Краткосрочный проект для детей среднего дошкольного возраста "Волшебные слова"
проект

Чирткова Наталья Александровна

Вид проекта: познавательно–творческий, групповой. 

Продолжительность проекта: краткосрочный

Временные рамки проекта: с 01.11.2025г. по 28.11.2025г.

Участники проекта: воспитатель: Чирткова Н.А., дети средней группы «Пчелки», родители воспитанников группы «Пчелки».

Актуальность проекта                                             

Вежливость – одно из важнейших качеств культурного воспитанного человека. Вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряжённости в отношениях. Вежливые слова помогают выразить уважительное отношение. Такие слова несут добро и дарят хорошее настроение, поэтому их называют «волшебными».

Проект «Волшебные слова» охватывает все образовательные области (речевое, познавательное, художественно – эстетическое, физическое и социально – коммуникативное развитие), что даёт всем участникам проекта возможность творчески реализоваться. Преимущество данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью.

В проекте учитывается вариативное развивающее образование, ориентированное на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, свобода в выражении своих чувств и мыслей. В этом заключается новизна проекта.

Постановка проблемы

Многие дети среднего дошкольного возраста не приучены к элементарным правилам поведения в обществе: не здороваются при встрече, им сложно извиниться, попросить прощения в случае необходимости. Очень важно объяснить дошкольникам, что добрые манеры, вежливое общение, как со взрослыми, так и со сверстниками — показатель образованности человека.

Необходимость реализации проекта «Волшебные слоа» возникла в связи с недостаточными культурными навыками детей средней группы, скудным словарным запасом детей на эту тему и трудностями в выражении мыслей. Проект решает проблему этического и художественного воспитания детей.      

Цель проекта:

          Приобщение детей к культурным нормам поведения, расширение словарного запаса вежливых слов, совершенствование речевого этикета и культуры общения детей.

Задачи

Обучающие:

  • Дать представление об этических нормах поведения. Расширить представления детей о многообразии вежливых слов, объяснить их происхождение.
  • Расширить и активизировать словарь детей на данную тему, сформировать умение подбирать подходящие прилагательные к существительным.

Развивающие:

  • Развивать исследовательские умения - задавать вопросы, собирать информацию из разных источников.
  • Формировать навыки художественного исполнения посредством работы с бумагой и картоном, рисования и др.
  • Способствовать развитию художественно-эстетической деятельности, творческих и познавательных способностей детей, памяти, внимания, воображения, логического мышления, глазомера и грамматического строя речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей желание поступать правильно, в соответствии с общепринятыми нормами поведения.
  • Воспитывать умение применять знания, полученные в результате реализации проекта, на практике и в самостоятельной активной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kratkosrochnyy_proekt_volshebnye_slova.doc419.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Радуга»

Поспелихинский район Алтайский край

Проект

«Волшебные слова»

Вид проекта: познавательно-творческий,

практико-ориентированный, групповой

для детей средней группы

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)

        Автор: Чирткова

Наталья Александровна,

воспитатель

        с.Поспелиха, 2025

Вид проекта: познавательно–творческий, групповой. 

Продолжительность проекта: краткосрочный

Временные рамки проекта: с 01.11.2025г. по 28.11.2025г.

Участники проекта: воспитатель: Чирткова Н.А., дети средней группы «Пчелки», родители воспитанников группы «Пчелки».

Актуальность проекта        

Вежливость – одно из важнейших качеств культурного воспитанного человека. Вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряжённости в отношениях. Вежливые слова помогают выразить уважительное отношение. Такие слова несут добро и дарят хорошее настроение, поэтому их называют «волшебными».

Проект «Волшебные слова» охватывает все образовательные области (речевое, познавательное, художественно – эстетическое, физическое и социально – коммуникативное развитие), что даёт всем участникам проекта возможность творчески реализоваться. Преимущество данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью.

В проекте учитывается вариативное развивающее образование, ориентированное на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, свобода в выражении своих чувств и мыслей. В этом заключается новизна проекта.

Постановка проблемы

Многие дети среднего дошкольного возраста не приучены к элементарным правилам поведения в обществе: не здороваются при встрече, им сложно извиниться, попросить прощения в случае необходимости. Очень важно объяснить дошкольникам, что добрые манеры, вежливое общение, как со взрослыми, так и со сверстниками — показатель образованности человека.

