Традиции мордовского народа
презентация к уроку

Короткова Ирина Викторовна

Культура - важнейшая составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху, - в социальных отношениях, идейных взглядах, эстетических представлениях, нравственных понятиях. Вместе с тем культура хранит и национальные традиции, в ней наиболее полно отражается национальный характер и национальное самосознание народа. Мордовский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет мордовский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_mordovskogo_naroda_2.pptx2.94 МБ
Файл traditsii_mordovskogo_naroda.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Традиции мордовского народа Подготовила: Короткова Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28», г.о. Саранск Республики Мордовия

Слайд 2

Тема: Традиции мордовского народа Цель: повышение качества этнокультурного образования у обучающихся. Задачи: 1. Воспитание активных, ответственных граждан, осознающих себя представителями своего народа, способных сохранять и развивать национальные традиции, язык, культуру, быть равными среди других культур и народов. 2. Формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения. 3.Активизация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в процессе применения информационных технологий.

Слайд 3

Актуальность Культура - важнейшая составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху, - в социальных отношениях, идейных взглядах, эстетических представлениях, нравственных понятиях. Вместе с тем культура хранит и национальные традиции, в ней наиболее полно отражается национальный характер и национальное самосознание народа. Мордовский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет мордовский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

Слайд 4

Актуальность: Обычаи и обряды являются своего рода хранителями достижений прошлого. С их помощью народ воспроизводит себя, свою культуру и характер из поколения в поколение.

Слайд 5

Этническая территория мордвы находится вблизи границ Европы и Азии. Это наложило свой отпечаток на обычаи и обряды мокши и эрзи, они впитали в себя элементы культуры разных народов, испытали влияние различных религий.

Слайд 6

обряды календарные семейные

Слайд 7

Свадебные обряды мордвы Мордовская свадьба – одно из самобытных явлений в жизни мордвы. Свадебные обряды как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием. костюм невесты-мокшанки костюм невесты-эрзянки

Слайд 8

Свадебные обряды мордвы Невеста-мокшанка. Из фондов Мордовского краеведческого музея. Эрзянская невеста с подругами. Село Стандрово Темниковского уезда Тамбовской губернии. Начало XX в. Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома, перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха.

Слайд 9

Начинался свадебный цикл со сватовства – ладяма (м.), ладямо (э.). Женщина-эрзянка в костюме свахи. Пензенская губерния. Начало XX в. Фото М. Евсевьева.

Слайд 10

Второй этап сватовства, собственно само сватовство. В качестве приданого родители обычно давали дочери одежду.

Слайд 11

В доме невесты собирались ее родственники, каждый из них приносил с собой подарок (каравай хлеба, полотенце, посуду и т.п.). Смотрины приданого. Село Стандрово Темниковского уезда. Начало XX в.

Слайд 12

Свадьба в мокшанском селе. Представление невесты Ведяве. Темниковский уезд. Фото М. Евсевьева началаXX в. Гонцы с приглашением на эрзянскую свадьбу. Симбирская губерния, конец XIX в.

Слайд 13

Эрзянская свадьба в Саранском уезде. «Он-ава». Так называлась кибитка, в которой размещалась невеста. Рядом — один из братьев или дядьёв («урваля») с саблей, служившей в качестве оберега от «нечистой силы». Фото М. Евсевьева начала XX в.

Слайд 14

Окончательно просватанными считались молодые люди лишь после третьего этапа сватовства – чиямо (э.), прокс симомс ръвять (м.). – окончательный пропой. После него девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.

Слайд 15

Центральным этапом свадебного цикла была свадьба в доме жениха и невесты. В доме невесты свадебные обряды начинались с угощения невесты её родственницами кашей. Этот обряд называется ямонь ярхцама (м.), кашань ярсамо (э.).

Слайд 16

Утром в день свадьбы родственницы жениха в доме его родителей пекли свадебные пироги. Самый большой и важный из пирогов лукш (м.), лувонь кши (э.) преподносили отцу невесты.

Слайд 17

Главную роль в свадебном поезде играла сваха (кудава). Вторым лицом по почету и важности являлся торонь канды (м.), уредев (э.).

Слайд 18

Первая встреча и знакомство молодых происходила у постели, которая зимою и летом, за неимением отдельных комнат, готовилась обычно в конюшне или амбаре. Туда жених приходил заранее, а затем туда же приводили невесту, которую со словами: «Волк, вот тебе овца!» вталкивали к мужу.

