Долгосрочный проект для детей среднего дошкольного возраста "Десять пальчиков-помогайчиков"
проект
Вид проекта: познавательно–творческий, практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Временные рамки проекта: с 03.01.2025г. по 30.05.2025г.
Участники проекта: воспитатель: Чирткова Н.А., дети второй младшей группы «Пчелки», родители воспитанников группы «Пчелки».
Актуальность проекта
Учеными давно доказано, что движения пальчиков и умеренные физические нагрузки положительно влияют на развитие речи и умственные способности. Еще в прошлом веке Мария Монтессори выявила зависимость между развитием движений руки и способностью говорить. Развитие речи ребенка теснейшим образом связано с мелкой моторикой рук, которая также развивает внимание, воображение, мышление и память. «Речь ребенка – на кончиках пальцев» говорил В.А. Сухомлинский. В общем, чем лучше работают пальчики и кисть малыша, тем лучше он говорит.
Проект «Десять пальчиков-помогайчиков» охватывает все образовательные области (речевое, познавательное, художественно – эстетическое, физическое и социально – коммуникативное развитие), что даёт всем участникам проекта возможность творчески реализоваться. Преимущество данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью.
В проекте учитывается вариативное развивающее образование, ориентированное на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, свобода в выражении своих чувств и мыслей. В этом заключается новизна проекта.
Постановка проблемы
В последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился. Дети неловко держат карандаш, кисточку и ложку. Им трудно собрать мелкие детали конструктора, собирать мозаику, паззлы. Не говоря уже о застегивании пуговиц и завязывании шнурков. Поэтому, необходимо как можно раньше начинать развивать мелкую моторику рук ребенка. С этим прекрасно могут справится игры с пальчиками.
Необходимость реализации проекта «Десять пальчиков-помогайчиков» возникла в связи с недостаточным развитием речи и моторики рук детей младшего дошкольного возраста, а также скудным словарным запасом детей и трудностями в выражении мыслей. Проект решает проблему эстетического и художественного воспитания детей.
Цель проекта:
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Показать способы и приемы проведения пальчиковой гимнастики.
- Познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических пальчиковых игр, игровых упражнений с карандашом, рисования пальчиками и ладонью, пластилинографии, аппликации из салфеток, круп, пуговиц, пальчикового театра и др.
- Способствовать развитию художественно-эстетической деятельности, творческих и познавательных способностей детей, памяти, внимания, воображения, логического мышления, глазомера и грамматического строя речи.
- Развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами, эпитетами и выражениями, расширять словарный запас.
- Способствовать умению применять знания, полученные в результате реализации проекта, на практике и в самостоятельной активной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 213.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Радуга»
Поспелихинский район Алтайский край
Проект
«Десять пальчиков-помогайчиков»
Вид проекта: познавательно-творческий,
практико-ориентированный, групповой
для детей второй младшей группы
Продолжительность проекта: краткосрочный (5 месяцев)
Автор: Чирткова
Наталья Александровна,
воспитатель
с.Поспелиха, 2025
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить,
Чтоб можно было посчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Вид проекта: познавательно–творческий, практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Временные рамки проекта: с 03.01.2025г. по 30.05.2025г.
Участники проекта: воспитатель: Чирткова Н.А., дети второй младшей группы «Пчелки», родители воспитанников группы «Пчелки».
Актуальность проекта
Учеными давно доказано, что движения пальчиков и умеренные физические нагрузки положительно влияют на развитие речи и умственные способности. Еще в прошлом веке Мария Монтессори выявила зависимость между развитием движений руки и способностью говорить. Развитие речи ребенка теснейшим образом связано с мелкой моторикой рук, которая также развивает внимание, воображение, мышление и память. «Речь ребенка – на кончиках пальцев» говорил В.А. Сухомлинский. В общем, чем лучше работают пальчики и кисть малыша, тем лучше он говорит.
Проект «Десять пальчиков-помогайчиков» охватывает все образовательные области (речевое, познавательное, художественно – эстетическое, физическое и социально – коммуникативное развитие), что даёт всем участникам проекта возможность творчески реализоваться. Преимущество данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью.
В проекте учитывается вариативное развивающее образование, ориентированное на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, свобода в выражении своих чувств и мыслей. В этом заключается новизна проекта.