Необходимость реализации проекта «Волшебные слова» возникла в связи с недостаточными культурными навыками детей средней группы, скудным словарным запасом детей на эту тему и трудностями в выражении мыслей. Проект решает проблему этического и художественного воспитания детей.

        

Цель проекта:

        Приобщение детей к культурным нормам поведения, расширение словарного запаса вежливых слов, совершенствование речевого этикета и культуры общения детей.

Задачи

Обучающие:

  • Дать представление об этических нормах поведения. Расширить представления детей о многообразии вежливых слов, объяснить их происхождение.
  • Расширить и активизировать словарь детей на данную тему, сформировать умение подбирать подходящие прилагательные к существительным.

Развивающие: 

  • Развивать исследовательские умения - задавать вопросы, собирать информацию из разных источников.
  • Формировать навыки художественного исполнения посредством работы с бумагой и картоном, рисования и др.
  • Способствовать развитию художественно-эстетической деятельности, творческих и познавательных способностей детей, памяти, внимания, воображения, логического мышления, глазомера и грамматического строя речи.

Воспитательные: 

  • Воспитывать у детей желание поступать правильно, в соответствии с общепринятыми нормами поведения.
  • Воспитывать умение применять знания, полученные в результате реализации проекта, на практике и в самостоятельной активной деятельности.

Предполагаемые результаты:

  • У детей сформируется знания о доброжелательности, вежливости, уважении к окружающим, способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.
  • Речь обогатится новыми словами, эпитетами и выражениями, станет более эмоциональной и выразительной.
  • Расширится кругозор. Активный словарь детей пополнится стихами и загадками на данную тему.
  • Дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.
  • Сформируется педагогическая компетентность, активность и заинтересованность родителей по вопросам нравственного воспитания детей.

Ресурсное обеспечение:

- подборка литературных произведений на данную тему;

- каталог дидактических игр;

- материал для художественного творчества: акварельные краски, кисти, альбомные листы А4, клей-карандаш, цветной картон, белый картон, ножницы, салфетки.

Содержание

Этапы проведения проекта:

Этапы проекта

Содержание

1

подготовительный

Диагностика знаний детей на начальном этапе проекта.

Подготовка РППС (пополнение сенсорного уголка в группе, подготовка новых дидактических игр по развитию мелкой моторики)

Составление плана проекта

2

практический

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

3

итоговый

Диагностика знаний детей на заключительном этапе проекта

Выставка творческих работ и поделок

Развлечение по теме проекта

Образовательные области

Познавательное развитие

Мультфильмы: «Уроки хорошего поведения от тетушки Совы»,

«Можно и нельзя», «Малышарики. Школа вежливости», «Неблагодарный козлёнок», «Волшебное слово», «Кот Леопольд», «Котёнок по имени Гав».

Беседа на тему: «Легко ли быть вежливым».

Дидактические игры: «Каждой вещи своё место», «Оцени поступок», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Словарь вежливых слов».

Речевое развитие

Беседы на тему: «Волшебные слова», «Вежливая сказка».

 Лексико-грамматические игры и упражнения «Подбери признаки», «Исправь ошибки», «Какой?», «Чего не бывает?», «Закончи предложение», «Сложи картинку».

Чтение художественной литературы на тему проекта:

Я.Аким «Жадина»;

З.Александрова «Что взяла, клади на место»;

А.Барто «Вовка добрая душа», «Шла вчера я по Садовой»;

Б.Заходер «Очень вежливый индюк»;

С.Козлов «Трям, здравствуйте!»

А.Кузнецова «Мы поссорились с подружкой»;

В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;

С.Михалков «Ежели вы вежливы»;

С.Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке»;

В.Осеева «Волшебное слово»;

Е.Сачкова «Некапризные сказки»;

В.Степанов «Уроки вежливости»;

В.Сутеев «Мешок яблок»;

В.Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо»;

А.Усачев «Здравствуйте, спасибо, до свидания»

Г.Шалаева «Новые правила поведения для воспитанных детей»;

Заучивание наизусть стихотворения А.Кузнецова «Мы поссорились с подружкой», отрывок из стихотворения А.Барто «Вовка добрая душа».

