям, состоянию здоровья обучающегося);
1 балл – профессиональный выбор недостаточно соответствует способностям, возможностям, состоянию здоровья обучающегося;
2 балла – профессиональный выбор реалистичен.
4 критерий. Согласованность или непротиворечивость профессионального выбора. Анализируются ответы на 1,2,3,6,7,8,9 вопросы анкеты.
Баллами оценивается не каждый из этих вопросов, а их совокупность.
0 баллов – ответы обучающегося на вопросы анкеты не согласованы друг с другом, противоречивы;
1 балл – ответы обучающегося на вопросы анкеты недостаточно согласованы друг с другом;
2 балла – ответы обучающегося на вопросы анкеты согласованы друг с другом.
Ответы на пятый и десятый вопросы анкеты в баллах не оцениваются. Баллы по четырем критериям суммируются.
0-3 балла – низкая степень готовности обучающегося к выбору профессии.
4-9 баллов – средняя степень готовности к выбору профессии.
10 баллов – высокая степень готовности к выбору профессии.
Раздел VII
Методическая литература
- Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.;
- Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э. Профессиональная ориентация в УПК”; М.: Педагогика, 1985г. (Педагогический поиск:Опыт, проблемы, находки);
- “Школа и труд” / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика, 1987 г.;
- Школа и выбор профессии” / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя);
- Festival.1september.ru;
- http://www.vashpsixolog.ru/;
- Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. - М., 2006.;
- Никитина Е. Как выбрать профессию: советы и рекомендации для школьников и взрослых // https://iklife.ru 15. «Одно из двух» (методика Дж. Холланда в модификации Г.В. Резапкиной) //http://school-97.edusite.ru 16. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: Сфера, 2016 - 118 с. 17.
- Предпрофильная подготовка. Путь к профессии: учебная программа для общеобразовательных учреждений /авт.-сост.: Коллектив специалистов центра «Ресурс»; под общей ред. О. В. Большаковой, Н. П. Анисимовой, И. В. Кузнецовой. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2016 – 46 с. 18.
- Проективная методика «Несуществующее животное»: интерпретация// https://www.syl.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социально-психологической службы по профилактике асоциального поведения подростков "Спектр"
Преступность несовершеннолетних и молодёжи во всём мире является одной из самых актуальных социальных проблем. В нашей стране за последние годы преступность несовершеннолетних также сущест...

Программа социально-психологического тренинга формирования адекватной самооценки у подростков «Как полюбить свою внешность»
Программа социально-психологического тренинга формирования адекватной самооценки у подростков «Как полюбить свою внешность»Целевая аудитория: мальчики и девочки подросткового возраста (13 – 14 лет).Це...

Презентация «Хореографическое искусство как средство социализации подростков из неблагополучных семей»
Представлена презентация Программы «Новое Поколение» , в которой раскрыты: актуальность, новизна, цель и формы социально-культурной деятельности....
Досуговая деятельность как средство социализации подростков.
Влияние организации досуга на социализацию подростков....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Дела житейские» - предназначена для подростков 14-16 лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дела житейские» является методическим сопровождением дистанционного курса «Дела житейские», размещённого в сети Ин...
Мастер-класс по теме" "Цифровая образовательная среда как средство социализации подростка.
Страничка для родителей. Вебинар по теме" "Цифроваяобразовательная среда как ссредсво социализации подростка" . Материал поможет родителям сориентироваться в цифровом пространстве...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Время читать» - предназначена для подростков 11-14 лет.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по формированию читательской грамотности «Время читать» является методическим сопровождением дистанционного курса, размещённо...