Постановка проблемы
В последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился. Дети неловко держат карандаш, кисточку и ложку. Им трудно собрать мелкие детали конструктора, собирать мозаику, паззлы. Не говоря уже о застегивании пуговиц и завязывании шнурков. Поэтому, необходимо как можно раньше начинать развивать мелкую моторику рук ребенка. С этим прекрасно могут справится игры с пальчиками.
Необходимость реализации проекта «Десять пальчиков-помогайчиков» возникла в связи с недостаточным развитием речи и моторики рук детей младшего дошкольного возраста, а также скудным словарным запасом детей и трудностями в выражении мыслей. Проект решает проблему эстетического и художественного воспитания детей.
Цель проекта:
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Показать способы и приемы проведения пальчиковой гимнастики.
- Познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических пальчиковых игр, игровых упражнений с карандашом, рисования пальчиками и ладонью, пластилинографии, аппликации из салфеток, круп, пуговиц, пальчикового театра и др.
- Способствовать развитию художественно-эстетической деятельности, творческих и познавательных способностей детей, памяти, внимания, воображения, логического мышления, глазомера и грамматического строя речи.
- Развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами, эпитетами и выражениями, расширять словарный запас.
- Способствовать умению применять знания, полученные в результате реализации проекта, на практике и в самостоятельной активной деятельности.
Предполагаемые результаты:
- Улучшится мелкая моторика рук детей, внимание, память, воображение, глазомер.
- Повысится интерес к пальчиковой гимнастике.
- Речь обогатится новыми словами, эпитетами и выражениями, станет более эмоциональной и выразительной.
- Расширится кругозор. Активный словарь детей пополнится стихами и потешками на данную тему.
- Смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.
- Сформируется активность и заинтересованность родителей в образовательном процессе детей. Родители продолжат использовать пальчиковые игры в домашних условиях.
Ресурсное обеспечение:
- подборка литературных произведений на данную тему;
- каталог дидактических игр;
-материал для художественного творчества: пальчиковые краски, кисти, альбомные листы А4, клей-карандаш, цветной картон, белый картон, ножницы, наборы пластилина, стеки, доски для работы с пластилином, салфетки.
Содержание
Этапы проведения проекта:
Этапы проекта | Содержание | |
1 | подготовительный | ● Диагностика знаний детей на начальном этапе проекта ● Подготовка РППС (пополнение сенсорного уголка в группе, подготовка новых дидактических игр по развитию мелкой моторики) ● Составление плана проекта |
2 | практический | ● Работа с детьми ● Взаимодействие с родителями |
3 | итоговый | ● Диагностика знаний детей на заключительном этапе проекта ● Выставка творческих работ и поделок ● Развлечение по теме проекта |
Образовательные области
Познавательное развитие
● Мультфильм «Малышарики – Пальчики», «Пальчики. Мультиварик ТВ», «Семья пальчиков в парке».
● Беседы на тему: «Зачем нам пальчики нужны?», «Как наши пальчики зовут?», «Что наши пальчики умеют?»
● Дидактические игры и пособия с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами (молнией, пуговицами, шнуровками, «липучками»), дидактические кубы, вкладыши, игровые пособия с прищепками, шнуровками.
● Конструирование из лего-конструктора, из природного материала, из счетных палочек «Заборчик», «Домик», «Дерево», «Грузовик», мозаика.
Речевое развитие
● Чтение художественной литературы на тему проекта
1. А.Прокофьева «Огород»
2. Русская народная сказка «Мальчик с пальчик»
3. Е.Пономаренко-Захарова «Сказка про пальчики»
4. «Сказка о пальчиках, придумавших способ всегда быть вместе» (автор неизвестен)
5. «Сказка о пяти братьях-пальцах» (автор неизвестен)
6. И.Черных сказка в стихах «Как пальчики поссорились»
● Разгадывание загадок по теме проекта.
● Знакомство с пословицами и поговорками о руках и пальцах.
Физическое развитие
● Утренняя гимнастика «Веселая физкультура», «Мы – сильные», «Маленькие поварята», «Мы пушистые комочки», «Очень маму я люблю», «Котята», «Гули-гуленьки», «Зайчики и белочки», «Самолеты», «Разноцветная полянка».