Разгадывание загадок о вежливых словах.

Знакомство с пословицами и поговорками о вежливости.

Составление описательных рассказов по картинкам по теме проекта.

Физическое развитие

Утренняя гимнастика «Добрые слова»

Физкультура на свежем воздухе:

- подвижные игры «Волшебные (вежливые) слова», «Давайте поздороваемся», «Поссорились помирились», «Если нравиться тебе», «Затейники»;

- игра малой подвижности «Вежливый котик», «Да или нет», «Комплименты», «Клубочек вежливых слов», «Передай сердечко – назови словечко», «Вежливо – невежливо»;

     - спокойные игры по выбору детей.

Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй», «Вежливые слова», «Неделя доброты».

Физкультминутки: «Здравствуй, здравствуй, солнышко», «Встали дети ровно в круг», «Котик».

 Дыхательная гимнастика «Согреем птенца», «Ежик».

Художественно-эстетическое развитие  

Рассматривание иллюстраций по теме проекта:

«Хорошо – плохо», «Оцени поступок», «О правилах этикета».

Рисование с элементами аппликации «Вежливый цветок»

Рисование «Как выглядит Доброта»

Изготовление книжки «Волшебные слова»

Социально-коммуникативное развитие

Взаимодействие детей друг с другом, педагогами и родителями.

Сюжетно-ролевые игры «У зайчонка день Рождения», «Идем в гости», «Чаепитие у куклы Даши».

Формулирование познавательных вопросов.

Работа в паре, группе.

Коллективно-творческая деятельность.

  Взаимодействие с родителями

Папка-передвижка «Как воспитать культурного ребенка»

Выставка детских работ по теме проекта.

 

Мероприятия

Задачи и

Сроки

Участники

1. Подготовительный этап

1.1.

Подготовка к проекту

1.Изучить методическую литературу по теме проекта, подобрать иллюстрации, фотографии, оборудование для занятий, игр и бесед с детьми.

2.Подобрать детскую литературу, связанную с тематикой проекта.

3.Подготовить развивающую предметно-пространственную среду.

4. Составить план проекта.

5.Создать благоприятные условия для реализации проекта.

1-7 ноября

Воспитатель

1.2.

Беседы с детьми: «Легко ли быть вежливым?»

Выяснить, что знают ли дети вежливые слова на начальном этапе проекта.

10 ноября

12 ноября

Воспитатель, дети средней группы «Пчелки»

2. Практический этап

2.1.

Беседы на темы: «Как появились вежливые слова», «Волшебные слова», «Вежливая сказка».

Оформление папки-передвижки «Как воспитать вежливого ребенка»

1. Мультфильмы: «Уроки хорошего поведения от тетушки Совы»,

«Можно и нельзя», «Малышарики. Школа вежливости», «Неблагодарный козлёнок», «Волшебное слово», «Кот Леопольд», «Котёнок по имени Гав».

2.Рассказать на примере добрых сказок о том, как появились вежливые слова, почему их называют волшебными, и др.

Оформить совместно с родителями папку-передвижку «Как воспитать вежливого ребенка»

2 и 3 неделя ноября

2 и 3 неделя ноября

18 ноября

Воспитатель, дети средней группы «Пчелки»

Воспитатель, дети средней группы «Пчелки»

Воспитатель, родители воспитанников

2.2.

Физкультура, прогулки, игры на свежем воздухе

1. Провести подвижные игры - подвижные игры «Волшебные (вежливые) слова», «Давайте поздороваемся», «Поссорились помирились», «Если нравиться тебе», «Затейники»

2. Игры малой подвижности ««Вежливый котик», «Да или нет», «Комплименты», «Клубочек вежливых слов», «Передай сердечко – назови словечко», «Вежливо – невежливо»

3. спокойные игры по выбору детей.

1 раз в неделю в теплую погоду в течение проекта

Воспитатель, дети средней группы «Пчелки»

помощник воспитателя

2.3.

Дидактические игры

Провести Д/и «Каждой вещи своё место», «Оцени поступок», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Словарь вежливых слов».

ежедневно в течение реализации проекта

Воспитатель, дети средней группы «Пчелки»

2.4.

