Выступление на методическом совете на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе: от теории к повседневной практике»
материал
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом совете
на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе:
от теории к повседневной практике»
Уважаемые коллеги, уважаемое руководство!
Сегодня мы обсуждаем тему, которая является не просто одним из направлений работы, а фундаментальной основой для всего образовательного процесса. Это здоровье наших учеников и наше собственное здоровье. Здоровьесберегающие технологии – это не разовые акции, а система, которая должна быть встроена в каждый урок, в каждый школьный день.
1. Что мы понимаем под здоровьем в современной школе?
Это не только отсутствие болезней. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия. Именно на эти три компонента мы и должны ориентироваться.
2. Главный вызов: гиподинамия, перегрузка, стресс.
Наши ученики 6-7 часов проводят за партами, часто в статичной позе. Их ждет огромный поток информации, интенсивная умственная нагрузка и постоянная оценка их деятельности. Это приводит к физическому утомлению, нервному истощению и, как следствие, к снижению мотивации и успеваемости.
3. Здоровьесберегающие технологии – это не дополнительные мероприятия. Это педагогические приемы, которые мы используем на уроке.
Я предлагаю сфокусироваться на «трех ключевых направлениях», которые доступны каждому педагогу-предметнику.
Направление 1. Организационно-педагогическое (создание условий на уроке).
Это основа, которая зависит от учителя напрямую:
Гигиенические условия: Проветривание кабинета «до и после» урока (а если возможно, то и во время). Контроль за освещенностью и рассадкой детей с учетом рекомендаций медиков.
Чередование видов деятельности. Стандартный урок должен быть «дробным». Пример из моей практики: На уроке истории в 7 классе по теме «Смутное время» схема выглядит так:
5 мин. – организационный момент, проблемный вопрос (видеофрагмент).
10 мин. – работа с учебником, составление хронологической таблицы (письменно).
5 мин. – *изкультминутка с историческим контекстом («Изобразите жестом, как Минин призывает к ополчению», «Покажите, как тяжело давалась осада Смоленска» – это и движение, и эмоциональное проживание).
15 мин. – групповая работа с документами, обсуждение.
10 мин. – презентация результатов, рефлексия.
Позитивный эмоциональный климат. Доброжелательный тон, поддержка, право на ошибку, использование юмора. Оценка не личности, а результата работы. Это главная «психоэмоциональная» технология.
Направление 2. Психолого-педагогическое (сохранение психического здоровья).
Технологии дифференцированного и индивидуального подхода. Задание не должно быть для всех одинаково сложным. Это порождает стресс у слабых и скуку у сильных. Давая разноуровневые задания, мы снижаем тревожность и даем почувствовать успех каждому.
Снижение фактора стресса от контроля. Использование нетрадиционных форм: самопроверка по образцу, взаимопроверка, выбор даты сдачи творческого проекта, система «накопленных баллов» вместо единственной контрольной.
Мотивация вместо принуждения. Интересное, связанное с жизнью задание сберегает нервную систему лучше любого успокоительного. Вместо «выучи параграф» – «найди в параграфе три аргумента, которые бы убедили твоего сверстника в важности этого события».
Направление 3. Учебно-воспитательное (формирование культуры здоровья).
Мы можем интегрировать тему здоровья в содержание любого предмета:
На истории: При изучении Древней Греции – акцент на идеале гармонии души и тела. При изучении XX века – тема продовольственной политики и здоровья нации.
На обществознании: Темы «Здоровый образ жизни – личный выбор или социальная ответственность?», «Экология и здоровье», «Правовые аспекты охраны здоровья».
На литературе: Анализ образов героев с точки зрения их физического и психического выживания в трудных обстоятельствах.
На уроках естественно-научного цикла – это прямые возможности для формирования научной картины здоровья.
4. Здоровье учителя – ключевое звено.
Нельзя говорить о здоровьесберегающей среде, если учитель сам находится в состоянии хронической усталости и выгорания. Нам важно:
Осваивать приемы саморегуляции (дыхательные техники между уроками).
Рационально организовывать свое рабочее время.
Поддерживать друг друга в педагогическом коллективе.
Предложения для обсуждения и возможного внедрения:
1. Разработать и принять единые внутришкольные правила здоровьесберегающего урока (обязательная физкультминутка в 5-7 классах, единые подходы к рассадке, проветриванию).
2. Провести цикл коротких обучающих семинаров для педагогов по простым приемам: как провести экспресс-релаксацию, как составить разноуровневое задание, игровые физкультминутки по предметам.
3. Создать «банк здоровьесберегающих приемов» на школьном портале, где учителя смогут делиться своими лучшими практиками (например, подборкой тематических физкультминуток для разных возрастов).
4. Включить в график работы методических объединений анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения.
Заключение.
Здоровьесберегающая педагогика – это не мода, а осознанная необходимость. Это профессиональная ответственность каждого из нас. Вкладывая силы в создание безопасной, двигательно-активной, психологически комфортной среды, мы не только сохраняем здоровье детей, но и радикально повышаем качество обучения. Ведь только здоровый, отдохнувший, эмоционально открытый ребенок может быть по-настоящему любознательным и успешным.
Берегите себя и своих учеников. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367
Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ "Школа надомного обучения" №367...
Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367
Дети знакомятся с азами скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства получают возможность творить своими руками, приобретая всяческие полезные навыки. А потом с удовольствием...

Выступления на педагогическом совете на тему: "Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка"
Материал содержит информацию о том, что такое критическое мышление и о том, как применять технологию КМ на уроках иностранного языка....

Выступление на районном методическом объединении по теме: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Здоровьесберегающие технологии на уроках...

Выступление на методическом совете на тему: "Формирование УУД на уроках истории в 5 классе"
Такой предмет, как история, будучи связан с изучением разнообразных социальных процессов, поступков ярких исторических личностей, особенностей ра...

Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника»
Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника» ...