● Самомассаж пальчиков и ладошек массажными мячиками, пальчиковые игры с карандашом «Мотор», «Косички», «Самолет», «Муравей», «Дружные братья», «Альпинист», «Циркач», «Коромысло», «Лягушка», «Крючки», «Лесенка», «Качели», «Удочка», «Скалка», «Дворник», «Взяли в руки карандаш».
● Спокойные игры по выбору детей.
● Пальчиковая гимнастика с использованием стихов: «Раз, два, три, четыре, пять», «Как у нашей внучки», «В этом домике пять этажей», «Десять птичек – стайка», «Мы на пальчиках считали», «Дружно пальцы встали в ряд», «Гусь», «В гости к пальчику большому», «Тычет рожками улитка», «Кто так медленно ползет».
● Физические упражнения: висы и лазание на лесенке.
● Физкультминутки: «Мы писали, мы писали», «Наши алые цветки», «Две сороконожки». «Мы работать начинаем», «Мы работать захотели».
Художественно-эстетическое развитие
● Рассматривание иллюстраций на тему «Наши любимые сказки» и обсуждение русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Колобок»
● Пластилинография «Берёзка»
● Лепка «Пряники, рогалики, крендельки»
● Коллективная лепка «У самовара»
● Рисование пальчиками «Распушились одуванчики»
● Рисование ладошками «На северном полюсе»
● Раскрашивание пальчиками «Путешествие карандаша»
● Работа с раскрасками «Штриховка»
● Рисование ладошками и пальчиками совместно с родителями.
Социально-коммуникативное развитие
● Взаимодействие детей друг с другом, педагогами и родителями.
● Формулирование познавательных вопросов.
●Пальчиковый театр «Теремок», «Три поросёнка», «Репка», «Три медведя», «Колобок».
● Народные игры с использованием песен, потешек: «Перелетные птицы», «Засолим капусту», «Хозяюшка», «Банька», «Братья», «Тетери», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая».
● Работа в паре, группе.
● Коллективно-творческая деятельность.
Взаимодействие с родителями
● Папка-передвижка «Веселые игры на кухне»
● Консультация для родителей «Развиваем пальчики – улучшаем речь»
● Консультация для родителей «Держим карандаш правильно»
● Мастер класс для детей и родителей «Зайчик на пальчик»
● Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
● Выставка детских работ, изготовленных совместно с родителями, с использованием нетрадиционных методов рисования и аппликации.
№ | Мероприятия | Задачи и | Сроки | Участники |
1. Подготовительный этап | ||||
1.1. | Подготовка к проекту | 1.Изучить методическую литературу по теме, подобрать иллюстрации, фотографии, оборудование для занятий, игр и бесед с детьми. 2.Подобрать детскую литературу, связанную с тематикой проекта. 3.Подготовить развивающую предметно-пространственную среду. 4. Составить план проекта. 5.Создать благоприятные условия для реализации проекта. | 3-9 января | Воспитатель |
1.2. | Беседа с детьми: «Зачем нам пальчики нужны?» | Выяснить, что знают дети на начальном этапе проекта. | 9 января | Воспитатель, дети второй младшей группы «Пчелки» |
2. Практический этап | ||||
2.1. | Беседы на темы: «Как наши пальчики зовут?» Оформление папки-передвижки «Игры на кухне» | Демонстрация мультфильмов «Малышарики – Пальчики», «Пальчики. Мультиварик ТВ», «Семья пальчиков в парке». Пальчиковая гимнастика «Гусь», «В гости к пальчику большому» Оформить совместно с родителями папку-передвижку «Веселые игры на кухне» | 3-4 неделя января 14 января | Воспитатель, дети второй младшей группы «Пчелки» Воспитатель, родители воспитанников второй младшей группы «Пчелки» |
2.2. | Утренняя гимнастика Пальчиковые игры с карандашом Массажируем пальчики Дидактические игры и пособия | 1. «Веселая физкультура», «Мы – сильные», «Маленькие поварята», «Мы пушистые комочки», «Очень маму я люблю», «Котята», «Гули-гуленьки», «Зайчики и белочки», «Самолеты», «Разноцветная полянка». 2. «Мотор», «Косички», «Самолет», «Муравей», «Дружные братья», «Альпинист», «Циркач», «Коромысло», «Лягушка», «Крючки», «Лесенка», «Качели», «Удочка», «Скалка», «Дворник», «Взяли в руки карандаш». 3. спокойные игры по выбору детей. 4. Провести самомассаж пальчиков и ладошек массажными мячиками. 5. Д/и с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами (молнией, пуговицами, шнуровками, «липучками»), дидактические кубы, вкладыши, игровые пособия с прищепками, шнуровками. | ежедневно в течение реализации проекта на занятиях изобразительным творчеством ежедневно ежедневно в течение реализации проекта ежедневно в течение реализации проекта | Воспитатель, дети второй младшей группы «Пчелки» Воспитатель, дети второй младшей группы «Пчелки» Воспитатель, дети второй младшей группы «Пчелки» Воспитатель, дети второй младшей группы «Пчелки» Воспитатель, дети второй младшей группы «Пчелки» |