«Волшебные слова»

1.Провести утреннюю гимнастику «Добрые слова»

2.Провести пальчиковую гимнастику «Здравствуй», «Вежливые слова», «Неделя доброты».

3.Физкультминутки: «Здравствуй, здравствуй, солнышко», «Встали дети ровно в круг», «Котик».

4.Дыхательную гимнастику «Согреем птенца», «Ежик».

ежедневно в течение реализации проекта

Воспитатель, дети средней группы «Пчелки»

2.5.

«Овощи и фрукты – полезные продукты»

1.Провести лексико-грамматические игры и упражнения

 «Подбери признаки», «Исправь ошибки», «Какой?», «Чего не бывает?», «Закончи предложение», «Сложи картинку».

2.Рассмотреть и обсудить сюжетные картинки. Рассмотреть иллюстрации по теме проекта «Продолжи рассказ…»

Научить детей составлять описательные рассказы по теме проекта.

3. Заучивание наизусть стихотворения А.Кузнецовой «Мы поссорились с подружкой», отрывок из стихотворения А.Барто «Вовка добрая душа».

4.Разгадывание загадок о вежливых словах.

5.Знакомство с пословицами и поговорками о вежливости.

4 неделя ноября

Воспитатель, дети средней группы «Пчелки»

2.6.

Чтение художественной литературы

Я.Аким «Жадина»;

З.Александрова «Что взяла, клади на место»;

А.Барто «Вовка добрая душа», «Шла вчера я по Садовой»;

Б.Заходер «Очень вежливый индюк»;

С.Козлов «Трям, здравствуйте!»

А.Кузнецова «Мы поссорились с подружкой»;

В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;

С.Михалков «Ежели вы вежливы»;

С.Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке»;

В.Осеева «Волшебное слово»;

Е.Сачкова «Некапризные сказки»;

В.Степанов «Уроки вежливости»;

В.Сутеев «Мешок яблок»;

В.Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо»;

А.Усачёв «Здравствуйте, спасибо, жо свидания»

Г.Шалаева «Новые правила поведения для воспитанных детей»;

3 раза в неделю в течение реализации проекта

Воспитатель

2.7.

КТД

Работа в паре, группе

1.Сюжетно-ролевые игры «У зайчонка день Рождения», «Идем в гости», «Чаепитие у куклы Даши».

2. Рассматривание иллюстраций по теме проекта:

«Хорошо – плохо», «Оцени поступок», «О правилах этикета».

3.Рисование с элементами аппликации «Вежливый цветок»

4.Рисование «Как выглядит Доброта»

5. Изготовление книжки «Волшебные слова»

На всех этапах реализации проекта

Воспитатель, дети средней группы «Пчелки»

3. Заключительный этап

3.1.

Беседа с детьми: «Что вы узнали об овощах и фруктах?»

1.Выяснить, что узнали дети о фруктах и овощах на заключительном этапе проекта.

2.Что им запомнилось и понравилось больше всего, что было наиболее интересным.

27 ноября

Воспитатель, дети второй младшей группы «Пчелки»

3.2.

Выставка детских работ по теме проекта

Оформление выставки

29 ноября

Воспитатель, дети второй младшей группы «Пчелки»

Результаты проекта:

1. В рамках реализации проекта уровень знаний детей о вежливых словах значительно повысился.    Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о правилах поведения в общественных местах, в детском саду и дома.

2. Осознали важность правильного поведения и вежливого общения со взрослыми и сверстниками.

3. В ходе работы по проекту «Волшебные слова» дети играли, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями на данную тему.

4. В результате реализации проекта познавательный интерес детей повысился, появилось желание наблюдать, замечать интересное вокруг.

5. Активный словарь детей пополнится эпитетами, стихами, песенками, пословицами и поговорками на данную тему. Повысился уровень культуры дошкольников.

6. На протяжении всей работы родители были активными и заинтересованными участниками и помощниками проекта и образовательного процесса.

Проект «Волшебные слова» предоставил каждому ребенку возможность получать знания, развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки и начальные предпосылки исследовательской деятельности.   