Слайд 19

Родильные обряды мордвы Родильные обряды мордвы связаны с рождением ребёнка. Их исполнение способствует здоровью и благополучию матери и новорождённого, его удачам на протяжении всей жизни.

Слайд 20

Наличие на лице пигментных пятен указывало на рождение сына; большой продолговатый живот, обращенный к левой стороне, — девочки.

Слайд 21

Во время родов женщине помогала повитуха (идень баба — мокшанское, бабушка — эрзянское). Это была, здоровая женщина, имевшая много детей и внуков, нередко свекровь. Дети, которых она принимала, называли её бабушкой, а она их — унокт (мокшанское «внуки»).

Слайд 22

Для облегчения родов применяли магические приёмы: расплетали роженице волосы, расстёгивали одежду, открывали двери, замки, заставляли мужа 3 раза перешагивать через жену.

Слайд 23

До настоящего времени сохранился обычай топить баню и мыть роженицу и ребёнка после родов.

Слайд 24

Для предотвращения смерти детей существовали обряды, «вводившие в заблуждение нечистую силу»: ребёнка «продавали» первому встречному или нищему, затем мать выкупала его за 2—4 коп.

Слайд 25

Если дети в семье часто умирали, считалось, что их отбирает Ведява. В этом случае совершали обряд под названием «воровать детей у Ведявы». Мордовское языческое божество - дух вод - Ведь-ава («ведь» - вода, «ава» - мать, женщина) в религиозных верованиях мордовского народа представляется как высокая, красивая, обнаженная женщина, сидящая около водоема и расчесывающая гребнем длинные русые, белые или зеленые волосы.

Слайд 26

На обеспечение богатой жизни был направлен обряд качания колыбели (лавсень нуряфтомс — мокшанское, лавсень нурсемс — эрзянское). Колыбель по обычаю делал дед по матери, а его жена пекла лепёшки и пироги.

Слайд 27

Самым торжественным обрядом были крестины (кстинат — мокшанское, эрзянское, лемдема — эрзянское). Как правило, крёстными были родственники: крёстная мать — крёстнай тядя (мокшанское), крёстной ава (эрзянское) и крёстный отец — крёстнай аля (мокшанское), крёстной тетя (эрзянское).

Слайд 28

Сезонные обряды мордвы Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами. Зародились и формировались в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ.

Слайд 29

Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование .

Слайд 30

Последним большим зимним праздником была Масленица. Во время этого праздника молодежь каталась на лошадях, пела, плясала. Основное гуляние происходило на масленичной горе — масла панда (м.), мастя пандо (э.). Здесь катались с гор, играли.

Слайд 31

В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым.

Слайд 32

Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица. В древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве.

Слайд 33

В начале октября во время христианского праздника Покрова женщины совершали обряд Покрав баба (м.). С этого дня в эрзянских селениях проводился праздник Тейтерень пиянь кудо (э.).

Слайд 34

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Вывод:

Слайд 35

Культура мордовского народа тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками. Вывод:

Слайд 36

Источники: http://zubova-poliana.narod.ru/history-tradition-earth.htm http://zubova-poliana.narod.ru/history-dances.htm http://zubova-poliana.narod.ru/history-tradition-kids.htm http://www.saransk-online.info/culture/3/04.htm http://www.museum.ru/m1269 http://www.saransk-online.info/culture/6/06/ http://vartumashvili.livejournal.com/30810.html http://www.markagame.ru/forum/lofiversion/index.php/t133-50.html http://powerclip.ru/modules/myalbum/photo.php?lid=4446&cid=39 http://www.info-rm.com http://detsad114rzd.ru/publ/dialog_kultur/kultura_mordovskogo_naroda/prazdniki_mordvy/59-1-0-104 https://regionsar.ru/ru/node/741 http://paranormal-news.ru/news/mordovskaja_vladychica_vod_vedjava/2016-05-06-12175 http://nazaccent.ru/content/23324-kult-predkov-i-plodorodiya.html https://nazaccent.ru/content/23325-dela-semejnye.html



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

Внеклассное мероприятие по истории Мордовии

«Традиции мордовского народа»

Подготовила: учитель истории и обществознания

Короткова Ирина Викторовна

Содержание

стр

Введение

Обряды и обычаи мордовского народа

Свадьба

Родильные обряды мордвы

Крестины

Сезонные обряды мордвы

Вывод

Источники

Тема: Традиции мордовского народа

Целевая аудитория: 5-9 классы

Цель: повышение качества этнокультурного образования у обучающихся.