2.3. | Пальчиковая гимнастика с использованием стихов: Физические упражнения
Конструирование Физкультминутки \ Народные игры с пальчиками | 1. Провести пальчиковую гимнастику: «Раз, два, три, четыре, пять», «Как у нашей внучки» «В этом домике пять этажей», «Десять птичек – стайка», «Мы на пальчиках считали», «Дружно пальцы встали в ряд», «Тычет рожками улитка», «Кто так медленно ползет». 2. Физические упражнения: висы и лазание на лесенке. 3.Конструирование из лего-конструктора, из природного материала, из счетных палочек «Заборчик», «Домик», «Дерево», «Грузовик», мозаика. 4.Физкультминутки: «Мы писали, мы писали», «Наши алые цветки», «Две сороконожки». «Мы работать начинаем», «Мы работать захотели». 5. Народные игры с использованием песен, потешек: «Перелетные птицы», «Засолим капусту», «Хозяюшка», «Банька», «Братья», «Тетери», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая». | ежедневно в течение реализации проекта два раза в неделю, во время занятий физкультурой ежедневно в течение реализации проекта ежедневно на занятиях ежедневно в течение реализации проекта | Воспитатель, дети второй младшей группы «Пчелки» Воспитатель, дети второй младшей группы «Пчелки» Воспитатель, дети второй младшей группы «Пчелки» Воспитатель, дети второй младшей группы «Пчелки» Воспитатель, дети второй младшей группы «Пчелки» |
2.4. | Художественно-эстетическое развитие Мастер класс для детей и родителей Выставка для родителей | 1. Рассматривание иллюстраций на тему «Наши любимые сказки» и обсуждение русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Колобок» 2.Пластилинография «Берёзка» 3.Лепка «Пряники, рогалики, крендельки» 4.Коллективная лепка «У самовара» 5.Рисование пальчиками «Распушились одуванчики» 6.Рисование ладошками «На северном полюсе» 7.Раскрашивание пальчиками «Путешествие карандаша» 8.Работа с раскрасками «Штриховка» 9. Рисование ладошками и пальчиками совместно с родителями. Провести мастер-класс «Зайчик на пальчик» Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. | Февраль 13 января 27 января 3 февраля 3 февраля 14 февраля 28 февраля 1 раз в неделю в течение реализации проекта в любое время удобное для родителей и детей 24 апреля 1 апреля | Воспитатель, дети второй младшей группы «Пчелки» Дети второй младшей группы «Пчелки» и их родители Воспитатель, дети второй младшей группы «Пчелки» и их родители Воспитатель |
2.5. | Чтение художественной литературы | 1.Чтение художественной литературы на тему проекта А.Прокофьева «Огород» Русская народная сказка «Мальчик с пальчик» Е.Пономаренко-Захарова «Сказка про пальчики» «Сказка о пальчиках, придумавших способ всегда быть вместе» (автор неизвестен) «Сказка о пяти братьях-пальцах» (автор неизвестен) И.Черных сказка в стихах «Как пальчики поссорились» 2.Разгадывание загадок по теме проекта. 3.Знакомство с пословицами и поговорками о руках и пальцах. | 3 раза в неделю в течение реализации проекта | Воспитатель |
2.6. | КТД Работа в паре, группе | 1 Пальчиковый театр «Теремок», «Три поросёнка», «Репка», «Три медведя», «Колобок». | На всех этапах реализации проекта | Воспитатель, дети второй младшей группы «Пчелки», родители воспитанников |
2.7. | Консультации для родителей | Провести консультацию для родителей «Развиваем пальчики – улучшаем речь» «Держим карандаш правильно» | 20 февраля 20 марта | Воспитатель, родители воспитанников Воспитатель, родители воспитанников |
3. Заключительный этап | ||||
3.1. | Беседа с детьми: «Что наши пальчики умеют?» | 1.Выяснить, что научились делать дети на заключительном этапе проекта. 2.Что им запомнилось и понравилось больше всего, что было наиболее интересным. | Последняя неделя мая | Воспитатель, дети второй младшей группы «Пчелки» |
3.2. | Выставка детских работ, изготовленных совместно с родителями, с использованием нетрадиционных методов рисования и аппликации «Волшебные пальчики» | Оформление выставки | 30 мая | Воспитатель, дети второй младшей группы «Пчелки», родители воспитанников |
Результаты проекта:
1. В рамках реализации проекта улучшилась мелкая моторика рук детей, внимание, память, воображение, глазомер. Повысился интерес к пальчиковой гимнастике.