Приложение 1

Список литературы для чтения детям:

  1. Я.Аким «Жадина»
  2. З.Александрова «Что взяла, клади на место»
  3. А.Барто «Вовка добрая душа», «Шла вчера я по Садовой»
  4. Б.Заходер «Очень вежливый индюк»
  5. С.Козлов «Трям, здравствуйте!»
  6. А.Кузнецова «Мы поссорились с подружкой»
  7. В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
  8. С.Михалков «Ежели вы вежливы»
  9. С.Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке»
  10. В.Осеева «Волшебное слово»
  11. Е.Сачкова «Некапризные сказки»
  12. В.Степанов «Уроки вежливости»
  13. В.Сутеев «Мешок яблок»
  14. В.Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо»
  15. Г.Шалаева «Новые правила поведения для воспитанных детей»

Литература для педагога:        

1. Васильева-Гангнус «Азбука вежливости» 1993г.

2.  А.С.Егорова «Этикет для детей» 2010г.

3. С.В. Ихсанова «Учимся этикету вместе с Машей и Мишей»

4. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник «Этические беседы с дошкольниками»

5. Е.Черенкова Уроки этикета и вежливости для детей».

6. Интернет – ресурсы:

1) http://portal.lgo.ru Специальный проект журнала “Лицейское и гимназическое образование” и Портала школьной прессы России: Пособие по созданию книжки – малышки.

2) http://dic.academic.ru Большая советская энциклопедия

Приложение 2

Загадки на тему проекта

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…» (Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (До свиданья!)

Неуклюжий пёсик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червячка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей

Голocистый соловей,

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…» (Браво!)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,

Не пролезут вместе в дверь.

Тот, кто вежливей, сейчас

Скажет: «Только…» (после вас!)

Муха Жу, хоть не хотела,

В скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти

Скажут: «…» (Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит: «…» (Благодарю!)

О. Емельянова

Приложение 3

Пословицы и поговорки на тему проекта

Доброе слово и кошке приятно.

Ласковое слово не ломает, а строит.

Вежливость открывает все двери.

Доброго человека и пчела не жалит.

Вежливость — лучшее украшение человека.

Учись вежливости у невоспитанного.

Себя не возвеличивай, других не унижай.

Вежливость и обходительность на базаре не купишь.

Спроси громом – ливень в ответ услышишь.

От учтивых слов язык не отсохнет.

Во зле жить — по миру ходить.

Не мудрен привет, а сердца покоряет.

Лошадь узнают в езде, а человека в общении.

Вежливость из раба сделала князя, плохой нрав из князя сделал раба.

Спеси боятся, а вежливости чтут.

К доброжелательному человеку люди стремятся, как рыбы в озеро богатое водорослями.

Не понимающему уважения не делайте даже шага навстречу.

На излишнюю вежливость не обижаются.

Добрые слова дороже богатства.

Ласковое слово лечит.

Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

Чин чина почитай, а меньшой садись на край!

От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.

Поклониться — вперед пригодится.

Поклоном спины не надсадишь, шеи не свихнешь.

С поклона голова не заболит. Поклоном поясницы не переломишь.

На всякие приветы надобно иметь ответы.

Не спеши хватать: оботри руки.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

Ласковое слово — что весенний день.

Когда совесть раздавали, его дома не было.

Смола — не вода, брань — не привет.

Приложение 4

Комплекс утренней гимнастики «Добрые слова»

Вводная часть

Доброе утро, ребята. Представьте, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его: медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхание. А теперь раскройте ладони- и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам!

Мне было очень приятно наблюдать за вами. Вы добрые, лаковые ребята. Комплекс утренней гимнастики, который мы с вами будем выполнять, называется «добрые слова». Мы будем называть добрые слова.

Разминка

1. Ходьба в колонне по одному

2. Ходьба на носках, руки к плечам, локти отвести назад

3. Бег в колонне по одному

4. Ходьба с пятки на носок

5. Ходьба обычная

6. Бег с высоким подниманием колена

Построение в шахматном порядке.

Основная часть

«А что или кто может быть добрым?»

(Добрый день, добрая собака, добрый человек)

1. Упражнение «Добрый»

И. п. стоя, ступни ног параллельно, руки опущены.

2-3-свести руки перед собой. Обхватить плечи;

4- в и. п.

2. Упражнение «Вежливый».

И. п. : стоя, ступни ног параллельно, руки опущены.

1-2 наклон вперед со взмахом рук назад, голову не опускать, одновременно работать пальцами рук

3-4 в и. п.