Задачи:  1. Воспитание активных, ответственных граждан, осознающих себя представителями своего народа, способных сохранять и развивать национальные традиции, язык, культуру, быть равными среди других культур и народов.

2. Формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения.

3.Активизация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в процессе применения информационных технологий.

Актуальность: Культура - важнейшая составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху, - в социальных отношениях, идейных взглядах, эстетических представлениях, нравственных понятиях. Вместе с тем культура хранит и национальные традиции, в ней наиболее полно отражается национальный характер и национальное самосознание народа. Мордовский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет мордовский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

2. Обряды и обычаи мордовского народа

Обычаи и обряды являются своего рода  хранителями  достижений прошлого. С их помощью народ воспроизводит себя, свою культуру и характер из поколения в поколение.

Обычаи и обряды составляют неотъемлемую часть народной культуры мордвы. Многие из существующих теперь обычаев и обрядов ведут свое происхождение с первобытных времен. Уже тогда у охотников и собирателей, целиком зависящих от природы, существовали обряды, связанные с подготовкой к охоте, началом сбора плодов, погребением умерших и т.д.

В. Ауновский выделял следующие обряды и праздники у мордвы:

  • свадебные обряды;
  • обряды, соблюдаемые за рождением детей;
  • похороны;
  • обряды при поминовении умерших;
  • народные праздники (Озим-пуря(моленье за уборку хлебов) 15 сентября, через неделю за Озим-пуря молян Кереметь, около Казанской справляют Калдаз-Озкс, Велима-бива  (мирское пиво);
  • поверья и приметы.

И.Н. Смирнов описывал культ предков, воззрения на смерть и погребальные обряды, религиозные верования и культ.

Большинство исследователей до недавнего времени разделяли обряды на две большие группы: календарные - связанные с трудовой деятельностью, и семейные:  свадебные, родильные, похоронные и поминальные.

В последние годы некоторые ученые стали подвергать сомнению подобную классификацию. Они мотивировали это тем, что термины «семейные», и «календарные» являются понятиями разного порядка и во многом перекрещиваются. Они предлагают разделить обрядность на «календарную» или «сезонную» и обрядность жизненного цикла.

3. Свадьба

Свадьба — одно из наиболее важных событий в жизни семьи. Традиционные обряды, приуроченные к разным ее этапам, должны были способствовать  её благополучному ходу, а также объявлять о событии односельчанам и родственникам. Свадебные обряды отличались большой сложностью и разнообразием, что определялось особенностями расселения, многообразием контактов отдельных групп этноса с соседями.

Мордовская свадьба – одно из самобытных явлений в жизни мордвы. Свадебные обряды, как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием.

Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома, перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха.

Формы брака у мордвы. Заключение браков традиционно являлось не столько делом молодых, сколько их родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки. По возрасту, невесты бывали иногда старше своих женихов. 

У мордвы были известны и браки уходом,  или самокрутки  (лисезь туема (э)., тума (м.), когда «девка убегала от отца и матери, выходила замуж ... и передавала своему мужу тайно от семейных всё своё имущество». Такие свадьбы устраивали из-за бедности жениха и его неспособности оплатить выкуп за невесту или из-за несогласия родителей женить парня на понравившейся ему девушке. Иногда такая свадьба происходила и с тайного согласия родителей, чтобы избежать лишних расходов на свадьбу — «... самоходка как женихову, так и невестину отцу становится по меньшей мере в пять раз дешевле против свадьбы, справляемой по всей форме». Но обычно, как бы ни были бедны родители молодых, они старались устраивать для своих детей полную свадьбу, которая по  своему составу представляет сложный ритуал, сюжет которой заключает в себе своеобразную борьбу между действующими лицами двух партий в свадьбе (сторонников жениха и сторонников невесты) и развивается, следовательно, в форме драматической коллизии. Мордовскую традиционную свадьбу можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имел строго очерченную композиционную завершенность, нередко сопровождаемую древнейшими формами символико-магических мотивов.