2. Речь ребят обогатилась новыми словами, эпитетами и выражениями, стала более эмоциональной и выразительной. Дети стараются проговорить окончания стихотворных фраз пальчиковых игр, а некоторые знают наизусть.
3. В ходе работы по проекту «Десять пальчиков-помогайчиков» дети играли, конструировали, лепили, рисовали, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями на данную тему. Делали постановки в пальчиковом театре, в результате большинство детей преодолели стеснение и скованность.
4. Познавательный интерес детей повысился, появилось желание наблюдать, замечать интересное вокруг.
5. Активный словарь детей пополнится эпитетами, стихами, песенками, пословицами и поговорками на данную тему. Дети научились составлять описательные и повествовательные рассказы по картине, опираясь на личный опыт и воспоминания. Повысился уровень эстетической культуры дошкольников.
6. На протяжении всей работы родители были активными и заинтересованными участниками и помощниками проекта и образовательного процесса. И по окончанию реализации проекта продолжают использовать пальчиковые игры в домашних условиях.
Проект «Десять пальчиков-помогайчиков» предоставил каждому ребенку возможность получать знания, развивать творческие способности и формировать коммуникативные навыки.
Приложение 1
Список литературы для чтения детям:
1. А.Прокофьева «Огород»
2. Русская народная сказка «Мальчик с пальчик»
3. Е.Пономаренко-Захарова «Сказка про пальчики»
4. «Сказка о пальчиках, придумавших способ всегда быть вместе» (автор неизвестен)
5. «Сказка о пяти братьях-пальцах» » (автор неизвестен)
6. И.Черных сказка в стихах «Как пальчики поссорились»
7. Пословицы и поговорки о руках и пальчиках
8. Загадки по теме проекта
Литература для педагога:
1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2010г.
2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2010 г.
3. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, Москва 2008 г.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. МОЗАИКА – СИНТЕЗ М 2010г.
5. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. – М. : Мозаика-Синтез, 2016 г. В.Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги»
6. Соколова Л. Веселые игры на кухне Сибирское универсальное издательство, Новосибирск -2008
7. Никологорская О.А. Учебное издание Игры с красками и бумагой. Издательство Школьная пресса, Москва 2003г.
8. Евдокимова М. Пособие для занятий с детьми по рисованию Волшебный карандаш. Издательство Школьная пресса, Москва 2002г.
9. Специализированный журнал для педагогов. Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду №6. Нетрадиционные художественные техники, Издательство Пресса России и Роспечать, Москва, 2008г.
10/ Интернет – ресурсы:
- www.spectrmgp.spb.ru Семейная педагогика
- http://dic.academic.ru Большая советская энциклопедия.
Приложение 2
Физкультминутки
Мы писали, рисовали
Мы писали, рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем
Снова рисовать начнем.
Сжимаем и разжимаем пальчики
Наши алые цветки
Наши алые цветки
Ладошки соединить в форме цветка
Распускают лепестки
Ладошки раскрываются
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит.
Двигаем пальчиками
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Ладошки закрываются
Головой кивают
Закрытые ладошки влево-вправо
И сладко засыпают.