3. Упражнение «Здоровый»

И. п. -руки за спиной

1-присесть на носках, разводя колени, спина прямая;

2- упор руками, выпрямит ноги, голову опустить;

3-присесть, руки вперед;

4- и. п.

4. Упражнение «Выносливый»

И. п. –лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.

1.-поднять прямые ноги вверх, руки в стороны;

2- развести ноги в стороны;

3 – ноги вверх

4-в и. п.

5. Упражнение «Спортивный»

И. п. –стоя на коленях, руки на поясе.

1-сесть на пол справа, руками не помогать

2- руки в стороны

3- руки на пояс;

4-в и. п

6. Упражнеие «Известный»

1. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной

1-2 – поворот вправо, руки вверх, кисти рук в кулаке.

3-4 –в и. п.

7. Упражнение «Веселый».

8. И. п. :о. с., руки на поясе. Ритмичный бег на месте, высоко поднимая колено, оттягивая при этом носок.

Заключительная часть

Игра «Вежливые слова»

Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают.

Вежливые дети при встрече говорят ….(Здравствуйте).

Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо)

Все люди на прощания говорят друг другу (до свидания)

Когда вас будут бранить за шалости, произносите («Простите пожалуйста»)

Если обиду кому нанесли,

Не забудьте произнести… (извини)

Дыхательное упражнение «Вырастем большие»

Подняться на носки руки вверх-вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю стопу-выдох.

Приложение 5

Подвижные игры

«Волшебные (вежливые) слова»

Правила игры: Дети делятся на 2 команды. Возле старта стоит корзина с мячами (вежливыми словами). На расстоянии 2 м, от линии старта ставятся корзины для «вежливых слов» (мячей). Так же возле корзин стоит судья, который фиксирует все вежливые слова, сказанные детьми. Первый из команды берёт мяч из корзины на старте, и бежит к другой корзине, говорит вежливое слово и бросает мяч в корзину. Возвращается обратно, передавая эстафету следующему участнику команды, касанием руки по плечу или руке. Следующий участник делает то же самое. Судья следит за тем, чтобы не было повторов. Если ребёнок с мячом затрудняется назвать вежливое слово, то он возвращается в конец команды, и возвращая мяч в корзину, при этом передав эстафету, следующему участнику команды. Побеждает та команда, которая больше всех сложила мячей ("вежливых") в корзину, за определённое количество времени. Время оговаривается перед началом эстафеты. 

      «Давайте поздороваемся»

Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:

Один хлопок- здороваются за руку,

Два хлопка –здороваются плечиками,

Три хлопка –здороваются спинкам

«Если нравиться тебе»

Музыкальная игра. Дети под музыку выполняют движения в соответствии с текстом.

      «Поссорились-помирились»

Музыкальная игра. Дети под музыку выполняют движения в соответствии с текстом.

 «Затейники»

Правила игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. С помощью считалки один из играющих выбирается затейником и становится в середину круга. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки, они произносят:

Ровным кругом, друг за другом,

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так!

Опуская руки, играющие останавливаются, а затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее помощь взрослым, заботу о братьях наших меньших, выполнение гигиенических процедур и т.п. Все дети должны повторить это движение за затейником и назвать его. После нескольких повторений игры затейник выбирает на свое место кого-нибудь из играющих. Затейники должны стараться вспоминать разнообразные движения и не повторять уже показанных. По желанию детей игра повторяется несколько раз.

Игры малой подвижности

 «Вежливый котик»

Цель: Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово.

Ход игры: Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)

Рады видеть вас всегда.

Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.

«Да или нет»

Цель: формировать у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что - нет.

Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, - хлопаете в ладоши, если нельзя - топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.

«Ласковое слово»

Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч.

Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.

«Комплименты»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры: Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!»

Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

«Клубочек волшебных слов»

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.

Материал: клубочек из ниток.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.

        «Передай сердечко - назови словечко»

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.

Материал: игрушка мягкая в виде сердца.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям передавать сердечко по кругу, называя вежливое слово. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и передают сердечко.

 «Вежливо – невежливо»

Если воспитатель называет вежливое слово вежливо хлопаем 2 раза, невежливо – 1 раз.

– Поздороваться при встрече.

– Толкнуть, но не извиниться.