Свадьба состоит из следующих  действий-этапов :

1. сватовство (ладяма (м.), ладямо (э.);

2. приготовление к свадьбе (свадьбанъ аноклама (м.), свадьбань  анокстамо (э.);

3. свадьба в доме жениха  (свадьбась  церанъ  кудса (м.),  свадьбась  церантькудосо (э.);

4. свадьба в доме невесты (свадьбась стирень  кудса (м.),  свадьбась  тейтерень кудосо (э.);
5. приезд свадебного поезда к невесте (кудань сама-валгома (м.), валгомо (э.);
6. свадьба в доме жениха после венчания (свадьбась цёрань кудса (м.),  свадьбась цёранъ кудосо (э.), венцямда меле (м.),   енчамодо мейле (э.);
7. день потех или ряженых  (налхксема  ши (м.),  налксемань чи (э.).

4. Родильные обряды мордвы

Родильные обряды мордвы связаны  с рождением ребёнка.

Их исполнение способствует здоровью и благополучию матери и новорождённого, его удачам на протяжении всей жизни.

Наличие на лице пигментных пятен указывало на рождение сына; большой продолговатый живот, обращенный к  левой стороне, — девочки.

Во время родов женщине помогала повитуха (идень баба — мокшанское, бабушка — эрзянское). Это была, здоровая женщина, имевшая много детей и внуков, нередко свекровь. Дети, которых она принимала, называли её бабушкой, а она их — унокт (мокшанское «внуки»).

Для облегчения родов применяли магические приёмы: расплетали роженице волосы, расстёгивали одежду, открывали двери, замки, заставляли мужа 3 раза перешагивать через жену.

До настоящего времени сохранился обычай топить баню и мыть роженицу и ребёнка после родов.

Для предотвращения смерти детей существовали обряды, «вводившие в заблуждение нечистую силу»: ребёнка «продавали» первому встречному или нищему, затем мать выкупала его за 2—4 коп.

Если дети в семье часто умирали, считалось, что их отбирает Ведява. В этом случае совершали обряд под названием «воровать детей у Ведявы».

Ведява. Зачастую в преданиях, сказках, песнях, быличках эрзян и мокшан Ведява описывается как вредоносный, опасный, злобный дух, случайная встреча с которым сулит людям большие неприятности, а нередко - и скорую смерть. В этих рассказах властная покровительница воды выступает как неизбежная карающая сила или как злой дух, пророчащий смертным огромные несчастья. Согласно воле Ведявы умирают взрослые и дети, гибнет домашний скот, приходят в упадок домашнее хозяйство и лесные промыслы. Неотвратимые наказания мордовской водной владычицы распространялись на людей, нарушивших древние заповеди. Так, согласно традиционным религиозным представлениям мордвы и других поволжских финнов, людям запрещалось стирать в водоемах со стоячей водой (в озерах и прудах), рубить близко стоящие к водоемам деревья, допускать попадание грязи в священные источники и уличные колодцы. 

Среди мордвы ходили и другие поверья. Мол, Ведява может не только утопить человека, но и наслать на него тяжкие болезни, любой недуг… Или долгое время после свадьбы молодые не могли зачать дитя, и тогда бедные женщины шли на берега источников и совершали там таинственные моления, обращаясь к водной владычице с просьбами о ниспослании им «чадородия». 

На обеспечение богатой жизни был направлен обряд качания колыбели (лавсень нуряфтомс — мокшанское, лавсень нурсемс — эрзянское). Колыбель по обычаю делал дед по матери, а его жена пекла лепёшки и пироги.

5. Крестины

Самым торжественным обрядом были крестины (кстинат — мокшанское, эрзянское, лемдема — эрзянское). Как правило, крёстными были родственники: крёстная мать — крёстнай тядя (мокшанское), крёстной ава (эрзянское) и крёстный отец — крёстнай аля (мокшанское), крёстной тетя (эрзянское).

6. Сезонные обряды мордвы

Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами. Зародились и формировались в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ.

Праздники

Праздники совершались, прежде всего,  для того, чтобы повлиять на природу, обеспечить хороший урожай, приплод скота, достаток и благополучие  семьи.

Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование .

 Рождество (Роштувань куд) (Роштовань кудо)

В первый день Нового года совершали то, что должно было иметь воздействие  на весь последующий период: сытная еда с набором ритуальных блюд (каша, хлеб, пироги). Вера в магию первого дня проявлялась и в представлениях о том, что первый посетитель или первое встреченное в этот день лицо приносит счастье или несчастье.

Накануне Рождества проводили калядование, В этот день у мордовского народа назывался  калядань чи – день коляды. Он олицетворял рождение солнца, сулил изобилие в предстоящем году. Днем дети, а вечером молодые парни и девушки ходили по домам  и исполняли песни, в которых желали хозяевам благополучия и хорошего урожая Колядовщикам пекли специальные пирожки  калядань прякат с различной начинкой: картошкой, горохом, капустой, калиной.