Две ладошки приложить к щеке
Две сороконожки
Две сороконожки бежали по дорожке
Две ладошки рядом, шевелим пальчиками
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Две ладошки замерли
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали…
Пальцы левой и правой рук обнимают друг друга,
Что мы еле их разняли!
Руки в замке рассоединяются.
Мы работать начинаем
Мы работать начинаем,
Каждый пальчик разминаем
Массажируем пальчики
Раз, два, три, четыре, пять –
Разминаем их опять.
Массажируем пальчики
Ушки дружно растираем
Массажируем ушки
Ладошки разогреваем
Растираем ладони
На меня все посмотрели…
Мы работать захотели!
Имитируем движения в
соответствии с текстом
Мы работать захотели
Быстро встали, улыбнулись,
Выше, выше потянулись
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо-влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Рука об руку потрите.
Друг на друга посмотрите.
А теперь тихонько сели.
Мы работать захотели.
Имитируем движения в
соответствии с текстом
Приложение 3
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
Разгибаем и сгибаем пальчики
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые.
Как у нашей внучки
Разгибаем и сгибаем пальчики
Как у нашей внучки
Маленькие ручки.
А на ручках пальчики –
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:
Пальчик Зина, пальчик Нина,
Миша, Гриша, Николай,
Пальчик Саша, пальчик Маша,
Вова, Лева, Ермолай.
Внучка пальчики считает:
Раз, два, три, четыре, пять.
И тихонько засыпает,
Потому что хочет спать.
В этом домике пять этажей
Разгибаем и сгибаем пальчики
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
А на втором – семейство зайчат,
На третьем – семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова – очень умная птица.
Ну что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата – втором,
На первом ежи,
Мы еще к ним придем.
Десять птичек – стайка
Разгибаем и сгибаем пальчики
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Это – зяблик,
Это – стриж,
Это – развеселый чиж.
Ну а это – злой орлан!
Птички, птички – по домам!
Мы на пальчиках считали
Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!
Вот Большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
- Как дела? – спроси его.
Он подпрыгнет, скажет: - Во!
Указательный поманит,
Пригрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет,
Где-то ж надо отдохнуть!
Средний палец – злой мальчишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.
Безымянный до утра
Выбирает имена.
Может Петя? Может Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было сотню раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!
А Мизинец – мой любимец,
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю –
Очень маленьких люблю.
Дружно пальцы встали в ряд
Дружно пальцы встали в ряд
Десять крепеньких ребят
Эти два – всему указка,
Все подскажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка,
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти – безымянны,
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки,
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них –
Два больш8их и удалых.
Гусь
Где ладошка? Тут! Тут!
На ладошке пруд? Пруд!
Палец большой –
Это гусь молодой!
Указательный поймал,
Средний гуся ощипал,
Безымянный суп варил,
А мизинчик всех кормил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот! Вот!
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики – друзья.
Друг без друга им нельзя.
Улитка
Кто так медленно ползет?
На себе свой дом несет?
Проползет еще немножко,
Высунет и спрячет рожки.
По листу, по ветке гибкой…
Медленно ползет... Улитка!
Тычет рожками улитка
Тычет рожками улитка –
Заперта в саду калитка.
Ты калитку отвари
И улитку пропусти.
Приложение 4
Народные игры с пальчиками
Перелетные птицы
Тили-тили, тили-тели
С юга птицы прилетели
Скрещивают большие пальцы,
машут ладошками
Прилетел к нам скворушка –
Серенькое перышко,
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Поочередно загибаем пальцы,
Начиная с мизинца левой руки
Все вернулись, прилетели
Скрещивают большие пальцы,
машут ладошками
Песни весело запели
Указательными и большими
пальцами делаем «клюв»
Засолим капусту
Мы капусту рубим-рубим,
Резкие движения прямыми
Кистями рук вверх и вниз
Мы капусту солим-солим
Движения, имитирующие
посыпание солью из щепотки
Мы морковку трем-трем
Пальцы сжать в кулаки,
движения от себя к себе
Мы капусту жмем-жмем,
Интенсивное сжимание в кулачки,
Разгибаем кулачки, начиная с мизинца
В баночки кладем
Имитируем складывание капусты в банку
Хозяюшка
Кукле кашу я сварю
Мешаем кашу
В миску молока налью
Наливаем молоко
Положу туда крупу
Насыпаем крупу
И поставлю на плиту
Ставим на плиту
Будет каша хороша
Хлопаем в ладоши
Кушай кукла не спеша
Грозим пальчиком
Банька
Над трубою дым поднимается.