– Перебивать во время разговора.

– Уметь соблюдать на уроке тишину.

– Уметь выслушать друга.

– Пропустить вперед девочек.

– Сказать, уходя из класса, домой «До свидания»

– Громко разговаривать.

– Помочь поднять упавшую вещь.

–Обозвать обидным словом соседа.

– Сказать в столовой: «Приятного аппетита».

– Я вижу, что вы хорошо усвоили вежливые слова. Но ведь ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках.

Игра «Вежливые слова»

Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают.

Вежливые дети при встрече говорят ….(Здравствуйте).

Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо)

Все люди на прощания говорят друг другу (до свидания)

Когда вас будут бранить за шалости, произносите («Простите пожалуйста»)

Если обиду кому нанесли,

Не забудьте произнести… (извини)

Приложение 6

Дидактические игры

«Каждой вещи своё место»

Цель: Обогащать представления детей о многообразии предметного мира. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к вещам, предметам, стремление содержать их в порядке и на своих местах.

Материал: Кукла Маша – растеряша; демонстрационные картинки: шкаф для одежды, шкаф для посуды, шкаф для игрушек; раздаточные картинки: посуда, одежда, игрушки.

Ход игры: К ребятам приходит Маша – растеряша и рассказывает о своей беде: все вещи у неё растерялись, перепутались. Маша просит ребят помочь найти каждой вещи своё место

«Оцени поступок»

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

«Что такое хорошо, что такое плохо»

Цель: Продолжать употреблять в речи вежливые слова; закреплять знания и умения детей о поведении в обществе, формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу. Быть внимательным и оказывать другим помощь. Убеждать, что доброта приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.

Материал: сюжетные картинки.

«Словарь вежливых слов»

Цель: Знакомить детей с "вежливыми" словами. Учить подбирать близкие друг к другу по смыслу "вежливые" слова.

Ход игры:

Ребята сейчас представьте, что каждый из вас – это цветок. Каждый человек нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но, посмотрите, наш великолепный цветок завял, и у него осыпались все лепестки! Как же возродить его?

Назовите как можно больше вежливых слов и оживите цветок. (Дети называют вежливые слова, получают лепестки и прикрепляют их к сердцевине цветка)

(Здравствуйте! Будь здоров! Будьте добры! Будьте любезны! Спасибо! Благодарю!

Пожалуйста! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! До встречи! До свидания! Доброй ночи! Пока! Прощайте! Счастливо! Извините, пожалуйста!

Не сердитесь, пожалуйста! Я виноват перед тобой! Я приношу свои извинения)

Ребята, посмотрите, какой замечательный цветок вы взрастили, благодаря своей вежливости! Вежливые люди, подобно цветам, украшают нашу Землю.

 

Приложение 7

Пальчиковая гимнастика

«Здравствуй»

Здравствуй, Солнце золотое!       Пальцами правой руки по

Здравствуй, небо голубое!           очереди «здороваться» с

Здравствуй, вольный ветерок!    пальцами левой руки,

Здравствуй, маленький дубок!   похлопывая друг друга кончиками.

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!

«Вежливые слова»    

    

Раз-два, раз-два                         (Соединить пальцы в замок)
Вспомним добрые слова         (Потереть ладонь о ладонь)
Здравствуйте!                            (Помахать пальцами)
Простите!                (Попеременно обхватить пальчики одной руки

пальцами другой руки)
До свиданья!           (Развести руки с растопыренными пальцами в стороны)
Извините!               (Вращение большими пальцами, остальные соединены в замок)
Когда надо их сказать? 
Как конфуза избежать?
 

 

«Неделя доброты»

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.                              
пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут – 
Их обидел кто-то значит.                     
трясем кистями
Наши пальцы пожалеем – 
Добротой своей согреем.                     
«моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем,             поочередно, 1 вверху, 1 внизу
Гладить ласково начнем.                     гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.             
скрестить пальцы, ладони прижать,  пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.                      
каждый палец зажимаем в кулачке

Приложение 7

Физкультминутки

Физкультминутка «Здравствуй, здравствуй, солнышко»

Здравствуй, здравствуй солнышко, (киваем головой)

Приходи поскорей. (сгибание рук к себе)

Чтобы наши ноженьки (имитация бега на месте)

Бежали по-быстрей.