Во время Рождества  пелись рождественские песни, в которых славили рождение Христа. Причем, если колядки исполнялись, как правило, в сенях или под окном, то рождественские песни – обязательно дома. Славильщикам давали деньги,  конфеты, а не пироги и хлеб, как накануне.

 

Масленица

Во время Масленицы молодежь катались на лошадях, пела, плясала. Молодые женщины, вышедшие замуж за последний год – одирьват угощали молодых парней блинами. За это парни катали их на салазках. Молодожены на Масленицу обязательно ходили к родственникам в гости, т.е. этот праздник  был своеобразным этапом приобщения вновь созданной семье к родственному коллективу.

 

Троица

Все жители села с  песнями под гармонь  ходили в лес за  ветками берез. В лесу пели песни, плясали. Зеленью и цветами во время  праздника украшали дома и  улицы. Девушки во время праздника ходили на гуляние в венках из листьев, цветов. Чем больше цветков, тем красивее венок. Центральным предметом Троицы была украшенная березка. По обычаю, на праздник срубали  молодые березки, девушки украшали  их  разноцветными ленточками, потом кидали  в реку. Если унесет течением - быть супружескому счастью.

 

Заключение

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ  в ряду других,  хранит человека от обезличивания,  позволяет ему ощутить  связь времен и поколений,  получить духовную поддержку  и жизненную опору.

Культура мордовского народа тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками.

Источники:

http://zubova-poliana.narod.ru/history-tradition-earth.htm 

http://zubova-poliana.narod.ru/history-dances.htm 

http://zubova-poliana.narod.ru/history-tradition-kids.htm 

http://www.saransk-online.info/culture/3/04.htm 

http://www.museum.ru/m1269 

http://www.saransk-online.info/culture/6/06/ 

http://vartumashvili.livejournal.com/30810.html 

http://www.markagame.ru/forum/lofiversion/index.php/t133-50.html 

http://powerclip.ru/modules/myalbum/photo.php?lid=4446&cid=39 

http://www.info-rm.com 

http://detsad114rzd.ru/publ/dialog_kultur/kultura_mordovskogo_naroda/prazdniki_mordvy/59-1-0-104 

https://regionsar.ru/ru/node/741 

http://paranormal-news.ru/news/mordovskaja_vladychica_vod_vedjava/2016-05-06-12175 

http://nazaccent.ru/content/23324-kult-predkov-i-plodorodiya.html

https://nazaccent.ru/content/23325-dela-semejnye.html

Литература

  1. Абрамов В.К. По следу времени. Саранск, 1991.
  2. Абрамов В.К. Мордвины: вчера и сегодня. Краткие очерки мордовской государственности и национального движения. Саранск, 2002.
  3. Вихляев В.И. Происхождение древнемордовской культуры. Саранск, 2000.
  4. Вопросы этнической истории мордовского народа. М., 1960.
  5. Воронин И.Д. Достопримечательности Мордовии. Природные, исторические, культурные. 2-е изд. Саранск, 1982.
  6. Жиганов М.Ф. Память веков. Саранск,1976.
  7. История Мордовской АССР. Т.1. Саранск, 1979.
  8. История Мордовской АССР. Учебное пособие. Саранск, 1984.
  9. История Мордовии с древнейших времен до середины XIX в. Саранск, 2001.
  10. Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск, 1989.
  11. Мокшин Н.Ф. Мордва глазами зарубежных и  российских  путешественников. Саранск, 1993.
  12. Мордва Историко-этнографические очерки. Саранск, 1981.
  13. Мордва. Историко-культурные очерки. Саранск, 1995. С.31-39.
  14. Заварюхин Н.В. Очерки истории Мордовского края периода феодализма Саранск, 1993. С. 12-14.
  15. Юрченков В.А. Взгляд со стороны. Саранск ,1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИКМК для 7 класса "Материальная и духовная культура мордовского народа в XVIII веке.

Материал посвящен изучению материальной и духовной культуре мордовского народа в 18 веке....

Тема мордовского народа в творчестве М.Горького

Урок внеклассного чтения в 7 классе....

1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства

Материалы для оформления стенда в кабинете истории...

Статья на тему "Традиции мордовского народа".

Материал о традициях и обычаях мордовского народа....

Ознакомление школьников с традициями мордовского народа

Народные традиции и обычаи мордовского народа были  тесно связаны сеё жизненым укладом....