Сложить ладони вместе и сделать
несколько волнообразных
движений вверх
Да по небу дым расстилается.
Раскрыть ладони и
развести в стороны
Не хлебы пекут – банька топится
И народ спешит к ней, торопится.
Соединить кончики пальцев обеих рук,
а ладони не соединять, пальцы растопырить
Прибежал Нафанька
«Ой, пустите в баньку!»
Хлопаем в ритм
«Не стопилась банька,
Обожди, Нафанька!»
Грозим пальчиком
Братья
Идут четыре брата
Показать 4 пальца,
большой прижать
Навстречу им старшой.
Показать большой палец
- Здорово, Большак!
- Здорово, Васька-указка!
Большой и указательный
пальцы соединить вместе
Мишка-середка,
Большой и средний
пальцы соединить вместе
Гришка-сиротка,
Большой и безымянный
пальцы соединить вместе
И крошка-Тимошка!
Большой и мизинец
соединить вместе
Тетери
Как на нашем на лугу
Разводим руки в стороны
Стоит чашка творогу
Ладони вместе горстью
Прилетели две тетери
Машем кистями обеих рук
Поклевали,
Указательным и средним
пальцами тычем в сложенную
горстью другую ладонь
Улетели
Машем кистями обеих рук
Приложение 5
Загадки на тему проекта
В них собрал я крошки
Со стола от сладости.
Весело от радости
Хлопаю в … (ладошки)
Зимой братишки
Носят теплые «пальтишки»,
А летом – раздеты (пальцы)
У одной матери – пять детей.
Все дети разные,
К матери привязаны.
(рука и пальцы)
Четверо братцев высоки, да тонки.
Держатся вместе, а пятый – в сторонке.
Но лишь за работу приходится браться
Четверо кличут четвертого братца.
(пальцы)
Когда зимою замерзают –
Они друг дружку согревают,
В перчатку внутрь не попадают –
Они друг дружку посчитают,
Когда сожмутся в кулачки –
Язык прикусят дурачки,
Листают книжки и журнальчики,
Напишут буковки в тетрадь,
Заправят по утру кровать,
Раскрасят в книжке все картинки
И зашнуруют все ботинки,
Друзьям пошлют привет-сигнальчики…
Вы догадались? Это… (пальчики)
Приложение 6
Пословицы и поговорки на тему проекта
1. Глаза боятся, а руки делают.
2. Не игла шьет, а руки.
3. Были бы руки, а сделать можно.
4. Рука руку моет, а две руки – лицо.
5. Люди пахать, а мы руками махать.
6. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
7. Один палец не кулак.
8. Попал пальцем в небо.
9. Обвел вокруг пальца.
10. Детки все равны – какой палец не укуси – все больно.
11. Палец о палец не ударит.
12. Подай палец, а за руку-то сам ухвачу.
Приложение 7
Пальчиковый театр
Теремок
Стоит терем-теремок
Из трубы идет дымок.
Заходите в теремок,
Проходите за порог.
Стану сказку сказывать,
Да про всех рассказывать.
Стоит в поле теремок-теремок,
Он ни низок, ни высок, ни высок.
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Никто не живет.
Бежит Мышка-норушка по полю, увидела теремок.
Мышка (стучит):
Это что за теремок?
Он ни низок, ни высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Никого!
Войду я в теремок,
Закрою дверь на замок
И буду жить.
Стоит в поле теремок-теремок,
Он ни низок, ни высок, ни высок.
Бежит по полю Лягушка-квакушка, увидела теремок.
Лягушка (стучит):
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка:
Я, Мышка-норушка. А ты кто?
Лягушка:
А я, Лягушка-квакушка.
Мышка:
Ступай ко мне жить.
Стоит в поле теремок-теремок,
Он ни низок, ни высок, ни высок.
Бежит по полю Зайчик-попрыгайчик, увидел теремок.
Зайчик (стучит):
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка:
Я, Мышка-норушка.
Лягушка:
Я - Лягушка-квакушка. А ты кто?
Зайчик:
А я Зайчик-попрыгайчик.