Покажи, пожалуйста (руки на поясе, повороты в стороны)

Лучики тепла. (поднять руки вверх и опустить)

Принеси на лучиках (присесть, соединить ладони лодочкой)

Добрые слова(встать, ладони развернуть кверху).

Физкультминутка «Стали дети ровно в круг»

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

Над головкою хлопок.

А теперь все дружно

Перепрыгнем лужу!

А сейчас идем по кругу

Улыбаемся друг другу.

(Движения по тексту)

Физкультминутка «Котята»

Пушистые комочки

Умыли лапкой щечки,

Умыли лапкой носик,

Умыли лапкой глазки –

Правый глазик, левый глазик.

Умыли лапкой ушки –

Правое ушко, левое ушко.

А ушки у котят, как домики стоят.

Приложение 8

Дыхательная гимнастика

 

Дыхательная гимнастика «Ёжик»

Ёжик добрый, не колючий,

Посмотри вокруг получше.

(Поворот головы вправо – короткий

шумный вдох носом, затем поворот

головы влево – выдох через

полуоткрытые губы)

«Согреем птенца»

Дети соединяют ладони «Лодочкой». Представляют, что в ладонях птенец. Согревают птенчика своим теплым дыханием.

Дыхательное упражнение «Вырастем большие»

Подняться на носки руки вверх-вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю стопу-выдох.

Отдых

Дети ложатся на спину на ковер и выполняют упражнение на расслабление: дышат спокойно, живот мерно поднимается и опускается.

Приложение 9

Дидактические игры

Вершки и корешки

Игра представлена карточками с изображениями корнеплодов и листьев (ботвы) этих растений. Необходимо составить пару каждому корнеплоду подобрать соответствующие листья.

Подбери по цвету

В этом пособии нужно подобрать каждому овощу цвет и положить на соответствующее поле.

Подбери по форме

В игре нужно соотнести форму овоща с геометрической фигурой.

Полезная и вредная еда

В этом пособии нужно разделить картинки с изображением разнообразных продуктов по принципу вредная еда и полезная, и положить на соответствующее поле.

Собери картинку

В этой игре необходимо из кусочков составить целую картинку по принципу паззлов.

Что лишнее?

Нужно выбрать лишний предмет по разным принципам (форма, цвет, классификация)

Юный поварёнок

Игра представляет собой игровые поля с изображением кастрюль или салатников с набором разных овощей и фруктов. Играющие выбирают себе поля с заданным блюдом, например: борщ, суп, салат, компот и т.д.  и из карточек выбирают те овощи или фрукты, которые необходимы для приготовления заданных блюд.

В борщ или компот

На доске или мольберте выставлены картинки кастрюли и банки. Дети получают по 2-3 предметные картинки с изображением овощей и фруктов.  Каждый ребенок, называя картинку, помещает её либо в кастрюлю (борщ), либо в банку (компот).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Уроки Мойдодыра" для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.

В своей  работе с детьми использую инновационные педагогические технологии. одним из наиболее актуальных и эффективных считаю метод проекта. этот метод дает детям экспериментировать, синтезироват...

Проект по духовно - нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Рождество Христово"

Рождество – не только великий христианский праздник, но и один из самых добрых, теплых и душевных семейных праздников в нашей стране. Но дети мало знают о традициях русского празднования...

Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста

Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ для детей среднего дошкольного возраста " Дары осени"

ВСТУПЛЕНИЕВид проекта: ПознавательныйВид проекта: Комплексно-тематическийПродолжительность проекта: краткосрочный ( 3 недели)Участники проекта Дефектолог  и дети:   4 -  5 летЦель:...

Отчет по проекту «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

В настоящее время большое значение придается воспитанию гармонически развитой личности. Необходимым условием для ее развития является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобо...

Отчет по проекту «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

В настоящее время большое значение придается воспитанию гармонически развитой личности. Необходимым условием для ее развития является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобо...

Долгосрочный проект для детей среднего дошкольного возраста "Десять пальчиков-помогайчиков"

Вид проекта: познавательно–творческий, практико-ориентированный, групповой. Продолжительность проекта: долгосрочныйВременные рамки проекта: с 03.01.2025г. по 30.05.2025г.Учас...