Мышка Лягушка (вместе):
Ступай к нам жить.
Стоит в поле теремок-теремок,
Он ни низок, ни высок, ни высок.
Бежит по полю Лисичка-сестричка, увидела теремок.
Лисичка (стучит):
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка:
Я, Мышка-норушка.
Лягушка:
Я - Лягушка-квакушка.
Зайчик:
Я Зайчик-попрыгайчик. А ты кто?
Лисичка:
А я Лисичка-сестричка
Мышка, Лягушка, Зайчик (вместе):
Ступай к нам жить.
Стоит в поле теремок-теремок,
Он ни низок, ни высок, ни высок.
Бежит по полю Волчок – серый бочок, увидела теремок.
Волчок (стучит):
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка:
Я, Мышка-норушка.
Лягушка:
Я - Лягушка-квакушка.
Зайчик:
Я Зайчик-попрыгайчик.
Лисичка:
Я Лисичка-сестричка. А ты кто?
Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка (вместе):
Ступай к нам жить.
Идет по полю Медведь.
Медведь (стучит):
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Мышка:
Я, Мышка-норушка.
Лягушка:
Я - Лягушка-квакушка.
Зайчик:
Я Зайчик-попрыгайчик.
Лисичка:
Я Лисичка-сестричка.
Волчок:
Я Волчок – серый бочок. А ты кто?
Медведь:
Я Медведь косолапый.
Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка и Волчок (вместе):
Ступай к нам жить.
Медведь:
Я не влезу. Лучше я буду на крыше жить.
Полез Медведь на крышу… Ба-бах! И развалился теремок.
Погоревали, погоревали, да стали строить новый теремок. Построили дом большой, лучше прежнего.
Стоит в поле теремок-теремок
Из трубы идет дымок.
В нем звери живут,
Кашу варят, чай с малиной пьют.
Три поросенка
Жили-были поросята,
Три веселых, дружных брата.
Лето бегали, играли,
Холода совсем не ждали.
Вскоре осень наступила,
Поросят предупредила:
«Нужно строить всем дома:
Скоро к вам придет зима».
Из соломы домик свой
Сделал младший под сосной.
Крышу легкую сложил,
Зимовать под ней решил.
Средний тоже не дремал,
Дом из веток собирал.
Думал в шалаше зимой
Жить холодною порой.
Ну, а старший брат трудился,
И, конечно, не ленился.
Из камней он строил дом,
Чтобы жить спокойно в нем.
На полянку волк пришел.
Из соломы дом нашел,
Дунул сильно – и у дома
Облетела вся солома.
Младший тут же убежал,
К шалашу, где младший спал.
Волк шалаш решил сломать…
К старшему пришлось бежать.
Волк увидел третий дом,
Но решил забыть о нем.
Сразу в лес он побежал.
Поросят не вспоминал.
Больше волк не приходил,
Стороной их обходил.
Строить дом нужно с умом,
Самый крепкий нужен дом.
Вот и сказочке конец-
А кто слушал – Молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Уроки Мойдодыра" для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.
В своей работе с детьми использую инновационные педагогические технологии. одним из наиболее актуальных и эффективных считаю метод проекта. этот метод дает детям экспериментировать, синтезироват...

Проект по духовно - нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Рождество Христово"
Рождество – не только великий христианский праздник, но и один из самых добрых, теплых и душевных семейных праздников в нашей стране. Но дети мало знают о традициях русского празднования...

Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста
Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ для детей среднего дошкольного возраста " Дары осени"
ВСТУПЛЕНИЕВид проекта: ПознавательныйВид проекта: Комплексно-тематическийПродолжительность проекта: краткосрочный ( 3 недели)Участники проекта Дефектолог и дети: 4 - 5 летЦель:...

Отчет по проекту «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
В настоящее время большое значение придается воспитанию гармонически развитой личности. Необходимым условием для ее развития является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобо...

Отчет по проекту «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
В настоящее время большое значение придается воспитанию гармонически развитой личности. Необходимым условием для ее развития является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобо...

Краткосрочный проект для детей среднего дошкольного возраста "Волшебные слова"
Вид проекта: познавательно–творческий, групповой. Продолжительность проекта: краткосрочныйВременные рамки проекта: с 01.11.2025г. по 28.11.2025г.Участники проекта: воспитател...

